Катехизация и богослужебная проповедь

Дмитрий Гизитдинов
В Церкви существует множество форм несения Благой Вести миру, и все они одинаково необходимы и актуальны, поскольку каждая в своем роде является незаменимой: нужно проповедовать по разному в зависимости от различных условий, места проповеди, самих слушающих людей и т.д. Миссия подразделяется на внутрицерковную (богослужебная проповедь, вне богослужебные беседы, или катехизация, огласительные беседы, воскресная школа, беседы в детском летнем лагере и др.) и внешне церковную (уличная миссия, встречи с людьми на специальных для этого собраниях в залах, посещение вузов, школ, домов престарелых,  домов-интернатов, экомиссия, миссия в Интернете и др.). Мы скажем о первом виде проповеди.

Классическим и важнейшим видом катехизации является проповедь в храме, на богослужении. Проповедь на богослужении звучит в Церкви с первых веков. Она очень действенна, поскольку на богослужение люди собираются целенаправленно и чаще всего осознанно, для посвящения своего времени и сил Богу. Если на беседы о Боге люди не всегда могут (или захотят) придти, то в храм для молитвы стараются придти в любом случае. Поэтому стоит ожидать, что сердца пришедших будут открыты к слову проповеди. Это время как нельзя удачно можно использовать делателю Нивы Божией для насаждения семян веры и духовных законов, донесения смысла евангельского чтения, прозвучавшего на богослужении, поучительного пересказа смысла церковного праздника, жития поминаемого Церковью святого или святых.

Непосредственно катехизацией являются все вне богослужебные беседы с людьми. «Слово "Катехизация" имеет греческое происхождение. Первоначально оно имело значение "возвещать с возвышенного места" и впоследствии обрело смысл "наставлять". Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к крещению). Катехизация – это обязанность, следующая из повеления Господа, возложенная в первую очередь на тех, кто принял призвание к пастырскому служению, на тех кто по церковному благословению определен к делу проповеди и в определенной мере на всех христиан. Можно также говорить о катехизации как о праве, так как каждый новообращенный христианин вследствие самого крещения имеет бесспорное право получать от Церкви обучение и воспитание, которые дадут ему возможность достичь подлинно христианской жизни. Церковь никогда не переставала посвящать себя этому служению. Катехизация была и всегда будет делом, к которому Церковь чувствует себя призванной и которого желает» (Ю.С. Белановский, первый заместитель руководителя Патриаршего
центра духовного развития детей и молодёжи).

В одном своем интервью о. Даниил Сысоев отмечает: «Церковь должна просто элементарно заняться образованием своих прихожан. У образования есть несколько уровней. Первый, самый простой уровень, — это катехизация, предкрещальное оглашение. После крещения человек должен обучаться пониманию богослужения, учиться технологии добра. Вопреки распространенному заблуждению Православие — очень технологическая религия. Оно полностью логично: от начала до конца, в нем нет ни единого догмата, который не был бы логично связан с другим. То есть это абсолютно цельная система, из которой нельзя ничего аккуратненько вытащить. Нужно дать понять эту логику обычному православному христианину, чтобы он в ней жил.
У нас есть техники, как красиво делать добро, и техники, как красиво бороться со злом: изящно, красиво, точно и уместно. Но эти техники должны быть преподаны христианину.
А затем уже, вошедши в Церковь, человек будет учиться священной истории и истории Церкви, он будет понимать тонкости литургики, будет понимать тонкости православной психологии. Но это — в дальнейшем, при условии, что он сначала овладеет базовыми техниками.
У нас всё начинается совсем не с тех сторон. Я могу привести пример. Вот читаешь книжки о том, как подготовиться к Крещению. С чего начинается книжка? «Что такое таинство Крещения?» Как можно говорить о том, что такое Крещение, с тем, кто еще не знает, кто такой Бог?
Или говорят: «Вот мы сейчас будем проводить катехизацию! Мы будем рассказывать о житиях святых». Но кто такой святой? Зачем он совершает свои подвиги? Как человек связан с этим святым? Для человека непросвещенного это бессмысленные вещи. Поэтому необходимо создание системы — общецерковной системы катехизации».

Иначе говоря, катехизация – это воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности, то есть – во что верить и как жить человеку, вошедшему в Церковь. Целью катехизации может быть как воцерковление (вхождение в церковную жизнь и обретение христианского мировоззрения), так и сама церковная жизнь (обучение законам духовной жизни, церковным правилам, изучение Священного Писания и Предания, вхождение в богослужебную, евхаристическую и молитвенную жизнь Церкви).

В практике о. Даниила катехизация (причем проводил ее он сам лично) проходила в виде Библейских бесед (изучение Священного Писания с толкованием) по четвергам и огласительных бесед по пятницам (так же в этот день проводились занятия по изучению основ вероучения и духовной жизни – беседы о Боге, о Христе, о Промысле, о любви, о молитве, о воспитании детей, о добрых делах и т.д.), а так же простых бесед с детьми о Боге по воскресеньям. Все это совмещалось с плотным графиком проповедей о. Даниила на богослужениях: после чтения Писания, а так же после каждой службы читалась хоть и краткая, но яркая, насыщенная и глубокая проповедь.

Об актуальности катехизации говорит Председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Зарайский епископ Меркурий, на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров РПЦ: «С миссионерской деятельностью тесно связана катехизация, как ее органическое продолжение. Задачей миссии является свидетельство о Христе, благовестие, призыв к человеку войти в Церковь Божию, а задачей катехизации — помощь в воцерковлении тех, кто откликнулся на этот призыв. Катехизация призвана укрепить их веру, сделать ее осознанной и деятельной, дабы жизнь этих людей наполнилась подлинным христианским содержанием. Нужно, чтобы обратившиеся ко Христу стали членами конкретных приходов, участвовали в церковных Таинствах, были религиозно грамотными людьми, избежали ошибок в духовной жизни.
Сейчас в духовном просвещении нуждается подавляющее большинство граждан нашей страны, многие из которых уже крещены, но фактически не живут церковной жизнью. Поэтому развитие катехизической деятельности является важнейшей церковной задачей, решать которую следует абсолютно на всех уровнях» (Патриархия.ру).

Его Преосвященство в своем выступлении предложил следующие направления катехизаторской деятельности:
    * «в штат, по крайней мере, городских приходов епархии вводятся должности педагогов-катехизаторов, миссионеров-катехизаторов или иных работников, ответственных за просветительскую деятельность, с соответствующим окладом;
    * В приходах проводятся катехизические беседы перед Таинством Крещения и Брака, занятия способствующие последующему воцерковлению, принявших крещение (лектории, воскресные школы для взрослых, беседы);
    * В большинстве храмов епархии действуют церковно-приходские воскресные школы, многие из которых являются «семейными», где работа ведется как с детьми, так и с их родителями. Ряд воскресных школ действуют как досуговые центры. Епархиальными отделами религиозного образования и катехизации проводится аттестация воскресных школ.
    * В храмах создаются консультативные службы, освещающие жизнь Церкви и отвечающие на насущные вопросы прихожан связанные с религиозной жизнью;
    * Проводятся занятия по повышению церковной грамотности персонала храма;
    * В благочиниях назначаются помощники благочинного по катехизаторской работе;
    * Создаются Советы помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации;
    * Организуются духовно-просветительские центры, призванные осуществлять различные катехизические программы для детей, молодежи и взрослых, на базе которых также возможно проведение курсов повышения квалификации преподавателей воскресных школ и катехизаторов, учителей общеобразовательных школ;
    * Создаются благочиннические библиотеки;
    * Проводятся семинары по катехизаторской работе в епархии с целью обмена и систематизации имеющегося на приходах опыта, методические семинары для директоров и педагогов воскресных школ;
    * Осуществляется подготовка и повышение квалификации катехизаторов, педагогов воскресных школ, организаторов катехизической деятельности на Курсах катехизаторов и в других формах;
    * Осуществляется материальная поддержка катехизической деятельности на епархиальном, благочинническом и приходском уровне».
Воскресная школа – вторая форма внутрицерковной миссии. По сути это – занятия для детей (чаще всего верующих родителей), где детям в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и духовной жизни. Обычно занятия проводятся по воскресеньям. Целью работы воскресной школы является не столько донесение детям теоретических знаний о вере, сколько воспитание их в христианской нравственности. Несомненно то, что разговор с детьми должен отличаться простотой, неподдельной искренностью, естественностью (дети чувствуют фальшь).  Нужно стремиться от сухого «школьного» монолога к диалогу от сердца к сердцу.
Важнейшим направлением катехизации является работа с молодежью. На специальных молодежных собраниях («молодежках»), которые как правило есть уже почти при каждом городском храме, а так же в «полевых условиях» (в православных лагерях, походах, паломнических поездках) молодым христианам уже более углубленно, хотя и достаточно несложным языком, доносится христианское вероучение и основы духовной жизни. Полезно изучать с ними Писание с перспективой на современность и применение его в своей жизни.
Говоря о катехизации среди молодежи, Ю.Белановский пишет: «Вступая в период молодости, человек должен все чаще и осознаннее брать личную ответственность за свою жизнь и жизнь близких. Добро и зло, святость и грех, любовь и ненависть, жизнь и смерть будут все чаще сталкиваться как моральные категории, которые он должен принять или отвергнуть.
Катехизация молодежи особенно важна, ибо именно в молодости Евангелие может быть понято и принято таким образом, что придает смысл жизни и служит выработке таких качеств, как самоотречение, воздержанность, кротость, справедливость, увлеченность, примирение, которые непонятны секулярному обществу и позволяют распознать молодого человека среди его сверстников как христианина».
Перед принятием Святого Крещения проводятся огласительные беседы, подготавливающие человека ко вхождению в Народ Божий, Народ Завета, общество спасающихся – Святую Церковь.
В Крестовоздвиженском храме г. Уфы оглашение проводит педагог-катехизатор Ларионова М.Е. О своем трехлетнем опыте она делится с нами: «Основное содержание наших огласительных бесед - изучение Символа веры, который предлагается не только выучить наизусть, но и глубоко понимать. Символ веры делится на три части: 1-я беседа посвящена 1 и 2 членам Символа веры, на 2-й беседе разбираются 3- 7 члены и на 3-й беседе - 8-12 члены. Эти три беседы сменяют друг друга постоянно, и каждый вновь приходящий прослушивает их в разной последовательности. Три воскресенья подряд оглашенный приходит на беседы, на четвертое воскресение — крестится. Недавно мы начали поминать имена оглашенных на литургии на ектенье об оглашенных. Я уверена, что это очень полезно и для наших прихожан, поскольку ектенья об оглашенных не остается для них лишь историческим рудиментом, а наполняется именами конкретных людей, которые готовятся присоединиться к общине.
Для содержания бесед мы намеренно избрали догматическую, а не нравственную тематику. Причин к тому несколько. Во-первых, догматическая сторона православной веры наименее известна либо непонятна. Если нравственные заповеди большинство оглашенных перечисляет с легкостью и нравственные их идеалы достаточно близки к христианским благодаря воспитанию и чтению русской литературы, то с основами веры все гораздо сложнее». 
В практике о. Даниила Сысоева оглашение составляло пять бесед. Преемник его опыта, преподаватель МДА и миссионер о. Георгий Максимов пишет: «Современный опыт катехизации подсказывает, что оглашение оптимально проводить в виде бесед числом от 3 до 5, с тем, чтобы подготовка заняла не менее месяца, чтобы человек смог глубже осознать и прочувствовать свой выбор. Лучше всего проводить встречи раз в неделю… В первой беседе с записавшимся на крещение стоит узнать о мотивах обращения за Таинством, в случае необходимости попросить человека отложить крещение (например, при крещении ради сохранения здоровья).
Всякий катехизатор обязан передавать оглашаемым не свои идеи и предпочтения, а основы православной христианской веры и нравственности — то, чему, по слову св. Викентия Лиринского, «следовали всегда, все и всюду». Недопустимо замещение или смешение учения Христова с какими-либо человеческими идеологиями, частными мнениями, «новыми веяниями», местными традициями, политическими, культурными и др. взглядами. Проповедовать нужно именно Христа, а не свои вкусы и предпочтения, так, чтобы катехизатор мог бы сказать, как и апостол: от Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11, 23), памятуя, что «христианской скромности и достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков» (прп. Викентий).
В беседах раскрываются следующие темы: 1. Вера и неверие, правильное понимание Бога. Смысл жизни человека в свете веры. 2. Грех и покаяние. 3. Христос — Спаситель. Промысел Божий. 4. Заповеди и молитва. 5. Церковь и Таинства».
В завершение приведем замечательные слова Ю. Белановского: «Катехизация - это единое служение, осуществляемое священниками, диаконами, монашествующими и мирянами во главе с епископом. В Церкви все в той или иной мере причастны к делу катехизации, и никто не может считаться освобожденным от обязанности ей содействовать».