19. Легенда о Воинах

Влас Дюно
Лихославль, частный сектор.

Конь Калистрата грозно заржал и взвился на дыбы, из темной придорожной травы на богатыря смотрело что-то…Существо было небольшое, оно не сводило своих красных как ягоды рябины глаз с Калистрата и, самое странное, оно глухо и гортанно ворчало, мешая этот злобный рык со словами какой-то загадочной песни, выделывая, при этом, непрерывные па  странного танца. Несколько секунд страшное существо исполняло свой богомерзкий балет, но стоило только богатырю двинуть могучей рукой в сторону меча, как ловкая тварь кинулась, одним стремительным прыжком и, растянув невероятную для столь некрупного создания пасть, в адском оскале вцепилась в меч Калистрата. Вековая булатная сталь, крушившая железные доспехи врагов и камни темных крепостей затрещала как хрупкое стекло, крошась и рассыпаясь на куски. Богатырь замахнулся могучей рукой на монстра, но тот в мгновение века перестал терзать оружие и кинулся наутек, семеня сухими и тощими, похожими на куриные лапы, ногами.
Пока преследователь летел галопом по узким улицам Лихославля, монстр черной тенью скользнул в сторону пустыря и исчез под корявым низким забором небольшого частного дома. Конь встал как вкопанный, словно наткнувшись на невидимую стену, и невиданная сила, изменяя пространство и время, в одну секунду перекинула витязя в другой конец города…
Все остальные попытки Калистрата подойти к дому также не увенчались успехом. Привязав коня на опушке леса, он печально рассматривал свой меч, израненный острыми зубами демонического плясуна. «Неужели я так слаб? Неужели Зло настолько сильно?»
Погруженный в думы, брел Калистрат по городу, коня вел в поводу. Тот, понуро опустив голову, медленно перебирал могучими ногами, оставляя в дорожной пыли следы полумесяцев-подков. Тревожные мысли роились  в голове богатыря. Неужели он ослаб, неужели бессилен? Как же может он, защитник мира от зла, не суметь свершить свой  подвиг? Где искать ответ?
Глаза богатыря просияли. Решение пришло. Надо идти в Храм, только там, в молитве, сможет он получить ответ и слы бороться дальше.
-Подожди, друг, ненадолго с тобой расстаемся… - с этими словами он отпустил коня, который чудесным образом исчез, растворившись в воздухе.
Теперь путь храброго воина лежал в древний Торжок, город с многовековой историей, славный своими святыми  местами. Решив сперва двинуться древним торговым путем – старой дорогой, почти забытой, угадать которую можно было только по оставшимся каменным мостам, он все же передумал. Силы зла наверняка будут ждать его там, а он остался без меча. 
Когда Калистрат оказался на вокзале, он был удивлен. Привыкший скитаться тайными тропами, богатырь старался не появляться среди обычных людей. Все выдавало его, привлекало внимание – и могучее не по возрасту тело, и окладистая борода и одежда… Тревожась, что привлечет лишнее внимание, Калистрат шагнул на платформу и тут же попал в пеструю веселую толпу ролевиков. Среди них он легко затерялся, и даже сердитые дачники, старающиеся держаться подальше от пестрой компании на него особо не пялились.
-Слушай, дед! Классный прикид! – похвалила его какая-то девушка в зеленом костюме и накладных ушах эльфа. -Ты, наверное, с Вороном приехал?
-Сама ты с Вороном, - перебил ее невысокий парнишка в шортах и босиком, - он с магами приехал наверняка, а Ворон к оркам пошел.
-Много, ты, Хоббит, понимаешь! – вмешался кто-то третий. -Он вообще рекон, походу…
Подошел поезд и ролевики повалили в вагоны, моментально заняв все свободное пространство рюкзаками, деревянными мечами, доспехами и щитами. В их веселой компании богатырь доехал до Торжка и отправился в Храм.
Калистрат помнил дорогу – маленькая тихая улица, что уводит на высокий берег Тверцы. Маленькая Вознесенская церковь, собранная без единого гвоздя из деревянных бревен.
Дверь оказалась не заперта. Богатырь вошел. Внутри пахло ладаном и лесом, воздух был, на удивление чист. С реки в открытые окна задувал свежий ветер, и теплый солнечный свет разливался по ликам на стенах.
-Ты пришел, витязь… - из солнечного света и теней прямо в воздухе сплелась легкая фигура в скрывающих лицо одеждах.
-Я пришел за советом! Я ослаб. Я не смог сразить Зверя. Потерял меч…
-Ты не ослаб, и новый меч уже ждет тебя здесь, под церквою белокаменной, - зашелестел голос, смешиваясь с ветром, - но ты не должен идти на бой один! Прими помощь, Калистрат, не стыдись того, что не можешь одолеть зло сам… Возьми с собой воинов добра, что встанут плечом к плечу и сокрушат тьму. Таково предписание древнее. На все воля Божья…
-Но как я их найду?
-Не ищи тех, они придут к тебе сами! Числом их восемь, и жди их в Лихом Городе, они уже услышали призыв и придут… - последние слова растаяли вместе с фигурой, которая рассыпалась белыми искрами прямо в воздухе.
-Восемь воинов, - повторил услышанное пораженный Калистрат, - придут…
Он начал истово молиться, благодаря Господа за то, что не оставил раба Своего, вразумил и силы дал, чтобы исполнить волю Свою.
…Древний город Торжок, пограничная крепость между воюющими княжествами в древности за святые реликвии, сейчас больше напоминает тихую окраину большого города. Для археологов город всегда представлял интерес не столько профессиональный, сколько авантюрный. Найти реликвии святой церкви в древнем монастыре или храме.
Торжок славился своими храмами, да, и строили тогда на совесть так сказать, на века. Храмы представляли собой неприступную крепость со своими потайными ходами, рвами и волами.
Борисоглебский монастырь, основанный в XI веке старцем Ефремом, братья которого погибли, защищая князя Бориса от людей Святополка Окаянного, сейчас можно отнести к числу важнейших достопримечательностей города. И хотя со времен основания монастыря не сохранилось ничего, монастырский ансамбль, почти целиком созданный архитектором Львовым, представляет исключительный интерес.
Наиболее заметна стена, обращенная на север: на ее углу располагается исключительно красивая и ни на что не похожая Свечная башня — определить время ее постройки было бы трудно даже профессиональному архитектору, хотя на самом деле башня была возведена в конце XVIII века, и ее формы чисто декоративны, а название связано с тем, что к ней примыкал свечной завод при монастыре. Другой угол занимает надвратная церковь с грандиозной колокольней, также встроенной в стену. Состоящая из трех ярусов, первый из которых служит залом церкви, а последний представляет собой круглую колоннаду, и увенчанная шпилем — колокольня Борисоглебского монастыря является главной вертикалью Торжка. В центре монастыря расположен огромный Борисоглебский собор в стиле классицизма. Это квинтэссенция "львовского" стиля, этот собор архитектор считал своим шедевром. Правда, есть сведения, что когда-то на месте собора стояла небольшая белокаменная церковь, заложенная вместе с монастырем — в XI веке, а Львов велел ее снести, так как в монастыре не было другого места для строительства. Впрочем, так это или не так, точно не известно.
 Археологи до сих пор ищут фундамент этой церкви. И эта экспедиция не стала исключением из правил. Стояла жуткая жара градусов + 30 по Цельсию, если не больше, копать можно было либо с утра, либо вечером часов так с пяти. Вся экспедиция расположилась недалеко от раскопа в деревянных бараках. Руководителем экспедиции от музея местного краеведения был назначен Морковкин Евгений Александрович. В своих кругах его звали «Демоном», нет, он был не страшным, просто любил свою работу и наравне с членами экспедиции копался в земле, таскал носилки. Порой такой фанатизм называли больным.
Утро выдалась жаркое и душное, а это верная примета того, что ближе к вечеру пойдет дождь. Работа на раскопе шла полным ходом. На всех участках, а их всего было два, уже был снят первый слой серой супеси. После зачистки и фотосъемки появились очертания камней, углей и остатки древесины. Евгений Александрович был рад такой находке, выдохнув: «Нашел..», закурил.
 Вокзал в Торжке не блистал новшествами и ремонтом, хорошо, что еще не падал. Андрей вышел из автобуса и пошел в сторону центра города. Он уже знал о находке и ему не терпелось посмотреть или даже помахать кисточкой на древнем фундаменте храма. Подходя к раскопу, он чувствовал, как с него сошло уже семь потов и вот-вот сойдет как лавина восьмой, а еще сильно мешал рюкзак за плечами. Метров за двести до ограждения Андрей услышал громкий голос Евгения Александровича:
-Кто тебе разрешил ходить по зачистке? Вот что теперь можно увидеть, когда ты как мамонт прошелся? Дурень!
-Простите, я всего лишь хотел забрать совок…
-Можно было обойти, а не идти по прямой. Так, ушли все, чтобы тень не отбрасывали. Галина, зарисуй эти 2 пятна и измерь длину деревянной балки в 3 и 4 квадратах. Перерыв 10 минут!
  Андрей зашел за ограждения и подошел к краю раскопа:
 -А, Андрей, как доехал? Видишь, а мы тут работаем и очень даже успешно, – не успев ответить, Демон повернулся лицом к раскопу и громким голосом произнес. –Все, ребята, перерыв окончен, за работу. Катя и Света, берите совки и широкие кисти и ступайте чистить пятно, его разделите на половины и выбирайте только одну половину, и попросите, чтобы вам принесли носилки, так как там может быть что-нибудь интересное. Сергей и Даша, тоже берите совки, идите к Галине на начало фундамента. Вячеслав Сергеевич, когда вы закончите с зарисовкой пласта, расставляйте студентов по своему участку.
-Да хорошо доехал, только жарко слишком, я умоюсь и могу приступать к работе.
-Это, конечно, хорошо, но ты мне нужен на чертежах, я не успеваю рисовать, а больше некому особо. Так что как понимаешь, тебе придется сесть за бумаги, а заодно отметишь находки. А покопать еще успеешь, например, вечером, если не ливанет. Я же не могу использовать труд студентов вечером, не положено, вот тогда твои руки могут пригодиться.
-Как скажете.
-Все бумаги на столе под тентом, там и не так жарко.
 Андрей направился к бидону с водой, умывшись, сел под тент за стол с чертежами. Зарисовав пласт, отметил пятно, где предположительно может находиться фундамент храма. Сделал болванку для следующего пласта и пошел на первый участок. Подозвав студента с трехметровой линейкой, сам встал к нивелиру. Студент оказался весьма шустрый, с трехметровкой он передвигался от колышка к колышку, а затем в середину. Занивелировав поверхность, можно было приступать к вскрытию следующего пласта.
Подойдя к пятну, Андрей присел с совком и кисточкой. Годы работы «в полях» научили его с высокой точностью и быстротой копать ямки. Зачищая стенки ямы, он наткнулся на камень с металлическим блеском. Андрея насторожила его находка, и он аккуратно очистил кисточкой поверхность «камня» от частиц земли. Это был не камень, а скорее рукоять железного предмета, на языке археологов в сокращении называется ЖП. Позвав Евгения Александровича и указав на ЖП, Андрей добавил:
-Откуда в основании фундамента взялся железный предмет? Скобами тогда еще не пользовались.
-Давай аккуратно зачисти и посмотри, только возьми нож и совок, чтобы не разрушить слой.
Около двух часов кропотливого ковыряния в земле — и вот оно то, что так заинтриговало археолога. Смахнув кисточкой последние крошки земли, Андрей встал, чтобы с высоты разглядеть ЖП. То, что лежало в выбоине фундамента, оказалось мечом. С виду меч походил на двуручный с острым лезвием, несмотря на долгое лежание в земле он даже не поржавел и более того остался острым, как будто его только что выковали. Солнце играло своими лучами на гладком лезвии. Рукоять меча также представляла отдельный интерес. Она была чуть больше, чем рукоять славянского меча. Скорее всего, это работа византийских мастеров, т.к. рукоять меча была инкрустирована камнями. Вот таким было первое впечатление Андрея о находке.
Дело близилось к вечеру, меч решили накрыть брезентом и не вынимать до завтра, т.к. еще предстояло много сделать.
…Андрей сам не знал, что побудило его проснуться среди ночи. В палатке было душно, поэтому он вылез наружу и оставил палатку закрытой только на тонкую москитную сетку. Лагерь уже спал, затихли даже неугомонные студенты-практиканты, до двух часов ночи наполнявшие воздух гитарными аккордами и веселыми песнями. Неожиданно внимание Андрея привлек свет.
«Костер, что ли, не потушили?»— с  досадой подумал он и пошел на свет.
Однако сияние шло вовсе не от места, где был лагерный костер, а от раскопа, где они нашли фундамент старинной церкви.
Подойдя поближе пораженный Андрей увидел сидящего на корточках старца в монашеской рясе. Сидящий просто и нагло решил присвоить себе их странную нахождку – неизвестно откуда взявшийся  в основании фундамента меч!
-Эй, товарищ!—Андрей был настроен весьма решительно. –Не трогай! А ну уйди с зачистки!
Старец обернулся, и его мудрый и добрый взгляд слегка сбил Андрея с толку, но он продолжил:
-Не трогайте меч, это археологическая находка.
Удивительный монах поднялся с колен и взмахнул своим новым оружием.
-Знай, отрок, этот меч защитит Землю от злых сил.
-Но…
-Вот вам вместо,— старец бережно положил  туда, где только недавно находился ЖП другой меч – обломанный полуторный, весь словно изгрызенный мелкими, но удивительно крепкими зубами. –Этот меч старше и более ценен для историков. Но он уже отслужил свою службу.
С этими словами таинственный монах по-молодецки свистнул, и тут же из темноты выбежал богатырский конь. Старец ловко вскочил на скакуна и был таков.
Андрей стоял, разинув рот – он не мог поверить, что такое бывает. Старец на богатырском коне, похищение меча… ФГМ у него, что ли? Однако утром события стали еще более удивительными. Евгений Александрович и остальные не заметили подмены меча, хотя не заметить тут мог только слепой. На вопросы Андрея Демон только покрутил пальцем у виска.
-Тот самый меч, что мы вчера нашли. Ты и нашел. Хорошо сохранилась штука, правда кто его погрыз, ума не приложу… А ты будто не помнишь. Перегрелся, что ли? Иди искупнись лучше, охладись.
-Не… — Андрей поплелся под тент принялся за чертежи, не переставая думать об этом странном монахе. Но поскольку никто не видел ни монаха, ни коня, ни тем более византийского меча с каменьями, юноша решил, что ему это все, наверное, приснилось. Однако на следующий день он не выдержал и уехал обратно в Тверь, намереваясь поставить точку в этой странной истории.
Едва бросив свой рюкзак дома и наскоро приняв душ, Андрей направился по набережной в библиотеку имени Горького. Внушительное, советской постройки здание областной библиотеки внушало некий трепет перед его высокими колоннами, обилием хранимой в его недрах информации на бумажных носителях,  а также перед суровыми бабушками-гардеробщицами, от чьего бдительного взгляда становилось не по себе даже самым порядочным посетителям библиотеки. Андрей вошел внутрь, ощутив приятную прохладу – на улице набирала силу практически летняя жара.
В читальном зале было просторно и немноголюдно. Пара школьников в углу и студенточка, сосредоточенно строчащая конспект. Андрей получил у сотрудницы требуемую книгу и сосредоточенно стал ее листать. Старинные легенды настолько увлекли его, что он даже забыл о цели своего прихода. Но перелистнув очередную страницу, он замер, увидев гравюру, изображающую старца в монашеской одежде с  двуручным мечом, разрубавшего странное существо.
«И убил Калистрат чудище поганое, и зло прогнал с земли нашей матушки, со своим Светлым воинством»
Лицо старца в монашеском одеянии не показалось Андрею похожим на лицо незнакомца, забравшего с раскопок меч, но вот его оружие... Меч был точь-в-точь как с натуры списан. Андрей принялся читать старинную легенду. Строчки были написаны обычным текстом, как проза, но угадывалась стихотворная напевность, характерная для былинных сказаний.

 
Ох ты наша Русь, земля-матушка!
Многострадальная ты, терпеливая.
Басурмане тебя вытаптывали
Повытаптывали — да не вытоптали.
Злые вороги на Святую Русь
Приходили да наших мучити
Много мучили-позамучили
Да не сломится земля Русская.
Не возьмешь в полон Русь Великую
Не склонят сыны свои головы
Не поклонятся басурманину
В руки меч возьмут, отразят врага.
А однажды злой да колдунище
Сделал дело да свое черное
Отыскал он в подвалах книжицу
Некрономикон называется.
Да открыл он тот «Некрономикон»,
Прочитал там слова бесовские,
И нахлынули на Русь-матушку
Темны чудища, бесов сонмища.
И пожрали бы Русь великую
Ведь мечом их враз не повырубишь
Не спалишь огнем силы вражии
Закручинились люди русские.
И тогда они помолилися
Помолилися  да всевышнему
Денно, нощно молились да миром всем
И земные поклоны стукали.
И услышал их Саваоф-Господь
Пожалел сынов Он возлюбленных
И послал им тогда во спасение
Свово воина распрекрасного.
А тот воин был да собой хорош,
А в плечах достиг косой сажени,
А носил он наряд монашеский
И обет он дал жити схимником.
Повалились они ему в ноги все
И просили помочь да выручить
Но ответствовал им тот богатырь
Что не сможет им помочь-выручить.
Что не справится в одиночку он,
На подходе уж Темна Армия,
И двуручный меч не поможет тут,
А помогут лишь…
 

Андрей вполголоса чертыхнулся, и смущенно огляделся по сторонам. Никто не обратил на него внимания, но страница, страница!... Следующая страница была безжалостно вырвана каким-то вандалом, лишая его возможности дочитать легенду. Он подошел к библиотекарше и спросил, нет ли у них другого экземпляра книги.
-Нету, это последний,— разочаровала его пожилая сотрудница. –Вот варвары бессовестные, такую легенду испортили!
-Подождите, вы ее читали?—с надеждой спросил Андрей.
-Да, давно когда-то. Я ведь исторический заканчивала, интересовалась. Помню, красивая легенда была, все голову сломали, откуда она пошла, такая оригинальная. Некрономикон какой-то…
-А про что она? Чем кончается?
-Эх, не помню я деталей, давно читала,— задумалась библиотекарша. –Но кое-что припоминаю. Вот эта строка продолжалась «А помогут лишь восемь воинов,  чьи умы светлы, чьи дела добры, чьи сердца тверды, да смелы к тому ж»… И что-то там еще, не помню. Пришли восемь воинов и вместе с тем богатырем-монахом изгнали зло… Ты тоже, чай, с исторического?
Андрей кивнул.
-Вы правда ничего больше не помните?
-Нет, не помню. –собеседница вернула ему читательский билет, и когда Андрей был уже в дверях, окликнула. –Да, еще зло там какое-то странное, «из далей неведомых, недостигнутых из просторов да наднебесныя». В наше время бы сказали – космические пришельцы…
Андрей в задумчивости покинул библиотеку. Он настолько погрузился в себя, что споткнулся и чуть не полетел со ступеней крыльца. Что бы значила эта легенда? Что такое был этот почтенный старец? Видение ли, свидетельствующее о начинающемся ФГМ, или неправдоподобная, неожиданная, но реальность? Андрею очень хотелось поделиться этим с друзьями, но он побоялся, что это ему действительно приснилось. Ведь никто из  ребят на раскопках не заметил подмены меча… С другой стороны, откуда Андрею мог присниться меч из старинной легенды? Парень пошел в сторону набережной, полностью погрузившись в свои мысли.