Вершина, на которую нет очереди. Сверхчеловек?

Никузькин
Доминирование. Только человек, привычное доминирование устремляет к идее - стать сверхчеловеком, доминировать не только на территории, в прайде, как у животных или за место под солнце, как у растений, но доминировать на всей Земле, а то и во вселенной. Сверхчеловек непременно должен быть связан с чем-то таинственным, магическим, волшебным. Он не может быть просто "крупным деятелем" или "великим завоевателем", знаменитым политиком или выдающимся ученым. Он неизбежно должен быть магом или святым. Должен иметь в себе что-то незаконное, нечто нарушающее общий порядок вещей, нечто неожиданное, непредвиденное, неподвластное никаким общим законам.

В течение веков и сотен веков своей истории человечество жило с идеей сверхчеловека. Сказания и легенды всех древних народов полны образов сверхчеловека. Герои мифов, титаны, полубоги, Прометей, принесший огонь с неба; пророки, мессии и святые всех религий; герои волшебных сказок и эпических песен; рыцари, которые спасали пленных принцесс, пробуждали спящих красавиц, побеждали драконов, сражались с гигантами и людоедами, – все это образы сверхчеловека. Идея сверхчеловека уходит в бесконечность; и, подобно всем идеям, уходящим в бесконечность, она требует совершенно особого подхода, – именно со стороны бесконечности.

Обычный человек не в состоянии видеть сверхчеловека или знать о его существовании, как гусеница не знает о существовании бабочки. Этот факт чрезвычайно труден для понимания, но он естественно и психологически неизбежен. Высший тип ни в коем случае не может находиться под властью низшего типа или быть объектом его наблюдения, в то время как низший тип может находиться под властью и под наблюдением высшего типа. С этой точки зрения наша жизнь и история могут иметь определенную цель и смысл, которые мы не в силах понять.

Все, что связано с личностью этого человека - тайна за семью печатями. Никаких библиографических подробностей, никаких социальных данных. Только имя, которое он сам для себя выбрал - Azsacra.  Он есть и навсегда останется Великим Русским Экстремалом и если уж именовать его, то - императором "перманентного суицида".
Профессиональным трюкачам, с их неизменным цирковым балаганом и заработками, он чужд и непонятен. Его смертельные "ритуалы", показываемые по центральным телеканалам, вызывают дрожь, оцепенение и обмороки. Он хладнокровно выдерживает удары громадными камнями, дубинами, цепями, стальными прутьями, а также способен отрешенно протыкать себя иглами и спицами, резать лезвиями, разрывать крючьями. (http://www.youtube.com/watch?v=Q2SISAa13cg)

Приведу небольшое интервью с ним

У Azsacra на мускулистых руках, покрытых татуировками причудливых когтистых свастик, множеством шрамов от зубов различных змей и когтей хищных птиц. Как это происходит?
- Укусы змей запечатлевать на фото довольно сложно. Еще труднее снимать разящие атаки пауков, скорпионов, сколопендр. Иногда, чтобы получить один более-менее приличный кадр, приходится за сеанс выдерживать более ста укусов и ужаливаний. Поэтому проще использовать видеосъемку.

- Сами разрабатываете опасные номера?
- Я это называю духовными манифестациями. Что-то беру из уже существующих ритуалов. Что-то домысливаю и изобретаю сам. Так, в молитве склоняюсь перед анакондой, и она кусает меня в верхнюю часть черепа. Затем, поднимаюсь - и змея кусает меня прямо в губы. Есть кинокадры, где змея впивается мне в глаз.

- Довольно страшно. И как же вы это выдерживаете?
- Как сказал один самурай из клана Такэда: "Поле битвы - мое убежище". Смертельный риск - суть моей жизни. Трюки, подобные моим, как правило, заканчиваются сильными увечьями или смертью исполнителя. Я сделал из своего лица арену для сражений множества скорпионов. Возле самых глаз моих они размахивают хвостами и жалят друг друга. Чтобы их примирить, я высовываю язык - и они жалят меня в язык.

- Яд их не действует на вас?
- Яд всегда действует. Другое дело, что моя кровь находится с ним в особых отношениях. За 13 лет непрерывного "экстремала" я выдержал свыше 10000 укусов от разнообразных хищников, из них - более 1000 укусов и ужаливаний с воздействием различных видов яда. Многие экзотические яды испробовал на себе - в том числе знаменитый Кураре.
 
Однажды огромный питон своей пастью полностью захватил его голову. Но Мастер Смерти лишь ласкал змею и гладил.

- Почему?
- Змея укусила в голову, подставь губы. Моя любовь и прощение только для животных - человека я бы инвалидизировал тут же. Я благодарен хищникам за ту Чистоту Боли, за то Скрытое Знание Силы, которые они мне дали.

- Ваши ассистентки беспрекословно подчиняются вам и они всегда во время исполнения трюков обнажены. Это что, тоже необходимая часть звериной церемонии?
- Я сторонник классической формулы: красота - зверь - смерть. Мои ритуалы с различными хищниками насквозь и всецело эротизированы. Подлинно чувственная красота сосредоточена только в самке, но не в женщине. В самке, которая верит в тайну экстаза и гибели. И я раскрываю ей эту тайну.

- Ваш диалог с хищниками. Они действительно вас понимают?
- Подобно африканским колдунам, я разговариваю на языках многих зверей и птиц. Могу подражать звуковым сигналам скорпионов, пауков, змей. Но больше всего меня завораживает вой волка. Голос волка - сакральный мой голос.

- Орлы часто целуют вас, захватив губы острым клювом. Откуда такая нежность?
- Все они - самки. Во время кормления они прыгают вверх и вырывают мясо, которое я держу для них в зубах. Когда я ложусь в "позу трупа" и помещаю кусочки мяса на свои закрытые веки - они срывают их с моих глаз когтями. Это и есть любовь - любовь священных, крылатых самок.

- И какие же самки в зверином мире самые нежные?
- Крысы. Но именно от запредельной нежности они могут мгновенно переходить к беспредельной жестокости. Какое-то время я специально тренировал и натаскивал боевых крыс. Делал из них Сверхкрыс! Задача была - показать максимальную силу инстинкта и волю крыс, что их специально подготовленные боевые отряды способны побеждать кошек, псов и даже крупных хищников. Что и было доказано.

- Ваши бесконечные ритуалы больше смахивают на "перманентное самоубийство". Смерть как бы длится, длится и не кончается. Укус за укусом, ужаливание за ужаливанием … а вы все живете и не умираете.
- Да, многих это разочаровывает. Мое "бытие-к-смерти" имеет довольно странный механизм. Кто-то ненавидит, кто-то сомневается, кто-то не верит. Но это меня не волнует. Я постоянно и подолгу работаю, с каждым разом делая свои звериные "мистерии" все опаснее и опаснее.

- О вас ходят самые противоречивые слухи. Слагаются невероятные легенды. Говорят, вы проводите схватки с хищными животными?
- Больше всего поединков с различными змеями. Раньше я много путешествовал, был случай схватки с напавшим на меня волком. Один из недавних - серия незапланированных атак на мое лицо и шею огромного беркута Кшатрия. Его внезапная вспышка ярости чуть не лишила меня последнего глаза.

- Ваша формула выдержки?
- Протянуть голую руку беркуту, чтобы он пронзив ее когтями, острым клювом начал рвать кожу и мясо - кусок за куском - до самой кости.

- Как вы относитесь к японскому писателю-смертнику Юкио Мисиме?
- Мы с ним духовные братья по харакири. Только я имею дело со "звериным харакири". Я, как и он, устраняюсь от низшего умирания и стремлюсь Настигнуть Смерть! Я никогда не жалею себя. Никогда не цепляюсь за сохранение.

- И как бы вы хотели Настигнуть Смерть?
- Через укус королевской кобры или в схватке со стаей волков.

Никакая критика не сможет его приземлить, уложить в социальные, психологические и моральные "гробы".  Он достиг внутреннего единства и имеет, соответственно, волю как «равнодействующую желаний». Что же касается людей с так называемой "сильной волей", то обычно у них господствует одно желание, в котором все прочие исчезают. И это, без внутреннего единства,  выглядит искусственной волей. Но развитие человека к сверхчеловеку не может сводиться к росту одного интеллекта. Должна развиваться и эмоциональная жизнь – в некоторых нелегко постижимых формах.

Полная свобода от любых нравственных ограничений считается сверхчеловеческим или приближающимся к сверхчеловеческому. Злоба, ненависть, гордыня, обман, эгоизм, жестокость – все это считается сверхчеловеческим, но при одном условии: чтобы оно доходило до последних возможных пределов, не останавливаясь ни перед чем, ни перед какими препятствиями. "Сверхчеловек" в вульгарном и фальсифицированном понимании этого слова значит – "все дозволено".

Но Azsacra не оставляет о себе впечатление "зла" и даже не кажется безумцем. Он недосягаемый император "перманентного самоубийства". Не знаю, можно ли его считать свехчеловеком…

СВЕРХЧЕЛОВЕКИ

Народная мудрость всех веков и племен понимала, что человек, как он есть, не способен сам устроить свою жизнь, не считала человека достижением, венчающим творение. Она правильно оценивала место человека, принимала и допускала ту мысль, что могут и должны быть существа (люди), гораздо выше обыкновенного человека, сильнее его, сложнее, "чудеснее".

В теократии (системе правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам) всегда использовалась идея сверхчеловека: Бог или боги, как бы их ни называли, правили людьми с помощью и через посредство сверхлюдей – пророков, вождей, царей – таинственного, сверхчеловеческого происхождения. Боги не могли иметь дело непосредственно с людьми; и человек никогда не был и не считал себя достаточно сильным, чтобы прямо взглянуть в лицо божеству и получить от него законы. Здесь выступал посредником сверхчеловек.

Сверхчеловек уже с точки зрения научного мышления, рассматривается как продукт эволюции человека, хотя, как правило, этот термин не применяется, и на его место ставится термин "высший тип человека". Здесь, развитие нового типа совершается за счет старого, который в этом же процессе должен исчезнуть. Эволюция сознания, внутренний рост – это и есть "восхождение к сверхчеловеку". Но внутренний рост идет не по одной, а по нескольким линиям одновременно. Новый тип, создаваясь из старого, как бы преодолевает, побеждает его, занимает его место. Например, попытки Р.Оуэна, В. Ленина, А.Гитлера и других, по созданию высшего типа человека в общине, государстве, в мире.

Может из-за различий видения сверхчеловека, собственно сам сверхчеловек кажется нам очень сложным и противоречивым существом. В действительности же он должен быть существом ясно определенным. Он не может иметь внутри себя того вечного конфликта, того болезненного разделения, которое постоянно ощущают люди и которое они приписывают даже богам. Должен иметь в себе что-то незаконное, нечто нарушающее общий порядок вещей, нечто неожиданное, непредвиденное, неподвластное никаким общим законам.

Эта идея выражена Ницше: « Я хочу учить людей смыслу их бытия; этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека.»

Ницше понимал, что сверхчеловека нельзя рассматривать как результат исторического развития, осуществляемого в далеком будущем, как новый зоологический тип. Молнию нельзя рассматривать как результат "эволюции тучи".  Но чувство "незаконности" сверхчеловека, его "невозможности" с обычной точки зрения заставляет приписывать ему совершенно невероятные черты: сверхчеловека нередко изображают в виде колесницы Джаггернатха, в своем движении сокрушающей людей.

Злоба, ненависть, гордыня, обман, эгоизм, жестокость – все это считается сверхчеловеческим, но при одном условии: чтобы оно доходило до последних возможных пределов, не останавливаясь ни перед чем, ни перед какими препятствиями. Полная свобода от любых нравственных ограничений считается сверхчеловеческим или приближающимся к сверхчеловеческому. "Сверхчеловек" в вульгарном и фальсифицированном понимании этого слова значит – "все дозволено".  Этот аморализм часто связывают с именем Ницше, в чем он совершенно не повинен.

Психология сверхчеловека остается для нас неуловимой, ибо мы не понимаем того, что нормальное психическое состояние сверхчеловека – это экстаз в самых разнообразных значениях этого слова. Например, экстаз власти, имеющий в себе некую внутреннюю истину, в которой нельзя обмануться и отсутствие которой немедленно чувствуется в случае ложного экстаза. Это настолько высшее среди всех возможных человеческих переживаний, что нет ни слов, ни средств для его описания. Главная перемена в развитии человека к сверхчеловеку должна происходить в эволюции эмоциональной жизни. Сверхчеловек ощущает экстаз…

Люди, переживавшие экстаз, много раз стремились описать то, что они испытывали, и эти описания разных людей, не знавших друг друга, из разных веков, удивительно похожи, а главное, заключают в себе одинаковое постижение Непознаваемого. Кроме того, описание экстаза, если это подлинный экстаз, содержит в себе некую внутреннюю истину, в которой нельзя обмануться и отсутствие которой немедленно чувствуется в случае ложного экстаза, как это бывает в описаниях переживаний "святых" формальных религий.

Сверхчеловек ли Azsacra, я не знаю, но знаю, что на Земле достаточно часто рождаются желающие на исключительную роль доминирования – сверхчеловек. Кто они сверхчеловеки, поднявшиеся на вершину недосягаемую другими?


22.11.09
Никузькин