Возражения, или Зачем ученическое самоуправление в

Александр Прутченков
Разрабатывая ту или иную модель ученического самоуправления, вы должны одновременно готовиться к выступлению с предложениями по ее использованию перед своими коллегами, всем педагогическим советом. Так же придется поступить, когда вы выдвигаете предложения о модернизации уже существующей системы ученического самоуправления. В том и другом случае вам приходится заявлять о своей четкой педагогической позиции. Но, заняв определенную позицию, вы становитесь мишенью для разнообразной критики.
Независимо от ценности предлагаемых идей, убедительности ваших доводов, мудрости приводимых научных рекомен­даций и детальности методических разработок, не позволяйте себе "впасть" в состояние ложной безопасности. Это чувство сделает вас легко уязвимым во время дискуссии с коллегами. Внутренне согласитесь с тем, что всегда найдется сомневающийся учитель или целая группа педагогов, которые будут активно сопротивляться вашим самым здравым и очевидным аргументам. Особенно важна предварительная подготовка при первичном изложении идеи вашему директору школы (или руководителю более высокого уровня), а также всему педагогическому коллективу, так как от их первоначального восприятия во многом зависит дальнейшая судьба вашего предложения.
Готовы ли вы ПОМОЧЬ ИМ АДЕКВАТНО ВОСПРИНЯТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ? Именно так следует рассматривать вашу миссию - помощь своим коллегам в понимании необходимости использования той или иной модели ученического самоуправления, в которую будут активно включены школьники разных возрастов и интересов. Но помните, что коллеги вправе сомневаться в достоверности ваших доводов - это практически аксиома "Сначала сомнение, а потом доверие". Вот каким будет это "потом" во многом зависит от вас. Так что готовиться к выступлению всегда надо с расчетом на необходимость убеждать сомневающихся.
Вам необходимо иметь хорошо продуманные убедительные ответы на предполагаемые вопросы независимо от того, будут они или нет. Это не значит, что все свои ответы надо обязательно включать в сообщение, пытаясь предупредить сомнения и возражения слушателей. Не стоит также слишком "пламенно защищать" свое мнение, когда в том нет особой необходимости, может быть вам поверят и за вами пойдут без особого сопротивления. Но когда защита понадобится, вы будете спокойны и готовы с серьезными аргументами в руках участвовать в дискуссии о предлагаемом нововведении - модели ученического самоуправления.
Я предлагаю вместе систематизируем возможные возражения ваших будущих "оппонентов" и, главное, найдем содержательные доводы, которые помогут вам переубедить коллег, привлечь их на свою сторону, показать все преимущества предлагаемой модели ученического самоуправления, органично включенной в общую систему школьного самоуправления. Чтобы логично и аргументировано отвечать на возможные возражения, надо быть готовым ВЫСЛУШАТЬ их.
А как узнать, какие могут быть высказаны возражения? Наверняка об этом знать нельзя, но все же можно предположить, особенно проанализировав имеющийся опыт реализации моделей ученического самоуправления в различных общеобразовательных учреждениях России и даже за рубежом, историю этого педагогического явления.
Я проанализировал наиболее часто встречающиеся воз­ражения против школьного ученического самоуправления и предлагаю познакомиться с ними. Разумеется, вам нужно добавить конкретные факты, опираясь на особенности своего общеобразовательного учреждения, вспомнить о его традициях, учесть специфику контингента учащихся, отношение родителей и выпускников к вашей школе и т.д.
Предлагаемые возражения - это лишь основа для создания "личной системы" аргументации, они помогут вашей фантазии найти "бесспорные" аргументы и, главное, - убедить сомневающихся в необходимости организации ученического самоуправления и перейти от дискуссии к практической реализации рассматриваемой вами модели.