Офицер

Игорь Сикорский
Геннадий Борисович Ансимов. Мой ротный в армии. Пехотный капитан. Единственный, кого я помнил по имени отчеству даже после сорока. Отношение к нему вовсе не однозначное и можно выразить цитатой моего бывшего сержанта и «деда» Аникея: «Временами, я его убил бы, а бывает, люблю его больше родного».
Это был офицер! С выправкой белогвардейца из «психической атаки» кинофильма «Чапаев». Когда шёл строевым, искры из под копыт, только шпор не хватало. Когда марш-бросок, как шотландская овчарка отару, нашу роту в куче гнал, ещё и тяжёлый пулемёт за кого-то нёс. Когда «старики» «салагам» фингал неосторожно ставили, ночью он им такую «дедовщину» показывал, писаря замучивались кровь от казарменных обоев оттирать и на «дембель» «дедушки» ехали лысыми и жёлто-фиолетовыми.
Однажды, лютой зимой роту гнали к железной дороге на стрельбы. Комполка, желая прогнуться на генерала, приказал экстренно грузиться в товарный вагон. Прилипая голыми руками ко всему железному, мы безмолвно заторопились, обгоняя установленный лимит времени на погрузку. Вдруг в морозном воздухе раздался резкий, дрожащий от скрываемой ярости голос ротного: «Отставить! Товарищ майор, мои люди не погрузятся в вагон, пока не предоставят уголь для буржуек». «Полкан» сожрав обиду, молча удалился, пождав хвост. Стальной голос, железный человек. Мы все бледнели, когда такой тон слышали, буквально.
А лично мне он запомнился своей улыбкой.
Стою на строевом смотре, сопли от холода, второй час проверяющего ждём. Подходит Борисыч и… заботливо поднимает мне воротник бушлата, застёгивает верхнюю пуговицу и участливо, с улыбкой мамы, спрашивает.
- Скаковский, ты откуда родом?
- Из Ленинграда, - вру я, хотя не из какого я не из Ленинграда, из Выборга.
- А-а-а, понятно. Считай, почти из Москвы, - в армаде все москвичей не любят за привычку к комфорту. – О чём задумался, интеллигент? Небось, о бабах? Ты главное запомни, красивых жён… любят другие.
Уходя на ДМБ, я был по-юношески твёрдо уверен – быть Геннадию Борисовичу генералом. Прошло много лет: «перестроим-ка», «чубайсятина», «ельцин дом», палёная «путинка». Война на Кавказе идёт, а в генералах Ансимова нет. Шаманов есть, Казанцев есть, Рохлин есть, Лебедь есть, даже Громов есть, а Ансимова нет. Впрочем, чему удивляться в стране чудес. Скорее, оно и к лучшему. Уж больно странно генералы погибают… не на войне.