Откуда взялась Осень...

Анна Райдер
Знаешь, откуда взялась? Нет, не спорь, не говори мне, что это всего только время года, которое не может откуда-то взяться, что оно было всегда. Да и «оно» ли? Посмотри – вот идет по улице девушка. Ничего в ней нет особенного, волосы русые – до плеч, глаза карие, теплые, с золотым ободочком по краю зрачка. Идет она танцующей походкой, улыбается чему-то невидимому. Одежда на ней – самая обычная, джинсы да куртка. В общем, ничего примечательного. Но все же это осень, ты мне поверь. Это – Твоя Осень, ведь она своя для каждого. К кому-то приходит задумчивая незнакомка в длинном черном платье до пола, садится рядом, и смотрит на свет через темно-вишневую дымку вина в бокале. К кому-то забегает на пару секунд девчонка –рыжая, растрепанная, проведет по волосам рукой – то ли подзатыльник тебе отвесила, то ли погладила – и исчезает. К тебе придет вот такая, обычная девушка, не отличающаяся от других. Кто знает, что у нее на душе? Кто знает, сколько всего она хранит в своей памяти, сколько боли, и сколько света? Пожалуй, что и никто. Даже боги.
А впрочем, все это лирика. Ведь я обещала рассказать, откуда взялась Осень…
… Рыжий луч солнца погладил Яшку по щеке. От этого легкого прикосновения он проснулся... И сразу понял, что сегодня – Последний День Лета. Завтра уже Зима, завтра уже задуют холодные ветры, завтра деревья (почему-то все разом) потеряют свои одежды. И так – на полгода, до нового Лета. А ведь столько всего еще не сделано, столько всего не сказано этому уходящему Лету, столько оврагов и полей не исхожено, на столько деревьев они еще не залезли с этим златовласым мальчишкой – Летом! Лето... Зачем ты уходишь от нас так рано?
-Лето… - тихо позвал Яшка. – Лет… ты здесь?
В комнате послышался тихий вздох, и вот на кровати уже сидит грустный, понурившийся мальчишка. У него золотые волосы и ярко-ярко, до прищура, голубые глаза.
-Лет… Уходишь сегодня?
Тот только неопределенно передернул плечами. Мол, если сам знаешь, то чего спрашиваешь?
-Не уходи…
-Да как «не уходи»… Бабкино время пришло. Что я тебе, как маленькому, все объяснять должен?
-А мама твоя где?
Яшка задавал Лету много вопросов. И про ветра – почему они всего сильнее в августе, и про падающие звезды, и про полынь-траву, почему она так пахнет, что сразу хочется убежать куда-нибудь, далеко-далеко, обойти все дороги, а потом прийти домой с серой котомкой странника. И про закаты, почему они одно время ярко горят, полыхают алым, а другое – бледно, едва-едва тлеют на небе. Но про маму он впервые спросил.
-Глупый ты, Яшка – неуверенно сказал Лето – Какая же у меня мама может быть? Я же время года, меня и нету на самом деле.
Как – нету?! А кто же вот здесь сидит на кровати, ковыряет носком сандалии пол, и говорит, что глупый он, Яшка?
-Это ты меня просто видишь таким. И тебе со мной играть интересно. Хотя все равно твои ругаются, что, мол, бегаешь по своим лесам и полям в одиночестве. Я только для тебя есть. И еще для девчонки из Великограда. И еще для ребенка, который вчера родился и я ему колыбельную на ночь пел. А все остальные… Они другим заняты, у них и времени-то на меня посмотреть нету!
-Тогда давай найдем тебе маму!
Лето грустно улыбнулся и начал мурлыкать себе под нос песенку. Песенка была незнакомой.
-По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле…
-Это откуда песенка? – на мгновение отвлекся Яшка от мысленных поисков мамы для Лета.
-Это из другой реальности, Яшка. Это из очень другой реальности.
Иногда Лето говорил вот такие странные вещи. Про другую реальность, про иные миры и параллельные пространства… Но Яшка не особенно во всем этом разбирался, хотя и запоминал. Выходило, что мир не один (хотя и стоит на Честном слове богов), а их чуть ли не тыща, и все разные. И один называется Земля, и она движется вокруг солнца…
-Где ж ты мне маму найдешь, ребенок? Я же взрослый давно. Я старше всех-всех-всех на свете. И не могу долго на одном месте сидеть, чтобы меня можно было по вечерам спать укладывать и сказки рассказывать на ночь. Я то здесь, а то за тысячу времен отсюда. Как ты мне маму найдешь?
-Я знаю! Пойдем!
И они пошли. Через поле, лес, через болотце и через заросли шиповника. И вышли к маленькому, аккуратному домику, стоявшему среди залитых солнцем сосен.
-Тетя Осееень! – звонкий крик Яшки разорвал тишину и петух, задумчиво прогуливающийся по двору, недовольно поднял голову.
-Ко-ко-ко?
По-петушиному это значило «Кто здесь меня перекричать хочет?».
-Ну, не сердись, Корька! – засмеялся Яшка. – Не собираюсь я тебя перекрикивать, и твоим курам я червяков выкапывать не собираюсь!
-Чего тебе, постреленок?
Из домика вышла женщина в простом сером платье. Ее волосы отливали на солнце рыжиной, а глаза были удивительно-карими, с золотым обручем по краю зрачка. Обычная женщина. Да вот только все реже и реже встречаются такие – простые и ласковые своим родством с природой.
-Тетя Осень, будьте Лету мамой… Лет, не прячься у меня за спиной. Тетя Осень добрая. Она только грустная иногда.
-О-сень – Лето словно пробовал слово на вкус. В нем смешалось золото листвы берез, остывающая синева неба, запах свежего хлеба и холодные высокие звезды. – Осень… - повторил он.
-Здравствуй, Лето – улыбнулась женщина. – Неужели ты меня не помнишь?
И он вспомнил! Сразу! Вспомнил эту кареглазую девчонку, с которой лет двадцать назад обежал все овраги, обшарил каждое дупло в лесу.
-Помню… - тихонько шепнул он. – Только тебя тогда Оськой звали.
-Да. И я была моложе. Двадцать лет… А теперь вот в мамы тебе гожусь.
Лето шагнул к женщине и посмотрел ей в глаза.
-Оська…  - сказал он – пойдем со мной? Я тебе сто-о-лько интересного покажу…
И случилось чудо! Вместо чуть усталой взрослой женщины на пороге стояла рыжая исцарапанная девчонка. Улыбающаяся до ушей.
-Побежали! – засмеялась она.
А потом шагнула к Яшке и взрослым голосом сказала:
-Яшка, зимы завтра не будет… Будет осень. И мы с Летом еще придем к вам. Чай пить! С вареньем!
-Оськаааа! – голос Лета раздавался уже далеко за деревьями –Ну где ты?!
И Осень пропала. А Яшка остался.
И, действительно, Зима на завтра не пришла. Не постучалась в ворота старая седая карга с вечно растрепанными волосами и суковатой палкой. А прибежали Оська и Лет, и позвали Яшку на рыбалку…
Потом Зима все-таки была. Удивительно недолго, потому что спустя всего три месяца снова прибежал Лет, привел с собой девочку, звонкую и веселую, и сказал, что это Весна, а потом снова будет его время, а потом Осень закружит хороводы золотых листьев на улицах.
Яшка улыбался…
Потом он вырос. Но все так же к нему приходят на чай Лет, Весна и Оська. Потому что главное – уметь видеть их, а уж какими они приходят – это уж личное дело каждого. Так ведь?