Стать пионером!

Ольга Патлусова
Вожатая вошла очень одухотворённая и не стала, как обычно, с порога, спрашивать кто не
выучил Торжественное обещание. Она встала у стола учителя, вдохнула пыльный воздух только что прервавшейся перемены, и, будто пробежав в памяти по основным тезисам своего
выступления, негромко начала.
- Дорогие третьеклассники! Завтра в музее Лизы Чайкиной, в торжественной обстановке вам
повяжут красные галстуки, Эта традиция....
Класс возбуждённо заёрзал. Музей находился в областном центре, туда надо на автобусе "Икарус" ехать почти два часа, что само по себе торжественно и весело, даже без галстуков.
-...не забудьте галстук, значок и повторить текст Торжественного Обещания! Напоминаю-
форма одежды- парадная! Это не белый фартук и не рубашка под костюм! Это пионерская форма! И пилотка ещё! У всех одежда готова, надеюсь?
- У меня есть... - очнулся сосед по парте и снова погрузился в транс.
Вожатая направилась к двери и вдруг вернулась.
- Я что хотела сказать-то... Ребята, завтра такой чудесный день, я вам даже завидую. До сих пор помню, как мы с подружкой шли домой в новых галстуках. Было очень холодно, но мы расстегнули пальто, чтоб все видели, что мы теперь пионеры! А вам вообще повезло, там в музее так торжественно организовано это мероприятие, что некоторые даже падают в обморок! Да-да-да!
Она вышла. Вот есть же всякие люди... Кто-то в музее в обморок падает... чудеса какие.

- Маам, а юбка-то будет?
- Будет, не переживай. Я платье распорола уже.
Не могу вспомнить, почему мою юбку  пришлось сшить. Наверное, в магазине не было размера. А может быть мы никак не успевали попасть туда до закрытия - это другой конец города, край географии и вообще на другом берегу реки. Уснула я в переживаниях о юбке, а мама, скорей всего, засиделась с ней заполночь, потому завтрак мы проспали.
- Бегом-бегом!- вот мама, выдёргивает прямо на мне последние нитки намётки. Вот наспех заплетаются две упругие косички с новыми ленточками, я хватаю пакетик с галстуком и несусь на остановку. Слава Богу, не закрылись двери перед носом- следующий автобус по расписанию только через полчаса. Но теперь-то я не опоздаю, вон он стоит, "Икарус" для нашего класса, красненький.
-Приве-е-ет!- подняла сумку с соседнего сиденья Иришка,- я место заняла!
Лидия Михайловна закончила перекличку, передала бумаги водителю, поздоровалась с экскурсоводом и автобус тронулся.
-Вам повезло родиться в лучшей стране на свете, ребята!- заговорил экскурсовод,- вступая в пионеры вам необходимо осознавать, как заботится о вас советская Родина. Давая торжественное обещание вы клянётесь в верности советскому народу, партии, и это не пустые слова...
- Давай повторим клятву,- Иришка порылась в сумке и достала аккуратно сложенную пополам бумажку.
-...В капиталистических странах царит нищета, пока правительство тратит деньги на гонку вооружений. Они показывают нам свои роскошные машины, своё обжорство, а по улицам у них бегают крысы, размером больше кошки....
- Иринка, я хочу послушать, интересно же...
- ...Простые люди платят за воду, которая у нас бесплатно...
- А газировка без сиропа стоит одну копейку!- дурным голосом гаркнули с задних кресел
Действительно, газировки попить было бы неплохо, что-то я так торопилась, надо было, если не чаю, так хоть воды кипячёной выпить, стоял же на столе целый графин.
- За воздух они тоже скоро будут платить. Просто там не осталось чистого воздуха. над Америкой висит смог....
Иришку смог не заинтересовал, как и проблемы рождаемости в западной европе. Она развернула свою писанину и забубнила:
- Я,Васильева Ирина, вступая в ряды Всесоюзной пионэрской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю...тьфу ты... клянусь: горячо беречь и любить свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионэров Советского Союза!!! Вот! Теперь давай ты.
- Зачем, я и так помню...
- А если тебя спросят? А ты испугаешься и не сможешь сказать!
- Да ты что, кого я испугаюсь-то...
- А вот сестра вступала в комсомол, она-то поступила, а одна девочка была с ней, её спросили... какой твой любимый советский писатель... а она говорит- Пушкин! Ей говорят, это русский писатель, дореволюционный, а какой любимый советский писатель? А она опять- Пушкин!
- Вот глупая, я бы сказала, что Михалков.
- Да подожди ты, видишь, она испугалась! Её снова спрашивают, пристали прямо. А она как завоет, как зарыдает и на весь исполком как заорёт: "Я всё равно Пушкина люблю!!!" Вот. И убежала и никуда не приняли её.
- Ира, нас же не будут спрашивать, вожатка бы сказала!
- Ага, зато там в обморок падают, сказала же... Забудешь клятву и от ужаса завалишься!
Я стала смотреть в окно. Не люблю с ней спорить. Стала думать о другом: почему справа нормальные ёлки растут, а слева тощие-тощие берёзки. Потом пошёл дождь,за окном стало ещё интересней. Проехали танк на постаменте, вот и Калинин.

- Как это, Лёша, ты термос взял, колбасу взял, а галстук забыл? - возмутилась Лидия Михайловна, когда Малышев что-то шепнул ей на ухо. Лёха, естественно, покраснел и осел виновато. Вожатая уговорила водителя чуть вернуться и купить галстук в универмаге.
- Малышев, налей чайку...- попросила я, когда тот понуро шёл на своё место
- Нету!- зыркнул недобро будущий пионер,- раньше где была, я выпил всё!
Поехали за галстуком. И почему из-за одного балбеса, причём сытого, весь класс на огромном автобусе должен кругами ездить по городу... не понимаю...
К музею вернулись с опозданием. Уже зашла группа, которой назначено после нас. Ожидание
мучительно, время обеденное, в столовую повезут только после церемонии. Иришка постоянно предлагает поискать где тут тубзик, а то вдруг спросят клятву, а мы от ужаса опозоримся, а у меня мысли только о том, что вдруг у Малышева ещё есть бутерброды.Наконец нас построили вдоль стены в два ряда, мы обстоятельно повторили слова обещания, две незнакомые девушки в пионерской форме каждому повязали галстук и пожали руку. Теперь надо было стоять по стойке смирно. Невыносимо трудно так стоять, противоестественно, тем более с пустым животом! Погасили свет. включили подсветку. мраморные колонны стали кроваво-красными. Тёмная фигура, скучавшая в углу на стуле, поднялась и включила проигрыватель...

"Помните! Через века, через года,-
 помните!
 О тех, кто уже не придет никогда,-
 помните!
 Не плачьте! В горле сдержите стоны,
 горькие стоны.
 Памяти павших будьте достойны!
 Вечно достойны!
 Хлебом и песней, мечтой и стихами,
 жизнью просторной,
 Каждой секундой, каждым дыханьем
 будьте достойны!"- поплыл с пластинки в темноту голос Рождественского. Всегда любила такие горькие стихи, чувствовала их каждой клеточкой чуть ли не с трёхлетнего возраста....

"Люди! Покуда сердца стучатся, —
 помните!
 Какою ценой завоёвано счастье, —
 пожалуйста,помните!
 Песню свою отправляя в полёт, —
 помните!
 О тех, кто уже никогдане споёт, —
 помните!"...
Навернулись слёзы, и я сглотнула комок, ставший в горле. Не хватало ещё тут при всех разреветься! Как потом обьяснять им, что просто поэзию любишь, когда и так у тебя репутация плаксы и главной психической в классе.
-Падает, падает, я ж говорила!!!- раздался крик вожатой и парный стук каблуков по граниту.
Очень интересно кто это... Ну надо же, у нас тоже в классе есть диво дивное, надо срочно посмотреть, как грохнется. И я попыталась повернуть голову...
И увидела- свои коленки, распущенную ленточку, ватку с нашатырём и какой красивый пол в холле.
- Всегда готовы!!!- прогремел хор голосов за дверями зала. Бабушка со связкой ключей принесла мне воды в тонкостенном стакане с красным ободком. Я перебралась на банкетку. Вот так, скоро у всех в альбомах появится фотография, на которой меня нет. Потому что фотограф уже вышел, а я всё ещё тут. Мимо строем прошли одноклассники, Рыжий Пиликатус с восторгом похлопал меня по плечу.
- Ты так здорово шлёпнулась! А Петя говорит, что ты притворилась, чтоб все забегали- сообщила Иришка. Танька с Леной тоже стояли поблизости, с интересом поглядывая на меня.
- Ты в столовку-то наверное не пойдёшь, не? Будешь в автобусе сидеть?
- Это почему ещё? Мне положено две порции, как пострадавшей.

Вот и всё. Через три часа мы были уже в своём городе. Из автобуса мы с Иришкой выходили под радостное улюлюканье наших пацанов: "Эй, Палтусова, ты привидение увидела в тёмном углу? Нет,она подумала, что колонны свежей кровью намазаны!!! Будь готова, Палтусова!!!" Ирка осталась на остановке, а мы со старостой пошли домой пешком.
- Ну ладно тебе, подумаешь, упала,- пройдя несколько кварталов, осмелилась заговорить Таня,- зато будет что рассказать, что вспомнить потом.
- И правда что,- ответила я,- Тань, а давай пальто расстегнём, пусть все видят, что мы теперь пионеры!