Дневник 94 Гёте заканчивал свои письма словами люб

Галина Ларская
Дневник 94 Гёте заканчивал свои письма словами - любите меня               
               
                Тбилиси


23 июня 1988 г. «В Вас огромный запас нерастраченных сил», - сказал мне Лёня Н. после пения моих песен в доме у сестры Нино Наташи, необычайно милой и тёплой женщины с хорошим вкусом.

24 июня. Спокойная даль гор на горизонте с белеющими горообразными облаками.

Когда исчезает огонь, пылающий в душе, я думаю: куда всё девается, почему я, как пустой лист без памяти и воспоминаний? В одиночестве порой я переживаю тончайшие минуты, порой я бесцветна и неумела. В обществе я нервничаю, делаюсь ребёнком рядом с некоторыми мужчинами или преображаюсь и открываю в себе новые грани.

Нино гораздо умнее и интереснее меня, как личность. Мне кажется, что я инфантильный примитивный неразвитый человек.

Где родина моя, Господи? Только ли на Небе? Я никакую страну не ощущаю своей родиной, но я дружу мысленно с великими людьми мира сего из разных стран и эпох.

25 июня. Для Лёни мука выходить к людям. «Я люблю сидеть дома, лежать и читать на моём диванчике. Почему я должен менять себя?... Вы мной не обольщайтесь». Лёня перебивал меня, не слушал. «Вы быстро сошлись с моей мамой», - сказал он. Проводил меня до метро, дал денег на такси. «Я хотел бы посмотреть на Вас в Москве».

О, этот ветер неистовый, пыльный, тревожный.
Вот мы с тобою два солнца совсем не похожих.
Пламя моё, ты сольёшься ли с волею Неба?
Реки воды живой и преломление хлеба.

У меня болела голова. Лёня сказал: «Вы болезная сегодня. Я сам всё приготовлю». (еда). Я: «Я полезная». Еще он сказал: «Берегите себя. Не налагайте свою личность ни на кого по дороге в Москву, обещайте мне это». Что это значит?

27 июня. Лёня теплее Володи Бунина, но мои понятия о мужчинах не совпадают с тем, как Лёня себя проявляет.

Заехала к моему другу Геле, поговорили, помолчали, выпили кофе, поели черешню, он был не в лучшем своём состоянии. Он протянул мне руку на прощанье. Благодать коснулась сердца, когда мы расстались.

Лёня это что-то не то. Но то, что должно было бы быть – не от мира сего, а этот мир – тесен и мал мне. И вот это ощущение, что всё мне мало – не покидает меня.

Хочу любить и не могу больше быть отверженной ими – мужчинами. Я устала. Не пора ли нам встретиться? Но сколько барьеров, сколько недостатков, мешающих единению, о котором я мечтаю. Поделиться душой с другим, отдавать жизнь, брать другую жизнь, ею интересуясь, её разделяя – это труд.

«Вы для меня сыграли роль спускового курка», - сказал Лёня.

1 июля. Отто Вейнингер. «Пол и характер»: «Самое сильное стремление к бессмертию обнаруживает гений... Гений есть человек, свободный от власти времени».

2 июля. Я хочу к Моцарту, к Бетховену, к Гёте – когда я уйду с земли – об этом плакала душа моя и тосковала о Христе.

Чем занять остаток жизни? Время, данное Богом для чего-то ценного... Как я им пользуюсь?

4 июля. Гела и Нино проводили меня на поезд, Нуну, жена Гелы, испекла в дорогу пироги с картошкой.

Москва

6 июля. Приехала на родину.

Мучительное недовольство собой ничего не может изменить. Я не стану гениальней. Но отчего эта склонность к гениальному в себе?

9 июля. Кто-то сказал некогда, что если человек злой, то не надо всё сваливать только на дьявола.

Гуляли с Игорем Сабуровым в парке, он делал йогу. С Борей Талесником пили у меня дома кофе из грузинских красных чашечек на фоне нежной серо-голубой клеёнки, я кормила его вкусностями, 30 июня у него был день рождения, мы его и отпраздновали.

«Всё на свете должно превосходить себя, чтобы быть собою» - Пастернак.

19 июля. Эвритмия. Нас много. Наш учитель из Голландии Хайо вызывают во мне чувство обожания. Он, конечно, мастер. Я помолодела после занятий, занимались 3 часа.

21 июля. Сегодня Хайо гонял нас, мы обливались потом. Я подошла к роялю и сказала: «Ich spiele auch» (я играю тоже). Хайо посадил меня играть.

Письмо от Любы Пучниной: 22 мая умер Володя Самородский. Сердце. Умирал он в комнате у Лены Шпынёвой в течение семи минут. Скорая помощь опоздала. Мы дружили с ним в 70-х годах.

22 июля. Хайо не знает, как меня зовут. Он велит мне быть мужественной: "mutig".

Он очень целеустремлённый. В нём много юмора, лёгкости, грации, но он не производит впечатление человека счастливого. Его жену зовут Изабель. Он прекрасен, он большой артист, он человек безусловно светлый. Он очень скромно держится. Когда все кланялись после представления, он встал в глубине сцены, позади всех. У него был вид жреца, когда он показывал вместе со всеми Баха, то есть эвритмические движения под музыку Баха.

Боря Талесник сказал мне: «Ты самая красивая из женщин, что были в зале». Приходил Володя Куртов, знакомый Лины Докторович. Я бываю очень юной и красивой.

Хайо нарисовала я,
Володю ожидая.
О, новая любовь моя –
Ты бескорыстна. Но не знаю

Ты бескорыстен ли? Но Бог
В любви людей и Сам нуждался.
Я плачу. План мой всё ж сорвался -
Навеки быть с одним тобой.

Это мои фантазии.

Гёте заканчивал свои письма словами: «Любите меня».

Что с душой моей? Почему она так плачет о тебе, Хайо? И мою влюблённость не останавливает присутствие в его жизни Изабель. Иногда и жёны не бывают ближе своим мужьям, чем влюблённые безумицы вроде меня.