Холодильники

Сергей Карпов-Коломенский
  На днях я встречался со своим другом Кириллом. Мы дружим уже больше 25 лет. За это время он стал достаточно известным человеком, режиссером. Снимает кино, пишет книги, занимается бизнесом, Как многие из нас, бизнесменов из 90, пережил взлеты и падения. Пару лет отсидел в «черной» Архангельской зоне по нашумевшему в начале 90-х делу, а уже через пару лет был настоящим миллионером.


  Я сидел с ним в американском кафе на Маяковке, где у Кирилла практически второй офис, и думал о том, как многое нас связывает. И в нынешнем, и в том, давно прошедшем. Вечером я опять вспомнил о Кирилле и об одном эпизоде из нашей юности, о котором хочу рассказать.
 Мы были еще мальчишками. Хотя закончили Бауманское училище и у кого-то уже были дети.
 Кирилл, (тогда мы его еще звали Дима) был как огонек в сухом лесу. Небольшого ветерка было  достаточно, что бы он подхватился, загорелся верховым пожаром и бросился спасать человечество вообще и его конкретных представителей в частности. Энергии у него было столько, что пару ГРЭС можно было отключить на время, если придумать, как подключить его к энергосистеме. Поэтому, Кирилл, никогда не пил. Вообще. Ему не надо было расслабляться или раскрепощаться. Он сам был само раскрепощение. Стен и границ для него не существовало. Впрочем все мы были молоды, по хорошему голодны и энергичны.

  Наш друг Шурик был всегда серьезным, немного хмурым. Обычно молчал, выпив, начинал играть на гитаре или рассуждать о том, как хорошо было бы умереть. Учитывая его субтильность, пессимистичность характера и казалось врожденную привычку сильно напиваться, мы иногда очень беспокоились по поводу его суицидных наклонностей. Иногда стерегли Шурика рядом с квартирой, когда он не мог или не хотел открывать дверь. На самом деле, как иногда бывает, Саня пережил многих из нас. Дай Бог ему здоровья. Тогда в конце 80-х у него были очень заточенные под бизнес мозги. И если бы не зеленый змий быть ему медиа магнатом. По крайней мере, пару больших компаний он успел создать, пока не пришла к нему беда в образе десятка автоматчиков в масках. Беду, кое-как со временем разрулили,  Саня же как-то забросил большой бизнес и по русской традиции засел дома, стараясь попивать водочку в более-менее разумных дозах.

  Другой друг –Вовка, был красавцем, весельчаком и певуном. Впрочем, пели под гитару все, кроме меня. У Вовки был самый сильный и красивый голос. При всей своей общительности, веселом и добром нраве, Вовка всегда был ведомым. И ушел  потом в неизвестность, когда уже все отказались его куда-либо вести.
Было еще 2-3 оригинальных персонажа, за давностью лет стершихся из памяти. Но наверняка  выдающихся, потому, что другие в нашу шайку под предводительством Кирилла не попадали.
 Я был очкариком, с ранними залысинами. Немного зажатым. Очень любил нашу шайку-лейку, и ребята меня, почему-то любили.
Автомобилей в то время ни у кого не было, а мне папа доверил  распоряжаться  своей машиной – вишневой шестеркой. По тем временам это был очень престижный автомобиль. В силу своей авто-мобильности  я очень нужен был нашей пиратской компании. Особенно для выездных операций.
Про одну такую операцию я и хочу рассказать.

  Конец 80-х был временем небывалого расцвета перепродаж, по простому -спекуляции. Михаил Сергеевич как-то резко включил денежный станок и очень многим категориям трудящихся поднял зарплату в 2-3 раза. При этом товара в стране производить больше не стали, а завозили хоть и больше прежнего, но все равно крохи по сравнению со свободной денежной массой, собравшейся в трудовых и не очень руках. Поэтому перепродажа была делом обычным, естественным.

  Мы от души вовлеклись в этот процесс. Круглыми сутками искали клиентов и товар. Нам звонил какой-нибудь дядя Вася и голосом по важности напоминающим Левитана объявляющего о взятии Праги, сообщал, что нужны видеодвойки. Мы дружно доставали свои записные книжки и 5 часов названивали своей клиентуре пытаясь эти видеодвойки найти по подходящей цене. В процессе этих прозвонов нам сообщали еще кучу информации, типа продается состав обоев, который стоит  на Москве- Сортировочной и охраняется собаками.И это тоже шло в оборот. Самым неожиданным было когда что-то выстреливало и продавалось, как например эти несчастные обои.
  Бандиты тогда уже почувствовали ветерок новых времен, и хотя до беспредела 90-х было далеко, они активно внедрялись во все сферы коммерческой жизни. По этому, что бы спокойно проворачивать крупные сделки, нужна была прямая связь с этими ребятами. Неуемный Кирилл, где то надыбал бандитскую крышу. Причем мы настолько нагло вели себя с ними, что уважаемые, не раз сидевшие бандюганы, просто терялись. Вместо трясущихся мальчишек они общались с очень интелегентными, но очень бесшабашными парнями. И когда Шурик на очередном сходняке предложил кинуть одного известного авторитета на деньги, бандюки наши притихли, стали какими-то задумчивыми, и наверно на всякий случай стали общаться с нами очень вежливо.

  Та наша операция называлась «холодильники». Она была проста, гениальна и возможна только в СССР. В Долгопрудном с базы завода на реализацию бралось несколько сотен холодильников. Они грузились в огромные фуры. И ехали в Москву. Мы разбились на 2 группы. Одну возглавлял Шурик, вторую Кирилл, или как мы его тогда называли за неумную любовь к ЦСКА – Фен. Я входил в группу Кирилла. Наша задача была сопровождать фуры, встречаться с клиентами, отгружать товар и брать деньги. Наши товарищи в это время находились в «Техасе» - легендарной однушке Фена рядом с  Олимпийской Деревней и с обычного городского телефона искали покупателей. Мы с огромным трудом дозванивались из автоматов все на тот же «техасский» номер и получали наводки куда ехать и сколько холодильников отгружать.
Даже в наше время мобильной связи и интернета задача кажется не выполнимой. Тогда же для нас это было не важно. Мы просто очень хотели заработать.
Клиентами оказывались очень разные люди. От академиков- крупную партию холодильников мы привезли в известный НИИ, до бандюков. Это была отдельная история.
Какие-то ребята в Крылатском, решили купить большую партию. Мы погнали наш караван на запад Москвы. Заехали куда-то в ангары в районе Гребного Канала. Когда холодильники были сгружены, выяснилось, что отдавать деньги в планы покупателей не входило. В качестве аргумента взаимовыгодности сделки были предъявлены несколько заряженных  Макаровых и Калашников. У нашего сопровождения тоже топорщилось под кожаными куртками. И уходить просто так никто не собирался. В тот момент, когда уже должна была начаться перестрелка, и мы с Кириллом пригнулись за моей шестеркой, кто из их команды узнал кого-то из нашей. То ли служили вместе, то ли сидели. В общем, ситуацию разрулили  в мирном режиме и даже деньги отдали.


  Два дня длилась эта веселая карусель. Сюжеты менялись как в калейдоскопе. Два дня разъездов, встреч и разборок. Запомнилось несколько персонажей. Не помню, как звали этого бандита. Было ему под сорок, носил модную кожаную куртку, вставные золотые зубы. Производил впечатление добряка, рубахи – парня. Поразили его рассуждения о том, что скоро скинут коммунистов и придет их время – они станут хозяинами страны. Откуда он знал?


  В итоге мы распродали все холодильники, заработав какие-то безумные деньги. Каждый мог  купить себе квартиру или машину или хороший видеомагнитофон. Тогда все это было примерно в одну цену. На что мы тогда все потратили –загадка. Мне квартира была не нужна  –я жил с родителями и меня все устраивало. Ребята мои тоже далеко не заглядывали. Да и казалось, что не кончится этот денежный дождь ни когда.
Но пришли новые времена с новыми правилами и новыми приключениями, о которых я как-нибудь расскажу.
.