Барокко - причудливая жемчужина мировой культуры

Койфман Валерий
Фото. Галерея в Версале 


Стиль барокко появился давно, еще в XVI веке, но его притягательность со временем не уменьшается: Версаль, барочный Рим, дрезденский Цвингер, Караваджо, Рубенс, Веласкес, Эль Греко, Каналетто, Бернини, Шекспир, Кальдерон, Вивальди, Бах, Кеплер, Паскаль... 
Это был прорыв в будущее, начало эры, которую именуют  «западной цивилизацией».
Слово «барокко» видимо происходит от итальянского barocco - «порочный», «склонный к излишествам, или португальского perola barroca - «жемчужина неправильной причудливой формы». Действительно, искусство этого стиля отличались сложностью, пышностью и динамикой, они характеризовались весьма вычурными и причудливыми формами.
Возникло барокко как «папский стиль» в результате кризиса католической церкви, который наметился еще в конце XV века в пламенных речах Д. Савонаролы, озабоченного нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви (эта духовная буря проявилась в и произведениях Микеланджело, приверженца Савонаролы). Потом в XVI веке зародилась и окрепла Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин), усилились религиозные распри и войны.
Папский Рим, потеряв значительную часть своего влияния и богатств, оставался центром католического мира и не утратил своих культурных позиций. Чтобы усилить иллюзию своего могущества и богатства, церковь вновь обратилась к искусству. Так в XVI веке на территории Италии возникает «барокко», стиль, который должен был вновь возвысить католическую церковь.
Барокко получает статус необходимого и даже официального искусства католицизма, а слова «иезуитское искусство» и «барокко» - почти синонимы.
Нельзя сказать, что искусство барокко возникло из ничего только по папскому «велению». Барокко пришло на смену Возрождению и маньеризму, унаследовав от них соответственно гармонию и эмоциональность. Если Возрождение тяготело к гармонии, то барокко с неукротимым напором стремилось захватить и потрясти души зрителей. Оно рассматривало человека, как сложную личность, переживающую драматические конфликты. Вместе с тем барокко сумело выразить важные идеи о сложности Вселенной, безграничности и многообразии жизни, объективно подняв искусство минувших эпох на новую ступень,
Барокко получило распространение в Испании, Германии, Фландрии, Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Во Франции, как впрочем, и в Англии, барокко выглядело значительно скромнее, чем в других странах, иногда этот вариант стиля вообще называют «барочным классицизмом». Правда, позже, в начале XVIII века, французы выработали свой роскошный вариант барокко - стиль рококо.
Территориально-политическая раздробленность Германии обусловила стилистическую неоднородность немецкого барокко и наличие иностранных влияний в разных регионах. Позднебарочное испанское барокко - «чурригереско» (по имени архитектора Чурригеры), распространилось в Латинской Америке, это самый вычурный вариант стиля - «ультрабарокко».
Со временем барокко становится более легким и декоративным. Оно становится стилем абсолютистских монархий в Европе и уже не рассматривается как сугубо католическое искусство. Барокко это не только культура и искусство, это и сам «барочный» человек. Он пытается облагородить природную естественность, которая теперь отождествляется с дикостью и невежеством. Наиболее выразительным символом человека барокко стал парик, который должен был придать личности особую величавость. Возникает этикет, флирт, дуэли. Появились новые развлечения: променады, прогулки на лошадях, карточные игры, театр, бал-маскарады, качели, фейерверки. Один из самых впечатляющих примеров «среды обитания» человека барокко был Версаль с его грандиозным сочетанием практически всех достижений этого стиля.
Рассмотрим на образцах архитектуры, скульптуры и живописи некоторые черты барокко. Архитектурные формы барокко сильно отличаются от гармоничных и спокойных форм своего предшественника - Возрождения. Очертания наружных стен сильно усложнены, для них характерны многочисленные  выступы и ниши, изогнутые и разорванные фронтоны и карнизы. Часто встречаются масштабные лучковые фронтоны (дугообразные завершения в форме натянутого лука), рустованные и витые колонны, множество скульптур, рельефов и росписей на фасадах. Характерны элементы с атлантами (иначе, «теламонами») и кариатидами, волюты (детали в виде завитка, спирали), маскароны (украшения в форме головы человека или животного),  пилястры (узкие плоские выступы - «ложные» колонны).
На кровле зданий появились мансарды, и они стали гораздо более живописными.
Вестибюли дворцов стиля барокко должна украшать парадная мраморная лестница, над ней - плафон потолка, расписанный яркими красками в стиле, создающим иллюзию «разверзшихся сводов». Парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями шли узкие галереи (обычно с окнами в парк), которые украшали коллекциями произведений искусства. Торжественный пафос интерьера усиливался обилием зеркал, тяжелых тканей, ковров, богатых сверкающих люстр, позолоченной лепнины. На стенах висели безворсовые ковры - шпалеры (гобелены). Качество шпалер было таким высоким, что они могли конкурировать с живописью.
К настенным средствам декора барокко также относятся наддверные живописные панно «десюдепорты» (фр. dessus de porte - наддверие) и картуши (орнаменты в виде свитка). Плафоны потолков помещений обычно украшали аллегорические живописные композиции.
Великолепие интерьера усиливала мебель, в которой применялась резьба по дереву, накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия).
Для драпировки стен, окон, дверей и для мебели часто использовали блестящую шелковую ткань «глазет» (известна под названием «парча»), но наиболее характерной и престижной тканью для барокко был, конечно, бархат (особенно ценился генуэзский бархат).
Стиль барокко в живописи характеризуется аристократичностью и незаурядностью сюжетов, динамизмом композиций, броской цветистостью, пышностью форм. Преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Типичная религиозная композиция показывала Мадонну или святых в окружении ангелов в вихре драпировок и облаков. Самые характерные черты барокко отразились в работах великих художников Караваджо и Рубенса (их блестящие достижения в живописи всем хорошо известны).
Гением барокко был прославленный Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) - разносторонне одаренный скульптор, блестящий архитектор, живописец и поэт. Вышедшие из-под его резца мраморные скульптуры оживают то мягкой теплотой кожи, то блеском и текучестью тканей, которые словно колышутся на легком ветру. Бернини часто помещал свои скульптуры в специальный архитектурный интерьер, из которого они как бы выплывают к  зрителю. Поражает воображение огромный позолоченный бронзовый балдахин Главного (папского) алтаря собора Святого Петра работы Бернини (высота 29 м), возведенный над могилой святого Петра. Форма витых колонн алтаря восходит к силуэту колонны Храма Соломона.
Если говорить о значении барокко в смысле прорыва в будущее, то вспомним, что из барокко выросло Просвещение (Монтескье, Вольтер. Руссо и Дидро). Именно тогда родилась философия деизма (от. лат. Deus - бог), согласно которой, однажды сотворив мир, Бог больше не вмешивается в течение событий. У него можно только учиться, как у Всемирного Архитектора, поэтому «пророками» становятся учёные-естествоиспытатели (Галилей, Линней, Ньютон).
Давно ушли в прошлое времена и нравы барокко с париками, балами и променадами, но осталась великая  красота его искусства, музыки, поэзии. Наш современник без труда почувствует, например, прелесть стихов поэта барокко  Христиана фон Хоффмансвальдау (перевод Д. Когана):
   « Лети душа, лети, долой пределы                Тяжелое ярмо земной любви.
   Земного бытия, круг жизни разорви,                Душе легко, открыты небеса,
   Отбрось утехи дальнего удела,                Там обручились вечность и краса».