Привет из преисподней. Ольга Ибрагимова

Литклуб Листок
 Трагикомедия в десяти сценах


Сцена первая.


На авансцену выходят два черта, оглядываются.

1-й черт:

- Здесь только наши?

2-й черт:

- Наши, наши, дурень! Не бойся, пегий, здесь братва!

1-й черт:

- Я, кажется, просил тебя, Дурделло, не дразнить меня «пегим»!

2-черт:

- А как же тебя дразнить, друг мой пегий?

1-й черт:

- Я в яблоко! И у меня есть имя! Так вот, Дурделло - имя у тебя!

Дурделло:

- Забыл, однако!

1-й черт:

- Что ж, напомню, парень! Меня с рожденья Лопушком зовут.

Дурделло:

- Давно хотел спросить тебя, Лопушка…

Лопушок:

- Нет, не Лопушка, ясно? Ло-пу-шок!

Дурделло:

- Ага, а почему тебя так кличут?

Лопушок:

- Из-за ушей громадных, вот ответ!

Дурделло:

- Которые везде тебе мешают!

Лопушок:

- А это дело вовсе не твое!

Дурделло:

- Да видел б ты, как выглядишь комично, когда тебя наш босс за них таскает, когда ты провинишься – ой-ей-ей!

Лопушок:

- Меня таскают все-таки за дело. Я дело делаю, бывают и ошибки! А ты – бездельник от роду и хам! Ты грешника проспал в аду недавно!

Дурделло:

- Молчи, лопух!

Лопушок:

Я людям расскажу. Они таких, как ты, не уважают!

Дурделло, к залу:

- Вы слышали? Лопух, а все туда же!

Лопушок:

- А вот рассудят пусть, кто прав из нас! Хотите знать, как было? Мы покажем!

Дурделло:

- Мы вам расскажем, спляшем и споем!

Лопушок:

- Итак, все начиналось оч-чень страшно! Врачи при операции серьезной во вторник пациента проморгали…

Дурделло:

- И это – лишь начало страшной байки!

Убегают.

Занавес открывается



Сцена вторая


Врачи над операционным столом


1-й хирург:

- Сестра! Здесь срочно камфару мне нужно!

2-й хирург:

- Коллега! Нет! Поможет только шок! (Пациент подпрыгивает)

1-й хирург:

- Еще разряд! Еще!

2-й хирург:

- Нет! Потеряли! Давленье пало, пульс вообще не слышен (писк аппарата).

1-й хирург, снимая маску:

- Клиническая смерть еще пока?

2-й хирург, тоже снимая маску:

- Все кончено! Не вывести – сломался. Какая штука хрупкая – та жизнь!

1-й хирург:

- Сестра, дай спирту! (Глотает из склянки) Выпейте, коллега!

2-й хирург (тоже глотает):

- Реанимации бригаду вызывать?

1-й хирург:

- Они на вызове – пожар на Жилмассиве. Здесь не поможет даже сам Всевышний (уходят).

Над пациентом наклоняется Смерть. Делает ему «козу рогатую»: «У-лю-лю!» Тот встает, недоуменно оглядывается.

Смерть:

- Привет, дружище! Как ты? Очень больно?

Пациент:

- Не больно вовсе… Ой, совсем не больно! (Ощупывает себя) Как хорошо! Легко-то стало как!

Смерть (хвастливо):

- Это я, дружище, избавила тебя от этих мук! К чему тебе та жизнь? Пойдем со мною!

Жизнь (появляясь):

- Как это, Смерть, к чему? Я – Жизнь, я нравлюсь людям! Не то, что ты, ужасная карга!

Смерть:

- Уйди! Оставь его! Он мой навеки! Ты ж отдала его мне, отдала!

Жизнь:

- Да мало ли? Я ветреная очень! Я отдала – и я же заберу. Его душа жива! Я не решила отдать его тебе. Уйди, старуха! Он в состоянии клинической лишь смерти! И не тебе решать, безносая ты ведьма, кому его душа принадлежит!

Пациент:

- Чего вы спорите?

Жизнь (оборачиваясь к нему):

- Я – Жизнь! Пойдешь со мною?

Пациент:

- Да, ты красива очень… Я н-н-не знаю… А больно будет?

Смерть:

- Будет, будет больно! Там, где она, всегда все очень больно! А я дарю покой без суеты. Пойдем, мой друг, нас заждались, наверно. Зачем тебе долги, грехи земные, печали, боль и прочая тоска? (Берет его за руку)

Жизнь:

- Оставь его! Исчезни, тлен и мрак! (К пациенту) Ты вспомни, как любил и был любимым!

Смерть:

- И вспомни, как любимая жестоко потом прилюдно бросила тебя! Ей захотелось жить другою жизнью. Вот – Жизнь, ее гримасы и ужимки. А я всегда стабильна и верна!

Жизнь:

- О, сколько дел земных не завершил ты! О, сколько планов было у тебя!

Пациент:

- Мне больно будет! Я устал от боли!

Жизнь:

- Я помогу, я залечу все раны! Забудешь ты. Как плакал и стонал! (Берет его за руку)

Смерть:

- Когда же перестанешь мне дорогу переходить, о, подлая ты Жизнь!

Жизнь:

- Тогда, когда ты, смерть, эту дорогу научишься безмолвно уступать!

Смерть, хватая косу, наступает на Жизнь:

- Подвластны мне горы,

Подвластны мне реки,

Боятся, трепещут меня человеки!

Жизнь:

- Я вечно прекрасна

Природой живою

И спорить об этом

Я буду с тобою!

Смерть размахивает клюкой, Жизнь убегает, смеясь. Пациент в страхе убегает, пока они танцуют.



Сцена третья



На авансцену выходит Черт, видит на стуле санитарную одежду, одевает ее на себя, смотрит в зеркало, хохочет. Идет Пациент.

Черт:

- Позвольте, уважаемый, куда вы?

Пациент:

- Куда глаза глядят! Меня не поделили!

Черт:

- Что это значит?

Пациент:

- Это значит то, что Смерть и Жизнь из-за меня схватились, но увлеклись так страстно спором этим, что уж забыли вовсе про меня! Наверно, никому я здесь не нужен.

Черт:

- Ты нужен нам! Ты до зарезу нужен! Пойдем, тебя с братвой своей веселой я познакомлю!

Пациент:

- С какой братвой? Я вряд ли понимаю…

Черт:

- Братва у нас, покойничек, такая – не скучно нам! Смерть утра до ночи пляшем, играем в карты, песенки поем…

Пациент:

- А как с работой?

Черт:

- Ох, работы море! Но от работы водка часто киснет.

Пациент:

- А деньги платят?

Черт:

- Жалованье платят! По пятницам, тринадцатым числом.

Пациент:

- Какой валютой платят?

Черт:

- Чем захочешь!

Пациент:

- Вот это да! И много платят, сударь?

Черт:

- М-м-м… Тебе сначала надо подучиться: дрова там заготавливать по норме, котлы до блеска чистить и, конечно, терпеть кое-какие процедуры. Ну, это уж как ты договоришься!

Пациент:

- Смерть кем говорить-то?

Черт:

- Смерть братом нашим старшим!

Пациент:

- Он – бригадир?

Черт:

- Ну, можно так сказать… Здесь, понимаешь, дело в отношеньях: понравишься – свой будешь в доску парень, но коль строптивый ты – не обессудь! Поджарить можем медленно, но верно тебя, строптивец, в пламенном огне!

Пациент:

- Как это? Я совсем не понимаю!

Черт:

- Сейчас поймешь! Гляди сюда, покойник!



Сцена четвертая


Черти возле костра поют:

- Сколько в мире искушений! Ух!

Попадешь к нам, попадешь!

Мы считаем прегрешенья –

Девок любишь? Водку пьешь?

Ханку на огонь, на огонь!

Бога имени не тронь!

Мы, братан, такие люди –

Смерть нами сильно не ворчи!

Поднесем тебя на блюде

И сгоришь вон в той печи!

Грешник ты! Грешник ты!

Сожжены твои мосты!

Не поможет тебе мама!

Мы нальем тебе стаканчик,

Не волнуйся, не грусти!

Хоть ты девочка, хоть мальчик, -

Душу с нами отпусти!

Позабудь, позабудь

Ты земной и грешный путь!


Дурделло:

- Покойничек, выпьешь? (Протягивает ему стакан)

Пациент:

- Нет, спасибо, я не буду!

Дурделло:

- А почему?

Пациент:

- От водки я погиб!

Дурделло:

- Теперь не бойся! Пей ты, хоть залейся. Запомни: дальше смерти не умрешь!

Лопушок:

- Оставь его! Нет у него желудка! Он – оболочка легкая теперь!

Дурделло:

- И вечно лезешь ты с советами своими! Я пошутить хотел, испортил шутку ты! (К пациенту) Иди в котел! И там сиди покуда!

Пациент, ежась, залазит в котел.

Чертенок:

- Ой, кажись, гости к нам! Гляди, лихие гости! (Черти вытягиваются, смотрят)

Дурделло (дает подзатыльник Чертенку):

- За шефом, быстро!

Чертенок:

- Он сказал – не беспокоить! После обеда шеф решил поспать!

Дурделло (опять его бьет):

- Скажи ему – Господь со свитой прется!

Лопушок:

- Не так скажи! Не прется, а летит! И не со свитой – с ангелами Бог!

Чертенок убегает

Дурделло:

- А ты молчи, дурак, Лопух заумный! Еще скажи, что Бога любишь ты!

Лопушок:

- Я не люблю его, но… уважаю! Его боится шеф – сам Сатана! Гляди. Сияние какое происходит! Это тебе не адовый огонь!

Музыка, выплывают ангелы, за ними Бог. Черти падают ниц.


Сцена пятая


Бог: О, как у вас здесь скверно, дурно пахнет!

Дурделло: Пока вас не было, ничем таким не пахло (опять падает ниц).

1-й ангел: Проветривать хоть надо иногда!

Лопух, подняв голову: «Проветривать»! А как температура? Мы дров не напасемся никогда! (падает ниц)

Бог: Где старший ваш?

Дурделло: Зачем он вам, владыка?

2-й ангел: Вопросы здесь Господь лишь задает!

Сатана, появившись, окутавшись синим дымом: Вопросы задаю здесь только я! Чему обязаны столь позднему визиту (демонстративно смотрит на часы). Зачем в мои владенья вы пришли?

Ангелы морщатся. Один нюхает цветок, другой разгоняет дым от Сатаны рукой. Бог чихает в платок.

Бог: Ты грешника забрал к себе случайно! А он по праву нам принадлежит!

Сатана: Хм-м, а по какому это праву?

1-й ангел: По праву добрых и хороших дел его! Есть доказательства, они вот в этой книге! (Достает толстую книгу)

Дурделло: О, и у нас есть тоже бухучет! (Достает другую книгу)

1-й ангел читает: Он жизнь прожил до 20-ти безгрешно…

Дурделло: Неправда! Кошек мучил в детстве он! И воровал в 12 лет картошку на даче у соседа своего! Вот – пять кило. Смотрите, кто не верит!

Бог: Ну, это мелочи!

Сатана: Мелочей тут нет! Учет ведется строгий и пристрастный. Здесь – по секундам, а у вас – халтура!

2-й ангел (забирает книгу у первого): Из армии пришел, затем работал…

Дурделло: А в армии он бегал и стрелял! Убил троих и одного он ранил!

Лопушок: Так то – Афганистан!

Сатана: Молчи, дурак!

Бог: Действительно, его туда послали!

Сатана: Мы что, здесь собрались для обсужденья политики и всех земных проблем?

Бог: Нет, я прошу смягчить его участье в делах Афганистана! Я прошу!

1-й ангел (забирает книгу у второго): Работал грешник хорошо и много почетных грамот, премий у него. Сейчас скажу я точно: грамот пять, а премий целых…

Дурделло: Две твоих зарплаты! (Черти и Сатана смеются)

Бог: Так не пойдет! Несите на весы! Сейчас мы взвесим все на них дотошно!

Лопушок (чертенку): Неси весы! И гири там возьми! Да не забудь – не те, другие гири!

1-й ангел: Он сделал многое для Родины своей…

Лопушок (подглядывая в книгу): Он в 23 растлил одну девчонку, и та, слезами горько обливаясь, ребеночка в подоле принесла!

Пациент (выныривая из котла): Да я любил ее! Мне мать не разрешила тогда жениться: не было квартиры!

Все, в голос: Тебя не спрашивают!

Лопушок: Выйди из котла! Твой приговор еще не огласили! (Тот выходит)

Дурделло: А зачем потом, когда уже ты жил в своей квартире, женился на другой? Любовь прошла?

Пациент: Нет, не прошла… Так просто получилось (утирает слезу).

2-й ангел, забирая книгу у 1-го: Зато он много сыну помогал – тому, которого в подоле прин…

Сатана и Дурделло закатываются со смеху, ангел краснеет)

2-й ангел: Тому, кто безотцовщиною слыл!

Чертенок приносит весы и устанавливает чаши. На гирях написано «Добро» и «Зло».

Дурделло: Поставим на весы!

Ангел и Дурделло ставят по одной гире на разные чаши – весы уравновешены. Дурделло озадачен.

2-й ангел читает: Он был хороший семьянин, отец…

Лонушок: Он детям часто покупал подарки… ой!

Чаша добра клонится вниз.

Сатана, забирая книгу у Лопушка: Что ты читаешь, дурень ты ушастый?! Брысь, сволочь! (Тот убегает, Бог и ангелы смеются)

Сатана: Он пил, он всю зарплату пропивал!

Дурделло кладет вторую гирю и чаша зла перевешивает

1-й ангел: Но это было все потом, а раньше… Хорошим другом он, соседом был. Он человека спас, в реке купаясь! (Кладет гирю, добро перевешивает)

Сатана: Он пьянством себе язву наживал!

Дурделло кладет незаметно копыто на чашу, она кренится.

Бог: Он перед этим сделал очень много: построил дачу, вырастил свой сад!

Сатана: Вот именно! Был одержим деньгами!

Дурделло кладет кончик хвоста на чашу, и она вновь опускается.

1-й ангел, заметив манипуляции Дурделло: Эй, уважаемый! Копыто убери! И кисточку хвоста смахни ты с чаши!

Дурделло: Я просто с чаши вытираю пыль! (Машет хвостом)

Лопушок: Зачем же сразу плохо, дурно думать? (Чаши уравновесились)

Бог, задумчиво: Добро и зло никак не перетянут…

Сатана: Всего в нем намешалось пополам… Но я скажу теперь тебе, Всевышний: он – мой клиент! За ним есть смертный грех: он умер без раскаянья, а это считается претяжким преступленьем. Что скажешь? Разве можешь возразить?

Бог: Он умер под наркозом, без сознанья! Когда же было каяться ему?

Сатана: А перед операцией? Молитву о покаянии нельзя было прочесть?

Пациент: А я молитв совсем, совсем не знаю!

Бог: Молчи, глупец!

Сатана: Вот видишь! Он вообще в тебя не верил!

Бог: А в тебя он верил?

Сатана: Пускай не верил – поклонялся мне! Он каждым искушеньем и поступком хвалу и славу мне превозносил! А про тебя он даже и не вспомнил!

Пациент: Неправда! В сердце, где-то далеко, пускай я и не знал тех слов молитвы, я обращался иногда к нему…

Сатана: Ха! А сколько раз ко мне ты обращался? Не иногда, а часто, постоянно! (Передразнивает) «Глубоко в сердце»! Ах! А наяву греши, как мог, и все превратно делал!

Бог – Пациенту: Крепись, мой сын! Я сделал все, что мог. Желаю тебе мужества отныне! (К Сатане) Могу сказать я сыну своему напутственное божеское слово?

Сатана: Мне кажется, ты все уже сказал!

Бог: Я, впрочем, в разрешеньях не нуждаюсь!

Сатана: Не забывай, Всевышний, ты в Аду! И эта территория моя! И только я вполне здесь компетентен!

Бог: И ты, гордец, прошу, не забывай о том, что создал я и твердь, и небо!

Сатана исчезает, за ним – синий след.

Пациент – Богу: О, Боже мой! Меня покинешь ты! И как теперь? Боюсь, боюсь я, Отче!

Бог: Владыка Ада истинно жесток! Но дам совет: ты присмотрись ко слугам! И помни, сын мой: благость и добро стучатся даже в двери преисподней!

Пациент: Не понял я…

Бог: Поймешь, поймешь потом!

Пациент: Прощай, отец!

Бог: Нет, сын мой, до свиданья!

Пациент: Как – «до свиданья»?

Бог приставляет палец к губам: «Тс-с-с» и с ангелами исчезает.


Сцена шестая


Бог стоит в задумчивости, рассматривает ромашку в руке. Подплывает ангел на тучке

Ангел: Я с утренним докладом, Отче наш! (Открывает папку)

Бог: Посланец мой! Подвинь немного тучку!

Ангел: Куда? Сюда?

Бог: Да-да! Чуть-чуть левее!

Ангел устраивает тучку левее

Ангел: Осмелюсь я спросить, Отец, зачем?

Бог: Внизу крестьяне не убрали сено. Им до конца работы полчаса.

Ангел: К чему, владыка? Вы вчера хотели испепелить, навеки уничтожить источник зла, войны, пороков гнусных – планету под названием «Земля». Я уж вулканов сотню приготовил, и грозы с громами, и молний миллиарды…

Бог (подперев голову рукой): Я передумал. Я погорячился. Сверни работы по уничтоженью. Земля прекрасна и прекрасны люди, что населяют издавна ее (вставляет себе за ухо ромашку).

Ангел (недоуменно): Я, Отче, вас цитирую дословно (открывает вновь папку). «Мне надоело нянчиться с грехами. Людишки недостойны Божьей ласки и будет лучше, если уничтожу планету под названием «Земля»…».

Бог (философски): И это верно. Я тогда был в гневе, а гнев – плохой советчик и подмога… Я ничего тебе не объясняю, ты замысел не сможешь оценить. Суди-ка сам: спустя тысячелетье задумал я явить земному миру младенца, что, подросши, станет притчей, ученым, удивившим этот мир… Он людям принесет плоды бессмертья, и им не страшен станет ад подземный.

Ангел: Зачем, владыка? Ты один всевластен! В твоей лишь воле дать плоды бессмертья! А как быть с теми, кто не хочет жизни? Такие люди есть по всей Земле! Что со своим бессмертием им делать?

Бог (задумчиво): Свобода выбора дана однажды мною… Вопрос о ней решу я на досуге… Но точно знаю: душам небессмертных найду я место под крылом своим!

Ангел: Представ себе, что люди не оценят и проклянут ученого младенца! Зачем им вечно жить под этим небом? Они в неполных пятьдесят так грешны, что смело в Ад спускаются, а что же случится с ними, если вечно жить? Они ужасных дел наделать могут! И посягнут, владыка, на тебя! Им станет мало места на планете – плодиться-то они не перестанут!

Бог: Зато и в Ад никто из них не рухнет!

Ангел: Но в рай никто из них не попадет!!!

Бог (спокойно): Мы упраздним и рай, и суд небесный, а также смерть, чистилище и ад!

Ангел (хватаясь за голову): О, Боже! Что же будет? Боже, Боже!

Бог (выбрасывая ромашку из-за уха): Посланец! Мое имя, имя Божье негоже так упоминать в суетных и экспансивных мыслях без молитвы!

Ангел (смиренно): Простите, отче!

Бог: Так что с твоим докладом?

Ангел (прокашлявшись): Итак, доклад. Сегодня в восемь тридцать, согласно тех часов, что здесь висят, подписан договор о тесной дружбе между Израилем и теми, наконец…

Бог: Какими «теми»?

Ангел: Палестиной, Отче.

Бог: Вот так всегда ты внятно говори. Ну что ж, я очень рад. Что было дальше?

Ангел: В три раза цены поднялись на нефть.

Бог: Запасы нефти?

Ангел: Хватит лет на тридцать.

Бог: Однако, надо срочно пополнять. Читай же дальше.

Ангел: Ваш потоп в низинах разрушил дамбы, множество домов…

Бог (задумчиво): Они в другое место переедут, то – истощили… Жертв, надеюсь, нет?

Ангел: Один мужик по глупости попался.

Бог: Что с ним?

Ангел: Когда вода попала в дом, сначала спасся он. Затем вдруг вспомнил в лодке, что деньги, драгоценности забыл. Нырнул в окно, обратно не вернулся.

Бог: Все жадность губит…

Ангел: Здесь не только жадность. Жестокость. Свою оставил кошку. Когда ж она хотела прыгнуть в лодку - веслом ее ударил.

Бог: Кошка как?

Ангел: Погибла. Плавать сроду не умела.

Бог: Кошачью душу – сразу в вечный рай. А с «мужиком» мы разберемся позже… Что грешник наш? Как существует он?

Ангел: Простите, Отче, не совсем я понял.

Бог: Тот грешник, что в Аду оставлен нами. Он… как?

Ангел: Ах, да! Не скрою, Отче: разведка донесла – он там привык.

Бог: Как так привык? К костру нельзя привыкнуть!

Ангел: Но факты говорят нам о другом. По нашим меркам уж прошло прилично, а на Земле – лишь несколько минут. Тот пациент – он до сих пор не умер.

Бог: Не умер?!

Ангел: Не совсем. С минуты на минуту клиническая смерть закончит срок, и вот тогда наступит смерть иная. Естественная.

Бог: Что же ты молчал?

Ангел: Да он ведь не жилец! Почти покойник! Душа его давно в Аду, Создатель!

Бог: Ай-яй-яй-яй! Но к жизни, к жизни можно пациента с последнего этапа возвратить?

Ангел: Осталось секунд двадцать, а затем наступит состояние такое, что в медицине числится под званьем летального исхода – иль конца…

Бог: Зови, зови ко мне ты Жизнь скорее! Я дам наказ вдохнуть ей душу в тело!

Ангел: Жизнь сейчас младенца принимает!

Бог: Младенца примут без нее. Скорее!

Ангел: Ну, хорошо. Лечу я в мир, владыка!

Бог: Еще послушай. Время поверни! Немного, нам секунд семнадцать хватит!

Ангел улетает. Под музыку выходит Жизнь. Бог что-то шепчет ей на ухо, она смеется, кивает головой, украшенной цветами.


Сцена седьмая.


Ад. Пациент в котле моется мочалкой, трется изо всех сил. Мимо бежит Чертенок.

Пациент: Эй, малый, малый!

Чертенок: Ну, что тебе?

Пациент: Почто уже вода моя остыла? Подбрось-ка срочно дров!

Чертенок: Не нарубили!

Пациент: Вот так всегда! Лишь стоит взять мочалку, как сразу нет дровишек!

Черт (с обидой): Ты взялся б сам и нарубил побольше!

Пациент: А это не обязанность моя! Смотрю, вы тут совсем подраспустились! Котлы не чистят, все дрова сырые! И грязь кругом такая, что… конец! Вы лоск наводите к приходу только шефа!

Лопушок (появляясь): Чего ты, грешник?

Пациент: Я опять ворчу.

Чертенок: Он все дрова залил водой, плескаясь, а на меня теперь ругается за то, что впрок ему тепло не заготовил!

Пациент: А ты, пацан, привычки не имей строчить доносы, жалобы и сплетни!

Лопушок: Он прав, малыш! Ну, разве хочешь ты похожим быть на этого Дурделло?

Чертенок энергично мотает головой

Дурделло (появляясь, пьян): Кто тут опять меня припоминает? (Дает Чертенку подзатыльник, тот плачет) Хорош базлать! Я поработал нынче. Война в Ираке, грешников – не счесть! (Достает карты) Садимся все играть на души эти! Кому достанется погибший генерал? Ик!

Лопушок: А где погиб он? Там, на поле брани?

Дурделло: На поле брани, брани, брани… ведь генерал весьма бранчливым был!

Лопушок: От проигрышей нынче я устал.

Чертенок: А у меня на лбу не сходят шишки!

Дурделло: Ну что, боитесь? То-то! Трусы вы! Ну что ж, тогда, пожалуй, покемарю (заваливается на лавку). Хрм-хрм-хрм (спит).

Пациент (вылезает из котла, Лопушку): Я обещал тебе раскрыть его обман! Смотри, где этот гад содержит карты! (Подбирается к спящему Дурделло, поднимает хвост, в кисточке – карты)

Лопушок: А я-то думал, где он их берет? На год вперед ему отдал зарплату! (Замахивается на Дурделло)

Чертенок: И я ему компоты отдаю! Когда их нет, то получаю шишки! (Тоже замахивается на Дурделло)

Лопушок (гладит Чертенка по голове): Сходи пока за перцем и аджикой!

Чертенок: Зачем?

Пациент: А мы ему, поганцу, хвост натрем, дурачить чтобы неповадно было!

Чертенок убегает

Пациент: Смотрю я на тебя сейчас, Лопух, и думаю: чего ты здесь толчешься? Неужто вечно мелким бесом быть? У вас тут что – никак не повышают?

Лопушок: Да нет, мы – мелкий ранг, мы – черный воск. Родился здесь – и так сиди навечно.

Пациент: А вот Дурделло (показывает пальцем на спящего) – почему он старший?

Лопушок: Его отец – советник Сатаны.

Пациент: Отец – советник, сын же… чертом служит?

Лопушок: Я не обязан раскрывать все тайны, но так и быть – тебе уж расскажу. Я благодарен – ты помог мне нынче. В Дурделло кровь советника-отца, но мать его (шепчет на ухо Пациенту).

Пациент (зажав руками рот): Ой! Не может быть! Кошмар! И вот откуда когти у него! Я разглядел – у вех у вас копыта! Так он… бастард?

Лопушок: Ну, можно так сказать. Бастард – побочный сын влиятельной особы – так, кажется?

Пациент: Ты умный, Лопушок…

Лопушок: Да, был бы умный – не сидел б с тобою…

Пациент: Не скромничай. Давно хочу спросить…

Лопушок: Иди в котел!

Пациент: Вопрос один всего лишь…

Лопушок: В котел иди и спрашивай оттуда! (Пациент забирается в котел)

Пациент: Ой, строгости-то, строгости какие!

Лопушок: Ты знаешь – не положено ходить!

Пациент: Да знаю, знаю… Слушай, тут лягушка! (Вытаскивает за лапу лягушку) Откуда здесь?

Лопушок: Царевою была… ты это… поосторожней! Она ведь женщина!

Пациент (хмыкая): Тоже мне, царевна! Ее за что? (Садит лягушку на ладонь)

Лопушок: Разбила три семьи.

Пациент: Подумаешь! Да разве грех великий?

Лопушок: Ну, как сказать! Ведь семьи-то – царей! Они войной пошли все друг на друга! Народу полегло – не сосчитать. Не успевали с Богом разбираться.

Пациент (пуская лягушку обратно): Хотел спросить: а в случае войны работы у вас много?

Лопушок: Да хватает… Нам войны на руку.

Пациент: За каждого из грешных вы бьетесь с Богом, как вот… за меня?

Лопушок: Конечно! Каждому читаем эти книги хороших дел и злых, паскудных дел.

Пациент: Но это ж уйму времени займет!

Лопушок: А время что? У нас в запасе – вечность!

Пациент: А сроков рассмотренья разве нет?

Лопушок: Срок – сорок дней по человечьим меркам!

Пациент: Сам говоришь, что сорок дней всего. А если жертв, погибших – миллионы? Когда успеть их рассортировать и суд свершить?

Лопушок: Какой ты любопытный! Вы на Земле привыкли счет вести. У нас – не так: мы можем растянуть мгновение на тысячу столетий, а миллионы лет, наоборот, сгустить до краткого и яростного мига.

Пациент (задумчиво): Скажи, Лопух, тебе не страшно жить? Вообще, не страшно делать это… вечно?

Лопушок (пожимая плечами): Привык, наверно. Правда, есть моменты, когда охота все послать к чертям…

Пациент (смеясь): К кому, к кому?

Лопушок (тоже смеясь): К чертям, к чертям собачим!

Пациент: Такие тоже есть?

Лопушок: Ну да! А ты как думал? А можно я вопрос тебе задам?

Пациент: Валяй, дружище!

Лопушок: Расскажи мне, грешник: чего боялся больше ты на свете?

Пациент: При жизни я боялся только смерти.

Лопушок: А… больше смерти?

Пациент: Потерять любовь…

Лопушок: Любовь? Ах, да! Здесь можно поконкретней? Ты разъясни мне, что это такое!

Пациент: Ты не поймешь… Чудеснейшее чувство. Его дано лишь людям испытать.

Лопушок (с надеждой): Чертям н-нельзя?

Пациент: Вы из другого теста.

Лопушок: Ну, расскажи, как можешь – мне забавно (скалится).

Пациент: Лопух, не смейся! Эта тема свята. Скажу одно: нет смысла в мире жить и незачем бороться, верить, думать, дышать, бояться смерти, воскресать и грешным быть, коль не познал любви ты…

Лопушок: Какой любви? Отеческой?

Пациент: Не только. И к женщине.

Лопушок: Вот-вот! Ты расскажи!

Пациент: Не стану я. Быть нужно человеком – тогда поймешь. А так – прости, Лопух!

Лопушок (задумчиво): «Нет смысла в мире жить, дышать и верить, коль в жизни ты любви не испытал…» Эх, жаль! Я променял бы статус черта со всем его бессмысленным бессмертьем на день один в обличье человека, сгорающего в пламени любви!

Пациент (выходя из котла): Ловлю на слове! Хочешь, выйдем вместе?

Лопушок: Куда мы выйдем?

Пациент: Да сбежим из Ада!

Лопушок: Нет, сам подумай: ты – мертвец и грешник, а я – ушастый черт, не человек… Куда пошел? Иди в котел обратно! Я покажу тебе, смутьян, «бежим из Ада»!


Сцена восьмая


Вбегает Чертенок с перцем и аджикой.

Чертенок: Принес я перец! И аджику тоже!

Лопушок: Аджика чья? Грузинская? Нормально! (Натирает Дурделло кисточку хвоста, посыпает перцем, Чертенок убегает)

Появляется Жизнь.

Жизнь (звонко): Ах, здравствуйте! (От ее возгласа просыпается Дурделло, трет глаза) Я пришла сказать вам, что грешника мне надобно забрать!

Дурделло: Как так – забрать? Ты что, рехнулась?

Жизнь: Распоряженье свыше, дорогие! Еще не умер он…

Лопушок: Он умер!

Жизнь: Он не умер! Он в состоянии клинической лишь смерти, и душу его надобно вернуть! Сейчас врачи займутся срочно этим – реанимировать им надо Пациента.

Дурделло: Ну, это для тебя – распоряженье. У нас, чертей, начальники свои! Считаться будешь с правилами Ада.

Жизнь: Какие правила?

Лопушок: Играть с чертями в жмурки!

Дурделло: Нет, лучше в карты! В жмурки – подглядит. Согласна перекинуться в картишки на жизнь его? И если проиграешь, то грешника с собой не заберешь!

Жизнь: Согласна, что ж. Но только без обмана!

Дурделло: Какой обман? Какой обман, миледи?

Жизнь: Я знаю вас. Пусть грешник подойдет (пациент подходит). Стоять возле меня он лучше будет. Согласны или нет?

Черти пожимают плечами. Лопушок начинает сдавать, затем становится рядом с Дурделло. Дурделло и Жизнь берут свои карты. Лопушок: смотрит в карты Дурделло, Пациент – в карты Жизни. Лопушок делает знаки за спиной Пациенту, тот шепчет что-то на ухо Жизни.

Дурделло: Я прошу вас не шептаться! И так башка забита у меня!

Кидает карту. Жизнь бьет ее. Снова кидает Дурделло – Жизнь отбивается.

Дурделло: Твой ход!

Жизнь: О, дайте мне подумать!

Дурделло: И думать нечего! Все карты у меня! (Лезет за кисточкой хвоста, шарит там) О, черт! То есть, я хотел сказать: простите, блохи завелись! Кусают хвост.

Жизнь: Все козыри твои давно пропали – их блохи съели! (Смеется) Дурделло вскакивает, подносит кисточку хвоста к носу и вдруг начинает чихать.

Жизнь (хватая Пациента за руку): Бежим скорей!

Дурделло (не переставая чихать): Держите их! Держите!

Кидается к ним, но Лопушок: подставляет копыто, и он падает, встает, но Лопушок удерживает его в борьбе. Музыка. Жизнь и Пациент убежали.



Сцена девятая

Жизнь и Пациент вылетают на авансцену. Переводят дух.

Жизнь: Оторвались, однако. Мы на небе!

Пациент: Погони нет, опасность миновала!

Жизнь: Ты видел? Этот черт подставил ножку тому, другому. Правда или нет?

Пациент: Я думаю, что правда…

Жизнь: Отчего бы?

Пациент: Кто знает? Пожалел меня, наверно…

Жизнь удивленно смотрит на него

Жизнь: Сейчас, мой грешник, к нам придет Создатель, и важный разговор иметь ты будешь. Прошу тебя: не горячись, обдумай, о чем ты с Богом станешь говорить. Вот он! Идет! Пока, я исчезаю.

Жизнь уходит. Пациент приглаживает волосы. Выплывает Бог. Пациент падает ниц.

Бог: Встань, сын мой! Здравствуй! Вот ты и вернулся!

Пациент: Отец мой, ты сказал мне «до свиданья»!

Бог: Ты не поверил…

Пациент: Да, я не поверил! Но вижу, что мудрее тебя нет!

Бог: Что я еще тебе сказал, ты помнишь?

Пациент: Сказал ты мне такую фразу, Отче, что я не понял, снова не поверил, и лишь теперь я смысл осознаю…

Бог: Что именно сказал?

Пациент: «Добро и Благость стучатся даже в двери Преисподней…». И это правда, это правда, Отче!

Бог: Что ж, сын мой, раз душа твоя трудилась и не напрасно вызвана из Ада, тебе дается шанс. Ты понимаешь? По новому ты сможешь жизнь начать! Скажу тебе: таких, как ты – крупицы. Не каждый возвращается из Ада!

Пациент: Я благодарен. Оправдаю, Отче, доверие и милости твои.

Бог: Пока я здесь, проси, о чем захочешь! Быть может, денег дать?

Пациент: Не надо денег.

Бог: Здоровья, славы, власти иль любви?

Пациент: Спасибо, нет. Здоровья б не мешало. Любовь я знаю. Власть и слава – глупы. Они мне не нужны.

Бог: Чего ж ты хочешь? С Создателем беседуешь – проси!

Пациент: О, Господи! Помимо слов о Благе, которое стучится в двери Ада, ты произнес еще такую фразу: «И к Сатанинским слугам присмотрись!»

Бог: И что с того?

Пациент: Я присмотрелся, Отче! Прошу не за себя – за беса Ада, за Лопушка. Он о любви мечтает! Его добро и честность помогли мне ужаснейших последствий избежать. Ты всемогущ, Создатель, и всесилен – ты можешь его сделать человеком!

Бог (подняв руку): О невозможном просишь!

Пациент: Отчего же? Для Бога нет понятья «невозможно»! У вас свои с владыкой Ада счеты! Создатель, выкупи из Ада Лопушка!

Бог (задумчиво): И каждый раз я поражаюсь детям своим, которых я же создал! Мне мысли их известны и поступки, но удивлять меня не устают! За черта просит! И в Аду подземном они себе заботы наживают! Пусть будет так, раз ты об этом просишь. Я обещал исполнить все желанья. Иди ж на Землю. Жизнь тебя проводит. И помни, грешник, все, что видел ты!

Пациент: Спасибо, Отче! И теперь я с верой в душе и в мыслях жить все время буду! Сейчас я знаю – есть Господь на свете. Прощай, Отец!

Бог: Нет, сын мой. До свиданья.


Сцена десятая

Нянечка (моет пол, по себя ворчит): Опять намусорили! Моешь, вытираешь, а в людях благодарности нисколько! Совсем мой труд они не уважают! Как надоело все! Болезни и работа, запойный муж и низкая зарплата! И это – жизнь! Где смерть моя, скажите? Когда она придет и даст покой?

Лопушок в образе человека – ушастого, неказистого – наблюдает за ней уже некоторое время

Лопушок: Зачем же Смерть ты кличешь не по делу? Она придет, а ты к ней не готова.

Нянечка: Чего тебе?

Лопушок: Я говорю: не надо Смерть кликать – она здесь где-то рядом!

Нянечка: Как рядом?.. Ты, наверно, из запойных? (Подозрительно глядит на него)

Лопушок: Я не запойный, просто объясняю. Зовешь ты Смерть привычно, без нужды – работаешь при том в стационаре. Здесь умирают и страдают люди, на то и отделенье – «Хирургия». Бывает так: вот человек уж в коме, и Смерть за душу с Жизнию дерутся, да победить никто из ни не может. А тут и ты с призывами своими! Посмотрит Смерть – и бросит пациента, оставив его душу светлой Жизни, а, уходя, тебя с собой прихватит: ведь ей кого-то надо унести! Тем более, что ты об этом просишь…

Нянечка: Ты... шизофреник?

Лопушок: Я философ, тетя. Я Смерть и Жизнь познал давно, с изнанки.

Нянечка: Так уж и Смерть познал ты изнутри! Не хочешь ли сказать, что с того света в сей мир пришел, Исус новорожденный!

Лопушок: Представьте, тетя. Не Иисус, конечно, но на том свете – верно, побывал. Да вот мой друг, с 13-й палаты…

Нянечка: Который взял да и воскрес недавно?

Лопушок: Вы знаете его?

Нянечка: Конечно, знаю! В палате проповедует любовь!

Лопушок: Любовь… какую? К женщине?

Нянечка: Не только. Христову, Божью, братскую, отцову… Ты друг ему?

Лопушок: И друг, и брат. Он знает.

Нянечка: Фамилия?

Лопушок: Скажите… Лопушков.

Нянечка: Пойду сейчас. У нас он в уваженье, к нему приходят разные светила, профессора, ученые и люди, которые отчаялись давно…

Выходит Пациент. Лопушок и Пациент издалека смотрят друг на друга, затем порывисто бросаются друг другу в объятия. Музыка.

Пациент: Здорово, брат Лопух!

Лопушок: Привет, покойничек! Ну, как ты?

Пациент: Хорошо. А ты-то как?

Лопушок: Все б ничего – машин боюсь ужасно.

Пациент: Привыкнешь! Где живешь?

Лопушок: Пока в общаге.

Пациент: Работаешь?

Лопушок: Работаю. В котельной.

Пациент (смеется): Ты профиль не решился поменять!

Лопушок: Для этого мне надобно учиться!

Пациент: А что мешает?

Лопушок: Робость. Тупость – тоже. Боюсь несостоятельным казаться.

Пациент: Я помогу! Ты мне теперь – друг первый. Мы будем с тобой семьями дружить. Женю тебя, и заживешь, как надо!

Лопушок: Я, это… Разговор к тебе имею.

Пациент: Ну, говори. Быть может, надо денег?

Лопушок (морщась): При чем здесь деньги? Дело разве в них?

Пациент: А, знаю, знаю! Хочешь покреститься? И в Боге жить?

Лопушок: Нет, нет, я не об этом. Пришел сказать спасибо за поступок – ты Господа просил о невозможном в ущерб себе…

Пациент: Не стоит. Как иначе?

Лопушок: Ты с мыслями сейчас подсоберись. Я долго думал. Истина открылась: мне предназначено, мой брат, в Аду быть чертом. Постой, постой, дай я дорасскажу. Когда просил у Бога за меня ты о том, чтоб стал я человеком, забыли вы лишить воспоминаний меня о прошлых пакостях моих. Я с психологией бесовскою остался…

Пациент: Исправить можно.

Лопушок: Нет, нельзя исправить. Любить хотел я, жить простою жизнью, но тут проблемы все и начались. Мне жизнь Любовь явила…

Пациент: Что ж ты ропщешь?

Лопушок: Постой, ты ничего не понимаешь! Ты видел Жизнь? Скажи, она прекрасна?

Пациент: Конечно, друг!

Лопушок: Так вот. Любовь – красивей. Когда увидел я ее – дух захватило. И пал я ниц пред красотою этой. И понял я, что недостоин чуда земного под названием «Любовь»…

Пациент: Что говоришь?

Лопушок: Нет, нет, меня послушай. Со всем тем черным, что храню в себе я, мне не познать Любви – благого чувства. Ее достоин каждый, каждый смертный, но не приспешник бывший Сатаны! Уж лучше добросовестным быть чертом, чем человеком дрянным на Земле!

Пациент: С ума сошел!

Лопушок: Ну, рассуди, дружище! Я грешников встречаю на том свете и где же со своим я отношеньем для мира больше пользы принесу? Через меня проходят миллионы, помочь могу облегчить муки Ада. А здесь… Да никому я тут не нужен и… там остался крохотный малыш…

Пациент: Чертенок? Тот, кого Дурделло обижает?

Лопушок (кивая головой): Ему там без меня сейчас несладко. Я слышу его голос лунной ночью. Он – моя совесть в этом странном мире, предмет моей заботы и любви. Дурделло ему душу искалечит.

Пациент: И, стало быть, туда пойдешь? Обратно? А Сатана? Уж он тебя замучит!

Лопушок: Доволен он. Ему – бальзам на сердце, что я вернулся, блудный сын его!

Пациент: А жаль. Мечтал я. Думал – приживешься.

Лопушок: Мне тоже жаль. Однако поговорки есть меткие у русского народа. В них – правда жизни…

Пациент: Какие поговорки, говоришь?

Лопушок: «Не суйся с рылом ты в калашный ряд» иль – «Где родился, там и пригодился».

Пациент: «По Сеньке шапка…» и «Не в свои сани…»

Лопушок: И «На чужое рот не разевай»…

Пациент: Да, метко, метко… Я никак не думал.

Лопушок: Еще одна: «Ему и черт не брат»

Пациент: Ну, это поговорка про другое.

Лопушок: Неважно, друг. Ведь главное ты понял.

Пациент: Я понял, понял. Сердце щемит грудь. Мне тяжело с тобою расставаться.

Лопушок: Мне тяжелей всего – прощаться с солнцем. Успел благое полюбить тепло.

Мимо них идет Смерть. Лопушок хватает ее за край плаща.

Лопушок: За кем пришла сегодня ты в больницу?

Смерть: Девчонка здесь, температура – сорок!

Лопушок: Меня возьми!

Смерть (удивленно): Да ты здоровый малый!

Лопушок: Ну, а какая разница тебе? Там Жизнь сейчас стоит у изголовья, она девчонку караулит строго, и не отдаст, безносая ты ведьма, живую душу эту без борьбы!

Смерть: Пойдем скорей! Уговорил, красавчик! (Хочет взять его за руку)

Лопушок (пациенту): Обнимемся с тобою напоследок? (Обнимаются)

Пациент: Ну, до свиданья, Лопушок, дружище?

Лопушок: Не до свиданья, нет, - прощай, мой друг!

Смерть уводит Лопушка. Пациент смотрит им вслед. Затем обращается в зал.

Пациент: Хотел бы я иметь то чувство долга и понимать свое предназначенье, и мужественно, не ругаясь с Богом нести свой неподъемный, тяжкий крест! Как странно встретить те достоинства у черта, мечта которого была – Любовь увидеть! Затерли фразы о любви и долге, ругаем Жизнь и восхваляем Смерть… А можем ли мы с вами похвалиться, что знаем свое место в этом мире? И можем ли сказать, в чем смысл жизни у каждой твари Божьей на Земле?...

Также произведения наших авторов вы можете найти на литературной странице сайта нашей газеты: http://www.listock.ru/