Довесок

Лидия Копасова
ДОВЕСОК

     Пришла война. Запасов от мирной жизни осталось всего на три месяца, а потом перешли

строго на «пайки» хлеба: 250 грамм - детям и иждивенцам, 400

грамм - служащим. Мама была служащей.Больше ничего и не давали.

     Чтобы отоварить хлебные карточки, нужно было занимать очередь с ночи. Если не

получить день в день, карточка пропадала. А вперёд можно было получить, хоть на месяц.

     И многие получали, сразу съедали, потом пухли от голода и умирали. От бабушки мы

получили твёрдую установку: получать хлеб на один день. Она должна была сохранить нам

жизнь до конца войны.

     В военное время не разрешалось создавать очереди, разгоняла конная милиция. А мы –

дети ложились в кювет (под переходной мостик), чтобы нас не увидела конная милиция, и

ночевали у магазина, чтобы первыми отоварить карточки и бежать в школу.

      Мы с подружкой Тамарой получали по булке чёрного приплюснутого клейкого хлеба с

довеском. Пока шли домой, не могли удержаться и с голодухи съедали эти довески.

      Прошло несколько дней. Бабушка приглашает меня на беседу и спрашивает: «По норме

на карточки нам полагается одна буханка или с довеском? Я призналась, что нам выдают

хлеб с довеском каждый раз разной величины (хлеб в войну был весовой). А я этот довесок

каждый раз съедала по дороге домой.
      
     Бабушка не ругала, но объяснила, что я в семье съедала хлеба больше всех. Ведь к

чаю отрезали всем поровну и мне в том числе.

     С этого дня я приносила всегда домой хлеб с довеском и мечтала о том, чтобы скорей

закончилась война, когда я смогу съесть целую булку хлеба.

     После войны возвратился отец с фронта. Он был удивлён и возмущён, когда увидел

такую картину: его маленькая дочка Лена загружала мешок половинками кирпичей,кряхтя,

несла на порог, и, вынимая их, приговаривала: "Эта пайка - маме, эта пайка - папе...

бабушке, Коле, Зине и... мне"...

     Но бабушка объяснила своему зятю, что все мы выжили благодаря ежедневной пайке

 хлеба, потому что кушать было нечего...

***


      Маненкова Зинаида Владимировна родилась в 1935 году, в 1951 году окончила 10 классов средней школы, потом – театрально-музыкальное училище по классу вокала в городе Улан-Удэ, работала в железнодорожном клубе, преподавала бальные танцы…
      Напечатанные рассказы – это факты её жизни, которые были записаны во время отдыха на побережье Чёрного моря, мной, Лидией Васильевной Копасовой(Мунтян)