На пути к Творческому лицею. Из опыта работы

Георгий Георгиевич Ларин
В настоящий момент наиболее важными являются следующие основополагающие направления формирующейся новой образовательно-воспитательной идеологии:
- Теоретизация в сфере образовательно-воспитательной идеологии, предполагающая разработку принципиально отличных  от недавней марксистко-ленинской схемы идеологем.
- Регионализация образования и воспитания.
- Компонент двух «Д» (деполитизация, деидеологизация).
- Компонент двух «Г» (гуманизация, гуманитаризация).
- Компонент «ОСК» (фрагменты оптимизации, социализации, коллективизации).
   
Современный воспитатель, на наш взгляд, должен разумно сочетать в своей работе все вышеперечисленные факторы; только тогда его воспитательно-образовательная деятельность принесёт свои всходы и плоды.
   
Наиболее важным, видимо, является осознание того факта, что приобщение воспитателей и воспитуемых к общечеловеческим духовно-гуманитарным, нравственно-этическим и культурно-эстетическим ценностям явится основой воспитания духовности и нравственности. Проводимая в ассоциации творческой молодёжи г.Шахты работа по выявлению и развитию творческих способностей личности очень точно вписывается в общую систему воспитания духовности и нравственности подрастающего поколения. В настоящий момент созрела необходимость теоретического обоснования с последующей апробацией принципов функционирования специализированного воспитательно-образовательного учреждения творческого типа, генеральной задачей которого должно стать преодоление жёсткой стандартизации содержания воспитания и образования, разработка оригинальных моделей воспитательной деятельности педагогов и детей (модель ученического самоуправления, принципы использования символики и т.д.), предложение нестереотипных образовательных программ. Весьма оптимальным вариантом является создание и дальнейшая практическая «обкатка» синтезированных, интегрированных курсов типа «Литература и основы театральной культуры», «Литература в свете актуальных вопросов философии», «Литература – Эстетика – Искусство», «Русская стилистика – русская словесность», «История языка, литературы, культуры народов России и Донского края», «Основы духовно-гуманитарной культуры личности», которые нами уже разработаны»,
   
Предстоит работа по созданию интегрированных курсов, которые объединили бы знания естественнонаучного и гуманитарно-эстетического циклов дисциплин. Думается, что подобное учреждение (пока существующее в теоретических набросках) со временем займёт своё оригинальное место в современном учебно-воспитательном процессе, поскольку наличие талантливых детей довольно масштабно. Отдельные элементы предлагаемой схемы уже нашли своё воплощение в деятельности Шахтинской городской детско-юношеской ассоциации «Творчество»: выпускается детский журнал «Если звёзды зажигают…», который издаётся усилиями Шахтинского городского литературного объединения «Антрацит», возглавляемого энтузиастом народного творчества А.В.Осовским. В журнале представлено самодеятельное творчество членов ассоциации, школ и других воспитательно-образовательных заведений города. Под эгидой ассоциации разработаны программы развития городского образования, развития городской культуры, положение о городской молодёжной политике, этнический, эстетический и др. кодексы школьника. Проводятся презентации журнала «Если звёзды зажигают…», творческие встречи с авторами-исполнителями, творческие занятия для всех желающих юных шахтинцев. И всё это держится на общественных началах, на энтузиазме и инициативности творческих педагогов города. Весьма актуальной стала сейчас проблема спонсорства деятельности ассоциации: без денежных инъекций наша работа увянет в скором будущем. Речь идёт также об интеллектуальном инъекцировании:  без солидного числа энтузиастов и инициаторов самодеятельного подростково-молодёжного творчества весь эффект нашей работы в будущем будет сведён к нулю. В основном педагогическая общественность города инертна, консервативна.
   
Усилия отдела образования, городского методического кабинета, педагогов-новаторов сводятся на исходные оси пассивностью, апатичностью и традиционализмом подавляющей массы педагогов. Именно поэтому приятным и неожиданным исключением становятся такие события в жизни города, как рождение и функционирование детского журнала «Если звёзды зажигают…», детско-юношеской ассоциации «Творчество», а также напряжённая творческая работа историко-литературного театра-студии в СШ № 40. Его руководитель – учитель истории Г.П.Маршалков ставит со своими воспитанниками на базе школы и расположенного поблизости Дома культуры спектакли на основе интеграции истории и литературы, причём сценарии, декорации готовят сами дети. Интересен и опыт работы студии эстетической культуры в пос. ХБК. Её руководитель Э.Л.Высоцкая создала в конце 1992 г. печатный детский литературный журнал «Встреча», где представлено творчество ребят посёлка.
   
Можно отметить и работу центра эстетического воспитания под руководством председателя Шахтинского городского музыкального общества Л.Ф.Верлан, где маленькие жители города осваивают азы духовно-гуманитарной культуры. Интересна также «продвиженческая»  деятельность председателя ЛИТО «Антрацит» А.В.Осовского, благодаря личным усилиям которого издаётся не только детский журнал, но и литературно-художественный альманах «Ковчег», ведётся организационная подготовка к созданию городского центра творческой интеллигенции и молодёжи.
   
Подобная деятельность направлена на реальное воплощение в жизнь идеи обновления содержания, форм и методов воспитания и образования. Именно такой взгляд и конкретное действие позволяют лучше защитить детство, гуманизировать педагогический процесс, развить творческий потенциал личности, приобщить детей к ценностям мировой и национальной культуры.