Животный мир рядом

Братья Бирт
               
               
        Утром, как всегда, зашёл в ванную комнату. И вдруг услышал необычный звук, вроде бы хлопанье крыльев. Я посмотрел на клетку с хомячком. Может он бегает в своём колесе и задевает что-то? Но там было тихо. Странно, что это? Помылся и уже собирался выйти, как вдруг опять хлоп-хлоп крыльями. Звук исходил от вентиляционной решётки вверху, у потолка. Видимо там, на крыше, выше четвёртого этажа сидят голуби  и хлопают крыльями, а здесь у нас, на первом этаже, вот так всё слышно. И я вышел из ванной комнаты, и тут же забыл об этом. Часто голуби ворковали  на вентиляционной трубе, на крыше, а у нас было слышно. Вообще обыкновенные звуки. Так я решил. Но часа через два зашёл снова в эту комнату и услышал уже более чётко похлопывание птичьих крыльев. Я посмотрел на вентиляционную решётку под потолком, и мне показалось, что там мелькнуло что-то. Мне подумалось: "Видимо старый больной голубь грохнулся в вентканал и сейчас не может выбраться. Нормальная здоровая птица сюда попасть не должна".
        Пришлось поставить стол, на него табуретку и затем снять решётку. Там суетливо метался серый воробей. Асбоцементная труба над ним  диаметром сто десять миллиметров не позволяла ему взмахнуть крыльями. Воробей захлопал крыльями и влетел в квартирное пространство.Я открыл окно в комнате и он стремительно вылетел на улицу.
        После этого случая стал я вспоминать нечто подобное. И вспомнил:  это было летом, стояла жара. Я открыл окно. Там, за ним, стрекотали насекомые.  Приятно засыпается под эти неугомонные звуки.
        Среди ночи я проснулся. Сон у меня чуткий. Какой-то кузнечик-нахал стрекотал уже прямо в комнате. И подумалось, что это ведь сверчок. Даже вспомнилась пословица: «Всяк сверчок знай свой шесток» или фраза: «Сверчок поёт за печкой». Мне кажется слово «сверчок» уже синоним доброго поющего милого существа.
        Через равные промежутки времени раздавалось этакое своеобразное стрекотание. Оно было  рядом совсем. Пришлось включить свет. Что же ему неугомонному надо? Стал я его искать. И вот увидел серого большого головастого вроде бы кузнечика с такой довольно страшной мордой.  И подумалось мне: «Ну и страшила». Нет, засыпать с мыслью, что такое существо здесь рядом сидит на стенке, было неприятно. Взял полотенце, накрыл им сверчка и аккуратно выпроводил на природу, за окно.
        Ещё вспомнил одного гостя. Было это давно и совсем не в этой квартире. Клеил я обои. Время уже было позднее. В квартире была тишина. Присел отдохнуть. Вдруг слышу, кто-то скребётся в углу за баночкой с краской. Подошёл посмотреть, а там мышка. Она увидела меня и шмыгнула под газету. Я обложил всё вокруг бумагой и оставил только один выход, к которому подставил стеклянную банку. Вскоре мышка была уже в этой банке. Я закрыл крышку и внимательно посмотрел на незваного гостя. И тут я  увидел невероятное: передних лапок у мышки не было. Она опиралась на задние так, что тело находилось в равновесии. Эти задние лапки были мощными. Наверное, таких крепких лапок невозможно было найти среди всех мышек. Но их было только две. Мышка почесалась култышечкой и смирилась со своей участью. Мне стало жалко её, и я подумал:  "Тебе когда-то не повезло, но пусть тебе сейчас улыбнётся счастье. Я тебя выпущу".
        Я оделся, взял банку с мышкой и вышел во двор. Там я открыл банку и мышка проворно выбралась наружу и по-птичьи запрыгала восвояси. Ей была подарена жизнь.  Она снова стала свободной.
        И ещё один случай, о котором я хочу рассказать. Мы переехали в новый дом, но вокруг ещё делали благоустройство, и было не очень уютно. Мой сынишка пошёл гулять во двор и вскоре вернулся и говорит: "Папа, там лежит змея на дороге". Мы пошли к этому месту. Недалеко от дома в дорожной пыльной колее лежала змея метровой длины. На голове у неё виднелись жёлтые ушки – это был уж. Он изворачивался, крутился. Неудобно ему было здесь. Мы вернулись, взяли ведро, поддев ужа веточкой, положили осторожно на дно.  Затем мы понесли его в парк к озёрам.
         Здесь, совсем недалеко, есть такой почти заброшенный Ашман - парк. В нём ещё угадываются  бывшие площадки со ступенями, сохранившиеся с немецких времён, когда город назывался Кёнигсбергом.  Здесь есть два озера, вот к ним мы и поспешили.
          Не доходя пару метров до озера, мы выпустили ужа. И он сразу же пополз к воде. Через мгновение он остановился и оглянулся на нас. Это было неожиданно и удивительно. Будто он всё понял и хотел запомнить своих спасителей. Вскоре он грациозно плыл по воде, выставив голову с жёлтыми ушками. Он как бы показывал нам: вот как я могу плавать, смотрите.  В этих озёрах полно лягушек, так что этот уж попал в хорошее место.
           Как-то, в конце лета, я пришёл к этому озеру, а там тишина. Только отдельные редкие  лягушачьи возгласы. Народу никого нет, и я взял, да и крикнул: «Ну что молчим, а?  Давайте-ка дружно квакнем!» Как-то тихо совсем стало, а потом раздалось дружное шумное кваканье, которое всё-таки вскоре стихло. И подумалось мне: «Ну, надо же! Кому расскажешь – не поверят».
           Вспомнился ещё один интересный случай с мышкой, который меня очень даже сильно удивил. В старой рабочей бытовке строителей завелась мышь. Чего только не делали, а поймать воришку не получалось. Ставили мышеловку, но она не попадалась. Тогда кто-то предложил поставить трёхлитровую банку, на дне которой насыпали немного семечек. Сделали это перед самым уходом домой. Назавтра утром сразу же глянули на ловушку: она была пуста, ни семечек, ни мышки. Кто-то предложил банку закрыть пластмассовой крышкой, в которой вырезали ножом вход для мышки. В это отверстие она едва могла протиснуться. Насыпали в банку семечек и поставили её на то же место. Теперь-то уж точно ей выпрыгнуть из банки не удастся. Но каково же было удивление рабочих, когда утром следующего дня они снова увидели пустую трёхлитровую банку.
           Мышке для того, чтобы не остаться в ловушке необходимо было прыгнуть точно по центру вырезанного отверстия, и она это сделала! Цена этого прыжка - её жизнь. С какой попытки ей это удалось осталось тайной. Но на этом история про мышку не закончилась.    Уже через неделю кто-то из рабочих принёс новую ловушку: когда я её увидел, то сразу понял скоро воришка окажется в этой металлической западне. "Коридор" у ловушки был длинный, а в конце на крючке висела приманка. Тронешь её и вход мгновенно захлопывается. Я не ошибся - на другой день мышка попалась. Она металась по сетчатым стенкам ловушки, но выхода не было. Рабочие ликовали. "Сейчас пойду отнесу газосварщику, пусть горелкой её поджарит"- сказал строитель, у которого она таскала семечки. А другой добавил: "Да зачем куда-то ходить, выставь на мороз - к вечеру будет готова". Видя, какую казнь приготовили мышке, я заступился за неё: "Посмотрите, каждый из нас может так же оказаться в жизненной западне. Я предлагаю её отпустить, но подальше от бытовки." Все промолчали. Рабочий взял  мышеловку с пленницей и пошёл в сторону газорезчика. Через минут двадцать он вернулся с пустой клеткой и сказал нам: "Я отпустил её там  за эстакадой". Все удивлённо посмотрели на него, а я ответил ему: " Думаю, что это тебе где-то зачтётся, может здесь, а может там".
           Однажды я оказался в небольшом приморском городке Зеленоградске. Здесь мне предстояло встретиться с довольно крупным млекопитающим ни в зоопарке или вольере, а в естественной среде обитания этого животного, то есть на берегу Балтийского моря. Я был на стройке, давал отметки нивелиром. Ко мне подошёл прораб и сказал: "Там, на берегу, лежит тюлень, пойдёмте посмотрим". И мы через некоторое время пошли на пляж этого курортного  городка. Это было совсем рядом с объектом. Уже был ноябрь месяц и, конечно же, отдыхающих было совсем мало и все они были одеты по-осеннему. Мы увидели на берегу на песчаной полосе толпу людей и метрах в пяти от них тюленя. Туристы фотографировали животного, а он разлёгся на песке, не обращая особого внимания на людей. Тюлень не лежал неподвижно, а переворачивался то на один бок, то на другой, а то и на спину, пошевелевал ластами и поворачивал свою гладкую голову, похожую на собачью, если прижать уши. Кстати, зубы у него довольно таки мощные. Глаза его то открывались, а то вдруг закрывались. Мне вдруг показалось. что это он всё нарочно выпендривается перед людьми. Надо отметить, что туристы относились к тюленю очень доброжелательно. В этом месте пляжа он появляется регулярно и все об этом знают. Вообще-то это стадное животное. Видимо он отбился по каким-то причинам от своих сородичей. Балтийский серый тюлень занесён в Красную книгу. Тюлень стал достопримечательностью Зеленоградска. Я попросил прораба сфотографировать меня рядом с тюленем. И вот этот снимок Вы и видите здесь.

Ноябрь 2010г.