Эксперимент гл. 5

Татьяна Юношева
- Виктор, ты спишь?- Хуан тихонечко дотронулся до плеча.
- Не спится, просто отдыхаю.
- У меня появилась чудесная идея: написать репортаж с условным или реальным названием «Один день провинциального городка». Как?
Виктор неопределенно пожал плечами.
- Нет, нет,- продолжал Хуан,- в этом что-то есть. Описать подробней, как протекает день, как ведут себя люди: чем торгуют, что чаще покупают, на какое время приходится пик всего этого.
- Ты думаешь, это кого-то заинтересует?
- Ты всегда был скептиком. Знаешь, сколько у нас живет русских? Нет? Я тоже не знаю, но они есть. Постараюсь для них.
- Удачи тебе!
- Не язви, лучше поддержи друга. Быстренько вставай, мы прямо сейчас пойдем собирать материал.
Виктор закрыл руками уши.
- Не хочу тебя слушать. Все, я сплю.
Хуан тряхнул его за плечо.
- Успеешь выспаться, целый день впереди. Как друга прошу. Обещаю несколько фотографий на фоне русской экзотики.
- О, нет, только не это. Благодаря твоим стараниям их итак некуда будет девать.
- Виктор!- Хуан протягивал туфли.
Виктор встал.
- Ладно, я пойду с тобой. Но обещай, что в самолете ты удалишься от меня на максимальное расстояние. Я от тебя устал.

Хуан остановился у прилавка, на котором были разложены яркие безделушки. Виктор огляделся вокруг. Пестрая толпа, суетная, как везде. Его взгляд привлекла женщина. Она шла, не торопясь, и улыбалась. Ее толкали, обгоняли, а она не замечала толпы. Скорее всего, ее не было сейчас здесь. Где-то далеко-далеко витали мысли, переполнявшие ее радостью. Вот она вернулась в реальность, бросила вокруг настороженный взгляд, как бы боясь, что кто-то заметит ее блуждающую улыбку. Плотнее прижала к себе букет красных роз, оберегая от толчеи. Это длилось секунду, и вновь она отдалась во власть ведомой лишь ей радости.
У Виктора мелькнула мысль, что не часто встретишь по-настоящему счастливых людей. В основном, это молодые люди, у которых появился шанс обрести любовь, особенно если ее долго добивались. А что могло случиться у нее? Это счастье на лице, эта безмятежная улыбка! Вот женщина в очередной раз из страны грез опустилась на землю. И встретилась взглядом с Виктором.
Она еще не полностью вернулась из своего мира, поэтому застыла с полуулыбкой на лице. Постепенно улыбка сползла, лицо вытянулось, из разжавшихся рук выпал букет. На него тут же наступили, женщину толкнули, но она словно окаменела: не двигалась с места и не спускала с Виктора взгляд. Он тоже застыл, пораженный реакцией незнакомки. Он физически ощутил, как менялся ее взгляд: мечтательный – неверящий – удивленный, а теперь – испуганный. Это было что-то из области абсурда: в чужой стране, в незнакомом городе среди бурлящей и равнодушной толпы увидеть обращенный на тебя испуганный взгляд отрешенной от мира женщины.
Она очнулась первой, поспешно отвела глаза и посмотрела вниз. Не обнаружив букета, оглянулась вокруг. Он лежал в стороне, смятый, истоптанный. На лице женщины появилась растерянность. Она вновь глянула на Виктора, и он увидел в ее глазах сожаление. Через мгновение женщина вдруг улыбнулась, открыто, дружелюбно и в знак приветствия кивнула.
Виктор чувствовал себя последним болваном, но не знал, как себя вести. Он изобразил подобие улыбки и шагнул к ней.
- Отойдите в сторону, вас тут толкают.
Конечно, она ничего не поняла. Он поднял цветы. Да, испорчены безнадежно. А такие красивые! Бросить обратно не решился и вертел в руках, не зная, что делать. Женщина посмотрела на букет и что-то сказала.
- Давайте отойдем.- Виктор слегка тронул ее за локоть, приглашая за собой.
Они остановились возле стены. У прилавка все еще толкался Хуан с фотоаппаратом.
Виктор позвал.
- Хуан, иди сюда.
Хуан повернулся к ним. Его бровь едва заметно дернулась, когда он увидел Виктора, стоявшего рядом с незнакомкой под руку. Он перевел взгляд на букет, долго рассматривал его и, наконец, обращаясь к Виктору, выдавил:
- Это тебе?
Виктор покачал головой и глянул на женщину, как бы ищи поддержки.
- Вы кто?- спросил Хуан.
- Мария.- она взяла букет из рук Виктора, сказала тихо:- Извините.
И медленно пошла прочь.
Хуан и Виктор некоторое время с открытыми ртами смотрели ей в след. Потом переглянулись и снова уставились в толпу. В это время Мария оглянулась
- Сенсация,- произнес Хуан.- И хотя я ничего не понял, но обязан сфотографировать этот букет.
 И он побежал к Марии.
- Минуточку, не уходите. Я плохо говорю по-русски, но давайте как-нибудь…
Он замолчал, увидев, что Мария едва сдерживает слезы.
- Что с ней?- спросил он у подошедшего Виктора.
- Может, она расстроилась из-за цветов?
Хуан, как мог, перевел Марии это предположение. Она ответила, не поднимая глаз.
- Виктор, она говорит, что этот букет предназначался сегодня вечером для тебя. Слушай, а она не того…
 Виктор мгновение смотрел на Марию. Подошел совсем близко, взял букет из ее рук.
- Спасибо. Я видел, какие они были красивые, не надо расстраиваться.- Он выбрал наиболее уцелевшую розу и вставил в кармашек рубашки.- Смотрите, как красиво. А с этим,- Виктор указал на букет,- ничего не поделаешь.- он положил его у стоявшего рядом киоска.- Вот так.
Мария глянула на розу, потом подняла взгляд. Она смотрела Виктору прямо в глаза, серьезно и изучающе. Виктор почувствовал, как в нутрии у него словно что-то закипает, обдавая то жаром, то холодом. Мария шагнула к нему и на виду у всех обняла. Потом отстранилась, осторожно поцеловала в щеку. Легким движением, то ли вытирая помаду, то ли поглаживая, провела рукой по его щеке и засмеялась:
-Вот так!
Развернулась и быстро пошла сквозь толпу.
Хуан, ничего не понимая, хлопал глазами. Наконец дернул Виктора за руку, сказал нерешительно:
- Пойдем дальше…
- Куда?- Виктор все еще глядел поверх голов.
- Собирать…- Хуан чуть не под нос сунул Виктору фотоаппарат.
 Тот покачал головой.
- Хватит с меня твоих провинциальных историй.- он выдернул розу, хотел бросить, но передумал.- Пойдем назад.
И решительно зашагал к гостинице.
- Виктор, ты из-за этого расстроился?- Хуан показал куда-то через голову.- Какая-то странная, мягко говоря, женщина со странными букетами…- Он чуть не налетел на внезапно остановившегося Виктора.- Да что с тобой?
Виктор улыбался.
- Я передумал. Пошли назад, туда,- он показал в противоположную от гостиницы сторону.
- Зачем?
- Ты будешь собирать материал.
- А ты?
- Срывать розы…


Мария быстро уходила от места встречи с Виктором. Она испытывала ничего, просто рвалась вперед на дрожащих ногах. Как она осмелилась так поступить? Заглянув очень глубоко в его глаза, она увидела в них СВОЕГО Виктора. Не чужого, которого боялась не узнать. Своего. Единственного. Таким видела в мечтах. Таким любила.
Мария остановилась. На концерт идти не стоит. На сцене он будет действительно чужой. Чтобы не передумать, Мария быстро достала из кошелька билет и, смяв, бросила. Тут же пожалела. Концерт- шанс еще раз увидеть любимое лицо. Смотреть, не отводя взгляда, запомнить каждую черточку. Впрочем, увидеть его можно и так. Он где-то там, среди толпы. Найти, чтоб не заметил и… Что? Надо успокоиться, хорошо подумать…
Мария подняла билет, бережно расправила и двинулась в сторону рыночной площади. Она шла так, словно знала, куда именно надо направляться. И почти сразу увидела их.
Хуан что-то говорил, показывая в сторону витрины универмага. Виктор кивал, рассеяно обводя взглядом толпу. На его губах появилась мечтательная улыбка. Тут же он тряхнул головой, словно сбрасывая наваждение. И встретился взглядом с Марией.
Оба замерли. Ах, как хорошо она умела читать в этих глазах! Вот промелькнула радость, затем - сомнение. Появилась обреченность, потом – решимость и покорность – чему? Виктор нерешительно улыбнулся и, как недавно она, кивнул. Получился, скорее, полукивок, и он замер в ожидании.
 Мария махнула рукой на все приличия. Она просто подошла и сказала с уже знакомой ему улыбкой:
- Здравствуйте.
Взяла из его рук розу и вставила на прежнее место в кармашек.
- Надолго в наши края?
Виктор дернул за рукав Хуана.
- Эй, переводчик…
На лице Хуана ничего не отразилось, только появилась вежливо-холодная улыбка.
- Эта дама преследует нас?
- Я спрашиваю, вы надолго в наши края?- Мария уже поняла всю абсурдность вопроса.
- Виктор, она интересуется, вдумайся: как долго мы пробудем в их расчудесном городе?
- Мы уезжаем завтра. Насовсем.- Зачем-то добавил Виктор. Ему вдруг захотелось увидеть в глазах Марии сожаление. Но она приветливо улыбалась.
- Домой - это хорошо. Желаю вам всего доброго: творческих успехов, удач, любви. Счастливого пути и до свидания.
Так же, улыбаясь, протянула руку Хуану. Тот осторожно, но галантно, пожал ее, слегка расшаркавшись. Потом она повернулась к Виктору. И тут он вновь ощутил прежнее волнение, когда увидел ее глаза.
- До свидания.- Она не сразу отпустила его руку, слегка погладив ее.- Я пошла.
И удалилась.
- Знаешь что, друг,- Хуан стал укладывать фотоаппарат в футляр.- Пойдем отдыхать. Здесь совершенно невозможно работать. Или ты хочешь, чтобы она еще раз вернулась?
- Не вернется.
- По логике, не должна. Но, я думаю, у нее нет логики. Чего привязалась? Если она твоя поклонница, пусть бросается на шею, льет восторженные слезы или стыдливо улыбается, как делают нормальные люди в такой ситуации. А она меня пугает. Является, как приведение. Только отвернусь - бах, она уже рядом. Так и кружит вокруг нас. Хищница! Зря улыбаешься.
- Оратор! Тобой можно залюбоваться в такие моменты. Да вы просто завидуете, спецкор.
- Ха-ха!
- Да-да!
- Ну, если только самую малость. Одно дело отбивать открытые атаки, другое - испытывать небольшой шок. А она это умеет делать, стреляя своими прекрасными глазами. Так ты идешь?
- А, может, она действительно вернется. Подождем?
Хуан стал деловито доставать фотоаппарат.