Сказка господня. ч. 16. экклезиаст был прав

Парамон Перегрин
ЭККЛЕЗИАСТ БЫЛ ПРАВ.

 О правоте точки зрения мракобесия много и увлекательно написано в Библии. Нигде больше не встретите такого лаконичного и образного отрицания знаний в жизни общества и индивидуума. От наук один вред, - говоря современным языком, а по ветхозаветной мудрости – многие знания рождают много печалей. Это точно, но и неграмотность не всегда спасает от беды. На своем опыте неоднократно проверено. Стоит попасть на новую работу, как тут же выяснялось, что я в ней – полный профан. Ну, а платить профанам полную ставку никто, естественно, не собирался, наоборот – таких увольняли в первую очередь, порою даже без выходного пособия. Конечно,  слишком много  знать по специальности тоже опасно: а ну, как вышестоящие господа заподозрят, что их подсиживают? Тут также важно не переусердствовать. Никому ведь не приятно осознавать себя дураками, а начальству – в особенности. Здесь товарищ Экклезиаст совершенно прав. Но в какой мере, спросим себя? Вероятно, в границах так называемой  золотой середины:  необходимо все знать и уметь лишь в рамках своих должностных обязанностей, да и то отнюдь не на уровне гениальности. Ровно столько, сколько требуется, и не центом больше. Тут важно не промахнуться. В противном случае или парией сделаешься, или опасным выскочкой. Оба варианта, прямо скажем, не подарок.
  Вот Духу было свойственно всегда и во всем переусердствовать. Тут и там он норовил наломать дров, поднять бурю в стакане воды, раздуть из мухи слона и вообще вести себя неадекватно. Но, поскольку старый дьявол при этом постоянно демонстрировал непроходимую тупость, никому и в голову не приходило пожурить его, скажем так, за попытку подсиживания начальства. Кто же так, позвольте спросить, подсиживает-то? Все видят, что Азазелл им не конкурент, и более или менее спокойно созерцают его очередную идиотскую выходку. Попу ведь никогда не придет в голову мысль заподозрить не в меру усердного богомольца – того самого, что при молитве имеет обыкновение разбивать себе лоб. Священнослужитель хорошо осведомлен о том, что епархия за ним закреплена, можно сказать, пожизненно, и неистовый дурак, молотящий лбом о кафель перед алтарем, ему не ровня и не конкурент. Другое дело, если прихожанин вдруг начинает вникать в суть библейских притч, интерпретируя их как-то не так, как, к примеру, сам поп, или, что еще хуже, демонстрировать свое превосходство в области истории религий, ересей и так далее. Тут уже приходится бить тревогу, да и выскочку, заодно. Так что костры инквизиции не на пустом месте возникли. Во-первых, падре и пресвитеры проявили себя тогда не с лучшей стороны, потому что начисто позабыли не то, что священные тексты, а даже их суть,  во-вторых, впали в кураж и разврат. А еретики, напротив, имели глупость проявить себя неслыханными эрудитами в вопросах теологии и вообще вели себя неподобающе: не пили, не курили, в роскоши не жили… в общем, было чего испугаться служителям культа. Они, соответственно, и напугались, да так, что перенесли этот ужас на все общество. Выдумали они тогда культа дьявола и вообще нечистой силы, обвинили вольнодумцев в сношениях с этими самыми  мерзавцами из Преисподней, и пошло-поехало. Миллионов десять сожгли тогда, не меньше, а уж сколько вырезали – вообще не сосчитать. Был, был такой вот грешок за святой церковью. Говоря языком Женевской конвенции – имел факт жестокого обращения с пленными. То их вообще не брали, то, что еще хуже, оставляли на какое-то время в живых, но при этом разделывали под орех… не хотел бы оказаться на месте кого-нибудь из пострадавших от церковных властей Средневековья, истинно говорю.
  Ну, это когда было! А что мы видим сейчас? Да то же самое! Только костры инквизиции заменили напалмом да крылатыми ракетами, и малообразованные, но богатые болваны по-прежнему правят бал на старушке-Земле. Мало того, они еще и имеют наглость подгонять менталитет всего населения планеты под свой убогий уровень. К примеру, не знают они историю и астрономию (или не хотят знать) – так пусть никто-никто не имеет представления о том, как Бонапарта звали и кто главнее – Земля или Солнце. И, пока они управляют народами мира, утверждения Экклезиаста опять-таки остаются в силе.
  Тут я некстати вспомнил Хомяка. Он ведь никогда не был невежей и невеждой. Какое там! Говорят, наизусть знал не только Коран, но и всякую муру вроде Шах-наме или Тысячи и одной ночи. Мудер был не по летам, хотя, конечно же, мало разбирался в европейской культуре и истории. Он даже слыхом не слыхал, кто такие Моцарт и Бах, а о Тихоне Хренникове вообще умолчу. Он, по-моему, даже об Алле Борисовне Пугачевой не имел ни малейшего понятия, а о коммунизме только то и слыхал, что учение это сатанинское, отрицающее ислам и вообще религии, да еще, мало того, требующее установление в обществе социальной справедливости. Вот еще выдумали! И Хомяк не замедлил гневно обличить эту чертову атеистическую ересь. Но, поскольку его филиппики выдавали в нем закоренелого дилетанта в вопросах социологии и политологии, никто его  тогда и слушать не стал. И вообще, как мне кажется, Америка и вообще Запад прозевали Исламскую революцию в Иране 1978 года лишь потому, что ничего не знали о мусульманском, в частности, шиитском фанатизме и мало вникали в вопросы религий и специфики национального сознания. Так что в данном случае, вопреки высказываниям товарища Экклезиаста, лишние сведения явно не  помешали бы кое-кому, хотя бы спецслужбам США да их президенту. С другой стороны, наш герой победил тогда именно в силу своего политического невежества: знай он истинное соотношение военных сил Ирана и США, сроду бы не полез в  такую авантюру. Ему еще повезло, что Америкой тогда рулил не злобный старикашка Рейган или наш не ведающий сомнений Горбуш, а мямля и рохля Джимми Картер. Где ему, гунявому, было затеять полномасштабную войну! Совершив две-три неудачные вылазки, комплексующий президент опустил руки, впал в транс и вообще проиграл выборы. Правды, тогда и неистовый Рейган не решился вбомбить древнюю Персию в каменный век. Звериным чутьем бывший голливудский актер учуял в Хомяке соперника, по фанатизму намного превосходящего его самого, и не стал с ним по-настоящему связываться,  перенеся свое никому не нужное внимание на нас, то есть на СССР.
 А все-таки хорошо живется тем, кто не ведает сомнений! А откуда берется такая абсолютная, всепобеждающая самоуверенность? Да все от невежества. Когда ни черта не знаешь, все кажется таким простым и понятным! Вот и наши Пришельцы  в силу своей непроходимой дремучести живут, как у Христа за пазухой. Бес сомнений их не терзает, голова не болит. Живут себе потихоньку, да истребляют по мере возможности инопланетные цивилизации и вообще все живое, встречающееся  на их пути. Вникни бы они в глубины тех исторических и биологических процессов, которые вызвали когда-то к жизни все уничтоженные ими цивилизации и биосферы, у них бы и руки бы опустились, и совесть пробудилась. Но – не на тех напали, господа гуманисты! Мимо Бяки с Букой не проскочишь, потому что тот ничтожнейший объем их знаний о мироздании, и вообще о законах живой природы, которым они всю жизнь обходятся, никогда не породит у них скорби. Так-то.
 Но ведь так жить, как будто бы, нельзя? Вернее, можно и нужно, коли башка пуста, а если нет,  то, что тогда? Век предаваться скорби и печали? Вообще-то так и получается в большинстве случаев. Все или почти все великие гении прошлого плохо кончили, причем не только сраженные супостатом, но и победившие в борьбе за свои идеалы. Пламенный борец с католицизмом Жак Кальвин, установив теократическую диктатуру в Швейцарии, стал жечь ученых и ведьм на кострах с тем же усердием, что и инквизиция. Мартин Лютер, говорят, тоже в Германии коммунизма не построил… да и гениальный астроном эмир Улугбек правил своим Мавераннахром так, что все там пришло в упадок. Зато его туповатый, но не ведающий сомнений дедушка Тамерлан в государственных делах не ведал неудач. Чингисхан, между прочим, тоже университетов не заканчивал, как и Аттила с Гитлером. Зато как они воевали!
   Впрочем, данный перечень неполон, есть в нем и свои исключения. Владимир Ильич на недостаток образования никогда не жаловался, но, тем не менее, успех сопутствовал ему почти во всем. Почти не имея сторонников, он умудрился разогнать интервентов всех мастей, выиграть Гражданскую войну и даже после этого удержать власть. Попробуйте на досуге повторить его жизненный путь! Слабо? Даже и не пытайтесь, истинно говорю! Кишка тонка. Так что с Экклезиастом можно иногда и поспорить. Несомненно, что излишние знания и у Ильича породили немало скорби, что вылилось, в конце концов, в инсульт, но зато жизнь он прожил интересную и, что самое главное, достиг своей великой цели. Нам с вами это не светит, уж это точно. Срочно поглупеть, что ли? Избавиться от груза никому не нужных знаний в области астрономии, истории, географии, геологии и теологии? А как? Надо бы с Богом посоветоваться. Не с Хомяком же, согласитесь! Не с пророком же Самуилом, прославившимся не только своей жестокостью, но еще и редкой глупостью?! Что-то он мне скажет, интересно?
 И стал я к Господу взывать. Раз помолился, два – никакого ответа. Молчат небеса, ни звука оттуда. Только ветер завывает в соснах, лишь гудит где-то вдалеке буровой станок. Нефть ищут, канальи, да только, похоже, в этот раз ничего им не светит. Зря только море горючего сожгли, все силы растранжирили, бестии!
  Подошел Дух, вежливо поинтересовался, что это я лбом о пень стучу.
- Ты что, в идолопоклонники записался, что ли? – Шутливо спросил он. – Лучше отодвинься, я сейчас тебе Брамса сыграю…
  Не могу понять, как этот чертов дьявол, при полном отсутствии музыкального слуха, умудряется на расщепленном пне фуги Баха выводить, сороковую симфонию Моцарта исполнять и даже первый концерт Чайковского. Чудеса, да и только!
 Дух присел на корточки перед пнем, аккуратно расщепил его, и зазвучала венгерская рапсодия Брамса, да так, что лучшие скрипачи театра Ла Скала от зависти издохли бы. Вот же шайтан!
Он играл себе и играл, а я растерянно думал: черт, не слышит меня Бог! Как же быть? Кто разрешит мои сомнения?
  Но, как вы понимаете, я заблуждался. Бог-то был начеку. Все-то он прекрасно слышал, все-то на свете знал. И сейчас, как раз, размышлял: в какой же форме дать ответ, – в прямой, или же в иносказательной,  в виде притчи? И в какое время, в каком, наконец, месте? Видите, сколько вариантов возникло! Мы бы с вами в них запутались насмерть. Не то – Бог. Он сразу же нашел подходящий выход.
- Кажется, мы с утра еще чай не пили, - вспомнил он. – Вот и позавтракаем в теплой компании, заодно все и выясним.
  Господь нажал какую-то кнопку монитора слежения за процессами, происходящими во всей Вселенной, и нас тут же подбросило и метнуло в сторону божьей резиденции. Быстро-быстро так  переместило, мы даже испугаться не успели. И вот сидим мы в креслах для почетных гостей и  внимаем речам Господа.
- Тут у вас кое у кого возникли неуместные сомнения кое в чем, - начал он издалека, - так что не худо бы их развеять, так сказать, в рабочем порядке. Эй, Птица, пять порций кофе, и "наполеон"!
  Знатные торты пекут в божьей резиденции! На Земле, к сожалению, так еще не умеют. И вряд ли когда-нибудь воспроизведут нечто подобное тому, что нам удалось вкусить в это  раннее утро на Сатурне, мало чем отличающееся от ночи на этом газовом гиганте.
- Итак, с чего начать? – продолжил Бог, отпивая ароматный напиток из золотого сосуда, чем-то напоминающего пиалу. – Начнем, пожалуй, по порядку, а еще лучше – с самого начала. Вас, кажется, волнует соотношение знания и скорби?
   Мои товарищи только переглянулись: сроду они над такими  абстрактными понятиями не задумывались. А затем  все, как один, с подозрением уставились на меня. Я потупился, давая им понять, что, действительно, был такой грех: задумался!
- Вам, господа монстры и старый исламо-фундаменталист, тоже не худо было бы иногда обдумывать подобные вопросы, - мелком бросил Господь. – Я, кажется, уже неоднократно имел честь разъяснять вам, курицыным детям, что к авторству документа, именуемого "Библией", не имею никакого отношения. Сколько раз можно повторять одно и то же?! А уж к туче благоглупостей, щедро разбросанных по всем страницам этого драгоценного манускрипта, - тем более. Что есть так называемый "Экклезиаст", авторство которого якобы принадлежит царю Соломону? Не могу сказать, что это подделка, или плагиат. Конечно, речь идет не о полумифическом библейском персонаже, а о группе раввинов-вольнодумцев, которые на досуге и поставили перед собой подобные вопросы, и даже записали кое-какие формулировки. Ну, как это следует понимать и комментировать? Да никак! Благоглупости не меняют своей сути от способа их идентификации, не так ли? Так что зря ты, Парамоша, ломаешь голову над пустяками! Все эти якобы "мудрые" высказывания можно свести к простой перефразировке: "много будешь знать, – плохо будешь спать". И все! Так что же тогда обсуждать-то, позвольте вас спросить? Ты-то отнюдь не страдаешь бессонницей, хотя и прочитал целую кучу всякой литературы, в том числе научной, научно-популярной и так далее. Вот тебе и полное опровержение вашего Экклезиаста! Лучше поговорим о чем-нибудь другом: о погоде, о видах на урожай, о перспективах развития Индии, например…
И зашел разговор о действительно интересных и, главное, вполне конкретных вещах. Бог был, как всегда, в ударе, - неподражаемо остроумен, эрудирован до мелочей, так что скучать нам не пришлось. Рассказал он нам несколько совсем свежих анекдотов, охарактеризовал наших владык так, что те бы издохли от бессильной злобы, доведись им такое о себе услышать, и опять попросил нас спеть.
- Иначе высеку, дорогие мои, - не то в шутку, не то всерьез сказал он. - Шагом марш на сцену!
И мы вышли на подмостки.  Споемте же, друзья! В конце концов, это уже вошло в привычку не только у Бога, а, в какой-то мере, и у самих исполнителей. Лишь бы не сфальшивить, да глупостей не насочинять, а то, как бы не нагорело от самого Господа нашего. Он, хоть и всемилостив, а строг, может и не сдержаться.

СТРАННЫЕ ФИНИШИ

Господи, спаси и не увечь нас,
Не кричи на нас "не потерплю"!
Мы и так уходим в бесконечность,
По пути к абстрактному нулю.

Ведь, Создатель, в мире только ты лишь
Знаешь то, о чем никто не знал:
Где, к примеру,  наш всеобщий финиш,
Наш давно заслуженный финал.

За каким дурацким поворотом
Он таится с шашкой  где-нибудь?
И какой намыленной гарротой
Наш прервется мрачный Млечный путь?

- Странные, - ответит Бог, - вопросы:
Кто же вам на это даст ответ?
Нет уж, господа великороссы,
Путь во тьму – отнюдь не наш сюжет!

И вообще не требует ответа
Тот вопрос, что сам себе – ответ…
Господа, не думайте про это!
Неизвестность – то, чем красен свет.

- Но, Господь, ведь ты нас не покинешь
                У последней – финишной – черты,
                За которой - финиш, только финиш, -
- Тот, который знаешь только ты.

Бог молчит – и думает с усмешкой:
Что за дурни, что за типажи?
Тут и ферзь, по пьянке ставший пешкой,
Тут и сам Отец  проклятой Лжи,

Тут тебе и Гога и Магога,
И вообще почти, что весь синклит…
А не слишком много ли для Бога?
Голова от этого болит!

Двинуть бы им всем… да как им двинешь,
Если им и так гореть в огне,
Если им и так приходит финиш,
А страдать за всех опять же мне?!

Вот уж нет!  Помучайтесь сначала,
А уже потом, не знаю как,
Сам и доведу вас до финала,
За которым мрак и только мрак!

- Какой черный пессимизм! – поморщился Бог. – Да кто вам сказал, что за гранью лишь черное небо да тьма? Нет и нет! Вы даже не представляете… но ни за что не скажу, что именно там всех вас ждет. Сами все увидите, когда настанет время. Нечего тут на меня напраслину возводить! Я же всемилостив, черт побери!
И отвесил в доказательство  этого утверждения нам по подзатыльнику. Убедительно, ничего тут не скажешь. И добавил:
- В утверждениях Экклезиаста, хоть это все и фальшивка, есть рациональное зерно, даже целое зернохранилище. Речь идет вот о чем. Конечно, лишние знания никому не повредили бы, но в ряде случаев это не так. Никому не следует знать точную дату своего ухода в Небытие, и вот почему: при опасном ее приближении у каждого субъекта, или физического лица, появится нестерпимый зуд на суицид.  В таком случае в материальном мире вообще исчезнет понятие естественной смерти, а это скверно, вы  и сами не знаете, как скверно! Нарушение причинно-следственных связей, изменение естественного хода эволюционных процессов… так и до царства анархии недалеко, истинно говорю! В общем, это один из случаев, когда лучше всего оставаться в неведении до последней секунды своего бытия. Как, например, ничего не знал о гюрзе в черепе коня вещий Олег, хотя его и предупреждали эти чертовы волхвы! А знал бы (или – поверь бы он им), так и не поехал бы на место последней стоянки своего четвероногого друга. И о чем бы тогда, позвольте вас спросить, написал товарищ Пушкин?
   Этот аргумент окончательно убедил всех в правоте божьей. Впрочем, мы и безо всяких доказательств поверили бы Господу. Мы же знаем, что он все знает, и этого нам вполне достаточно.
- А от прочих знаний ни в коем случае не увиливайте, лодыри, - наставлял нас Создатель на путь истинный, - кроме, разумеется, лженаук вроде кибернетики и генетики, а также астрологии и геофизики! Читайте побольше умных книжек, беседуйте с умными людьми, и вообще ведите себя подобающим образом. Наука, одним словом, свет, а знание – сила! Если кто будет возражать на это – сразу в морду! Скажите, что Бог так велел. Закуривайте, товарищи…
   Покурили мы божественных сигар, причастились еще по одной, и отправились восвояси. Вернее, не мы сами, а Бог нас транспортировал каким-то одному ему известным таинственным способом наподобие нуль-транспортировки или телепортации. Он еще и не то умеет, и кое-что нам предстоит увидеть.
  Стало быть, пусть и не во всем, но никогда не существовавший старик Экклезиаст был все-таки прав?
  А время неумолимо влекло нас все дальше и дальше. Поплывем же по его течению в неизвестность: а вдруг там что-то съедобное имеется, а то и пива нальют? Будем плыть и плыть  то ли до последнего моря, то ли до края Ойкумены. С нас станется. Лишь бы не до грани, за которой уже ничего нет! Ну ее к чертям собачьим… хотя Господь, да славится имя его, и успокоил нас насчет  всего этого. А все равно жутко. Нет уж, побудем еще здесь, пока не гонят. За грань мы всегда успеем. Так или не так?