От Смоленска до Берлина. Краев П. Ф

Люба Рубик
                Опубликовано в газете "К коммунизму" 12.03.1980г

                Из цикла военных очерков "Окопные были"          

   Бодрое зимнее утро. Под ногами крахмально-хрустящий, по деревенски чистый снег. В селе вовсю горланят петухи, блеют в котухах овцы; дожидаясь дойки, натужно вздыхают коровы. Словом, привычная жизнь родной деревни, видит которую Петр Филиппович с самого детства, и дороже этой картины для него нет.

Будучи на фронте. Краев часто слышал от солдат рассказы про свою сторонку. Один город вспомнит, другой словно заглянет в стекянно-чистую речку свою, третий о трели соловьиной речь заведет, а молчаливый Петр слушал их и видел свою деревеньку.

Все воспоминания однополчан сливались в одно емкое понятие — Родина,   защищать которую от фашистов выпало на долю ему, простому солдату.

Ведь Родина – это его родной дом, где остались мать, жена с ребятишками, родня в его родной деревне.

И даже погост с ушедшими предками в той щемяще- зелёной роще…

— От этих рассказов  злее становились, - вспоминает Краев,— и на бой, и на смерть шли с этими картинами в сердце.

А я смотрю в эти ясные голубые глаза, на спокойное моложавое лицо ветерана и никак не могу представить его воином, до того всё в нем умиротворенно.

И тем не менее, именно он, Петр Филиппович, прошел с боями от искореженного врагом Смоленска до покоренного советским солдатом Берлина.

...Первый раз в жизни, превозмогая страх, рядовой Краев прыгал с самолета в Брянском лесу. Из 17 заброшенных в тыл врага воинов только 6 добрались до партизан...

Командование 9-й гвардейской дивизии поставило перед ними задачу: парализовать железнодорожную связь противника в этом важном стратегическом районе.

Сунулись было десантники с партизанами к насыпи, а та вся опутана колючей проволокой, сильно охраняется. Вылазки в первый, второй, третий раз результатов не дали.

И лишь позже им удалось отвлечь немцев: нарочито завязали бой с охраной в одном месте, а в другом саперы уже «раскусили» проволоку и на два км заминировали полотно. Третья группа заняла оборону по другую сторону железной дороги.

После боя к ней присоединились минеры, отвлекающая группа, партизаны из других отрядов.

Общими усилиями они отбили у немцев склады с боеприпасами и продуктами. Бой был стремительным, все трофеи переправили в лес, а что не смогли взять — взорвали.

Задание выполнили отлично. Перебили весь гарнизон, узнали массу информации о дислокациях, посеяли панику среди фашистов, вселили дух надежды на скорую победу населению Брянщины.

   Где только не побывал рядовой Краев за эти тяжелые годы! В памяти бывшего кавалериста и бои за Берлин, незабываемый переход через границу России в Польшу, десятки освобождённых городов и населенных пунктов.

   Особенно запомнился Одер. До Берлина 100 км. Позабыт отдых, тело не знало покоя, до того было велико желание удавить лютого зверя в его берлоге.

Напряженные шли бои. И здесь, где-то на окраине разбитого Берлина, где бои шли за каждое окно и дом.

Краев полз со связкой гранат к месту, где строчил пулемет.

До цели оставалось совсем немного, метров 20, и тут пуля снайпера прошила руку от локтя до плеча навылет.

Досадно и обидно было отлеживаться в госпитале, когда друзья шагали по Берлину...

Но Петр Филиппович, хоть и в бинтах, все же догнал свой 110-й полк и все же успел вместе с другими бойцами оставить свою подпись на рейхстаге.

Сдержанный Краев, не раз смотревший в глаза смерти, похоронивший многих друзей, никогда не плакавший, 9 мая, услышав весть о Победе, не сдержал слез.

Вот и кончились бранные муки, теперь можно возвращаться домой, в свою деревню.

Осенью 1945 г. прибыл солдат в Черкасссы с полным набором боевых наград. И хотя велика была радость встречи с родным домом, но тяготы послевоенных лет, как и повсюду в стране, давали здесь себя знать.

Одни женщины тянули высушенное войной хозяйство, из Уфы носили на себе семена — ведь 200 лошадей были отданы фронту.

Больно было смотреть израненному солдату, как они впрягались в тягло, как лопатами копали поля, по зернышку бросали в землю драгоценные семена.

Краева назначили бригадиром. Коммунист, общественник, высокосознательный труженик работал так, чтобы не стыдно было смотреть в глаза людям.

По праздникам надевал единственный пиджак с  наградами, молча слушал доклады, сам выступал. Односельчане уважали его. Много раз избирали в партком, в депутаты, давали другие общественные поручения. Он честно выполнял их, как мог.

Работал зав. фермой, бригадиром и после ухода на пенсию продолжал работать фуражиром на ферме, а когда необходимо, заменял ушедших в отпуск. Вся его жизнь прошла здесь, в этом селе.

Тут работали отец и мать, жена и сыновья. Здесь же семью Краевых постигло большое rоpe- в весеннюю распутицу на тракторе К-700 погиб сын Володя.

Младший сын Василий работает  трактористом в Юматовском совхозе, там же трудится телятницей и дочь.

Две старшие дочери живут далеко от родителей: одна в Сибири, другая — в Монголии. Они строители.

Опустел когда-то многолюдный дом. Но по праздникам дети и внуки собираются вместе, чтобы помянуть любимого отца и деда, возложить цветы на могилу воина, Заслуженного колхозника  Петра Филипповича Краева.

И в школе о солдате не забыли – в кабинете истории на стенде дети читают очерк о его боевом пути и гордятся своим земляком.   

                Любовь Селезнева, директор Черкасского Дома Культуры

Иллюстрация взята здесь: http://www.sunhome.ru/poetry/578632     Спасибо!

                С. Черкассы, Уфимский р-он РБаш