Ралли Чарын 2010

Шестакова Евгения
Ралли Чарын уникален тем, что сколько бы машин не стартовало – финиширует всегда одиннадцать. Не больше, не меньше. Так и случилось в этом году. 7-8 августа в районе Чарынского каньона и Ясеневой рощи проходила четвертая, а фактически третья гонка сезона 2010 года. Примерно в эти же даты казахстанское ралли отмечало пять лет со дня своего возрождения в нашей Республике. Ралли возродилось с гонки на Капчагае, которая чуть позже стала называться Ралли Семиречье. В этом году этот этап будет завершающим в нашем чемпионате.

Открытие ралли Чарын было 1 августа на площади Астана в городе Алматы. Организаторы превратили открытие в настоящий праздник. Прошел не  только СУ «Площадь», но и выступали каскадеры. С них то все и началось. Семейная чета Тарабанько порадовали зрителей многочисленными, и очень красочными  трюками, которые они выполняли не только на подготовленных к трюкам машинах, но и на раллийных, совсем для этого не предназначенных. Гоняли дочь и сын прославленного каскадера нашей Республики Василия Тарабанько, который на этот раз выступал в роли грамотного комментатора всего происходящего.

Каскадеры откатали – пришла пора соревноваться механикам. Спору нет, что от пилота в классическом ралли зависит многое, но если механики будут неграмотными и неумелыми, даже чемпионский автомобиль далеко по трассе не уедет. Грамотной и слаженной работой механиков отличается команда ArtMSport, в которой катается действующий Чемпион Антон Ли. Когда оказываешься в их тех парке, и машина заезжает на короткий сервис,  то создается ощущение полного присутствия на мировом Чемпионате. Механики похожи на умных роботов, настолько четко  безупречно проходит процедура сервиса. Причем нет разницы, обслуживают ли они машину Антона Ли, или других пилотов этой команды.
Наверное, поэтому команда и выигрывает два последних этапа по классическому ралли.

На площади механики соревновались в скорости замены четыре колес на боевых «болидах». Победили Евгений Бедарев и Андрей Пиманкин из ArtMSport. 2 минуты и 14 секунд – очень хороший результат. Жаль, что когда гонщики пробивают колеса на трассе, они со штурманом тратят гораздо больше времени на замену колеса – от 5 до 10 минут. Машина может на мягком грунте упасть с домкрата, может не вытаскиваться запаска, может… Да много чего может случиться при казалось бы банальной процедуре.

И вот – механики освобождают Площадь и начинается сама процедура открытия этапа ралли. Машины традиционно заезжают на стартовый подиум, их подробно представляют зрителям и экипажи сразу же уезжают на старт асфальтового СУ. Сразу хочется сказать, что результаты этого СУ не шли в общий зачет гонки, но гонщики бились, как на настоящем допе. Заявилось на гонку 18 экипажей, но на площади блистало на одну машину меньше. Арман Смаилов со своим бессменным штурманом россиянином Андреем Русовым находился на ралли в Финляндии.
Да, Арман в Финляндии откатал очень хорошо ( за рубежом он всегда финиширует), а вот на Чарыне его преследовали технические поломки и можно было понять досаду, и плохое настроение Армана.

Асфальтовый доп, вопреки ожиданиям, получился очень зрелищным. Наши зрители любят прыжки – вот прыжков с трамплина с искрами после приземления было предостаточно, как и высоких скоростей. Плюс змейки и различные замысловатые фигуры, которые обычно выполняют участники соревнований по скоростному фигурному вождению. Такие соревнования организовывает Владимир Бородин. В Алматы планируется провести фигурку в октябре.
На асфальте полноприводные машины по времени сделали переднеприводные, хотя в прошлом году было наоборот. Лучшее время показал экипаж Евгения Сапогова. Его время 1 минута 5 секунд, и лишь на 2 секунды от него отстал Александр Валитов.
На площади свершилось то, что мы ждали с начала сезона. В гонки вернулся харизматичный и быстрый пилот Дмитрий Плясов. Дмитрий – Чемпион прошлого года в классе РК 11, на старт он вывел новый бело-черный праворульный «болид» - Honda Civic. Дмитрий показал, как ездят чемпионы – от Валитова его отделяла секунда, и на эту же секунду он опередил Сергея Михеева, выступающего так же на Honda.
Чемпион 2009 Антон Ли на асфальтовом СУ был лишь пятым.

В нашем Чемпионате среди штурманов стало на одну девушку больше. Яна Сучкова, которая раньше была секретарем ралли – села в кресло второго пилота в белую 8-ку  рядом с Даулетом Оразалиевым. Теперь девушек – штурманов у нас целых две. Антон Ли опять выступал  с новым штурманом Казановским Алексеем, и на этот раз после гонки никто не мог сказать, что стабильно Антон выступает только с россиянином Кривоспицким.
 
Обычно гонщики – раллисты люди достаточно дисциплинированные, и удаления за нарушения правил бывают очень редкими. Исключение составляет экипаж Владимира Родостовца. Пилот едет очень быстро, порой на грани фола, выигрывает допы, но у экипажа нет слаженности, и они полной горстью получают штрафные минуты,  и еще кучу других штрафов, отбрасывающих экипаж далеко назад.

Вот и на ралли Чарын сначала экипаж сняли с соревнований на площади, за нарушения правил, затем на самом ралли экипаж стал лидером первого дня соревнований. Но на  первом СУ второго дня  под названием  Чарын, на прямой, идущей к спуску к Долине Замков, на трамплине из-за высокой скорости и ошибки, экипаж разбивает свою машину. На этом месте почти каждый год бьются пилоты - Дмитрий Курочкин, Владислав Ганецкий и Андрей Бурмистенко.
Некоторое время спустя, разбился на этом же месте еще один экипаж – Валитова – Рублева. Достаточно опытный пилот отвлекся   на перевернутую машину и совершил другой кульбит – перевернулся боком через крышу.

Евгению Сапогову, едущему на втором дне соревнований по системе супер ралли ошибочно показывают табличку с сигналом SOS, и из-за этого у судий и гонщиков возникает много недопониманий и спорных моментов.
Окончательные результаты ралли ждали очень долго, были споры, были протесты, многие пилоты ожидали вообще снятия всего СУ Чарын, но, как оказалось, объективных причин для этого не было.

После выступления на площади, в начале следующей недели почти все команды отправились в лагерь, который был расположен на берегу реки Чарын в Ясеневой роще. Экипажи ждали обычные процедуры – пропись СУ, тестовые заезды, тех проверки и другие формальности, так необходимые для нормального течения всей гонки.

Суббота. Первый день ралли Чарын. И тут погода приготовила всем настоящий сюрприз. Вместо сорока градусной жары, палящего солнца, под которым машины  в предыдущие годы грелись так, что почти все гонщики приезжали со стрелкой температуры  в красной зоне, мы получили дождливое, холодное, ветреное утро.
Было впечатление, что внезапно наступил октябрь. Но гонщикам было хорошо – салоны машин не превратились в финские сауны, хотя дождь и внес свою лепту в пилотирование.

В этом году порядок спец участков изменился. Некоторые существенно удлинились, с других были убраны невыразительные прямики, добавились новые СУ. Если раньше самый удобный для зрителей Танкодром открывал и закрывал ралли, то в этом году Танкодром только открывал гонку. Это СУ длиной 8, 94 км.
Пыли из-за дождя стало значительно меньше, но в некоторых поворотах в середине СУ уже начали буксовать моноприводы. Дальше, таких участков с пухляком будет все больше и больше. И на них «задыхались» даже мощные машины класса N 4.
Появилось два новых СУ, один из которых был назван в честь спонсоров гонки, компании Plaza. Прошлогодние СУ второго дня, на этот раз стали допами первого. Гонщиков явно не ожидала скучная, заученная трасса. Почти неизменным остался лишь СУ «Чарын» - 25, 23 км. Про этот доп Дмитрий Плясов сказал, что он может на нем ехать с закрытыми глазами.

Как сказали гонщики и на пресс конференции, и при личных беседах – трасса ралли Чарын – это больше ралли рейдовая трасса. Раллийным машинам на ней трудно, особенно моноприводным. Даже сами организаторы этого не отрицают. Трассы в Казахстане разные, но все интересные.

Вот на ней и отличился экипаж раллирейдовцев – Дмитрий Филонец, Александр Мороз. Экипаж выступал на новом Нисане Падфайндере.
Там, где на СУ были прямики – раллисты привозили «нулю» до минуты. Там же, где СУ изобиловали пухляками и s-ками – Филонец и Мороз отставали на пару секунд.
Если бы этот экипаж ехал в общем зачете, он вполне мог бы оказаться на втором месте.

Вообще, с нулевыми экипажами в этом году довольно странная ситуация – то их перебор, то явный недобор. Борьба за секунды началась буквально с первых метров трассы. Дмитрий Плясов так активно начал «штурмовать» кочки и бугры Танкодрома, что один раз после прыжка почти встал на передний бампер. Смотреть на это было страшно, сфотографировать не удалось, так как машина находилась очень далеко от журналистов.
Каждая ошибка пилота – потеря секунд, эффектный прыжок – секунды отыграны.
Антон Ли несколько раз говорил о том, что если ты на вираже просто убрал правую ногу с педали газа – потеря на финише – три секунды. А таких виражей на допах – не один десяток. Вот и выигрывают те пилоты, кто умеет давить на газ правой ногой, при этом тормозя левой. При этом команда должна не просто ехать вперед, рискуя всем, в команде должна быть тактика, только тогда это команда. Экипажам необходимо помнить – кто едет впереди тебя, кто едет позади, какое отставание, стоит ли так безумно валить на трассе, рискуя всем, если полторы минуты ты все равно на допе не отыграешь.
В классическом ралли нужно думать.

На Танкодроме было много прыжков, причем в разных местах – уследить за всеми было не возможно – несколько раз красиво прыгали Астанинцы, Арман Смаилов, после ралли Финляндии так же радовал нас красивейшими входами в виражи и пряжками. Если бы Армана не подвела коробка….
На второй день, успев поставить новую коробку, Арман вернулся по системе супер ралли, и опять поломка. Два схода – две одинаковые проблемы.  Понятна была досада Армана на местное техническое обслуживание.

Кстати, именно благодаря Арману Смаилову организаторам удалось прогрейдеровать трассу и убрать корявые участки и «затыки», на которые жаловались многие гонщики. 
На этом этапе был первый Антон Ли. Но вся группа первых машин шла очень плотно, пока… Их не просто догнал, а обогнал по времени на 44 секунды экипаж из «младшей» подгруппы – Экипаж Родостовца. Об этом мы уже упоминали в начале нашей статьи.

Второй СУ назывался «Шошонай» - 27, 77 км. И тут начались первые проколы колес, первые поломки и маленькие неприятности, которые продолжались по ходу всей гонки.
На СУ 5 был сход у Евгения Сапогова – он налетел на большой камень, и сильно повредил переднюю часть боевой машины, такой камень поймал и Дмитрий Плясов, только он оторвал бензобак и повредил заднюю часть подвески, повредил защиту картера, плюс сгоревшее сцепление.

Сапогов и Плясов вернулись на следующий день по системе супер ралли, и обоим экипажам удалось доехать и оказаться на подиуме! Вот такие бывают в ралли неожиданности. Хотя, многие гонщики, возвращение в гонку второго дня по этой системе воспринимают просто как тренировочные заезды, и не едут в боевом режиме. На самом деле – оказаться среди победителей и заработать такие важные очки – можно.

Временами «чудила» машина и победителя этого этапа Антона Ли ( Антон так же потерял время на замене пробитого колеса – около 5 минут), не ехала Хонда Сергея Михеева, просто глохла на ходу. У обоих экипажей была реальная угроза не финишировать из-за проблем с бензонасосом. Машины не едут – и все тут. Но и Михеев «тихим сапом»  добрался до финиша.

Мне кажется, технических проблем не было только у экипажа Евгения Ревина. Стенограмма читалась отлично, машина ехала замечательно, и в итоге- первая золотая медаль у ребят на красно-черной Хонде.

В первый день самостоятельно до финиша добрались всего 9 машин. Настрой у пилотов был уже другой. Все считали очки, рисковать никто не хотел, экипажам нужно было доезжать гонку. Обещали, что прыжков не будет. Прыгал лишь Евгений Сапогов и Антон Ли.
Этапы второго дня были знакомы спорстменам, но этот факт их отнюдь не расслаблял.
Случится могло все что угодно и с лидерами, и с аутсайдерами.
В ралли ты ни в чем не уверен до того момента, когда судьи вывешивают окончательные результаты и ты поднимаешься на подиум. Вот тогда да – можно поздравлять экипажи.
Второй день дался экипажам не просто, гонка была трудная.
Но сходов было значительно меньше.  Хотя проколы колес были и пилоты теряли драгоценные минуты на их замены.
Если в субботу экипаж Фоменко - Белоногов ехал часть СУ с открытым багажником, из которого просто вырвало крепления, то в воскресенье у ребят оторвало крепления капота, он открылся на ходу и разбил  лобовое стекло. В итоге они финишировали вторыми в своем классе РК 12.

Остается дождаться ралли Талдыкорган, которое состоится примерно через полтора месяца.

Ролики с гонки лежат тут
http://video.mail.ru/mail/flinstoun/3296

фотографии тут
http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200679774/

http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200677269/