Мера творчества равна мере диалектики

Новиков Борис Владимирович
«В каждой науке науки ровно столько, сколько в ней математики». Это – И.Кант. Не входя в систему доказательств, констатирую: неправ великий немецкий мыслитель, родоначальник того периода развития мировой философской мысли, которая по праву и справедливо носит официальный титул – КЛАССИЧЕСКАЯ. А классика – это нетленка. Это – непереходящее в преходящем. Это – на все времена и народы. Хорошо известно и то, благодаря кому и, самое существенное – чему благодаря целый период развития общемировой философии был удостоен этого знака качества, этой благодарной и благородной квалификации. Благодаря Г.В.Ф.Гегелю. Благодаря величайшему обретению духовной культуры – ДИАЛЕКТИКИ.

Не будем входить сейчас в специальные историко-философские подробности, связанные с выяснением и доказательством того обстоятельства, что сама эта диалектика в гегелевском ее варианте при всей ее претензии быть годной на все и вся ... не годилась ни на что. Понадобился гений К. Маркса и Ф.Энгельса, чтобы она, диалектика, ожила, заработала, стала мощнейшим и универсальнейшим инструментом революционного познания и практического преобразования социального бытия во всех без малейшего изъятия его составляющих. Потому входить не будем, что все это уже давным-давно исследовано, осмыслено, объяснено. На все наведен хрестоматийный глянец, и оно содержится в сотнях томов умных книжек и в первую очередь – в теоретическом наследии самих Маркса, Энгельса, Владимира Ильича Ленина. Бери, читай, учись. Образовывайся. И – сам поймешь, что в любой науке науки ровно столько, сколько в ней диалектики.

Материалистической диалектики. Диалектического материализма. Поймешь, что, поскольку и сама-то наука не является самодостаточным феноменом, но лишь условием адекватного, сущностного, по истине ПРАКТИЧЕСКОГО отношения субъекта к предмету (ПРЕД-МЕТУ), то в любом продукте этой самой практической деятельности, преобразующей предмет, истинного, полезного, доброго и прекрасного ровно столько, сколько в нем диалектики. Ответ же на вопрос, почему оно так выходит: хотелось как лучше, а вышло как всегда, лежит тоже в этой же плоскости: мера деформаций, патологий, уродств, зла, аномалий, лжи и вреда соответствует мере незнания, мере невладения диалектикой. Равны мере рассогласованности между диалектикой и недиалектикой (антидиалектикой).

Посмотрите внимательно на Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева: это – маленький гимн большой диалектике. Так – с любой научно-состоятельной теорией. Так – с любым научным законом. Тем самым, который не придумывают, но ОТКРЫВАЮТ. Ибо, что есть научный закон? «Необходимость, схваченная мыслью» (Гегель). Необходимость природная (естественная), техническая, социальная (историческая). Именно поэтому, повторяем, законы не придумывают – их открывают. А когда они уже открыты – их никому, никогда и ни при каких обстоятельствах не дано «закрыть». Не дано. Невзирая на то, что уже достаточно давно возникла и, нарастая, совершенствуясь и наращивая свою мощь неправедную, существует целая индустрия перманентных ПОПЫТОК такого «закрывания»... Поскольку же, в отличие от всего огромного многообразия уже сущих и будущих наук специальных и общих, предметом коих есть тот либо иной фрагмент, область (специальные) либо массив (общие) бытия научная философия с момента своего конституирования себя именно в таком своем качестве: НАУЧНОЙ, имеет своим предметом…

ВСЕ, что есть, было и будет, можно констатировать: стихия философии – это стихия всеобщности. А, поскольку всеобщность представляет собой не что иное, как бесконечность конечного, вечность времени, беспредельность определенного, несотворимость сотворяемого, неуничтожимость преходящего... Иными словами, ее истинное, адекватное постижение доступно исключительно РАЗУМНОМУ, ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ мышлению. А посему ОБРАЗОВАНИЕ себя таковым – обязательное, необходимое, единственное условие, которое должен принимать в расчет и осуществлять КАЖДЫЙ, кто ставит перед собой цель, кто искренне желает постичь СУЩНОСТЬ интересующего его предмета. Ибо: «в сущности все относительно» (Гегель). Скажете: это идеал. Но идеал тем и отличается от утопии, что первое – это неосуществленное (пока), а второе – неосуществимое (никогда).

Освоение диалектики – дело вполне ОСУЩЕСТВИМОЕ. И его неосуществленность может объясняться лишь одним – отсутствием желания у субъекта к такому осуществлению. Поэтому, когда рвут рубашку на груди с сакраментальным «за что боролись?», когда посыпают голову пеплом, когда обреченно сетуют «на жизнь» и вопрошают: «что делать?» и «кто виноват?», то, по крайней мере, на этот последний вопрос я знаю столь же лаконичный ИСТИННЫЙ ответ: «посмотри в зеркало». «Диалектике безразлично, что мыслить: мои рваные ботинки, старое манто или общественную формацию...». Так или очень похоже сказал в свое время очень высокой культуры философ А.Ф.Лосев. ВСЕ истинное, доброе, полезное и прекрасное, сошедшееся в контрапункте, в фокусе – нетленно, вечно и непреходяще. Классично.

Даже поэзия настоящая – не что иное есмь, как зарифмованная диалектика. Вспомним: «Бился о Ленина // Темный класс// Тек от него // В просветленьи...». Вот если бы здесь Владимир Владимрыч поставил ТОЧКУ, не было бы ни великого, ни пролетарского, ни поэта. А был бы очередной придворный спиногрыз и рифмоплет. (Мало ли их во все времена ошивалось и нынче ошивается у господских столов в ожидании косточки...). Нет, не поставил точку, но: запятую, и: // Вместе с классом // Рос Ленин». Потому и: Маяковский. Потому и: ПОЭТ. Так и с мыслителем: умеет, способен, в состоянии переложить алгоритмы развития предмета на партитуру ДИАЛЕКТИКИ, логики диалектической – УЧЕНЫЙ. Нет – спиногрыз идеологический, нотариально заверенный марксист: квазикандидат, квазидоктор, либо же квазичленкор и квазиакадемик наук философских, исторических, экономических, юридических, прочих. ...Что должен испытывать сегодня философ-профессионал в нашем обществе? Именно сегодня и именно в нашем? Стыд. Жгучий, невыносимый стыд от того, что деется и от собственной своей в этом действии (деянии) позиции.

А позиция эта нынче – банализированное состояние паралича либо безразличия мысли, чувств, воли, практического действия. Бездействие. В лучшем случае. В случае худшем – соучастия в деле сем малосимпатичном за проклятые тридцать сребреников. Разумеется, ждать и уповать на наличие такого чувства у подобного «профессионала» – дело бесперспективное. Стоим над пропастью во ЛЖИ. Именно так, почти по Сэлинджеру, можно лаконично охарактеризовать духовную ситуацию, ныне сущую в нашем обществе. Из недооценки и сознательного небрежения наукой во времена оные, когда ее уделом было – плестись в хвосте принимаемых (и, разумеется, всенепременно – «исторических») политических, экономических, идеологических и многих иных решений, возникла, выросла, укрепилась и утвердилась ситуация, когда во всех случаях жизни было достаточно, можно (а затем – и должно) было руководствоваться всего двумя чувствами: «чувством глубокого удовлетворения» и «чувством глубокой благодарности». Заметьте, «мелких» чувств никто не любит… А то, что мысли и дела практические, на них базирующиеся, мельчали, мельчали, измельчали и фактически выродились – никто и не заметил.

А то, что даже в организационной структуре, в строении своем наука была задвинута в …, отодвинута на задворки, на периферию жизни общественной, жизни, которая называлась СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ и практика которой по определению должна была являться опредмеченной, объективированной наукой и ничем иным – никто и не скрывал. Ну, разве усматривали вы противоестественность в том, что все Институты марксизма-ленинизма существовали «при ЦК»? ЦК КПСС. ЦК КПУ. ЦК КПБ. Далее – везде. Представляете? Не управленческие (партийные, советские, хозяйственные и пр.) структуры состоят ПРИ НАУКЕ, всецело опираются на науку, каждый свой практический шаг сверяют с наукой, поверяют наукой, контролируют наукой.

А ... наука состоит ПРИ... При дворе. Как звездочет, или и того хуже – как шут гороховый. Когда слово «интеллектуал», или «профессор» произносится «практиками» – аппаратчиками, «коммунистами по профессии» как ругательство, когда наглый партийный олух командует академиком и это воспринимается как норма... Ясно, что такое противоестественное положение, такая поза – на ушах, долго, а тем более очень долго – продолжаться не могло. Оно и не продолжается. Грохнулось. Оземь. Дело социалистическое. В нашей стране. И, к слову, дело антисоциалистическое, контрреволюция, первое, что сделала подлая вослед за реставрационным (насильственным) введением институтов президентства и парламентаризма – этого политического окормления буржуазных политических и прочих отношений, это: учредила Академию управления… при Президенте. Так для контрреволюции же это – естественно. (Мы оставляем за скобками вопрос о противоестественности самой контрреволюции. Именно потому и оставляем, что, как всякое аномальное явление она – небытийна, преходяща).

Но чтобы в условиях РЕВОЛЮЦИИ наука была ПРИ??? ПриСТЕГНИ кобыле хвост. Непостижимо. Но – факт. До тех пор, пока наука будет занимать свое место ПО СУЩЕСТВУ там, где это организационно предписано и велено ей политическими институтами и деятелями : «ПРИ») «институт марксизма-ленинизма ПРИ ЦК КПСС», «академия управления ПРИ президенте» и т.п.), до тех пор, пока наука будет состоять (ей будет определено МЕСТО) ПРИ ДВОРЕ, жизнь общественная будет определяться СТИХИЕЙ. А наука, естественно, будет придворной служанкой, будет в составе «дворни», «челяди» и, естественно, будет выполнять исключительно охранительные, идеологические, апологетические функции. Будет представлять собой более или менее уклюже маскируемую индустрию МИФОТВОРЧЕСТВА.

Будет всецело детерминироваться и направляться субъективизмом и произволом правителей и властителей. Тех самых. Возомнивших, что власть – это профессия. А они – хозяева жизни. ...Вот если бы ЦК КПСС (ЦК ВКП(б) был ПРИ институте марксизма-ленинизма, просто ПРИ МАРКСИЗМЕ-ЛЕНИНИЗМЕ, то, убежден, нам удалось бы счастливо избежать несметного количества ошибок и глупостей, совершенных в процессе практического коммунистического созидания, которые в конце концов и составили ту критическую массу, взрыв которой привел к временной победе контрреволюции в 90-е г.г. XX в. в СССР и в некоторых других странах, начавших писать первые страницы своей истории. В этих странах предыстория временно взяла реванш над историей. Взяла, не подозревая, что победа сия: Пиррова...

Ну, а покамест можно понаблюдать (не пассивно, разумеется) со стороны за суетливым занятием «победителей»: за тем, как они истово и неистово пытаются запихать человечество назад, в предысторию. Зрелище отменное, ибо перед нами субъекты, занятые делом, безусловно, хлопотным, и – абсолютно бесперспективным. Несбыточным. Неосуществимым. Поэтому устроенный ими спектакль по жанру: трагифарс.

Парадокс: кликушествуя на каждом углу о том, что коммунисты (красные, левые, оппозиция) «зовут назад», «тянут в прошлое» и т.п., тотально невежественная (столь же, сколь и алчная, и подлая) контрреволюция... (глазки бегают, ручки трясутся, голос дрожит) пытается делать это практически. Вознамерилась ни много, ни мало – ПОВЕРНУТЬ ВСПЯТЬ ХОД ОБЪЕКТИВНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Вознамерились затолкать историю обратно в предысторию. …Возможны роды до срока. И у коровы, и у матери человеческой, и у истории. Вообще же нормальные роды – срок.

Но где и когда вы видели, чтобы добром закончилась попытка родить что-либо (либо кого-либо) ОБРАТНО?!!