Ярославль. Начало. Отрывок

Вопрекил Анюта
Этим жарким летом, которое тянулось чередой постоянных бесконечных пожаров - единственное наслаждение можно было найти в глубинах своей Души. Маленькие дети ходили с мокрыми марлями, а родители, которые знали, что мокрые маски пропускают гарь, покупали для своих детей специальные респираторы. Кому-то удалось сделать на этом бизнес, респираторы продавались повсюду, и люди действительно неплохо зарабатывали. Вся Москва стояла в дыму. Невыносимая жара - казалась уже преодолимой преградой на пути нового дня. Почти весь июль стояла температура очень даже нехорошая и непривычная для этого климата - почти 40 градусов. Это  было невыносимо. Но людям свойственна - привычка. Люди приспособились и к этому. В начале августа началась череда пожаров; меня почти не смущала гарь, кажется, что  человек может вытерпеть все, увидеть красоту и смысл во всем, что его окружает - а, значит, надо было принять это,как данность. лето было отвратительным, если не сказать кошмарным. Мы все так присытились этим теплом, что очень хотелось прохлады. Мы слушали красивые рассказы про курорты, про Сочи, Анапу, про Италию, Испанию, побережье черного моря...слушали, душою пребывая там, а на самом деле томились в душном помещении, каждый из нас должен был зарабатывать  деньги. Нам хотелось снять с себя всю одежду, иначе было бы не выдержать. а мы выдерживали, надо было улыбаться и дружелюбно разговаривать с покупателями, это как минимум. А как максимум, надо было что-нибудь продать. Это было стимулом. Ведь если бы мы ничего не продавали, у нас бы совсем не было денег, тогда возникает вопрос: стоит ли так мучиться ради того,чтобы вовсе остаться ни с чем? От осознания этого становилось так обидно,что мы двигались и работали из последних сил. Мы пили литрами и воду, и чай, и квас, но ничего не помогало. Организм уже не выдерживал принимаемую в него воду; а жажду утолить так и не удавалось. Из-за обилия дыма в Москве наш рабочий день был сокращен на час. А что час по сравнению с теми мучениями, которые мы испытывали каждый день? Но нам всё равно было приятно. Легкое отношения к жизни спасает в такие минуты. Наверное, именно поэтому все мы работали здесь. Обеденный перерыв - это полчаса. Мы и ждали и боялись этого времени, потому что знали,что до вечера - уже ни шага в сторону, сиди и работай. Казалось, мы могли даже подраться из-за того, кто первый пойдет на обед. Однако, всегда дело заканчивалось мирно. И... какого же было наше разочарование, когда мы понимали,что в нашем магазине прохладнее и свежее ,чем в душных и замкнутых пределах центра Москвы,...а вдобавок ко всему, когда проходили метров тридцать, убеждались в том, что дышать без респиратора совершенно невозможно, приходилось возвращаться в магазин, и тогда жизнь казалась раем. Мы по очереди как дети выходили на улицу, снова вбегали в магазин и смеялись от счастья, потому что после томительно жаркой улице, было более ,чем прекрасно вдыхать воздух легкой прохлады. Но потом мы надевали респираторы и шли в соседние магазины, чтобы купить себе хоть что-нибудь; но как только мы переступали порог магазина - понимали: есть совсем не хочется... мы голодали целыми днями...а жара не спадала, дым тоже не проходил. Казалось, найти утешения было просто негде. Надо было куда-то уехать, но как? За неимением лучшего мы просто пили по десять кружек чая и несколько бутылок холодной воды. Изо дня в день становилось только хуже. Были районы совсем опасные. В это время я жила за городом. Если дальше проехать по нашему направлению.. можно оказаться в Сергиевом Посаде или в Александрове. Пригород Сергиева Посада был одним из наиболее опасных районов, хотя опасная зона начиналась уже недалеко за Пушкино, что совсем недалеко от нас. Иногда казалось, что мы просто задохнемся: вдохнем - и выдохнем в последний раз. Уже шла кругом голова, мы думали: когда же это закончится? Мы ждали нормального солнечного и дождливого лета, чтобы вдоволь насладится его теплом и красотой, а получили затянувшиеся мучения. Дождей совсем не было. Люди более старшего поколения просто буквально сходили с ума у меня на глазах. Московские люди, и без того не отличавшиеся особой вежливостью и заботой, стали еще более озлобленными, грубыми, резкими, нетерпимыми. В транспорте было так невыносимо,что не знаешь от чего было хуже, от перепалок и ругани рядом стоящих или душного воздуха, после которого люди просто выпадали кучками на улицу, попадая в атмосферу еще большой духоты, где было невозможно просто сделать  даже один глубокий вдох. Вот в таких условиях протекало это лето. Больше всего я переживала за стариков и маленьких детишек. Тем более, что мой маленький брат - был всё время у меня на глазах. Надо было что-то  думать, что-то делать, но я была занята преходящем, сиюминутным, обыденным, рутинным зарабатыванием денег, даже не на еду, не на жизнь, а на образование; слишком мало удавалось уделять внимания и времени ребенку, мы почти не успевали заниматься с ним русским языком, математикой, чтением... не говоря уже о наших вечных беседах, когда что-то поднимается в твоей груди, когда ты чувствуешь безупречное понимание, когда тебе так хорошо, что  душа твоя воздушна...нам так не хватало этих вечером, проводимых за философскими беседами и психологическим осмыслением мира. Я уже почти забыла, как легко и незаметно появляется и возникает моя лучезарная улыбка, как светится и горит от счастья всё у меня в груди, когда я слышу от 8-летнего ребенка долю истины той, которая так близка мне; его никто не призывал и не учил чувствовать мир и всё окружающее так же ,как я. Он заменяет мне друга, сына, любимого... Он един во мне. Он един со мной. Наша трепетная связь так вечна,что мы не замечаем часов , проведенных вместе. В последние дни он приходил и читал мне на ночь книгу, нежно ложился рядом со мной, взяв меня за руку, и сжав ее так, что мама или папа потом с трудом могли его оттащить. Я держала его руку, и уже засыпала. Через окно проникал въедливый и вездесущий запах дыма и гари. Ребенок тоже почти заснул. Так наступил август.

Времени не хватало ни на что. Казалось, эта безумная занятость и вовсе разорвет те невидимые нити, что связывают меня с этим маленьким мальчиком. Мне хотелось успеть все. К сожалению, от пространного, глубокого и настоящего я возвращалась все чаще к мыслям о работе..а потом и вовсе останавливала только на них. Невозможная духота, жажда свободы - не давала шансов думать о чем - нибудь другом, кроме отдыха. Подходил к концу очередной рабочий день, очередной четверг...я знала, что завтра куда-нибудь поеду, куда-то...лишь бы отдохнуть... Мысли о создании школы, воспитании ребенка, дружбе, новых концепциях отошли на второй план. Даже любовь. В ожидании конца августа я решила отправиться отдохнуть. Что можно успеть сделать за этот один выходной? Что он - по сравнению с неделей работы? Что он - когда даже не хочется выходить из дома? Мы отправились в Балакирево - небольшой городок Владимирской области, который так полюбился моему брату. Ехать, конечно, нужно было не просто отдыхать, а, безусловно , по важному делу: надо было продумать строительство железной дороги, школ, больниц, поговорить с местными жителями, пообщаться с местной властью- мол, почему довели город до такого состояния? Дар, мой брат сделал Балакирево центром Всемирной Федерации, столицей, где всё должно быть экологически чистым, современным, обустроенным и продуманным, улучшающим жизнь людей. Обстановка в современном Балакирево явно настораживала моего брата... - надо срочно было принимать какие-то меры! Мы отправились во Владимирскую область...Балакирево - конечный пункт Ярославского направления, куда ходят московские электрички... Дальше Ростов, а затем - Ярославль... Как-то давно мы шутили, баловались, хотели доехать до Ярославля, денег совершенно не было, мы кое-как оплатили билет до Ростова; там пришлось сойти - мы еле успели на обратную электричку в сторону Москвы... Иначе - было уже не добраться домой. Последняя электричка - уходит из Ярославля в 3 часа дня... Тогда  мы еле-еле добрались до Александрова... А оттуда - уже до ближнего Подмосковья. Не сказать, чтобы на этот раз в наше путешествие мы поехали очень рано, но и выспаться тоже не удалось. Не было электрички до Балакирево в нужное нам время, поэтому пришлось ехать с пересадкой до нужного нам места. Мы подгадали: сойдя с электрички в Александрове, мы уже видели, как готовится к отправлению поезд до Ярославля. Там нужно было проехать три остановки... и мы в Балакирево, мы быстренько перебазировались туда, решив не покупать билет...Поезд стоял на платформе чуть дольше, чем надо, мы уже стали волноваться, что контролеры дойдут до нас быстрее, чем мы доберемся до нужной нам станции... В жуткой жаре без воды (мы не купили ее в Александрове, так как боялись не успеть на поезд), в непрерывном волнении и духоте - мы с нетерпением ждали отправления поезда, и, наконец, услышали: "Следующая станция 117 км; осторожно двери закрываются"...