Молдавский потоп 1

Валери Таразо
В июле 1949 года я собирался провести лето  в пионерском лагере от кишиневской пионерской организации. В Молдавии в это время лили непрерывные дожди, улицы превратились в реки, а мне необходимо  было подписать путевку в пионерский лагерь, и нельзя было откладывать это дело на завтра.

Я бежал по улице Ленина (с 1990 года улица Штефана чел Маре) в сторону Армянской улицы, которая пересекает улицу Ленина под прямым углом. Бежал я со стороны улицы Мичурина (теперь она, вероятно, носит какое-нибудь молдавское имя). Все эти улицы были залиты по колени дождевой водой, которая устремлялась то в одну сторону, то в другую. Потом я понял, что вода устремляется к открытым канализационным ко-лодцам. Я уже хотел повернуть на улицу Армянскую и спускаться вниз по ней почти до моей железнодорожной школы № 1, как на пути 11-ти летнего мальчишки попался один такой коварный колодец, и я в него провалился. Вместо пионерского лагеря я чуть было не попал на ближайшее армянское кладбище.

Я чувствовал, как меня засасывает вода, и мой чубчик уже плавал на ее поверхности, а я, что было сил, упирался в стенки колодца, чтобы меня не всосало в его глубь. Я уж совсем прощался с жизнью, как какая-то сила вытянула меня за волосы. Я даже не успел закричать от боли.

Наличие колодца на пути пионера не было им замечено, и он рухнул в этот колодец, как нырял раньше с вышки бассейна. Что было бы со мной – представить трудно, если бы не идущий следом молдаванин. Это он схватил меня за волосы, уже полностью отдавшегося на волю потока воды, втягивающей меня с неумолимой силой. Мужик, вытащивший меня на край этой коварной воронки, ничего не говоря, удалился.

- Второй случай, когда молдаванин спас меня – подумал я намного позже. Первым случаем, был тот, когда я тонул в заполненных водой каменоломнях. Молдаванин по имени Колун (вероятно, от молдавского Николае) тутже первым заметил мой молчаливый уход под воду – так уходят под воду корабли – и это ему принадлежит коронная фраза: “Я видел, что ты делаешь “утонуй””. Я помню тебя, Николае! Всю жизнь помню!

- Неплохие люди эти молдаване – было мое заключение, несмотря на тот случай, когда молдавские парни отхлестали весь наш класс и меня с учителем географии длинными пастушьеми кнутами.

Почему это они сделали – нетрудно было догадаться. В конце моего пребывания (уже тогда!) в Молдавии (1952 г.) я встречал на кишиневских стенах надписи типа: “Русские! Убирайтесь домой, а с евреями мы как-нибудь справимся сами”.

В этой фразе чувствовалась правота. Мы, т.е. русские, заняли в Молдавии все руководящие посты, оставив молдаванам второстепенные. Могли ли они рассчитывать на проведение собственной политики. Такие мысли приходили даже мне – четырнадцатилетнему мальчишке!? И я отвечал уже тогда отрицательно. И могла ли моло-дежь, мечтающая о пределе власти, упустить такой момент. И она реализовала его, не очень отвечая за последствия. Но не стоит мстить великому народу за ошибки его правителей.


Бык или Бычок

Смешное имя у речушки:
начертано на карте - Бык.
Меж двух холмов - рай для лягушки -
ребячий плеск, ребячий крик.

Теперь в трубе клокочут воды,
а в годы "сталинских побед"
тут рай был пьющего народа,
а пацанам - в окошке свет.

Куда пойти, где искупаться?
В Молдавии - ответ не прост.
Бычок - так звали речку братцы -
их омывал не в полный рост.

Его, порой, как охра струи,
ребят ласкали в жаркий день.
Тут пар влюбленных поцелуи
слышны в местах, где встретишь тень.

Здесь мелкой зелени - раздолье,
тут не деревья, а кусты,
от скуки буден здесь подполье,
приют от школьной маяты*.

Сюда стекались группки босой
разноязычной детворы,
здесь девочек смиренных косы
мелькали с утренней поры.

В сухое время лишь ручей
шуршал, как уж, по ложу ила.
Бывало пусто и ничей
не слышен крик. Иссякла сила.

Но помню время: Бык крепчал,
вставало море меж холмами,
и было страшно... Люд кричал,
на крышах дети липли к маме**

Прошли года...И что ж я слышу?
Вновь волны гонит юный люд...
На площади да и на крыши
те волны мощные текут...

Что хочешь ты, любитель Дойны,
какую жизнь, какую власть?
Ужель совсем забыты войны?
Похоже - нет. Клокочет страсть
в тебе юнец, участник Жока,
сбежавший с нудного урока...***



ВТ.   04.04.2002

* Пропускать уроки – казенить;
** Речь идет о грандиозном наводнении 1947 го-да;
*** О молодых, которым на руку были бунтарские беспорядки.

Но продолжу мое движение по Армянской улице. В комитете комсомола мое положение поняли и выписали по моей размякшей путевке новую, сняв с моей души камень. А я то считал, что восстановить путевку будет сложно. И тут же я получил нужные подписи и печати, но разве я тогда догадывался, что это только начало моих приключений.

Через день я уже был на автомотрисе, которая, собрав тридцать пионеров (19 мальчиков и 11 девочек), двинулась в веселый путь. Первый день, действительно, был веселым. Автомотриса – это вагон с автомобильным двигателем, который намного больше дрезины, вмещавший 30 пионеров.

На этой автомотрисе мы провели первую половину дня, больше пребывая в остановках, чем в передвижении. Девчонкам эти остановки нрави-лись. Во время таких остановок можно набрать букетики сухих бессмертников. Но, вдруг, те же глазастые девчонки закричали, показывая вдаль. В этой дали что-то двигалось страшное, напоминающее вал воды шириной такой великой, сколько охватывал взор.

Со временем мы поняли, что это была именно вода. “Наводнение” – закричали понятливые девчонки. А уже через несколько минут не нужно было ничего объяснять: вода плескалась почти под колесами автомотрисы. Правда, она не пошла дальше, а, достигнув какого-то уровня, так и застыла на нем. Через час мы могли оценить реальную обстановку: наша автомотриса находилась на клочке сухого полотна железной дороги. А впереди и сзади рельсы уходили под воду.

Продолжение следует.
ВТ.