Сура 32. Воды

Николай Чеботарёв
               

               

1. Малое и незамечаемое таит в себе решение судеб многого и ответы – предпочитающим не спрашивать.

2. О, да – незаметному и отвращающему от себя взоры Аллах полагает задачи, не сравнимые с задачами для привлекающих внимание!

3. Для неизмышляющих сущности, для рабов славословящих лощина на «задах» селения – символ места грязного и неподобающего; места, где пресмыкаются гады земные; скопище нечистот; канава, чью воду Аллах правоверных назначил «неверным» для  утоления жажды.

4.Домашняя птица пасётся на склонах лощины, обильно покрывая их помётом; ливни смывают его в зловонный ручей, от которого летний зной оставляет лишь грязные лужи…

5. О, Махмуд! Что я вижу: жилище твоё – не в селении, но на отшибе, у  грязной лощины, отделённое холмом от домов бывших соседей! Что слышу я: вражда правоверных вынудила тебя удалиться из селения, уступив дом отца  твоего брату. Но брат твой, Мурад-бек, вместо благодарности, отрёкся от родства с неверным – так настоял имам Самед-хаджи.

6. Не зреет ли – о, Махмуд! – в твоём сердце горькое желание отказаться от Великой Лжи  моей веры, надстоящей над измышлениями всех вер мира; Великой Лжи – подобно Древу, связывающей  Небо и Землю?

7. Не предпочитаешь ли ты после всех ударов, обрушившихся на тебя «благодаря» Великой Лжи  моей веры,  отречься от неё – как брат твой отрёкся от тебя?

8. Но ты усмехаешься мне в ответ? Что слышу я из твоих уст: «Кто же, имея в сердце поток могучий, позволяющий навсегда забыть о жажде,  вернётся вновь к корыту общего водопоя; к необходимому, выдаваемому лишь в награду за угодливо согнутую спину и потупленный взгляд?

9. О, Аллах! Велика благодарность моя тебе! Ибо Махмуд теперь брат мне, отринувшему все религии мира ради веры в Бога!  Нескончаема моя благодарность – ибо есть у меня пример для меня самого, получившего веру мою в пустыне безверия, в отъединении от людей!

10. Предпочитающим не спрашивать возглашаю Я: отныне души ваши тусклы для Аллаха, и нет у него доверия к вашим обещаниям. Ведь ваше общее Единое владеет вами скорее и чаще, чем далёкое и превратно толкуемое  «единое» Аллаха; поклонение отражённому зеркалом души ослепило зрачки ваши, сделав их неспособными видеть сквозь поверхность. И только едва заметные неумышленные движения вашей души, тайно прислушивающейся к возглашаемому мной, дарят мне надежду на успех моего служения.

11. Теперь же к величественному, покоряющему сердца людей своей мощью и благорасположением, обращается взор мой; от слабого – к сильному, держащему мир в узде послушания и преклонения у яслей ликования. Огромное озеро, источник жизни всей округи…  необозримы воды его; бурная река берёт начало от их избытка и мчится к селению, вспаивая сады и посевы правоверных.

12. Горы окружают озеро; белоснежные вершины отражаются в воде…  О, неисчерпаемая чаша! Аллах  приготовил тебя, чтобы нижележащие долины никогда не знали жажды – ибо нет для воды достойных и недостойных; всякий лик отражает она с надлежащим тщанием; всякой душе даёт она возможность утолить жажду и очиститься от грязи.

13. Могучая плотина из принесённых оползнем скальных обломков и глины перегородила горловину озера. Никогда ещё воды его не переливались через преграду;  даже древние предания  не упоминают ни о чём  подобном.

14. Дорога к перевалу проходит по гребню плотины; но с тех пор, как ею начали пользоваться  водители больших машин, дурная слава стала её постоянной спутницей… Скала под названием «Кулак дьявола», находящаяся около поворота с плотины на берег, исправно доставляла неприятности водителям грузовиков.

15. О, Кулак Дьявола, – не ты ли  столкнул в озеро родного брата имама, вёзшего корма для птичника? Не ты ли в дождливое время становишься главной угрозой проезжающим – ибо слишком узка дорога на повороте!..

16. О, Кулак Дьявола! Что за гнездо на твоей  плоской верхушке – не птенцы ли Лжи громко требуют в нём корма себе? И что заставило их родительницу поселиться в таком негостеприимном месте?

17. Но Ложь всегда устраивает гнездо там, где можно поживиться падалью человеческих представлений; там, где особенно резво суетится выгода… И, как всегда, Ложь уступает выгоде скипетр власти – у человеческих представлений нет определённой цели; выгода же – и цель, и средство достижения цели!

18. «Целью и средством её достижения одновременно – слышу я грозный окрик правоверных –  может быть лишь Бог!»
       Что ж – выгода и успех получили этот статус достаточно давно; и я ничуть не утрирую, когда называю денежную купюру «иконой» ежедневности.

19. Будьте же честны, дающие торжественные клятвы, – за каждой из них стоит выгода! Будьте же честны, достигшие успеха «победители», – ещё две тысячи лет назад Сын Истины сказал: «Невозможно служить двум господам сразу… невозможно служить Богу и маммоне!»

20. Но вы идёте в храм с душой, в которой правят иные боги, чем те, кого славит ваш язык! Вы пять раз в день усердно предлагаете дань вашего славословия Аллаху – но всё остальное время куда более усердно служите тому, что  для вас стоит впереди Аллаха – вашей выгоде! Вы выстаиваете всенощные, молясь Сыну Истины и призывая его на помощь в час нужды – но впереди Истины у вас всё те же Польза и Успех!

21. Скажите же мне, ревнители всех религий: разве вы станете поклоняться с усердием Богу, от которого не надеетесь получить помощь в делах ваших, в укреплении здоровья вас и ваших близких? Богу, от которого нет никакой пользы – Бесполезному Богу?

22. Впрочем, я не надеюсь на честный ответ – страх перед Неизвестным заставит вас говорить пространно и возвышенно и, в конце концов, найти возможность обвинить спрашивающего – тем самым «оправдывая» себя!

23. Скорее всего, вы обвините меня в том, отказаться от чего я призываю вас, – в нечестности. Моё нежелание оправдываться вы непременно сочтёте свидетельством вашей правоты – и благополучно забудете мои «некорректные» вопросы.

24. Но как вы оправдаетесь перед Аллахом – знающим, слышащим? Задайте мои вопросы сами себе – и отвечать на них будете уже Аллаху, а не мне!

25. Где же ваше красноречие? Где «благородное негодование»; где игра терминами и понятиями, непостижимая для неизмышляющих сущности?

26. Но как не о чем, кроме ваших просьб, говорить с Аллахом вам, так и Аллаху не о чем говорить с вами: исполняете вашу функцию – а большего от вас не требуется!

27. Плачь же, родительница многих поколений лжецов и обманщиков! Ведь если  правоверные откажутся от нечестности – кто будет приносить корм твоим голодным птенцам? Плачь же во всеуслышание, живущая в гнезде на «Кулаке Дьявола»: имам пообещал взорвать скалу и расширить дорогу. Плачь, о, Ложь: жилище твоё будет разрушено!..

28. Против же – лишь Махмуд. «Толчок взрыва – говорит он – разбудит озеро и бросит его на плотину! Может получиться большая беда!»

29. Но Самед-хаджи клятвенно заверяет односельчан, что приглашал из города взрывников; что они осмотрели место взрыва и дали согласие на проведение работ.  «Что может хорошего сказать неверный! – говорит он о Махмуде – сатана науськивает его вредить общей пользе с тех пор, как мы изгнали его из селения!»

30. «Мы же будем неотступно молить Аллаха о даровании успеха нашему делу, и никакие злопыхатели из числа неверных не помешают правоверным добиться своей цели!» – так сказал Самед-хаджи.

31.»Не может Аллах вложить слова правды в уста человека, отвергающего ислам, – вторит ему Мурад-бек  –  ибо  Аллах не дозволяет инаковерия! Только Сатана, желая ослабить жизненные силы народа, тайно бросает в его посевы семена инаковерия, семена несогласия и раздора!»

32. Как правильно звучат эти слова! Какой возвышенный смысл придают они заботе имама об общей пользе – да благословит его Аллах!..

33. Устами неизмышляющих сущности говорит имам… «Третий», стоящий на страже правоверия, неусыпно радеющий о народе, знающий его помыслы и надежды. Между Аллахом и человеком стоит Третий; волю Аллаха изъясняет он неизмышляющим сущности – предостерегая от вопросов.

34. К ученикам моих учеников, будущим основателям Церкви во Имя Моё, взываю моим слабым голосом: не ищите же стать судьями; ищите стать судимыми – ибо ответ важнее вопроса! Мудрость вопрошающего заканчивается постановкой вопроса; мудрость отвечающего неисчерпаема: ведь наибольший из отвечающих – Аллах!»


35. И не ищите стать непременно успешными; ибо Синяя Птица успеха – лишь вставший на крыло птенец из гнезда Лжи!

36. Умейте умалчивать: часто слова говорят меньше, чем молчание.

37. Умейте лгать, говоря чистую правду; умейте говорить правду под видом лжи.

38. Знайте себя лжецами и знайте себя правдивыми. И да не позволит вам Аллах перепутать одно с другим.

39. Никогда не предавайте скипетр власти вашего ума в руки выгоды; властвуйте и над выгодой!

40. Ненавидящим вас отдавайте лишь должное; и да будут неприкосновенными обе ваши щеки!