Сигурду Оттовичу Шмидту. Открытое письмо

Валентин Стариков
СИГУРДУ ОТТОВИЧУ ШМИДТУ
(Открытое письмо)

Глубокоуважаемый Сигурд Оттович!
Мы, краеведы Клинского района Московской области, в своё время, прочитав в «Литературной газете» №33 за 2005 год так называемое  «Открытое письмо губернатору Московской области Б.В.Громову»,  были повергнуты в шоковое состояние.
Мы увидели там Ваше имя. И подумали,  что одним росчерком пера  уважаемый  в стране человек поставил на грань ликвидации всё многое, над чем  мы работали   в течение  тридцати лет – а именно   над созданием и развитием Музея Менделеева в Боблове.
Вы хорошо знаете, что музеи в нашей стране создаются почему-то не с федеральной инициативой и соответствующим финансированием – а, как правило,  при инициативе провинциальных энтузиастов и при соответствующем минимальном финансировании района.
И вот,  вместо того, чтобы привлечь внимание к Музею Д.И.Менделеева в Боблове с целью дальнейшей федеральной помощи, Вы, ни разу не поговорив, не посоветовавшись,    не встретившись с нами, поддавшись  на телефонные уговоры двух корыстных литературных авантюристов, отдали им на откуп свою подпись и свой авторитет.
Мы молчали до сих пор, рассчитывая, что вслед за этим «Письмом» последует где-либо в печати  разъяснение Вашей позиции, которое  убедило бы нас в правильности, обоснованности и в определённой убеждённости Ваших действий.
Ведь чтобы выступить  с  заявлением, унижающим и  порочащим имя великого Менделеева и людей, пропагандирующих это имя,  - нужно основываться   на какой-то жизненной позиции, на убедительных фактах.
Вы помните, как это сделал  в своё время Менделеев – фактами, подкреплёнными материалами его  европейских друзей-учёных,  доказал единство  материи Вселенной.
Своей подписью Вы поставили в неудобное положение губернатора Московской области – Бориса Всеволодовича Громова, которому, как мальчишке, участники Вашей пёстрой группы подписантов  диктуют собственные планы действий.
Этим «Письмом» Ваша группа нанесла  оскорбление нам,  клинским краеведам и памяти Д.И.Менделеева.
К большому сожалению, мы, анализируя все средства массовой информации, так и не нашли,   так и не увидели  чего-либо, исходящего от Вас, где Вы привели бы какие-нибудь логические  выводы и мысли.
Остаётся  одно – что Вас, так же, как и главного редактора «Литературной газеты» Ю.М.Полякова, так же, как и некоторых других «подписантов» этого «Письма», телефонным ручательством, в корпоративном договорном порядке, подставили  недобросовестные люди, спрятавшиеся внутри списка, - люди, злобствующие против клинского краеведения, 
готовые ради какой-то своей корысти  внести смуту  в  музееведение Московской области.
То есть Вас использовали  в неблаговидных целях, что наносит тень на Ваше доброе имя.
Мы напоминаем, что речь  идёт о шизофренической идее …. присоединения историко-естественно-научного Музея-усадьбы Д.И.Менделеева «Боблово» в Клинском районе Московской области к… литературному  музею  А.А.Блока «Шахматово» в Солнечногорском районе.
Возможно ли это – ни разу не встретившись с клинскими краеведами, не вникнув в проблемы, стоящие перед краеведами Клинского края, так просто рекомендовать  областным и клинским районным властям определённые действия, дискредитирующие имя Д.И.Менделеева?
Требования к Б.В.Громову в «Письме», могут повергнуть в шоковое состояние любого культурного и образованного человека.
Ведь присоединить Опытное поле, на котором Дмитрий Иванович Менделеев впервые в России проводил сельскохозяйственные опыты Вольного экономического общества с минеральными химическими  удобрениями, - к литературному  музею, находящемуся в другом районе Подмосковья,  - признайтесь - для этого нужна  нечеловеческая фантазия, которая может привести автора   на Канатчикову дачу, сиречь в больницу Кащенко!
Другого сказать здесь невозможно.
Мы понимаем, что в наше время ходит такая традиция – вкрадчиво подбираться к известным людям с  настойчивой и лукавой просьбой о «телефонно-позвоночной подписи» под всякими посланиями и «открытыми письмами».
Но мы, всегда уважавшие Вас как учёного,  -  которого мы знали как защитника истории России, провинциального краеведения и музейной работы, воспитателя поколений молодых  историков, в распоряжении которого все звания, которые только можно собрать в  гуманитарно-исторической науке на просторах России, -- не могли ожидать такого, что Ваше имя будет служить недобросовестным  людям и   неблаговидным   целям.
Конечно, мы понимаем, что на Открытые письма обычно никто  не отвечает. Но мы ещё надеемся, что Вы найдёте в себе моральные силы отказаться от своей случайной подписи в том провокационном «Письме» и проникнитесь действительной заботой о проблемах провинциального краеведения.
С уважением -
Валентин  Иванович Стариков,
краевед, журналист.