Там... продолжение

Григорий Левицкий
                Жана Александровича Мельникова,я помню ещё совсем молодым по спектаклям,которые изредка,ещё школьником видел в театре и,чаще,по телевизору.Он представляется мне артистом,да и человеком,необыкновенным.
В те времена,о которых вспоминаю,я никогда не видел его,даже,выпившим.Хотя слухи
 о его привычках и  умении «расслабиться»выходили и за пределы театра.Но на работе он был всегда трезвым. Собранный, подтянутый,но весёлый,улыбчивый,очень артистичный,иногда клоун да и только,но больше по-настоящему сценичен.Он был тогда комсоргом театра,это было его партийное поручение – остаться в комсомоле в его 34тогда года,возглавляя комсомольскую организацию. Я встал на комсомольский учёт в театре и уже вскоре был заместителем комсорга,возможно, таким образом была отмечена моя серьёзость и любовь к театру(«Григорий, - ты же не просто работаешь, ты,ведь – «театральный»!)
«Театральный» - высокая похвала и я,пожалуй, «купился»на это,облегчив тем самым участь какого-то другого комсомольца – актёра, более занятого,семейного.
Но вернусь к Мельникову Жану Александровичу,Засл.арт.УССР  уже в товремя и сегодня,если не ошибаюсь – Народному.
                У Мельникова было много ролей,работа на телевидении и он ,казалось, всё успевал.Как-то в разговоре Козлов напомнил мне о фильме «Вдали от Родины»,снятом на Киевской киностудии в 1960 году,где Мельников играл не большую,но запоминающуюся роль:молоденький немецкий солдат плачет - его отправляют на восточный фронт и главный герой ,немецкий офицер(ну,конечно,он же - советский разведчик!) берёт его к себе денщиком.Главную роль играл очень популярный тогда(«Екатерина Воронина»,»Хождение по мукам»,»Евгений Онегин» и др.), уже совсем забытый сегодня, красавчик Вадим Медведев(1929 – 1988).Я помнил этот эпизод из фильма,который,как и все мальчишки тогда (мне было 11 лет)несколько раз смотрел,но не знал,что это был Мельников.
                Жан Александрович иногда ездил на кинопробы и,казалось, возвращался ни с чем.Только лет семь назад я видел по украинскому телевидению какой-то фильм,где играл Мельников.А вначале 80-х годов,находясь в командировке в Киеве,я увидел жуткую картину в подземном переходе под самим Крещатиком:два неизвестных мне человека вели под руки самого Ж.А. с опущенной головой,плотно прикрытыми глазами,машинально переставляющего ноги…Спустя добрый десяток лет после моей «службы» в театре,я увидел такое явление впервые…Возможно,очередная кинопроба и неудачная?..
                Об этом хорошем артисте хочется вспоминать ещё и ещё.Вот маленькая история о комической природе его таланта,актёрской находчивости и выдумке. «17 мгновений весны» - это не только нашумевший в 70-е годы телефильм.В театре года на 2-3 раньше поставили спектакль с тем же названием.Это была,конечно,жалкая тень любимого народом фильма.  Много времени прошло с тех пор,уже трудно припомнить,то ли Мельников изначально был назначен на эту эпизодическую роль,то ли – и скорее всего – был по случаю введен на этот вечер.Мне кажется, я не видел его в этой роли на репетициях.Короче,все,конечно ,помнят чемодан с рацией,на котором были отпечатки пальцев Штирлица.Так вот,на допросе Мельниковского героя,проводимого самим Мюллером – солдатика,видевшего Штирлица с чемоданом,артист появляется на сцене с ушами,смешно торчащими из под пилотки.Арт.А.Красноплахтич – Мюллер этого не ожидал!С трудом подавляя одолевающий его смех,проговорив аторскую реплику,он добавил уже вслед уходящему Мельникову:»И заправьте,пожалуйста, Ваши уши!»Зрительный зал разразися восторженным смехом и громом аплодисментов,очевидно не подозревая,что находка артиста родилась только что.Кажется,всё-таки была у Мельникова какая-то неприятность по этому поводу,честно говоря,не очень чётко помню,но представляю себе,чтобы могло быть,если бы на этот вечер пришлась  очередь играть Мюллера  Евгению Ивановичу Зубовскому,также исполняющему эту роль.Или Мельников не отважился бы на дерзость по отношению к главному режиссёру?
                Засл.артист УССР Е.И. Зубовский,несмотря на невысокий рост,также,как и многие актёры,обладал весьма впечатляющей внешностью,глубоким,выразительным,но не громким голосом,хорошей актёрской техникой.Главным режиссёром,на то время, он стал недавно,полагаю,окончив режиссёрские курсы.Большинство коллектива было,кажется в оппозции к нему.Недолюбливали и его жену,кукольную блондинку и посредственную актрису.
                Правда ли,чтоЗубовский играл в оккупированной Белоруссии в театре,вновь открытом немецкими захватчиками,где известные советские пьесы,якобы, перекраивались таким образом,что побеждали белогврдейцы в 20-х годах или немцы в описываемое время? И,что,когда крах фашистов стал очевидным,он с помощью первой жены попал в партизанский отряд,тем самым реабилитировав себя после службы у немцев? Чёткого, проверенного ответа на эти вопросы у меня нет.Я только повторил сейчас то,что слышал в своё время…Информация любопытная – верить не хотелось бы.
В 1971 году Зубовский был награждён орденом Трудового Красного Знамени.По коллективу театра прошёл ропот недоумения.Вот,я думаю сейчас,если Е.И. не был репрессирован,то,может быть,выполнял задание?
                Зубовский снимался в детском фильме «Рыжик»,где играл бандита,используещего детей в воровских целях.А в 1970 году ездил в Киев на съёмки телефильма «Мир хижинам…»,где играл украинского националиста Симона Петлюру.Это совпадало по времени с исполнением роли Мюллера( «17 мгновений…» )  у нас в театре.В обиход вошла шутка:Е.И.за глаза, иногда, называли  «Петлюллер».
Зубовский редко  «выходил из себя», иронически обращаясь к кому-либо,говорил :
«миленькай» сделай то-то и то-то .
                Пожалуй,чаще всего ,вспоминается мне случай,как пом.режиссёра Жора Писарев «показывает»,пародирует манеры Зубовского,что в актёрской,между прочим, среде было принято и, говорили, Е.И. знал и относился к этому нормально. У Жоры что-то не выходило с артистической карьерой,он играл мало и редко и,видимо, поэтому  согласился за ту же минимальную актёрскую ставку - 75 рублей   работать на нетворческой должности помрежа.в его обязанности входило:следить за своевременным открыванием и закрытием занавеса, сменой декораций и мебели и,наконец, давать вовремя звонки  и по рации напоминать актёрам о выходе на сцену в ближайшие минуты.Работа,надо сказать,нервная,
напряжённая,требующая большого внимания и сосредоточенности.Нельзя было допускать  «лажи».
                Первое время,наверное месяца два, «лажи» выходили у меня,как у мебельщика,одна за другой.До сих пор не понимаю,как меня тогда не выгнали и,
даже,приняли назад,когда я через полгода работы,после первых гастролей,уволился
и,примерно через месяц,вернулся на прежнее место работы.Случайно оказавшись во дворе около театра,я столкнулся с Герегеем., спросив меня,работаю ли я,он предложил мне вернуться.