Истерия

Евгений Ездаков
Недавно, сочиняя очередное эссе, употребил несколько раз прилагательное «истеричный». Сдуру решил посмотреть в словаре, что же значат «по научному», слова «истерика» и «истерия». Господи, лучше бы я этого не делал. Правильно гласит народная мудрость: не читайте медицинскую энциклопедию! Будете здоровы.
Первая неожиданность. Происходит «истерия» от латинского слова «матка». Уж извините. Древние считали, что, если человек БОЛЕН истерией, то виноват в этом такой вот женский орган. Что же получается, в древности мужики не были истеричными? Интересно. Пока просто отметим.
А дальше… Ох, не надо было мне этого читать и знать. Заболевание (именно заболевание, а не состояние) проявляется в следующих формах. Во-первых, «демонстративными эмоциональными реакциями». Что это такое? А вот что. Это когда на вопрос  «который час?», например, вам не отвечают просто: «пол - второго; шесть двадцать; тринадцать часов, пятнадцать минут, пятьдесят три секунды, ровно; что-то около девяти; семь – восемь; хрен его знает; часов нет». Вместо этого вы слышите в свой адрес высказывания, которые напрямую не связаны со временем. Что-нибудь вроде: «А тебе какое дело? Нет часов – сиди дома! Ходят тут всякие, а потом деньги пропадают! Ты кого, сволочь, от дел отрываешь?» Что, скажете, не встречали такого? А, интересно, какие ответы вы слышите на свой вопрос в магазине: «Колбаса свежая?» В транспорте ваши вопросы о номере автобуса и его маршруте вызовут такой поток не очень, в общем-то, нужной вам информации, что лучше почитать какой-нибудь справочник. Ответы на вопрос «кто последний в этой длинной очереди и долго ли стоять?» могут сравниться по оригинальности с ответами знатоков из «Что? Где? Когда?». И если бы просто ответили. А то ведь это все сопровождается криками, слезами, смехом. А именно это и является одним из признаков истерии. Что, разве не так? Послушайте и посмотрите, как разговаривают люди  на улице, в транспорте, в офисе. Практически никто не может говорить спокойно. Только с надрывом, только угрожающе или униженно, только на повышенных тонах. Да еще и руками машут. А в телевизоре? Ну, назовите мне хотя бы три передачи, где разговаривают тихо. Опять только крик, слезы, смех. Да еще соплей добавляется несколько. «Герои» орут, зрители аплодируют по любому поводу и без него, ведущие лезут в комнату через стекло телевизора так, что стекло прогибается под их натиском – вот-вот окажутся у тебя на диване. Проверьте сами! Я не говорю уже о рекламе, которая вся на этом построена. А как мы «разговариваем» дома? Самые близкие и родные люди кричат друг на друга так, как не общались Соловей – разбойник с Ильей Муромцем. А дети? Такое ощущение, что опять Золотая Орда осадила город.
Так, читаем дальше: «Потеря чувствительности, глухота, слепота». С этим тоже все ясно. Мы уже и не замечаем, что стали слепыми по отношению к несправедливости, вранью. Стали глухими к чужому горю. Потеряли всякую чувствительность не к своей боли.
Следующий признак: «помрачение сознания, галлюцинации». А как еще объяснить то, что происходит? Я еще понимаю, когда рабовладельцы голосуют за свою партию, рабы - за свою. Но когда за рабовладельцев голосуют рабы, то иначе, как помрачением сознания этого объяснить нельзя. А когда бедным и несчастным популярно втолковывают, что они живут хорошо, и они в это искренне верят? Это что, не галлюцинация?
Идем дальше. «Поверхностность суждений». Ну и давно вы слушали умного человека? Кроме себя, разумеется. Господи, какую бредятину сегодня несут! Ладно еще, что они глупы. Так ведь обязательно нужно сделать себя академиком или профессором.
Следующее. «Внушаемость». По этому поводу уже столько сказано! От себя хотелось бы добавить, что Чумак и Кашпировский кажутся сегодня детьми в сравнении с империями Гламура, механизмами Рекламы и машинами Пиара. Особенно политического. Господи, в какую чушь мы верим! Скажут по телевизору, как можно легко и без проблем вылечиться от тяжелой болезни керосином или собачим дерьмом – верим; пообещает вор и бандит заботиться только о нас после избрания его депутатом – верим; наплетет дура - соседка ерунду про наших близких – верим; напишут, что бездарность является «звездой» - верим. Верим искренне, истово. И не просто верим, но и начинаем убеждать в этом других.
Еще. «Склонность к фантазированию». Жюль Верн и Герберт Уэллс выглядят жалкими реалистами на фоне наших депутатов и политиков. Кстати, депутат и политик – не одно и то же. Политик – это образ жизни, депутат – это счастье. Пусть и иллюзорное и временное. Да и мы нафантазируем себе, что уж именно этот начальник сделает нашу жизнь счастливой. Не верим, но верить хочется. Так и живем в придуманном мире.
Вот еще. «Неустойчивость настроения». Ну ответьте мне (и себе, разумеется): по сколько раз за день у нас меняется настроение? От всякой фигни! На ногу в трамвае наступили – гнев, ты наступил – радость. Продавщица обвесила – ярость, сдачу передала – эйфория. Жена изменила – готов убить ее или себя, сам изменил (тайно, естественно) – вот оно, счастье!
Что еще? Ага! «Стремление привлечь к себе внимание». Сегодня можно к этому добавить: «любой ценой». В морду дал – хорошо, тебе дали – отлично. Ты нагадил – прелестно, тебе нагадили – прекрасно. Заболел – чудненько, умер – великолепно. Ты убил - превосходно, тебя убили – счастье для продюсера и журналистов. А в быту? Кричим, руками размахиваем. Пытаемся привлечь хоть чье-то внимание. Вы слышали, как смеются (точнее, ржут) подростки на улицах, в парках, в кинотеатрах? Нет, это не от хамства. От одиночества. Они пытаются докричаться хоть до кого. Пусть хоть кто-то в этом огромном мире бросит на тебя мимолетный взгляд, скажет: «Да, ты существуешь!» А привлечешь к себе внимание, заметят тебя – вот тебе и доход, и красивая жизнь. Многие так думают. И не без оснований. Хотя чем за это платить приходится, знают не все.
И последнее. «Театральность поведения». Оглянитесь вокруг себя, вглядитесь в телевизор, взгляните повнимательнее в зеркало, присмотритесь к себе. Что, «весь мир театр, и люди в нем актеры»? А разве стоит прожить всю жизнь, играя чужую роль? Быть собой, как ни странно, труднее.
Просмотрите, пожалуйста, еще раз признаки истерии. Как говорят сегодня молодые: «Нет, ну ты прикинь!» Сколько человек вокруг нас подходят под описание? А сколько не подходят? А мы сами? Странная и грустная какая-то картина получается.
Что я думаю по этому поводу? Я думаю, что истерия штука заразная. Но передается она не через микробы или вирусы. Она переходит от человека к человеку другим путем. Каким? Думайте сами!
P. S.  Для желающих проверить точность медицинских формулировок. Отсылаю вас к БСЭС, издание 1986г., стр. 510.