Стравинский

Константин Рыжов
Пикассо. Портрет Стравинского. 1920 г.

Игорь Федорович Стравинский родился в июне 1882 г. в Ораниенбауме близ Петербурга в семье прославленного певца Мариинского театра. С ранних лет он был знаком с артистической средой, с детства впитал в себя фантасмагорию театра, приволье и произвол его закулисной жизни. Большое влияние оказал на Игоря Федоровича его наставник известный композитор Римский-Корсаков. Первое его крупное произведение – Фортепианная соната – датируется 1904 г. Музыкальная общественность познакомилась с творениями молодого композитора в декабре 1907 г. на одном из концертов «Вечеров современной музыки». В 1909 г. фантазию молодого Стравинского «Фейерверк» услышал Дягилев. «Гениальный импресарио», великий пропагандист русского балета, тотчас оценил своеобразие творческой манеры композитора и заказал ему написать музыку к задуманному им балету «Жар-птица». Поставленный известным балетмейстером Фокиным, этот балет произвел подлинную сенсацию во время русского сезона 1910 г. в Париже. Зритель был ошеломлен  роскошью музыки и пышной импозантностью дягилевской постановки. Музыка Стравинского сразу пришлась по вкусу сторонникам модерна. К  молодому композитору пришла широкая европейская слава. В это время у Дягилева было наготове новое балетное либретто «Петрушка». Стравинский с воодушевлением взялся за работу.

 «ПЕТРУШКА» (1911). Первая из четырех картин балета представляет пестрый гомон масленичного гуляния (крики торговцев – визгливая флейта, подвыпившие гуляки – плясовая мелодия трех тромбонов и т.д.). Барабанный бой возвещает о начале представления фокусов. Старый фокусник оживляет трех кукол - Балерину, Арапа и Петрушку, которые затем танцуют свою бешенную «Русскую». Вторая картина «У Петрушки» рисует портрет главного героя, который танцует один за другим три танца, третий – вместе с Балериной. Счастье, однако, оказывается мимолетным: Балерина уходит. Третья картина «У Арапа». Она начинается с томного и при этом несколько угловатого танца Арапа. Появляется Балерина. Музыка ее «танца обольщения» напоминает туповато-механический и вместе с тем виртуозный экзерсис (корнет в сопровождении маленького барабана). Далее звучит окарикатуренный вальс, который танцуют красивая пустышка – Балерина и глупый, злой, но нарядный «заграничный» Арап.  Внезапно появляется обманутый и разъяренный Петрушка. Между ним и Арапом развертывается полугротескова баталия. Черный кавалер Балерины преследует своего противника. Звучат зловещие секунды струнных, дублируемые фаготами. Четвертая сцена вновь переносит нас на улицу. Здесь целый каскад веселых народных номеров (в танце кормилец – тема народной песни «Вдоль по Питерской»; танцующий медведь – уморительное сочетание высоких кларнетов  и неуклюжего рева трубы; разухабистая пляска конюхов построена на плясовой народной мелодии «Не лед трещит» и т.д.). Внезапно в  стихию народного торжества врывается  истошный крик Петрушки (засурдиненная труба). Разъяренный Арап гонится за паяцем, настигает его, и бедный Петрушка падает с раскроенным черепом (эпизод смерти воплощен в необычайном тембровом комплексе: «выдох» флейт, звук падающего бубна, легкий укол кларнета и трепет вибрирующей тарелки). Проникновенное соло скрипки и деревянных на тему Петрушки горько повествует о финале кукольной драмы. Балет заканчивается «духовным воскрешением» героя. Его двойник, появляясь на крыше, вдруг «показывает нос» своему хозяину и в недоумении расходящейся толпе. Малая труба с ее крикливым звучанием интонирует «дразнящую» тему героя.

В «Петрушке» Стравинский во всем блеске развернул свою тембровую фантазию. И современники не могли не оценить его поразительную новизну. Отклики прессы были самые благожелательные. Высокую оценку балету дал Дебюсси. Вскоре состоялось личное знакомство двух композиторов, благодаря которому Стравинский был принят во многих салонах аристократической элиты Парижа. Молодой композитор быстро вошел в моду.

«Петрушка» был хорошо принят российским и европейским зрителем. Но зато следующий балет Стравинского «Весна священная» (1912-1913), рисующий  картины языческой Руси, не встретил такого понимания. Стремясь передать «варварский» дух далекой древности, Стравинский применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски. Всего балет включает тринадцать эпизодов. «Вступление» рисует разбуженную весенним солнцем природу. В «Весенних гаданиях» и «Пляске щеголих» впервые возникают юношеские и девичьи группы, как бы дразнящие и манящие друг друга своей весенней свежестью, своими солнечными обновками. В «Игре умыкания» - первое проявление мужского волевого начала. «Игра двух городов» представляет силовые поединки, суровые конфликты различных кланов-соперников. В «Поцелуе земли»  появляется седой мудрец, он падает ниц и благословляет родную землю. В Пластических «Тайных играх девушек» подруги окружают Обреченную – самую красивую из них, которая своей смертью должна воскресить силы Весны после долгого зимнего сна. В «Величании избранной» толпа, окружающая неподвижную жертву, славит ее. «Взывание к праотцам» и «Действо старцев» вводит нас в иной, мрачный мир – седых древних предков: они пришли сюда, чтобы принять участие в ежегодном весеннем действе. Они «шаманят», подготовляя страшный акт искупления. Избранница начинает свой последний искупительный танец. Когда, изнемогающая, она должна упасть, предки, как чудовища, подкрадываются к ней, чтобы помешать ей упасть и до тронуться до земли. Они поднимают ее и вздымают к небу. Балет завершался «Великой священной пляской».

Парижская публика была крайне шокирована новым балетом Стравинского. В зале смеялись, свистели, гудели клаксонами, звенели велосипедными звонками. Чтобы прекратить скандал Дягилеву пришлось прервать представление. Однако в апреле 1914 г. «Весна священная» вновь прозвучала в Париже (на этот раз не в качестве балета, а как сюита)  и была встречена с большим воодушевлением. Ее партитура явилась своеобразной кульминацией «русского» периода в творчестве Стравинского. Своей необычайной стилистической дерзостью "Весна священная" оказала громадное влияние  на всю музыкальную культуру ХХ века и стала как бы сосудом с настоем новых соков, новых средств художественной выразительности; им пользовались почти все музыканты современности. После начала Первой мировой войны Стравинский (чтобы избежать военной службы) поселился в Швейцарии, где пробыл до 1921 года, после чего постоянно жил в Париже, и в 1934 г. принял французское гражданство.


В 1918 г. с «Историей солдата» в творчестве Стравинского и начался новый период, который он сам называл неоклассическим. В это время в нем пробуждается жадный интерес к европейской музыке. По заказу Дягилева композитор пишет  балет с пением «Пульчинелла» (1919-1920). За ним следуют комическая опера «Мавра» (1921-1922) по поэме Пушкина «Домик в Коломне», опера-оратория «Царь Эдип» (1926-1927), балеты «Аполлон Мусагет» (1927-1928) и «Поцелуй феи» (1928). Все эти произведения словно излучают солнечный свет. Но с середины 30-х гг. музыкальная палитра Стравинского меняется. Способствовали тому внешние обстоятельства: в 1938-1939 одна за другой умирают его жена, мать и дочь. Он сам заболевает туберкулезом. После начала Второй мировой войны Стравинский эмигрировал в США и в 1945 г. принял американское подданство. От неоклассицизма он обращается к додекафонной, сериальной  технике, которую в Европе развивала  авангардистская нововенская школа. В это время Стравинский все больше тяготеет к библейским сюжетам и церковной музыке. В 1948 г. он пишет католическую Мессу. В следующие годы список его духовных произведений пополняют «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955-1956), кантаты «Плач пророка Иеремии» (1957-1958) и «Потоп» (1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (1962-1963), а венчает его «Заупокойные песнопения» (Реквием) (1965-1966) - итоговое сочинение Стравинского, вобравшее в себя многое из предшествующего художественного опыта композитора. В поздний период своего творчества он создал так же оперу «Похождения повесы» (1951) на  либретто по известной серии из восьми гравюр Уильяма Хогарта.

Умер композитор в апреле 1971 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375