Эссе о природе подкаблучничества

Никузькин
Подкаблучник по-английски - wife-dominated или hen-pecked husband - муж, над которым доминирует жена. В случае с husband-dominated wife имеет место обратное явление. Подкаблучник - безнадежно влюбленный в стерву человек. Hа стерв клюют мужчины сильные, уверенные в себе, или наоборот - маменькины сынки.

Подкаблучники не участвуют в выборе домашнего интерьера, планировании семьи, распределении бюджета. Они откупаются некими суммами за "смутное" спокойствие и лжесвободу, за то, что их не терроризируют, как им кажется. Тем самым, делая из своей жены - монстра-пользователя…
Монтень считает, что в любых условиях мужчины не должны находиться в подчинении у женщин, за исключением естественного подчинения материнской власти. Также он полагает, что при дележе наследства нельзя полагаться на выбор между детьми, сделанный женщиной, т.к. он непременно будет несправедливым, предвзятым.

Подкаблучник "обыкновенный"
Слабая личность, неудачник по жизни, размазня, который, в принципе, ходит на задних лапках не только перед женой, но и перед любым превосходящим его, морально либо физически, человеком. Обычно это мужчины, которые ничего собой не представляют и живут с осознанием своей несостоятельности и чувством вины. Степень их подкаблучничества зависит исключительно от пожеланий партнерши. Он может и готовить, и стирать, и носить в зубах тапочки, и даже терпеть прилюдные унижения, что, впрочем, нередко граничит с мазохизмом.

Подкаблучник "мнимый"
Мужчина, который просто предпочитает не связываться с женщиной из-за бытовых вопросов и поэтому со всем соглашается и спокойно допускает некие манипуляции собой. Это может быть писатель, научный работник, программист, углубленный в свою профессию человек, для которого важнее всего в жизни - его дело. Все остальное его мало тревожит, главное, чтобы был традиционный набор ценностей: дом, семья, дети, чтобы его кормили, одевали, и все шло без особой ругани и конфликтов. Однако он никогда не допустит перебора, потому что является вполне полноценной личностью.

Подкаблучник "домашний"
Морально полностью зависит от жены, хотя окружающие это не всегда замечают. Она может его обслуживать, быть "мамочкой", которая то безмерно опекает своего малыша, позволяя ему ежевечерне входить в экстаз от чтения газет, то устраивает нагоняй за ничтожный проступок. Слушается он ее беспрекословно и подчиняется, как высшей инстанции, по всем вопросам. Забота о подобающем имидже вне дома курируется женой, равно как и продвижение по службе.

Подкаблучник "очарованный"
Обожает свою "капризулю" и ничуть не осознает, что является подкаблучником. Любовь - это чувство, с которым не справиться, и человек готов на все, только бы его любимая была рядом с ним. Но знай: если твой муж подкаблучник, значит, это кому-то надо. Осталось разобраться, кому больше - тебе или ему самому.

Стерва всегда думает о себе, в том числе и в сексе, причем наслаждение женщиной сексом - высшее удовольствие для мужчин! Хороший секс для мужчины - это все! Она всё время пытается поменять свой облик, поведение, стиль, а новизна притягивает мужчин магнитом! Стерва всегда занята, даже если она говорит, что ей скучно. Занятый человек становится нужен всем остальным. Она уверена в своей привлекательности, мужчины же любят глазами… Она недоступна, а страсть к охоте – в крови мужчин. Когда же добыча получена тяжелым трудом, ее больше ценишь... .Стерва часто манипулирует, причем в угоду не только себе, но и своему мужчине – ведь ему ведь это нравится. Затачивает каблук под конкретного мужчину, выражаясь по-другому. Т.е. и она по-своему подстраивается…

ПРИРОДА ПОДКАБЛУЧНИЧЕСТВА

Для того чтобы рассмотреть природу подкаблучничества обратимся к началу эссе, где говорится о доминировании женщины над мужчиной. В мире животных равенства полов почти никогда не бывает. Такая идиллическая система постоянно порождала бы противоборство полов, как это происходит, например, у маленьких птичек ремезов. У них насиживать яйца в равной степени способны оба пола и нет четкого доминирования одного над другим. Поэтому самки пытаются заставить насиживать самцов, а самцы - самок. Вот результат этого противоборства: в 30% гнезд кладки погибают (ни самка, ни самец не приступают к насиживанию!), в 60% гнезд самцы пересиливают самок и в 10%- наоборот, самки заставляют насиживать самцов. Однако, независимо от того, какой пол победит, кладки в этих гнездах благополучно высиживаются.

Неудивительно, что доминирование одного из полов обычно предопределено и потому не вызывает яростного сопротивления со стороны другого пола. У хищных птиц самки доминируют над самцами весь период размножения, а у приматов самцы доминируют над самками, причем у человекообразных - доминирование абсолютное. Патриархальная (с властью отца) структура семьи у человека не вызывает удивления: это свойство приматов. Матриархат первобытных людей был придуман кабинетной наукой XIX века - в действительности его никогда не могло быть. Если социальные процессы в цивилизованных обществах - от Древнего Рима до наших дней - приводили к освобождению женщин от мужчин, то это всегда сопровождалось снижением стабильности семьи. Такую, казалось бы, простую идею брака, брака при полном равенстве полов - идею гуманную и разумную - нам столь неожиданно трудно осуществлять на практике именно потому, что ради нее приходится постоянно подавлять древние инстинкты.

ИНВЕРСИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ

Очень часто в период брачных отношений у животных происходит инверсия доминирования. На какой-то период (обычно незадолго до спаривания) самец переходит в подчиненное положение и всячески демонстрирует самке, что он вовсе не страшен и послушен. Биологическая цель этого широко распространенного приема уже известна - не испугать самку, избежать ее агрессии.

А у человека? В этом отношении он не похож на человекообразных: у него проявляется инверсия, но в неяркой форме, - она входит в "токование". Всем известно, как женщинам нравятся все эти мольбы, изъявления покорности, стояние на коленях, ношение на руках, обещание достать звезду с неба... но сколь бурно еще вчера влюбленные клянут "подлых обманщиков", когда инверсия кончается!

Парное токование постепенно сокращает дистанцию, допуская тесный контакт. Очень разнообразное и изящное токовое поведение, как установили этологи, имеет в своей основе столкновение двух мотиваций: стремление к партнеру и боязни натолкнуться на отпор. Токуя, самец изображает то приближение, то удаление, то демонстрирует все свои украшения, то прячет их, то принимает позу угрозы, то позу подчинения. Самка моментально узнает эти позы и отвечает на них своими позами. Эта сверка инстинктивных программ и есть поведение по принципу "ключ - замок".

Реализация сходных программ у человека проявляется в заигрывании, особенно заметном у не очень воспитанных подростков. Он как бы нападает на девушку - она как бы пугается, но не очень, он пытается прикоснуться к ней - они изображает удар, но не сильный, она бросается бежать (но не во всю прыть) - он догоняет и так далее. Быстрая смена настроений, чередования "да" с "нет" (которые то "нет", то "да") - образуют те "сладкие муки", которые особенно сильны в период первой влюбленности. Видите: эта буря эмоций у нас и животных сходна в своей основе.

У моногамных видов самка выбирает самца-супруга не только по внешним признакам, но, главным образом, по его возможностям обеспечить ей и потомству хорошие условия. Самка территориального вида проверяет качество гнездового участка, занятого самцом. Самец показывает свои владения каждой посещающей его самке, а она их оценивает - по размеру, кормовым возможностям, наличию места для гнезда. У этих видов если самке нравится участок, то нравится и самец; самец без участка - вообще не самец.

Если самец должен будет кормить самку и птенцов, самка проверяет, насколько он способен к этому. Например, токуя, самка вдруг начинает изображать птенца - издает птенцовые звуки. Самец должен на это ответить: у одних видов - принести или отрыгнуть пищу, у других - схватить какой-нибудь предмет и поднести его как подарок, у третьих - хотя бы прикоснуться ртом ко рту. Подобное ритуальное кормление этологи обнаружили и у пауков, и у птиц, и у волков, и у обезьян (нечеловекообразных). Есть оно и у людей: вспомните поцелуи, дарение подарков, вождение в ресторан. Чем расточительнее ухаживающий мужчина, тем он привлекательнее. Тут уж ничего не поделаешь, даже если разум подсказывает, как в наше время эта программа наивна: ведь никто же не хочет завести себе мужа-мота. Впрочем, кончится токование, кончится и мотовство.

Самки многих видов проверяют, сколь активно самец готов их защищать. Для этого они провоцируют стычки своего претендента с другими самцами. Женщинам тоже нравится это качество в мужчине. Девочки-подростки проверяют его бессознательно, провоцируя мальчишек на конфликты.

СПАРИВАНИЕ… В том числе быстрое

Половое поведение, если оно осуществлено благополучно, завершается спариванием, цель которого - оплодотворение. И на этом у огромного большинства видов "вся любовь" кончается. Самец утрачивает интерес к самке, а оплодотворенная самка не только утрачивает к нему интерес, но и под влиянием гормонов, изменяющих мотивацию поведения, реагирует на ухаживание очень агрессивно. Самки пауков и богомолов даже пытаются убить и съесть ставшего ненужным самца. Все предельно рационально и просто.

Самец и самка полевого воробья образуют устойчивую пару. К моменту спаривания они летят в группу воробьев и спариваются среди них. Сразу после этого самка принимает позу приглашения к спариванию еще несколько раз, и с ней спариваются другие самцы. А затем пара дружно летит домой. Кто наблюдал собачьи свадьбы, тот, возможно, видел, как сука после нескольких дней токования в стае с выбранным кобелем сначала подставляется ему, а затем - без всяких ритуалов - другим, только что отвергнутым кобелям. Чайки в гнездовой колонии образуют пары после долгого токования, но когда оно уже произошло, самка, сидя в гнезде, допускает спариваться с собой чужих самцов моментально и без всякого предварительного ухаживания.

Это открытое в последние годы быстрое спаривание пока не получило никакого объяснения. Оно совершенно лишает и самца, и самку возможности знать, кто отец их потомства. Самец полевого воробья не препятствует быстрому спариванию, самец чайки пытается вмешаться, но не успевает. При этом самцы обоих видов продолжают прекрасно заботиться о своей "неверной" самке.

Быстрое спаривание есть и у приматов, даже у тех видов, у которых самец убивает детеныша, если подозревает, что тот родился не от него. Кстати, и люди - они то ли унаследовали от приматов, то ли выработали сами подобное небезразличие мужчины к происхождению ребенка. В цивилизованном Риме ритуал признания ребенка отцом был еще столь силен, что, если отец не брал малыша публично на руки в знак признания, младенца могли отнести на Тарпейскую скалу. Этнографы давно знают, что быстрое спаривание есть и среди людей. У многих народов описаны древние языческие праздники (например, Лиго у прибалтов), на время которых супружеские связи как бы отменяются, мужчины гоняются по лесу за женщинами, и какая кому попалась, та тому и досталась.

ПООЩРИТЕЛЬНОЕ СПАРИВАНИЕ

Более понятно, почему у многих заботящихся о потомстве видов существует поощрительное спаривание - избыточное по сравнению с необходимым для оплодотворения. Самки хищных птиц, как только образовалась пара, перестают охотиться и самец полностью обеспечивает пищей и ее, и потомство. Самка крупнее самца, всегда доминирует и поэтому имеет возможность на нем паразитировать. Если самец приносит добычу, самка с ним спаривается. Чем больше принесет, тем больше возможностей спариваться получит, ничего не принесет - ничего и не получит. Самка спаривается не по своей потребности, как у других видов: она умеет сдерживать ее, тем самым, создавая для самца дефицит спариваний и используя их как поощрение. Неудивительно, что эти самки сохраняют столь ценную для них способность спариваться и после того, как отложат яйца и начнется их насиживание.

Поощрительное спаривание существует и у многих приматов (но не у человекообразных), особенно у видов, сексуальная система которых - групповой брак. В таких группах доминирование самца превращено в подчинение его тем самкам, с которыми он спаривается. Самец их кормит, и поэтому самка заинтересована удерживать самца спариваниями.

Поощрительное спаривание есть и у людей. Если вы изначально с этим не согласны, то вспомните о проституции, куртизанках. Она - всегда и повсюду, была и есть. Это не что иное, как спаривание женщины с безразличным для нее мужчиной за вознаграждение. Спаривание - взятка. К таким крайним формам способны немногие женщины, но в обычной супружеской жизни поощрительное спаривание применяют, пусть неосознанно, многие. Обратите внимание: мужчины неспособны к поощрительному спариванию, если женщина их не возбуждает. И неспособны потому, что у них нет соответствующей генетической программы. А вот у женщин эта программа есть, и она может проявиться так сильно, что поощрительное спаривание становится профессией, которую в шутку, но, как видите, не без оснований называют самой древней.

Групповой брак – не лучший выход, но все же выход из тупика
Возросшая привлекательность самки могла бы укреплять моногамные отношения, но это не решало главной проблемы - недостаточной продолжительности жизни родителей, а кроме того, разрушало мужскую иерархию. Поэтому проблему решал переход от моногамного брака к групповому.

В этой новой системе отношений детеныш не остается без отца, поскольку многие, если не все самцы в группе относятся к нему как к собственному. Кстати, теория матриархата, никогда и нигде не существовавшего, выросла из одного факта: у некоторых народов в древности детей называли не по отцу, а по матери, однако данный факт отражает неизбежную в групповом браке неопределенность отцовства, а совсем не "власть женщин", которая при первобытной жизни невозможна.

ПОЗА ПОДЧИНЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДКАБЛУЧНИЧЕСТВА.

У многих стадных обезьян - эволюционно совершенно случайно - оказались похожими внешне две совершенно разные по смыслу позы: поза, в которой на четвереньках спаривается самка (поза подставки), и поза признания своего подчиненного положения в конфликтной ситуации. Последнюю принимают не только самки, но и самцы. В обоих случаях обезьяна поворачивается к другой обезьяне задом, выпячивает его, а иногда и похлопывает по нему рукой. Сходство поз так велико, что сами обезьяны их путают.

Вот ссорятся две макаки, и одна из них чувствует, что проиграла стычку. Тогда она резко поворачивается к противнице задом, хлопает по нему рукой и уходит (этот жест можно наблюдать в той же ситуации проигранного конфликта и у невоспитанных людей). Если конфликтовали две самки, ошибки в понимании позы не происходит. Но если так поступит самка, проиграв стычку с самцом, то он может воспринять ее позу подчинения как позу подставки и в ответ изобразит спаривание с ней. Та же ошибка случается и между самцами: слабый самец встает в позу подчинения, а сильный самец в ответ изображает спаривание с ним.

Есть виды животных, у которых члены стаи не вмешиваются в чужие конфликты из-за доминирования. Но не таковы обезьяны. У них подчиненные особи, не участвующие в конфликте, всегда активно выступают на стороне доминанта, если он победит. Наказанной особи они не только не сочувствуют, а напротив, тоже стараются ее унизить, показывают на нее, кричат, плюют, швыряют в нее камни и кал. Только в силу такой врожденной реакции один тиран может подавлять огромное количество людей, среди которых многие миллионы и умнее его, и сильнее, и мужественнее, и в силу все той же инстинктивной реакции продавщица моментально натравливает очередь на посмевшего возразить ей покупателя.

Увидев другую обезьяну (в том числе и самца) в позе подчинения, самец-доминант подходит к ней и изображает спаривание так, как будто перед ним самка, стоящая в позе подставки. При этом подчиненный самец испытывает сильное чувство унижения (в плане иерархии): ведь у обезьян ранг любого, даже последнего самца выше ранга самок, а тут он как бы приравнен к самкам. Самки же такого сильного унижения не чувствуют и поэтому часто пользуются этой позой, чтобы умиротворить самца, в том числе и тогда, когда находятся в состоянии, не допускающем спаривания. Но когда самка вынуждена встать в эту позу перед другой самкой, а та в ответ изображает спаривание, - это снижение ранга среди самок. У людей изображение спаривания как формы унижения заменено соответствующим жестом или угрозой на словах.

У обезьян вставшая в позу подчинения особь подвергается всеобщему презрению. Если самка примет перед доминантным самцом позу подставки, то из-за сходства поз другие обезьяны зачастую воспринимают ее как позу подчинения и изображают презрение. Из-за этой путаницы поз самки некоторых стадных обезьян избегают спариваться публично, стараются увести самца с глаз группы. У них спаривание инстинктивно ассоциируется с унижением самки.

Видимо, человек унаследовал эту ассоциацию, и потому спаривание и у него тоже требует уединения. Показательно, что в XX веке создатели некоторых кинофильмов столкнулись с тем, что включение в серьезные картины "постельных сцен" вызывало у неподготовленных зрителей свист, крики, хохот, совершенно неуместные по сюжету фильма. Люди только что сочувствовали героине, а тут вдруг начинали вести себя как... стадо обезьян. Да, если бы мы когда-нибудь стали обществом нудистов, положение женщины в нем автоматически оказалось бы униженным.

Влечение к заду, стремление избегать публичного спаривания, ассоциация его с унижением женщины создали сложнейший клубок противоречий для разума. Разрешить его на рациональной основе разум не мог, и единственное, что он мог сделать, - это запретить делать публично все, что с данной сферой связано: ввести набедренные повязки, табу и так далее, и так далее...

БОНОБО
 
У бонобо нет вожака, как у других представителей приматов. Отличительной особенностью бонобо является и то, что во главе сообщества стоит самка. Самки держаться группами, в которую входят детёныши до 5-6 лет. Самцы держаться отдельно, неподалёку. Все или почти все агрессивные взаимодействия бонобо заменены… элементами брачного поведения! — доминирование самок у бонобо было выявлено в эксперименте с группами обезьян обоих видов (один самец и две самки) и при наблюжениях в природе. В группах бонобо первыми едят самки. Если самец протестует, самки объединяютя для изгнания самца. Во время еды никогда не происходит потасовок, но обязательно спаривание перед едой.

ГИЕНЫ

Пятнистые гиены живут сообществами или кланами с жесткой иерархической системой основанной на матриархальных принципах. Костяк клана составляет доминирующая самка, как правило, самая крупная и сильная, и ее потомство. Все члены клана демонстрируют ей свое подчинение, вылизывая ее гениталии.
Самки в кланах по иерархической лестнице стоят выше самцов. Детеныши наследуют социальное положение матери. Социальный разряд каждой особи определяет его приоритет доступа к продовольствию и другим критическим запасам.

ЭПИЛОГ

Поза позора... . Не в ней ли кроется отношения общества к подкаблучникам. Еще недавно участвовал в споре где речь шла о том насколько "удобно" мужу нести дамскую сумку жены. тогда мне удалось найти слова чтобы показать собеседнице что подобного рода ноша мужу не тяжела но позорна. если она его любит то должна позаботиться скрыть "позор". Например, спрятать эту сумочку в полиэтиленовый пакет или что-то в этом роде. А сколько возникало споров о том кто должен мыть посуду... . В некоторых странах мытье посуды для мужчины явная поза позора. Но женщины продолжают наступать, отвоевывая доминирование, любой ценой, даже ценой любви. Страна словно сказилась преобразуя мужчин в подкаблучников. Женщина вначале получает доминирование, но в роли свекрови ей возвращается победа собственным поражением. Как бы там ни было, но мы все дети природы. Война полов продолжается... .