Мальвина Трубачеевна

Лидия Копасова
МАЛЬВИНА ТРУБАЧЕЕВНА

     Началась война. Мы жили в Улан-Удэ. Поступила я в средний класс школы №3. Мы с

Тамарой Михеевой сидели за третьей партой.

     Бабушка Натальча мне сшила нарядное тёмно-вишнёвое платье с белым воротничком

стойкой, с чёрным фартучком и с белыми манжетами.

     Нашу классную учительницу (бурятку) звали необычно – Мальвина Трубачеевна.

     Однажды она вошла в класс и вместо урока провела опрос у кого, где находятся отцы:

на фронте, в тылу, в окружении. Все первоклассники отвечали серьёзно, как взрослые,

знали твёрдо, где находятся отцы.

      Я встала и ответила, что мой отец Мамлыгин Владимир Петрович находится в

окружении, а вообще-то  причислен ко второму Украинскому фронту, которым командовал

Маршал Конев. С последней парты встала бритоголовая девочка Жигалова Валя и объявила на

весь класс: «Мальвина Трубачеевна, а он ей совсем не отец, а – отчим!»

      Моё состояние было такое, что я как будто что-то украла. И, когда мой отчим

вернулся раненый с фронта, я его никак не называла.

     Я знала, что моего родного отца, Ладыженского Бориса похитили в1935 году в Улан-

Баторе, когда он шёл через реку Тола, подошли два «цирика» – монгольские милиционеры –

взяли под руки и увели неизвестно куда.

     Так рассказали нам очевидцы. Мама стала его разыскивать везде, но ей ответили, что

он арестован без права переписки, что он – «враг народа».

     В 1938 году, когда мы выехали из Улан-Батора в СССР, в Улан-Удэ. У дедушки тогда

закончился срок командировки, он был строителем.

    Во время «Ежовщины» нашу семью разделили на части: бабушку, маму и меня оставили в

Улан-Удэ, в городе, а дедушку, Павла и Николая (маминых братьев) отправили в Кабанский

район Улан-Удэ (Бурятия).

     Но после долгих мытарств нам разрешили соединиться в городе всем на улице Советской

55, откуда я пошла в школу, замуж, в большую жизнь.

***


      Маненкова Зинаида Владимировна родилась в 1935 году, в 1951 году окончила 10 классов средней школы, потом – театрально-музыкальное училище по классу вокала в городе Улан-Удэ, работала в железнодорожном клубе, преподавала бальные танцы…
      Напечатанные рассказы – это факты её жизни, которые были записаны во время отдыха на побережье Чёрного моря, мной, Лидией Васильевной Копасовой(Мунтян)