Профессия - врач. На рубеже мировоззрений

Сергей Шалинский
         Вот уже тридцать лет моя жизнь связана с медициной. Было время, когда я уходил из медицины и возвращался, когда разочаровался в терапии и перешёл в диагностическую службу. Чего-то не хватало мне в работе, было смутное ощущение, что нечто важное проходит мимо, а я его не вижу и не понимаю. Атеистическое понимание природы человека не позволяло получить должное удовлетворение в профессиональной деятельности. И лишь в 2007 году, когда начался мой долгий путь воцерковления в православной вере, стало понятно, что нечто важное, это и есть духовное мироззрение. Я задавал себе вопрос о необходимости врачебного труда  и ответ был важен для меня, потому что он отвечал и на вопрос о смысле моей жизни.
Именно духовное мировоззрение, религиозная этика помогли понять значимость врачебного труда, увидеть пациента в телесно-духовной целостности и лечить не болезнь, а больного. Именно православная вера принесла душевное равновесие в мою жизнь. По-прошествии некоторого времени, мысли о профессии оформились в настоящее размышление.
Итак…
         Пациенты и профессионалы от медицины, рассуждая о профессии врача, определяя значимость его труда, как правило, говорят банальные сентенции, отражающие ту или иную область деятельности в профессии. Но наиболее значимые из них определяют, что это искусство или служение. Поскольку врачебная профессия предполагает взаимоотношения людей и касается самого дорогого, что есть у человека - здоровья, рассуждение так или иначе будет касаться мистической, до сих пор трудно осознаваемой области действия врача, в которой переплетаются причины болезней, как следствия грешного образа жизни человека; духовное мировоззрение пациента и врача; осознание, что первично: тело, душа или дух и прочая, прочая.
 
       В молодые годы, когда ты только становишься врачом и начинаешь работать, как тебе кажется, на благо всего человечества, как правило, не задумываешься об истинных причинах болезней, о духовных составляющих здоровья и о сущности смерти. Тебя как врача вполне удовлетворяет научно-материалистическое объяснение. Работая, ты постепенно погружаешься в рутину профессиональной деятельности: последипломное образование, лечение и диагностику заболеваний; на собственных ошибках познаёшь этику и деонтологию взаимоотношений с пациентами и коллегами, мнишь себя спасителем больных от безжалостной Смерти. Все твои движения понятны, но постепенно ты понимаешь, что профессиональный путь специалиста в медицине начинается с главного - с пациента…

       Взаимоотношения врача и пациента всегда определялись политическими, социальными, историческими, бытовыми и религиозными факторами. На сегодня существуют три основные  позиции врача по отношению к больному:

          Патерналистская, согласно которой врач является всезнающим субъектом, а больной – объектом. В этих отношениях: врач – отец, пациент – ребёнок.

          Позиция равенства, партнёрства. Врач оставляет за собой безусловное лидерство, больной же признаётся субъектом.

          И, наконец, позиция служения, когда больной становится субъектом, а врач обращается в объект притязаний. Безусловно, подобной позиции, невозможно следовать всегда, но именно она лежит в основе этики ответственности.

       Естественно, то или иное взаимоотношение врача и больного изменяется исторически. Однако в настоящее время, врач ежеминутно сталкивается со всеми типами отношений.

       Ты только что посмотрел пациента, признающего в тебе всезнающего отца и смиряющегося с подчинённой ролью. Он послушен, выполняет все назначения и принимает любой исход заболевания как естественный, не смотря на ошибки «отца», в которых, по мнению пациента, будет виновно коварное заболевание.

       Следующий больной согласен «подчиняться врачу, как покупатель продавцу». И между ними открывается широкое поле товарно-денежных отношений. Это не только «здоровье за деньги пациента», но и «здоровье пациента за деньги государства».  Как правило, иски пациентов к лечебным учреждениям связаны с подобным типом отношений.

       Врач, неэфемерное существо, не ангел, он человек и ему свойственны те же пороки и заблуждения, что и его пациентам. А собственно, что мы хотели от обыкновенного врача? Он плоть от плоти нашего общества... Посмотрите на него, и вы увидите, что представляет собой наше общество. Какое общество – такие же и врачи. Эта фраза - ключ к пониманию настоящего размышления.

       Когда М.Я. Мудров и С.П. Боткин говорили, что надо лечить не болезнь, а больного человека, они подразумевали видение больного врачом в единой телесно-духовной природе. Они были православными врачами, и подобное отношение к больному для них было естественным. Редкий современный доктор понимает этот тезис, и причина кроется в его атеистическом мировоззрении. Понятно, что такой врач от больного отгораживается техникой, анализами, технологиями, официальными бумагами, льготами. Безусловно, что легче стремиться к каким-то достижениям и мнить себя демиургом, нежели сострадать больному.
       Но и больной не лучше врача. Он, не желая трудиться над собой, надеется на универсальную таблетку от всех болезней, различные обследования, жалуется и судится...
В принципе невозможно представить ситуацию, что вдруг все врачи станут лечить больного человека, а не болезнь. И что же больной? Он не поймёт подобного отношения к себе и будет жаловаться и судиться. Странные ожидания можно услышать от наших пациентов. Им хочется, чтобы доктор был добрым, внимательным, милосердным, сострадательным, умеющим дать полезный совет, и не один. Наконец, доктор должен быть способным сотворить с больным маленькое чудо – вылечить его. Пациенту неинтересно знать причины его заболевания. Он по-прежнему убеждён, что в «здоровом теле – здоровый дух», а не наоборот. Он боится даже предположить, что здоровье тела находится в прямой зависимости от душевного здоровья. А ведь это страшно осознавать, что твои грехи, твои и ничьи больше, причина  твоих болезней.

       Мы живём в секулярном обществе культивирующем атеизм. Медики, в массе своей, прагматики-материалисты. Вспомните тургеневского Базарова... Врачи придерживаются научного мировоззрения, а оно всегда находится в противоречии с духовной парадигмой. Однако в те далёкие дореволюционные времена, земские врачи весьма часто рекомендовали пациенту вначале сходить к священнику на исповедь, причаститься, а уж затем приходить на приём. В то время врач понимал, что здоровье тела и успешное лечение заболеваний зависит не столько от таблеток и врачебного искусства, сколько от состояния духа. Больной тоже знал, что врач – это помощник Бога, призванный облегчать его страдания. Он целиком полагался на врача, принимая любой исход заболевания как Божье предопределение.

        Врачи нового времени, как правило, не осознают, что леча больного, они трудятся, если можно так сказать, в рамках Промысла Божьего. Неоднократно доводилось видеть, как самая своевременная медицинская помощь, лекарственные препараты последнего поколения, квалифицированные и опытные доктора не могут спасти больного. Больной выздоровел или выжил вопреки всему - это также не заслуга врача. Врач выступает в роли исполнителя Промысла. Его задача проста – лечить больных и облегчать страдания. “Белые одежды – символ Спасителя, белый халат врача – символ  помогающего в беде”. Надо помогать в беде – болезни, и не брать на себя функции демиурга. Чтобы это осознавать, прежде всего, надо иметь соответствующее духовное  мировоззрение.

       Какие же человеческие качества должен иметь врач?

Нас учили, что врач-профессионал должен относиться к страдающим больным людям одинаково, независимо от своих политических, национальных и других пристрастий; должен быть способен к самоотверженности, к отказу от удобств и покоя ради помощи больному. Он должен до конца бороться за жизнь человека.

       Этот совет – аксиома и сомнений не вызывает. Главное в профессии врача – способность увидеть в больном страдающего человека. Желание помочь больному, без сомнения, способствует профессиональному росту доктора.

       Как правило, любой больной считает себя самым больным человеком в мире. Иногда он осознаёт, что есть более него больные люди, но в личном пространстве, в конкретный момент времени, он чувствует себя самым больным во Вселенной. Понятно, что мы имеем дело с инстинктом выживания. «Эгоизм во время болезни» направлен на получение помощи извне: от родственников и медицинских работников. Для эффективной помощи больному врач должен проявить не только профессиональные умения, но и отдать больному себя: внимательно и участливо выслушать, сострадать и милосердствовать в болезни. А это и есть, не что иное, как любовь к ближнему. Врач должен принять больного таким, каков он есть, и попытаться его понять. Забота врача не сводится к назначению режима и лекарств, в большей мере больному нужен врач как человек, которому можно доверить своё отчаяние, свои надежды, хоть какую-то перспективу, включая готовность осознать и принять свою судьбу.

       Таким образом, главное в работе врача – выполнение второй заповеди – «Возлюби ближнего как самого себя». Вы думаете это легко? Кто и когда нас учил любить ближних? Кто и когда нам сказал, что Любовь к ближнему есть дар Божий?

       Общество желает, чтобы врач был особенным человеком. Где же взять таких абитуриентов? Идеал недостижим. Когда изменится общество, когда изменится степень его духовности и повысится градус любви в обществе – тогда и врачи будут милосердны и сострадательны.

       И всё же. Означает ли это, что приняв за основу духовное совершенство, мы должны отказаться от совершенства материального? Значит ли это, что зная причины болезней, мы должны отказаться от медицинских исследований, от развития методов и средств лечения? Конечно же, нет.
       В процессе развития нашего общества, с изменением духовности не в лучшую сторону, коренным образом изменилось отношение людей к таким понятиям, как: здоровье, болезнь, смерть.

       Многие болезни есть не что иное, как попущенное наказание человеку за совершённые грехи, а так же попытка остановить человека, чтобы он в болезни своей поразмышлял о себе и жизни которую он ведёт… Воистину, «больной грешить не может».

       Иногда болезнь может быть частью Промысла Божьего о человеке. Например, собирался в кинотеатр, но заболел ОРЗ, не пошёл и не встретился на перекрёстке с машиной, от которой должен был пострадать. Впрочем, думать так не стоит, иначе это похоже на попытку исследования Путей Господних. Достаточно будет сказать себе, что лёгкая болезнь уберегла от худшего.

       Болезнь может иметь неизбежный смертельный исход. И в этом случае, верующий человек понимает, что ему дан шанс на спасение для вечной жизни: ему дано время проанализировать свою жизнь, раскаяться в грехах и достойно подойти к последнему рубежу.

       Парадокс: медицинская наука идёт вперёд семимильными шагами, а население становится всё более больным, и это не только в нашей стране, но и, казалось бы, в благополучных государствах. Например, в Соединённых Штатах постоянно растёт число больных страдающих сердечно-сосудистыми, онкологическими, психическими заболеваниями, туберкулёзом. Человечество, не успев победить оспу, тиф, чуму, столкнулось с ещё более страшными болезнями, такими, как СПИД и т.п. Похоже, что этот процесс неуправляем. Что поделаешь, не нами сказано: «… в настоящее время люди будут спасаться скорбями и болезнями»… спасаться для вечной жизни.

       Если спросить человека, от чего зависит его здоровье, каждый, соответственно своему разумению, найдёт причину нездоровья. Можно услышать, что нет качественного и правильного питания, денег на хорошие лекарства, нет физической культуры. Можно найти причины в экологии, социальных стрессах и прочая, прочая.

       Сегодня государство озабочено здоровьем населения. Но как быстро его можно улучшить? Быстро не получится. Почему мужчины в нашей стране живут в среднем не более 62,5 лет? А как ты больше проживёшь, если с детства куришь и употребляешь алкоголь?

       Где та жизненная сила, способная побеждать болезни; как связаны между собой эмоции, энергетика, физиология, здоровье? Ведь не секрет, что состояние покоя, гармонии, добродушия и любви, зачастую, лечит лучше самых сверхдорогих лекарств, и могут ли лекарства вообще помочь человеку, пропитанному агрессией, ненавистью, обидой, осуждением? Мы можем изобретать самые изощрённые лекарства и методы лечения, но пока люди будут искать виновных в своих бедах, обижаться, ненавидеть, кичиться гордым разумом, — до тех пор они будут идти путём погибели, и на смену старым болезням, ныне побеждённым, придут новые, от которых люди будут умирать, невзирая на достижения медицины.

       Стране нужна новая концепция сохранения физического здоровья, изначально отражающая правильные взаимосвязи человека и духовного мира.

       Материалистическое мировоззрение сформировало понятие конечности жизни - «живём один раз». Можно выстроить логическую цепочку поведения атеиста: жизнь одна… делай, что хочешь… за совершённые в этой жизни гадости отвечать не придётся. Да и перед кем отвечать?  Судьи-то нет…

        Смерть стала восприниматься как нечто ужасное, неестественное. Всё, что с нею связано, как правило, рассматривается лишь с научной точки зрения. Смерть, сама по себе, есть вопиющая несправедливость по отношению к человеку-демиургу.  В тоже время, ложнопонимаемое милосердие к неизлечимо больным привело к обсуждению приемлемости эвтаназии.
 
       Эти вопросы решаются гораздо проще, если наряду с материалистической картины мира признать наличие Творца. Верующий человек, православный христианин, смотрит на эти проблемы иначе. Придя в Церковь, он постепенно понимает, что все ценности мира не помогут ему выздороветь и убежать от смерти; понимает, что болезнь - это спасительный мостик на пути в вечность. Он наконец-то осознаёт, что тело есть лишь одежда для души. И как всякая одежда она придёт в негодность, сколько ты её не починяй.  С этой точки зрения он легко сможет выстроить соответствующую иерархическую цепочку телесно-духовной  подчинённости: дух – душа – тело. Когда не тело с его неутолимыми плотскими потребностями будет управлять душой, а наоборот. И вот тогда всё станет на свои места.

       «Спасибо Господи за всё!». Вот наиболее точная фраза отражающая понимание и отношение православного христианина к своему здоровью, болезням и скорбям, лечащим докторам, жене и детям, начальнику и зарплате, погоде, и, наконец, смерти.


31 января 2011 г.