Голубой Дунай

Лидия Вакина
 
               Назойливая реклама пива, разрешенная еще пару лет тому назад, сделала свое дело. Пиво пьет большинство нашего населения от мала до велика. Даже те, кто понимает, что качество современного пива оставляет желать лучшего.

               Мне вспоминается другое пиво, которое варила на праздники моя бабушка. Оно славилось своим вкусом на всю округу. Праздники были не частыми, и одним  из них был приезд дочерей в отпуск с семьями. В честь приезжающих зятьев и варилось это пиво. Рецепт теперь уже узнать в деталях практически невозможно. Но какие-то подробности мне запомнились. Бабушка намывала и отваривала красную свеклу, резала ее ломтиками и ставила на подстилке из ржаной соломы в «вольную» русскую печь. Свекла там слегка подвяливалась и являлась основой для приготовления пива. Пиво получалось темным, выходившимся в подвале. Наливалось в голубой кувшин и ставилось посреди стола. Зятья этот кувшин прозвали «Голубой Дунай», надо думать по  названию популярного в те годы произведения композитора-песенника В.Соловьева – Седова.

             Женская часть наших родных спиртное не воспринимала, но пиво пили даже они, неизменно нахваливая его вкус и качество. А вот перестоявшееся пиво приобретало, видимо, уже другие свойства. Если сказать по - скандинавски, то звучит вполне элегантно - эль. А русский эль- это , как известно, брага. И тут появлялись, как бы невзначай, отцовы друзья-приятели, заводили разговоры о рыбалке, покосе и, подначивая отца, интересовались:
- « Что же это теща нынче к приезду гостей и пива не сварила»?
Отец спрашивал у бабушки разрешения и зачерпывал большой эмалированный ковш для угощения почитателей свекольного напитка. «Голубой Дунай» почему-то не выставлялся.

               Ну а для нас, малявок, «Голубой Дунай» тоже дарил свои радости. Когда бельевые корзины собранной морошки превращались в варенье ,и его уже не во что было разливать, в ход шла вся свободная посуда, и «Голубой Дунай» заполнялся вареньем. Его снова выставляли на стол, и мы делали себе импровизированные пирожные, намазывая варенье на булку и запивая все это молоком. Вкуснота!

    Память избирательна и хранит только светлые и добрые события из жизни близких. Теперь «Голубой Дунай» дарит нам тепло воспоминаний. Как знать, может быть и мои какие-то традиции и труды для своих и Богом данных детей и внуков не останутся незамеченными и, спустя годы, будут согревать их сердца, и им захочется когда-нибудь с благодарностью вспомнить наши встречи, наши праздники, если Бог даст,  то и мои рассказы. Мне бы этого очень хотелось.
               


Январь 2010 г.
фото из интернета