ИУДА-ПРАВЕДНИК
(Размышлизм после прочтения романа Валерия Иванова «Грааль Иуды»)
О предательстве Иуды Искариота написаны тома. Его оправдывают, его клеймят уже на протяжении 2 000 лет– отчего бы? Очевидно, в нашем сознании гвоздем засела мысль – иудин грех – самый страшный, самый тяжкий. Предал Сына Божия за 30 серебреников – не хухры-мухры. На осину его! Да вот беда – не растут осины под Иерусалимом.
Мы все судим Иуду с нашей, христианской, европейской точки зрения. Но какое право имеем мы, чужеземцы, судить человека за деяние, совершенное им в его стране?
Иуда – иудаизм… Отчего бы не изменить на время ракурс, и не взглянуть на ситуацию глазами его собственного народа. Глазами Иуды Искариота и его соотечественников, менталитет которых в нем, благодаря имени, воплотился весьма ярко. Спросите-ка правоверного иудея, что он думает о предательстве Иуды? Ответ будет:
- Иуда предал отступника от Моисеева закона в руки его истинных ревнителей. Иуда совершил праведное дело.
Еврейский народ изначально – народ Закона. И преступлением – грехом – для еврея является только преступление одной из десяти заповедей Моисеевых. Но Иуда заповедей не преступал! О предательстве у Моисея нет ни слова. Есть зато о почитании Божьего закона и его представителей – священников-левитов. Это есть.
Предательство же для иудея – доблестно и свято, если совершено во имя Яхве и интересов еврейства. Ветхий завет кишит историями предательства – и все они не осуждаемы и презираемы, как у прочих народов, но - священны. Есть даже специальный День предателя – Йом-кипур, праздник отречения от обязательств. Отметивший этот праздник иудей получает индульгенцию на предательство на весь год, и может нарушать любые данные им обязательства, как денежные, так и моральные – до следующего Йом-кипура.
Итак, с «предал» разобрались. Едем дальше - «сына Божия». Сам Иисус таким эпитетом себя ни разу не величал. Напротив, он называл себя «сыном человеческим». Для Иуды Искариота Иисус Назареянин был не Бог и не Сын Божий, а «равви» - учитель. Учитель чего? Учитель Закона Моисеева, его толкователь, раввин. В какой-то момент Иуда по какой-то причине счел толкование своего равви неправильным – и предал его в руки правильных толкователей - Кайафы и иже с ним. Счел, кстати, совершенно справедливо – ибо учение Христа подрывало самые основы ветхозаветного иудаизма.
Остается вопрос – почему так мало дали? Так ведь Иисус не был подпольщиком, он открыто проповедовал перед тысячными толпами, так что выследить и взять его без шума при желании власти могли в любой момент. 30 шекелей – плата не столько за пользу, сколько за усердие. Все-таки апостол, сам пришел. Пусть берет, и всем расскажет – мы не жадные. Стоимость небольшого клочка земли, или одного раба.
Что касается самоубийства Иуды – о нем упомянуто только у Матфея. И то, скорее всего, имеет место позднейшая христианская вставка. Дескать, раскаялся во грехе.
Не было греха. И осины не было. Согласно Деяниям апостолов, Иуда на 30 шекелей купил участок земли и развел на ней виноградник. И это намного больше похоже на истину. Каково было его вино на вкус? Бог весть. Может быть, сродни кагору?
А землю Иудину позже нарекли Землей крови. По-еврейски – Алкедама.