АлисА. Ъ

Наталья Кривилёва
Предыдущий альбом Алисы - "Пульс Хранителя Дверей Лабиринта" - вышел два с лишним года назд, и с тех пор Кинчев на протяжении нескольких месяцев не радовал поклонников новыми песнями. Вместо этого он занимался подготовкой и выпуском трибьюта Рикошета "Выход дракона", в котором и сам спел песню друга, и других музыкантов пригласил. Проект получился совершенно некоммерческим, у него не было широкой рекламной кампании, как у раскрученных Нашим радио "КИНОпроб" 10 лет назад. Да и не думаю, что КЕ преследовал в первую очередь финансовую цель, у него были другие причины сделать этот сборник. Впрочем, разговор вовсе не о "Выходе дракона". А о том, что после выпуска трибьюта Кинчев сотоварищи засели в студию и стали писать новый альбом, который назвали коротко и лаконично - "Ъ". И о концерте, который АлисА дала в Питере в честь выхода пластинки.
о концерте
Дело было в СКК. Ещё за недею до концерта я грустно пялилась на афиши и вздыхала - не успела вовремя купить билет и не попадала. Но на замечательном питерском сообществе вдруг появилось объявление, что хотят отдать билет на сие действо. Конечно, я тут же понеслась договориваться. И вот, в пятницу приезжаю на Парк Победы и станвлюсь обладательницей заветного квиточка. Ура-ура, радость-счастье.
Концерт начали с заглавной песни, с "Твёрдого знака". Песня, которая, по словам Кинчева, являет собой "некие размышления на тему того, что происходит, и как устоять тем,
кто определился в своей дороге. Вот, собственно и все. И призыв к силе,
чтобы можно было устоять, одолеть и победить" (с). И ведь это действительно так. КЕ вопрошал со сцены: "Как мне страх и сомнения взять в кулак?" И этот вопрос мог задать себе любой находящийся в зале.
"Крен", посвящённый войне августа 2008го, поняли, как мне показалось, далеко не все. Впрочем, я сама при первом прослушивании подумала вовсе не о грузино-осетинском конфликте, а о ситуации между востоком и западом в целом. "Крен на восход", "Крен на закат" - эти строки можно понять по-разному. Как и строчку "Там, где ночью шёл град - бес перемен". Бес или "без"? Попробуй пойми. Но раз уж в буклете слово написано через "с", то пусть будет так, на то воля автора. И этот бес, наверно, родной брат беса паники из более ранней песни. А град? Если мне не изменяет память, то Цхинвал был обстрелян именно из установок "Град".
Зато следующую песню, "Вот так", народ принял на ура. Уже давно знакомая и полюбившаяся, она прозвучала как ещё один гимн всей красно-чёрной братии: "Наше дело - воля острых углов. Мы вообще такие, как есть!" Пел весь зал, что неудивительно. Про "Пересмотри" вообще говорить не приходится. Этот музыкальный боевик прочно занял своё место в концертной программе Алисы и уходить, кажется, не собирается. А зачем, если под эти строки, под эти звуки начинается такое колоссальное движение масс, такой обмен энергией, что забываешь обо всём, что творится за пределами площадки. И понимаешь, что тебе действительно нужно что-то пересмотреть в себе, перечитать историю своей жизни, чтобы найти этот город, о котором поётся.
Затем безжалостный Кинчев спел "Аэробику", чем вызвал в зале вопль: "Кинчев, ты убийца!!!"

Небольшой проигрыш - значит, сейчас будет ещё одна песня из нового альбома. При первых её звуках я подпрыгнула - это была "Зона". Люди покосились на меня, но мне было всё равно - это одна из любимых песен с "Ъ". Подпевала КЕ и просто наслаждалась звуками, не обращая внимания на людей. Что интересно, во время исполнения "Зоны" Кинчев вёл себя на сцене именно так, как мне и представлялось, когда я слушала её в плеере.
И утверждающе, сильно, искренне прозвучал последний куплет: "Я импульс выверенных звонов, Я парадокс в привычке дня. Играть в наперстки в этой зоне - Не для меня!"
После "Зоны" был "Страх". Пожалуй, одно из самых сильных и пронзительных кинчевских творений. И голос Петра Сергеевича Самойлова, звучавший одновременно с голосм Кинчева, был словно отголосок мыслей: "Пыльные мои дороги, Торные мои пути, Думы с привкусом тревоги, Что там будет впереди, Толи все пойдет, как прежде, То ли обратится в прах, Но вселял в меня надежду Страх! Страх, что над нескладной долей Я кружил, что было сил, Если кто треножил волю – Бил, Песнями стремился к небу, Рокотом растаял весь Здесь". Здесь - на этой земле, в этой стране...
Следом была порция знакомого - "Инок, воин и шут", "Небо славян" и "Моё поколение". И снова весь зал встал на уши. Поднятые руки, тысячи голосов, фаера. "Нас точит семя орды. Нас гнёт ярмо басурман. Но в наших венах кипит Небо славян. И от чудских берегов До ледяной Колымы Всё это наша земля, Всё это мы!". А "Моё поколение" меня удивляет до сих пор тем, что его принимают как родное, своё даже те, кто никак не подходит под определение кничевского поколения: "Моё поколение молчит по углам, Моё поколение не смеет петь, Моё поколение чувствует боль, Но снова ставит себя под плеть. Моё поколение смотрит вниз, Моё поколение боится дня. Моё поколение пестует ночь, а по утрам ест себя". Согласитесь, дети перестройки и начала 90х совсем другие. Но и они поют эти строки, словно примеряя на себя.
А потом... Потом была потрясающая песня "В путь". Она писалась, как я с удивлением узнала, для фильма "Адмиралъ", но Первому каналу показалось, что не подойдёт. Впрочем, и слава богу. Потому что теперь она ассоциируется не с Колчаком, не с кем-либо ещё, а со всеми, кто готов умереть за свои убеждения, идеалы: "Главным дорожить, прочего не брать и в путь". Даже если он окажется последним. И настолько пронзительным, сильным, искренним и чистым было исполнение, что я даже прослезилась на строчках "От одних кровей, на одной земле резня. Что такое «мы», пришлому понять нельзя".
"Работа" просто взорвала зал. Одна из ключевых песен альбома кажется своеобразным столпом и самоответом на песню "Рок-н-ролл это не работа". Работа для Кинчева - сама жизнь, во всех её проявлениях, красках, выборах, препятствиях. "Не утолить пламя в груди Тем, кто пытался любить. Учит терпеть боль на пути К небу – работа жить!".
Не давая передохнуть уважаемой публике АлисА сыграла ещё один боевичок - "Звезда по имени Рок". Перекличка с Цоем? В чём-то да, в чём-то нет, это уже вопросы к КЕ. Не отходя от звёздной темы, музыканты исполнили "Звезду". Немного мрачноватая, тревожная, написанная во время шторма... В ней много дорогих сердцу Кинчева образов - север, белая рать, путь и другое... Ищите и обрящете. Там много над чем можно подразмыслить.
"Главное", по-моему, в чём-то продолжает тему "Апреля" (с ПХДЛ). Апрель вообще для Кинчева месяц символический и важный, как он признавился. Но главное... - "Все, кому мир тесен, главное нашли. В пульс великих песен вошли, Отворив Дар неба тлену земли".
"Крик". Ещё одна пронзительная песня. Когда Кинчева показали крупным планом, я увидела на его лице боль. "И станут судачить, Будто был пожар, Не зная, как душит дар. Один на полмира, Сгоряча возник, В любовь, переплавив крик" - эти строки можно посвятить многим ушедшим музыкантом, но мне кажется, что больше всего они подходят Башлачёву. Его душил дар, он переплавил любовь в крик... И сам Кинчев говорил, что СашБаш был рядом, когда писалась эта песня. Его дух, его сила, его свет...
Последовало барабанное соло, потом Кинчев снова выскочил на сцену и зарядил: "Шаг за шагом босиком по воде..." И зал снова взорвался. Это наш гимн. Это "Красное на чёрном". И больше не нужно ничего говорить. Всё и так понятно. КЕ мог вообще не петь, это делал зал.
Дань памяти погибшему другу - "Спокойная ночь". И все садятся на первом куплете, зажигая огни. Чтобы встать при словах: "А тем, кто ложится спать - спокойного сна". Красивая традиция, не лишённая глубокого смысла.
А потом были две моих самых любимых песни. От одной из них - "Дождь и я" - повеяло альбомом "Jazz". Такая же лиричная, мелодичная и красивая. Пожалуй, самая светлая песня на альбоме. "В поступках небо узнать, Выйти в проступках в нули, К основе силу собрать – Все, что мы могли".
А разве этого мало, Константин Евгеньевич?
И "Фавор". Библейский образ - гора, где произошло Преображаение Господне. По мнению Кинчева, каждый человек должен стремиться к преображению, к изменению к лучшему. "Пламя Фавора – Тяга из тоннеля на свет, Вьется укором На слово: Нет!
Спел и растаял, Слово, как живая вода! Вольная стая, Скажи мне: Да!" И снова - стая, снова слово - одни из ключевых образов кинчевского творчества.
Закончился концерт традиционными "Песней без слов" и "Мы вместе". Но о них уже сказано столько, что я не буду повторяться.

"Ъ", на мой взгляд, один из самых удачных альбомов Алисы. Искренний, немного тревожный, но всё же жизнеутверждающий. Такой же, как и сам Кинчев.