Земля обетованная

Юрий Николаевич Горбачев 2
Коллаж Натальи ЖУРАВЛЁВОЙ

 http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=33549

В комитет по аграрной политике областного Совета обратились жители села Кирза Ордынского района с просьбой разобраться в законности «раздачи» земельных участков в водоохранной зоне Обского водохранилища. На место выехали депутаты Юрий Рыбаков и Александр Замиралов. Эта поездка выявила многие нюансы перераспределения земли — общие для муниципальных поселений области.

 

Кирза пока что не Киргизия

 «Данный участок берега, — говорится в письме, — примыкает с восточной стороны к селу Кирза и граничит с улицей Черных. Издавна это место было зоной отдыха, не занятой постройками и огородами. Здесь располагались пляж, футбольное поле и волейбольная площадка. Сюда приходили и приезжали не только жители села, но и горожане. Сегодня же водоохранная зона поделена на участки…» Далее констатируется: «С 2008 года началось разбазаривание земель... Делёжка данных земель производилась тайно, с обманом. Земля отрезалась у одних, отдавалась другим для последующей перепродажи. Кроме того, для выделения участков предусматривается ликвидация примыкающей к улице Черных берёзовой рощи, которая является природным заграждением от ветров, дующих с реки Обь…»

На идущей вдоль берега, накатанной приезжими отдыхающими дороге и собрался народ, встретивший депутатов каверзными вопросами. Суть их повторяла содержание письма: почему нарезка попавших «в рыночный оборот» участков прошла по уже имеющимся огородам? Почему без согласия людей взялись делить берег, преграждая тем самым доступ к водоёму?

Очень волнует всех и торговля попавшими в рыночный замес правами льготников на предоставление бесплатных земельных участков.

Кроме того, тут же были подняты вопросы о неэтичном поведении строителей, устроивших «общественный туалет» возле одной из калиток, об игнорировании мнения жителей Кирзы начальством и приезжими «захватчиками», которые своим демонстративно-отстранённым видом, судя по всему, не снискали доверия людей. Один из жителей села (и он не единственный), который обращался к властям с просьбой о выделении участка в береговой черте для сына, но получил «от ворот поворот», то ли по созвучию географических названий Кирза и Киргизия, то ли по аналогичному накалу страстей сравнил происходящее там с возможным сценарием развития событий здесь. Но всё-таки, справедливости ради, надо заметить, что отличия весьма существенны. Хотя в искусстве раздражать людей прямолинейными действиями в обход их интересам, в неумении договариваться и в нежелании информировать граждан здесь преуспели. Вот почему кирзинцы и «дачники»-старожилы, которые покупали дома 20 лет назад, объединились в дружном протесте: и те, и другие не желают видеть вместо прекрасного ландшафта непроницаемые заборы...

Тяжёлое наследие

Год назад избранному главе Ордынского района Павлу Иваровскому и в марте этого года избранному главе администрации муниципального образования «Кирзинский сельсовет» Павлу Маллаеву от прежнего руководства досталось поистине тяжёлое наследие. Всё, что отгородилось от внешнего мира капитальными заборами в результате действий или бездействия предшествующих руководителей, и то, что мы увидели, побывав вместе с Павлом Петровичем и двумя представителями районной администрации на «спорной территории», образовалось «до того как». Со льготниками, в самом деле, получилась сущая свалка. Магическое слово «бесплатно» подействовало на некоторых примерно так же, как объявление о распродаже ноутбуков по сниженным ценам в московском гипермаркете, в результате которой возникла ужасная давка. Предложение «бесплатной» земли мгновенно породило спрос. Тут же появились набившие уже всем оскомину оборотистые перекупщики — и пошло-поехало…

При обсуждении сложившейся ситуации в Кирзинском сельсовете директор СПК «Кирзинский» Владимир Селезнёв сказал, как воспринимается происходящее селянами:

— Проблема всех будоражит! Ущемлены права проживающих здесь — это однозначно. Непонятно, кем занято место отдыха людей. А среди льготников настоящих только единицы — все остальные подставные лица. Да сейчас там и вовсе нет льготников. Беда в том, что когда начался этот процесс, власть вообще промолчала — и районная, и наша. Нужно было собрать людей и обсудить всё, но этого не сделали. Огороды у людей обманным путём отрезали, а ведь они считали, что это их земля. Причём отрезали ту часть, которая прилегает к водохранилищу. Теперь кто-то чужой будет строить дом на месте огорода и отрежет бывшему владельцу подход к воде. Нормально? Непонятно, почему местная власть не согласовала свои действия с населением. Ведь те, кто рвётся на лакомые земли, никакого отношения к Кирзе не имеет… Нарушено неписаное правило уважать интересы людей, которые здесь живут и работают…

Как пояснила ведающая вопросами землеустройства работница райадминистрации, «ужимание» огородов на улице Черных до 20—25 соток было обосновано тем, что из всей огороженной жителями земли только за эту в момент переоформления люди платили земельный налог и, мол, таким образом они стали заложниками собственной хитрости.

Глава администрации Кирзинского сельсовета Павел Маллаев оценил конфликт так:

— Вначале эти земли выставлялись руководством района на торги, заявок не было, и тогда было принято решение о предоставлении данных земельных участков льготникам. Когда начали приводить всё в соответствие с законом о нормах выделяемых земельных участков, граждане, которые имели свидетельство о праве собственности на 20—25 соток, а на деле огораживали по 50—55, попали под передел. На этих землях и стали выделять участки под строительство...

Не совсем понятна судьба упомянутой в письме рощи. На одной из схем, которую предоставили участники схода граждан, да и на одной из карт в сельсовете отчётливо видны линии нарезанных на территории рощи участков, но на месте мы увидели лишь вагончик на опушке лесочка и деревянный туалет внутри березняка. Надо отдать должное новому главе — порубки деревьев пока не наблюдается. В то же время вполне резонна его критика в адрес собственных избирателей: на другой стороне рощи устроили несанкционированную свалку прямо за огородами…

— В такой обстановке руководить довольно сложно, — не скрывает Маллаев. — Сейчас для муниципального образования было бы выгодно, чтобы эти участки оказались застроенными, и мы получали бы налог на имущество. Но мы хотим, чтобы всё было по закону и с согласия людей…

Ограничить перепродажу!

И главу МО, и главу района в их желании развивать территорию понять можно. Поэтому в ходе обсуждения всех спорных вопросов вместе с депутатами Юрием Рыбаковым и Александром Замираловым было «прокручено» множество альтернативных вариантов предоставления земель желающим и нуждающимся, каковые всё-таки имеются.

— Согласен с Селезнёвым, — высказался Павел Иваровский. — Всё «заварилось» в 2008 году, когда земля в районе пользовалась ажиотажным спросом. Сейчас распределение её идёт по согласованию с главами муниципальных образований. С другой стороны, если мы не будем выделять землю — как пополнять бюджет поселения? Понятно, что при всех действиях власти необходимы гласность и понимание людей. Живущие здесь видят, что кто-то отгородился забором, действует без их ведома — это берёт за живое…

 В мае 2009 года в районе организована очередь льготников на получение бесплатной земли. Каждый случай рассматривается отдельно. Всё-таки смысл выделения таких участков в том, чтобы нуждающиеся могли получить землю под дом бесплатно, построить его, работать, воспитывать детей. Кстати, один из жителей Кирзы тут же предложил внести в областной закон ограничение на перепродажу выделенных льготникам участков хотя бы в течение пяти лет…               

  Позиция   законодателей

Александр Замиралов, депутат Обслвета:

— Конфликтная ситуация возникла в результате того, что бывший глава муниципального поселения Кирза, попирая права граждан на получение достоверной информации, не поставил жителей в известность о производимых действиях по выделению земельных участков. Просто нарезали участки, под видом наделения землёй льготников. А налицо — спекуляция участками! Часть льготников продала наделы, лишив, по сути, своих же соседей места отдыха. Есть попытка завладеть рощей. Понятно, что всё это людей возмущает. Требования их абсолютно законны. Надо разобраться, где нарушен закон, и в дальнейшем не допускать, чтобы мероприятия по выделению участков проводились негласно. Ненормально, что «обрезают» огороды, ссылаясь на то, что существует норма в 20 соток. А то, что люди пользуются землёй по 30—40, а то и 50 лет, не учитывается, хотя законом  право оформить эту землю в собственность предоставляется.

 Без сомнения, подобные ситуации легче не допускать, чем потом исправлять. Но исправлять надо. Бывший глава Кирзинского сельсовета, допустивший передел земли, теперь не у власти, но на его место пришёл новый человек, и ему придётся всё это разгребать. А результат — конфликт, недоверие к власти, подрыв её авторитета. Следует совершенствовать земельное законодательство, закрывать бреши, позволяющие использовать закон «как дышло»...

 
Юрий Рыбаков, деппутат Облсовета :

— Мы увидели несколько моментов нарушения прав граждан. Первый — нарезка новых наделов путём выдела из земельных участков, которыми владели жители Кирзы. А согласно статье 234 Гражданского кодекса РФ лицо, добросовестно и открыто владевшее объектом недвижимости более пятнадцати лет, приобретает на него право собственности. Приобретательная давность обеспечивается несколькими условиями: владение имуществом не скрывалось, им пользовались открыто и добросовестно. Уже в силу этого собственник имеет право защищать свои права и интересы перед третьими лицами. Так что здесь речь идёт не столько о предоставлении, сколько о том, что человек уже владеет и пользуется этим земельным участком. Это касается жителей любых населённых пунктов, а не только Кирзы.

Другой момент. Когда предоставляются земельные участки определённому кругу лиц, это должно соответствовать действительности. Мы увидели участок, целиком обнесённый забором, а на генплане на этом месте 19 участков. Явное несоответствие. Почему вдруг они все оказались за одним забором? Если бы это был один участок, он и должен был стоять на кадастровом учёте как один. Но кто-то совершил сделку и приобрёл эти земельные участки для своих целей.

И третий момент. Участки предоставляются в водоохранной зоне, где есть ограничения использования земель. Возникает вопрос: насколько при выделении их будут соблюдены нормы водного законодательства? Кстати, земли на берегу водохранилища представляли собой открытую площадку — там играли в волейбол, футбол, и вдруг выросли заборы длиной 100 метров, которые невозможно обойти. Доступ к морю закрылся. Без сомнения, претензия Владимира Ивановича Селезнёва и всех жителей правомерна: их никто не спрашивает, а они живут в этом селе. Нарезка участков шла без учёта мнения жителей, а в ответ на их обращения им в предоставлении земли отказывали…    n


Автор: Юрий Горбачев — журналист