А еще с нами рядом жила бабушка Вера

Лидия Вакина
 ( из серии "Рассказов о земляках")
   Кроткое приветливое выражение лица, легкая неуверенность во взгляде. Это от того, что нарушен слух и приходится внимательно вглядываться в лицо собеседника, догадываясь о том, куда повернется беседа. Долгие вечера были посвящены женскому рукоделию не только ради занятия, но и по необходимости. Суровыми морозными и метельными зимами никак не обойтись без толстых овечьих носков и варежек. И у каждой хозяйки получается своя пряжа более мягкая или ,погрубее, свой почерк мастерицы, красиво и ловко вывязать пятку на носке, большой палец на варежке.

 Готовые постиранные изделия бабушка Вера вывесила на забор. Пусть морозом их побьет, мягче будут. А сугробы такие наметает, почти под самый верх забора. Пришла к нам поделиться своим недоумением. Все навязанное с забора исчезло без следа. Воров не водилось в нашей деревне, чужие не забредали, дети так злостно не хулиганили. Вот что-то много собачьих следов у забора.

    Посочувствовали старшие, посудили, но объяснения происшедшему не нашлось. Какой же конфуз испытали мои родные, когда вся пропажа оказалась под нашим крыльцом. Туда был сделан лаз для собаки, отец завел себе помощницу для охоты, молодую собаку Жучку. На цепь ее никто не сажал, собаки моего детства были дружелюбные , « дворянского» происхождения (дворняги) и нужды держать их не цепи не было ни какой. Доверчивость хозяина обернулась вот такой историей.

      Уж как мама со стыдом ходила просить прощения за животное, и как эта история закончилась, я не помню. Наверное, показательное привязывание собаки на цепь состоялось, так как цепь у нашего крыльца появилась. Но развития этот конфликт не имел. Как- то, миром и ладом разрешалось большинство недоразумений.

        А мне пришлось вскоре просить помощи у бабушки Веры. И об этой истории в семье долго помнили. По-моему даже моему жениху и будущему мужу рассказывали, когда свататься приезжал. В том контексте, что я с детства была очень расположена к домовитости.

         Вот осталась я дома одна, совсем ,совсем одна. Уж вечер, а мамы и бабушки все нет. Папы тоже нет. И Жучки нет. Я одна во всем большом доме на хозяйстве. Меня старшие предупредили, что могут вернуться домой попозже – ягодный сезон, уплыли за озеро в какие-то особенно урожайные на ягоды болота.

- Если будет что-то необходимо, иди к бабушке Вере и подожди нас у нее. Корову загони в хлев, когда с поля вернется. Овец помани куском хлеба, они за ним сами будут бежать. Их  тоже закрой в хлев. И не забудь покушать сама - такие указания оставила мама.

     Время тянется долго, уже в углах дома поселилась темнота и бесприютность. И корова не доена. На что это похоже? Вон, мычит недовольно, а дела никому нет. Видать по всему придется мне браться за работу. Лезу на печку, снимаю с кирпичного выступа  просушенную подойницу, так домашние называют ведро для молока и , решительно направляюсь в коровий хлев. Стараюсь точно копировать поведение старших, чтоб у коровы не возникло никакого сомнения в том, что я настоящая хозяйка. Надо отметить, что животные очень похожи на своих хозяев. Нашу корову звали Казачкой. Она имела очень независимый характер, всегда ходила впереди стада и не слишком признавала авторитет пастуха, за что получила удар плетью и один сосок на вымени не доился. Но и в три соска от нее надаивали молока по целому ведру. И в этот раз слушаться меня Казачка не собиралась. Равнодушно слизнула большим языком  краюху хлеба с моей руки и не сделала никакой попытки встать на отведенное ей для дойки место.

     Делать нечего, иду к бабе Вере, отводя руку с подойником за спину, подозревая, что меня не похвалят за затеянное. И прошу совсем о пустячной помощи:
- баба Вер, поставь мне корову на место. Время доить, а дома нет никого.

          Среди своих забот и дел нашла время и за соседской девочкой присмотреть и убедить с ранним хозяйственным рвением повременить. И своих внуков убаюкать-укачать. А рассказывала маме потом об этой истории потихоньку, что бы меня не обидеть взрослой снисходительностью. Помню всегда ее любящий и любующийся взгляд.

          Она ладила всегда и со всеми. И к Господу отошла быстро и тихо, никого не обременив уходом за собой. Благодарю Бога, что в моем детстве и в моей жизни были такие люди.

Лидия Вакина
                Ноябрь 2008г.
* фото зимней деревни из интернета