Здравствуй, Старый Новый год! Снежные сказки

Любовь Сушко
НОВОГОДНИЙ  ПЕРЕПОЛОХ  В ЗАПОВЕДНОМ ЛЕСУ
( Сказки заповедного леса)


 Давайте забудем о  современной суете  и перенесемся в древний мир,  в  заповедный лес.
Там когда-то,  появился  Коляда, и солнечные  боги подарили людям праздник. Но кот Баюн утверждает, что праздников было два. Обиженные  черти потом еще  свой праздник устроили. Вот как это случилось.
В те  времена славяне  отмечали Новый год весной, когда просыпалась  вся природа.
Зимы были длинными и холодными. Они год завершали. Очень хотелось людям и духам повеселиться в такую пору. Боялись они, что не отступит тьма,  света  не будет. Поэтому разводили   огонь,  блины пекли  и хороводы  до рассвета водили, пели и веселились - просили солнечных богов вернуться.
Однажды в последний день декабря   Услад - веселый бог застолий и праздников  и  Ярила - прекрасный бог Весны  на небесах  играли в кости - развлекались.
 Проиграл Услад  - удача не на его стороне была. Пришлось ему желание друга своего исполнять.
Стал он спрашивать у Ярилы, каким будет  желание.
- Отправимся на землю, в заповедный лес и праздник для духов и людей устроим, - отвечал Ярила  - Совсем  заснули наши люди, шевелиться  не хотят. Так  весны и нового  года  не дождемся.
Спустились боги на землю, а там все снегом замело, никого нигде не видно.
Добрались они по сугробам до заповедного леса. Решили, что надо сурьи- медового напитка раздобыть у Лешего, чтобы веселее  всем было. Бросили жребий- кто пойдет к Лешему.  Не везло  Усладу в тот день, ему жребий выпал, пришлось за напитком  отправиться.
А Леший не признал его, в меха закутанного,  решил, что это кто-то чужой к нему во владения пробрался.
Когда спустился Услад в погреб за сурьей, то и запер его там Леший. Уселся хозяин леса у огня и стал думать, что теперь с пленником  делать?
Вроде праздник  близко, но отпускать так просто непрошенного гостя ему  не хотелось.
- Если всем захочется воровать божественное питие, то, что будет. Черти и  без того от рук отбились, никакого с ними сладу. В прошлом году забрались в погреб, да и выпили все, что там    было, о других не заботясь.   А теперь еще и люди пожаловали -  праздника их лишить хотят, - с грустью думал хозяин заповедного леса.
Строг, но справедлив был старый Леший.
Сидит Услад - бог веселья, в погребе у Лешего, и горюет.  Если  не везет, так не везет - весь праздник в плену у Лешего провести придется.
Ярила  ждал друга своего долго, замерз в такую стужу. А когда от старого ворона узнал, что у Лешего случилось, так понял, что спасать надо Услада.  Он быстро в селение отправился,  разыскал по овинам и баням дюжину чертей, рассказал обо всем  и  отправил их  к Лешему спасать Услада.
Конечно, на чертей особенно надеяться нельзя. Но не мог же сам Ярила,  отправиться к  Лешему.  Наказал он  чертям незаметно Услада  выпустить и к нему привести.
Чертей много, они у себя дома,  им проще и Лешего отвлечь, и  пленника освободить.

Кот Баюн вмешался  в происходящее

Все так  бы  и было, как задумал Ярила. Но  кот Баюн  о происшествии узнал, и  решил вмешаться.
Он обиделся , ведь  Ярила чертям, а не ему поручил такое важное дело. Обиженный кот   решил  поступить по-своему.
Когда черти спустились в погреб и  стали будить заснувшего богатырским сном  Услада, кот караулил их наверху.
 Разбудили они Услада  и  первым  ему  идти велели. Но как только выпрыгнул он из погреба, так крышка и захлопнулась. Вся дюжина  чертей  осталась запертой   в  погребе.
 Услад долго раздумывать и разбираться со спасителями  не стал.  Он решил, что так  было задумано.  Вместе с хитрым котом добежал он до избушки Яги, где его  Ярила дожидался.  Обрадовались боги, что все обошлось -  праздник  Леший им испортить не смог. Вместе с Бабой Ягой стали они готовиться и Коляду ждать.
А кот  Баюн  в это время  для верности трех волков у погреба оставил, чтобы чертей охраняли. А если  захотят они сбежать, пусть ловят,  даже  покусать немного разрешил.  Наказал им, чтобы  Лешему ничего не говорили, и в избушку вернулся.
 Так праздник  в заповедном лесу  начался.
Когда Леший пришел  за медами и сурьей,  бочонки  уже перед погребом стояли. Кот и об этом  позаботился. Удивился Леший, но велел  помощникам нести их и сам за ними пошел на поляну.
Долго думал  Баюн, как ему с чертями поступить. Решил он, что к середине праздника он пленников и отпустит.
 Праздник  был  шумным и веселым.   Потому что не только Коляда, но и Ярила с Усладом там оказались. Люди и духи собрались отовсюду. Так шумно и весело давно не бывало.
Заметил или нет  Леший, что чертей у него маловато, кто его знает. Но кот рассказывал гостям, что ушли черти в Пекло, разленились в тепле и даже на праздник выходить не хотят.
Горевали гости не сильно, решили, что   спокойное без них будет.

О тех, кто был в заточении

Черти между тем рвались, кричали и пинались напрасно. Волки их  хорошо охраняли.  Никакого праздника для них на этот раз не было.
Очень обиделись черти  на кота Баюна, только  кот всегда таким коварным был.  Еще больше на Лешего они обиделись. Как можно быть  таким беспечным, даже не заметить, что чертей недостает.  Так всех духов  растерять недолго.  И на Ярилу обиделись черти. Разве не он их послал спасать друга своего, а про самих  спасателей   не вспомнил даже.
 Пока черти в погребе томились, задумали они всем отомстить - еще один праздник устроить.
Кот Баюн  выпустил их в середине  праздника, волков поблагодарил за охрану. Но черти на поляну  не пошли. Не хотели они на веселье со стороны смотреть. Незаметно черти  в баню пробрались. Стал их Банник расспрашивать, где были они все время.
Молчали черти,   не собирались  они  признаваться, что  с ними случилось.
- У нас свой праздник будет, - говорили черти Баннику.
Тот   очень удивился, когда видел их тихими и злыми.
Очень хотелось Баннику узнать, что же произошло.  Стал он кота Баюна расспрашивать.  Но и кот ничего не рассказать не стал.  О пленении чертей знали немногие. А те, кто знали - молчали.
А  праздник к тому времени  завершился без происшествий.
После праздника

 Когда все отдыхали после  праздника, черти мелькали то там, то тут и страшно суетились. Они с кем-то и о чем-то договаривались, все время помня, что хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Кот тоже  вспомнил эту  поговорку, когда ворон стал ему рассказывать, что Леший пропал, и никто  его нигде  найти не может.
- Вот балбес, - ругал себя кот, - как я мог  о чертях забыть. Ведь они не успокоятся, пока  не отомстят.  Надо было следить за ними.  Где теперь Лешего искать. Ведь  замерзнуть может. 
Кот Баюн с опаской  смотрел  на  Бабу Ягу. Она ему  спасибо не скажет, когда замороженного Лешего найдут.

Подготовка ко второму празднику.

 Черти убедились,  что  коварный Аука, любивший всем головы морочить,   заманил Лешего в дремучий лес и усыпил. Уговаривать его пришлось долго, но четей было много - у них это получилось.
 Тогда бросились они  в Пекло  за русалками. Какой праздник без них? Только русалки никак не хотели с ними праздновать. А вот Болотницы - вечные их соперницы,  согласились. Они все всегда делали наперекор своим подругам.
- Пусть мы замерзнем там, но на празднике повеселимся от души, - решили коварные Болотницы,  и сбежали  незаметно из Пекла.
Все  у  чертей получилось в тот день.  Но помогал им праздник устраивать забавный   медвежонок.    Вдруг, когда почти все было готово, что-то с ним случилось. 
Упал на снег и лежит без движения. Черти его  поднимали, тормошили, медом горячим поили -  ничего не помогает.
Тогда черт Матвей  заявил:
- Сколько не учили  нас - все бесполезно. Это нас с вами ни холод, ни жар не берет, в огне не горим, в воде не тонем. А люди и животные, они хрупкие, заболеть и умереть могут. С ними надо осторожнее быть. Вот что теперь с ним делать?  Медведь и умереть может, тогда Баба Яга нам другой праздник устроит.
Долго они спорили, ссорились,  но схватили, наконец, медведя и потащили его к  Бабе Яге поскорее, чтобы спасти.
Черти торопились, пару раз  упали  в снег вместе с медведем. Но ничего им не сделалось.  Медвежонок   дышал, вроде  был  еще жив. 
Баба Яга встретила их молча. Сразу стала медведя лечить. Они стояли около домика и ждали.  Когда исчезло двое из них, никто не заметил.
Пропавшие  черти  время даром не теряли.  Вернулись  они  довольными - ведь  удалось прихватить у Яги сурьи медовой.   Знали черти, что напиток этот  божественный мудрость и удачу всем, кто его опробовал, приносил. Черти были счастливы.
  Медвежонок тоже  оставался  в надежных руках главного лекаря - они свой долг исполнили. Волноваться больше было не о чем.  Праздник мог  из-за медведя сорваться, но  не сорвался.

Кот Баюн борется за справедливость

Вот только кот  Баюн тоже  времени даром не терял. Он бросился к Яге, и заявил ей:
- Пока ты медведя лечишь, черти  у нас сурью с медами стащили. Какие благородные черти попались, ведь  сами медведя и замучили, чтобы до тебя добраться, - шипел кот.
Ничего на это Яга не ответила, только головой покачала.
Борьба за справедливость - великое дело. Только почему она на кота из-за этого злиться начала?
- Что-то я не пойму, - возмутился Баюн, - ты за вороватых   чертей или за честного кота?
- А как ты сам думаешь? Мне кажется, что кот  у меня не такой и честный, как кажется на первый взгляд.
Баюн    ничего не ответил.  Он не стал уточнять, что ей было известно обо всем случившемся.  Яга  знает больше, чем говорит - главная ведьма все-таки.
Но тут черти, у которых пока все хорошо  получалось, заметили, что морозы стали  сильнее   час от часа.
Они остолбенели даже на миг.
- И что нам теперь  делать? Что же и  праздник не справлять? - спрашивали самые расторопные.
Кто им такие морозы посылает? Кащей Бессмертный - главный бог зимы  - больше некому.
Сели, подумали, и  решили черти, что если на время праздника  Кащей в плену у Соловья Разбойника побудет, то ничего  с ним и не сделается.  Соловью веселей, он им еще спасибо скажет.  Помогает Кащею землю морозить  Стрибог - повелитель ветров, но с ним  они всегда договориться сумеют. Без Кащея он не будет так лютовать.

Черти  усмиряют морозы Кащей в плену

Бросились  черти   к Властелинам зимы. Надо было все с ними уладить. Соловей узнал, что они к нему Кащея притащат, возмутился, но сопротивлялся  недолго. Черти на хитрость обычную  пошли.
- Так и скажи, что Кащея нашего боишься, - кто-то из чертей крикнул, и это подействовало.
- Это кто его боится? - возмутился Соловей.
Как только уговорили Соловья Кащея покараулить, так черти и проследили за тем, чтобы Кащей сослепа угодил в самую замысловатую ловушку, и  там остался. Вытащить Старика из западни, кроме  Соловья  никто бы не смог, даже если и  захотел. А Соловей дал им слово, что сделает это только, когда они ему разрешат.
Вместе с Соловьем  постояли  черти около края ловушки.
- Замерзнет, - говорили одни.
- Ничего  с ним не сделается, зато праздник нам не испортит.
На том и разошлись по своим делам.
Кащей, конечно, возмущался. Да кто его в дремучем лесу, кроме Соловья услышит? А тот был с чертями заодно. И просить его о спасении было бесполезно. 
- Ты прости, старик, - услышал Кащей голос Соловья сверху, - ты один, а чертей много. С  ними кот Баюн  скверно поступил, а им тоже праздника хочется. Я не могу им снова испортить праздник. А тебе все равно,  где сидеть. Отдохни немного, а потом мы тебя все вместе  вытащим.
Голос у Соловья был ласковый. Ничего на это Кащей не ответил. Понял, что придется тут побыть, пока не отпустят.
№№№№№№
Морозы  ослабли. Теплая ночь

-Что это у нас так тепло стало  на дворе? - удивленно спросила Баба Яга
-Я так думаю,  что без твоих любимых чертей не обошлось, ворон говорит, что Кащей пропал. Сколько не искали, найти нигде не могут, - отвечал ей кот Баюн и  пытливо на Ягу смотрел.
- Найдется, он  всегда возвращается, - как - то слишком спокойно отвечала  Яга.  Коту  сказать  больше нечего было.
Кот подумал немного и  отправился на поиски Кащея. А  наткнулся он  на чертей.  Те   веселись вместе с  Болотницами.
- Присоединяйся, - у нас праздник, - верещали  черти.
Радуясь, что все у них получилось,  они  готовы были  простить кота.
- Да какой там праздник.  Проспали вы праздник, следующего года ждите.
Но только успел  кот Баюн  это сказать, как Велес тут же вместе с ними и оказался. Бог всего живого  прямо, как с неба упал или из сугроба  вынырнул.
Кот  догадался, что он  и был тем   самым заболевшим  медведем. Он любил в звериной шкуре ходить, и чертей испытывал или воспитывал. Они все сделали правильно, не бросили в беде больного медведя. Вот Велес с ними и веселился от души, за них радовался, а на кота с укоризной посматривал.
- Все сговорились: Баба  Яга,  Велес и черти. Да еще Кащея куда-то спрятали. Только я один в стороне  остался, - по дороге размышлял  кот.
Баюн чувствовал себя обманутым  и несчастным в тот теплый зимний вечер.
Весь мир издевался над бедным котом. Он увидел, как    с небес в белой шубке  спустилась  на праздник богиня Жива.
Она закружилась в метели,  и танец ее заворожил всех.
 С нею  кружились   белые бабочки. Их становилось все больше и больше.  Кот невольно залюбовался ими. Он кружился среди бабочек - снежинок, пока не упал и  чуть не утонул в  снегу.

Только тогда кот заметил, что прямо над ним стояла  Яга,  а в лесу становилось  все теплее и светлее.    Баюн  понимал, что на этот раз он проиграл,   черти его перехитрили.  Еще бы, ведь им  помогали  все, и даже  бог Велес был за них. Снежная  бабочка  уселась ему на нос, и раздался голос Живы рядом:
- А что это у нас кот такой серьезный, словно он и празднику не рад?
- Он по Кащею тоскует, -  весело крикнул  кто-то из чертей.
№№№№№№№
Праздник для людей.

 Праздник продолжался.
Черти решили  отправиться  к людям. И  такую кутерьму  там устроили, что веселились стар и млад.
- Смотри, - говорил  Велес   Яге, - боги наши никогда не могли так беззаботно   веселиться, и люди довольны. А вы все чертей ругаете, какие они молодцы. Только один кот дуется да шипит. Борьба за справедливость, не особенно веселая штука.
Так они всю дорогу над котом и издевались. Но он шел с ними, ведь  в лесу  одному  оставаться не хотелось.
С той поры так и повелось, после того, как спускались боги на землю  и устраивали праздник в последний день декабря, когда отступала тьма,  черти  находили причину, чтобы спрятаться  подальше.   Потом они   готовились  и свой праздник отмечали.  С каждым разом он становился все веселее и интереснее.
 Те, кто там был,  говорили, что у чертей,  часто лучше и   веселее  получалось. Только кот  Баюн никак этого признавать не хотел.
 В этот день всегда  была очень теплая погода.  Кащей, вспомнив про ловушку Соловья, сам прятался куда-то, не ждал, пока они его обманут и утащат в хитроумную западню.
Позднее,  когда Новый год стали зимой встречать, веселый праздник чертей,  все равно позднее главного был. Он  стал называться Старым новым годом. 
Все ждали его и радовались, что и с чертями вместе еще можно от души повеселиться и подурачиться.
ЭПИЛОГ

Когда улетали волшебные сны в неизвестность,
И небо светлело, и было легко, но тревожно,
В душе оставалась и тихая нега и нежность.
Там  вьюга кружилась, и было понять невозможно,
Какие же  знаки нам Пряхи еще посылали.
Кто узел развяжет, так ловко затянутый Ладой?
Но птицы и листья летали еще и летали.
И яблок волшебных знакома была нам услада.
 Яга чаровала снега, Берегини кружили,
И первая вьюга покоя уже не давала.
Скажи мне, мой ангел, в каком мы столетии жили?
Я точно не знаю, но сказка опять воскресала.
Мы очень любили те нежные сны и стихии,
Мы были спокойны в лесу, занесенном листвою.
Веселые черти нас снова во мраке кружили.
И вновь просыпались цари, и стихии, и воины.

И что нам реальности холод, и что нам печали,
Когда и Кикимора с нами - судьба и надежда.
Кострами украсим мы землю, совсем не свечами,
Там  дальние звезды блестят, и отбросив одежды,
Прекрасные девы очнулись от сна и в тумане
Тела их сияли и были счастливыми лица.
И древняя Русь никогда нас с тобой не обманет,
И чудная сказка все длится, и длится, и длится.

Начало ее затерялось в прозрачном тумане,
Не будет финала у этой истории дивной.
И с нами любовь, и надежда уже не обманет,
Мы живы в его Лукоморье, мой ангел, мы живы…
И пусть успокоится гений, ушедший до срока,
А злой Черномор нас уже усыпить не посмеет,
Руслан пробудился, и в Ирии где-то высоком
На белом коне он над Русью проснувшейся реет.
Там лес заповедный, и Ирий, и Пекло очнулись,
И чары распались, и карлик уносится лютый,
Волшебные сны и преданья к нам снова вернулись.
Живет Лукоморье, нас Лада по-прежнему любит