Шаловливые старушки. Любовь и картошка

Нина Цыганкова
Я вот раньше всё думала: почему это в разведке так мало женщин? Работа вроде не пыльная: заводи себе новых знакомых, болтай с ними о том о сём, да выведывай что надо – любимое занятие женщин! Мне тут недавно один знакомый жаловался: ехал он в электричке, подсела к нему женщина и давай его расспрашивать: кто он, куда едет, где живет, с кем живет, сколько дети зарабатывают, как здоровье бывшей жены. Он сначала подумал, ей что-то надо от него: может быть, женить на себе хочет или денег попросить. Ан нет! У нее, и муж, оказывается, есть, и в деньгах не нуждается. Ушла - не оглянулась. А он так и остался в недоумении: зачем она у него все это выспрашивала? Для чего? Чудак! Да ни для чего! Хобби такое у нас есть – выспрашивать. Это ж как интересно!
Возвращаясь к разведке: что же нас при таких-то талантах в шпионки неохотно берут? А тут взглянула я на Раиску, и меня осенило! Да потому не берут, что выведать-то мы что угодно выведаем, а вот донести добытую информацию, не расплескав по пути, это для нас ой как трудно! Стисни зубы, заклей рот скотчем, так она, эта информация, из ушей полезет, из глаз польется, сквозь щеки прорастет. Это ж какие муки надо терпеть, чтобы знать – и молчать. Это как если бы чих у тебя в носу зародился и дошел до невозможного, а чихнуть - не смей!
Видела я, видела, как мается Раиска. Знает она про Нефертю что-то такое, чего я не знаю, но молчит. Я вообще-то человек нелюбопытный, не лезу в чужие дела. Расскажут – спасибо, не расскажут – ну и ладно. А все же интересно: что такое приключилось с Нефертей? Почему она стала уклоняться от нашей компании?
Раиска так замучилась от знания, а я от незнания, что однажды я не выдержала и рубанула напрямую:
- Говори! А то обе помрем.
И Раиска «чихнула».
- Ты только Неферте не проболтайся, - попросила она. - Я обещала никому не рассказывать.
- Могила! – заверила я.
И свое обещание я держу. Только вот с вами сейчас поделюсь, но вы ведь все равно не знаете Нефертю. Ну, худенькая, ну, носатенькая и в очках – да мало ли худеньких, носатых и очкастых бабулек шныряет по Москве. И если рядом со старушкой, похожей на Нефертю, пыхтит, переваливаясь с боку на бок морская тюлениха с широким африканским носом, к концу которого прилипла бородавка, так вовсе не обязательно, что это Раиска – таких тюлених с бородавкой на носу у нас в Москве знаете сколько? Выстрой их в ряд от Кремля вдоль Тверской – всей Тверской не хватит. А вот если рядом с ними вы заметите симпатичненькую женщину, почти нестарую, почти что стройную, почти что натурально рыжую, с абсолютно натуральными зелеными глазами (только хрусталики искусственные) – это точно я. А теперь слушайте про Нефертю.
Все началось в День святого Валентина – день влюбленных. Этот праздник надуло к нам с Запада, и как всё, прилетевшее оттуда, он крепко вцепился в нашу почву. Справедливости ради замечу, что почва у нас оказалась вполне подходящей для их Валентина – куда ни глянь, отовсюду настырно лезет любовь: со скамеек в парках, с экранов телевизоров, из рекламы, с глянцевых обложек. Даже на дома забралась: там, где раньше висели милые лозунги «МИР, ТРУД, МАЙ» или «СЛАВА СОВЕТСКОМУ НАРОДУ», теперь обосновались яркие рекламные красотки с оттопыренным голым задом, молчаливо призывающие прохожего остановиться и задуматься, а туда ли он идет.
Но я не об этом, я о романтической любви, о которой женщины так сладко мечтают и которую надеются заполучить хотя бы в День святого Валентина. Вот и Раиска поддалась всеобщему ажиотажу: с утра навела марафет в квартире и на лице, принарядилась и села ждать. Вдруг кто-нибудь позвонит ей или открытку с красным сердечком бросит в почтовый ящик – ведь кое-какие кое-кто кое-когда у нее водились. Почему бы им не вспомнить веселую толстушку и не поздравить ее по случаю.
Целый день томилась Раиска, металась между почтовым ящиком на первом этаже и телефоном в квартире на двенадцатом – и все напрасно. Однако любовь, переполнявшая ее сердце, требовала выхода, и Раиска решила излить ее на кого-нибудь достойного. А кто же еще более достоин ее теплых чувств, как не верная подружка Нефертя? «Тоже, наверное, ждет чего-то сдуру. Она такая романтичная», - подумала Раиска и набрала номер Неферти. Два длинных гудка обычным образом вошли в ее правое ухо, а третий гудок-звонок почему-то услышало и левое. «Мистика какая-то!» - удивилась Раиска, отставила трубку и замерла. Гудок-звонок в два уха повторился, и шел он не от телефонной трубки, а от входной двери. У Раиски радостно дрыгнуло сердечко. Как же она не подумала, что любовь может войти через парадную дверь! Женщина положила трубку на край столика и помчалась на зов.
«Любовь» явилась в образе соседа-пенсионера, явно не подозревавшего о Дне святого Валентина, так как одет он был по-будничному: в несвежую майку с наполовину оторванным рукавом и засаленные трикотажные штаны с мотней у колен. Вместе с соседом в Раискину квартиру ворвался запах сгоревшей картошки. Раиска пошевелила ноздрями:
- Опять?
Сосед виновато развел руками и взмолился:
- Раечка Фёдоровна!
- Лёша, сколько раз я тебе говорила: отваривай на гарнир макароны - с ними никаких хлопот, а те же углеводы.
- Да надоели мне эти слюнявые макароны! Картошечки жареной захотелось.
- Ладно, идем.
Раиска закрыла дверь своей квартиры, совершенно забыв о трубке, которая осталась лежать на столике рядом с телефонным аппаратом, и пошла к Леше. Она выкинула в помойку обуглившуюся картошку, отмыла сковороду и принялась жарить новую порцию.
- Не мужицкое это дело – стряпать, - оправдывался Лёша.
- Не мужицкое, - согласилась Раиска. – Тут мозги нужны.
Лёша презрительно скривил губы, но спорить не стал. Что с них взять, с этих баб? Да и ради жареной картошки можно потерпеть.
- Что это ты нарядная такая? – подольстился он.
- Так ведь праздник сегодня.
- Что за праздник, а я не знаю? – встрепенулся пенсионер.
- День всех влюбленных.
- Ёшь твою рашпиль! Ну, раз такое дело… - Лёша ловко стянул с полки бутылку водки и налил в два стаканчика. - Раз такое дело, придется признаться, Раечка, что я в тебя влюбленный.
Сказал – и сам испугался: от этой женщины любой реакции можно ожидать. Но Раиска даже не обернулась на его слова, лишь заметила:
- Не в меня влюбленный, а в жареную картошку.
- А хоть и в картошку. Но картошку же ты жаришь! Люська, царствие ей небесное, на что ловкая по хозяйству была, а так, как ты, поджарить картошку не умела.
- Ты свою жену не оговаривай. Ты за ее спиной всю жизнь отсиделся.
- Ладно, Раечка, не ругайся в такой праздник. На, держи!
Лёша протянул ей стаканчик с водкой:
- Давай выпьем за любовь!
- Давай, – вздохнула Раиска.
- Ты посиди у меня, раз праздник. Ты одна, и я один…
Он попытался обнять Раиску за то место, где у других бывает талия.
- Посижу, - согласилась она, звонко шлепнув его по рукам. - Но с этим – не лезь.
Когда Раиска вернулась в свою квартиру, кошка Пуся лежала на столике рядом с телефоном и лениво дергала лапой витой провод, на котором болталась свалившаяся вниз трубка.
- Ох, ты! – воскликнула Раиска. - Совсем забыла про Нефертю!
Она подняла трубку и приложила ее к уху, как будто надеялась, что Нефертя все еще ждет ответа на свое «Алло!». «Ладно, завтра перезвоню, сегодня уже поздно», - решила она и опустила трубку на рычаг. И тут же раздался звонок. Нефертя своей собственной персоной! Несмотря на поздний час!
- Что это у тебя весь вечер телефон занят? – набросилась она на подругу.
- Да поклонники замучили, - небрежно бросила Раиска. – Всё с Валентином поздравляют да в любви клянутся.
- А ты!?
У Неферти аж дух захватило от такого успеха подруги. И почему мужчины так любят жирных?
- А что я? Раньше им надо было шевелиться. А теперь я для чего им нужна? Чтобы горшки за ними таскать да картошку жарить. А любовь – не картошка!
- Не картошка, не картошка – не выбросишь в окошко, - радостно пропела Нефертя и, не в силах больше удерживать волнительную новость, выложила:
- А мне тоже кто-то звонил!
- И обниматься лез?
- При чем тут обниматься? И как можно обниматься по телефону? Нет, просто позвонил и молчал в трубку!
- Поди ты! – оживилась Раиска. – Так все время и молчал?
- Ну, не совсем молчал. Иногда царапал ногтем по трубке, а то тихонько урчал – мол, здесь я.
- Как романтично! Ты не знаешь, кто бы это мог быть?
- Откуда же мне знать, если он молчал?
- А почему ты решила, что это - «он»? – обиделась Раиска за свою Пусю.
- А женщине зачем от меня скрываться?
- А мужчине зачем?
- Ну, стеснялся, наверное. Не решался заговорить. Боялся, что я рассержусь.
- А ты вместо этого обрадовалась?
- Ну-у! Все же приятно.

Раиска, добрая по природе, любит делать людям приятное. Вот и стала она названивать своей подруге и молчать, только ногтем по трубке царапать, да какие-нибудь нечленораздельные звуки издавать. Нефертя от такой настойчивости «кавалера» совсем голову потеряла. Какие только фантазии не рисовались в ее распалившемся воображении. Каждый день она радостно сообщала Раиске:
- Опять звонил!
Нефертя порхала, как бабочка, Раиска веселилась, и все бы хорошо, только вот сюжет не развивался, буксовал на одном месте. Чтобы подтолкнуть его, Раиска подключила к делу соседа Лёшу: попросила его покашлять в телефонную трубку прокуренным мужским голосом. Лёша просьбу выполнил, но поинтересовался:
- А зачем это?
- Понимаешь, Лёшечка, моя подруга Нефертити Ивановна увидела тебя однажды со мной у подъезда, и так ты ей понравился, ну так понравился, что она все время теперь про тебя спрашивает: что ты да как. Вот я и решила сделать ей приятное – пусть твой голос по телефону послушает. Всё утешение женщине.
Лёша заволновался. Кто такая эта Нефертити Ивановна? Сколько ей лет? Как выглядит? Раиска охотно отвечала, бессовестно уменьшая возраст подруги и добавляя ей пышность в тело и красоту на лицо.
- Но самое главное – она замечательно готовит. В ресторанах так не умеют. И мясо тебе, тушеное по-суздальски, и гусь по-фламандски, и рагу из раков по-карпатски, и неаполитанские потроха, и гуляш по-альфельдски с чипетками. А какие пирожки она печет! Раз вышла она с ними на улицу, чтобы меня угостить, так на нее собаки напали и растерзали пирожки вместе с сумкой! А картошку жарит – со сковородкой проглотишь!
Лёша был сражен. Он сглотнул заполнившую рот слюну и прохрипел:
- Слышь, Фёдоровна, а познакомь меня со своей подругой.
Раиска задумалась. Сюжет сам напрашивался на развитие.
- Ладно, постараюсь ради тебя, Леша. Только имей в виду, Нефертити Ивановна очень строгая женщина, не то что теперешняя молодежь: чуть познакомились, сразу чмок – и лапки кверху. К моей подруге подход нужен, обхождение. Комплиментов побольше делай: мол, красивая, умная, добрая – только не переборщи. И лапам ходу не давай. Не сразу, по крайней мере: выжди, когда созреет и сама упадет.
- Рая, а приходи с ней ко мне в гости на 23 февраля. Хочешь, я для комплекта Петровича с первого этажа позову? – предложил Леша.
Раиска рассердилась:
- Я сама скомлектуюсь, если захочу. Ты лучше в квартире приберись и оденься поприличнее, - наставляла она соседа. – Закуску мы принесем, а выпивка – за тобой. И не какой-нибудь там кагор! Нефертити Ивановна предпочитают французское шампанское и итальянский ликер Амаретто. Запомнил?
- Да, да, Раечка, запомнил! Итальянское омлетто. А согласится она прийти ко мне?
- Уговорить ее, конечно, будет трудно, но я постараюсь.

Нефертя уговорилась мгновенно. В мужской праздник к незнакомому мужчине - такое приключение!
- А он не будет возражать против меня? – заволновалась она.
- Ну, здравствуйте! Он ради тебя и устраивает праздник, - призналась Раиска.
Нефертя удивленно посмотрела на нее. Раиска, немного помявшись, выдала «секрет»:
- Ты знаешь, это ведь Лёша тебе звонит и молчит. Он однажды увидел тебя вместе со мной и влюбился по уши. Выпросил твой телефон и стал тебе названивать, но все никак не решится заговорить. Только ты ни в коем случае не говори ему, что знаешь об этих звонках – мужчины так боятся показаться слабыми и нерешительными. Да и я обещала ему молчать.
Нефертя пришла в необычайное волнение. Какая романтика!
- Ты только ум свой при нем не выказывай, - поучала ее Раиска. - Мужчины этого не любят.
- Да я не выказываю, он сам лезет.
- Приструни, прикинься дурочкой. Спросит, кем работала, скажи – продавщицей, а еще лучше - поварихой. Кстати, он очень любит хорошо поесть. Обожает мясо, тушеное по-суздальски, гуся по-фламандски, рагу из раков по-карпатски, неаполитанские потроха, гуляш по-альфельдски с чипетками. Но больше всего он любит жареную картошку по-русски.
- О, господи! Я кроме картошки ничего такого и не знаю, - забеспокоилась Нефертя.
- Не дрейфь! Выкрутиться всегда можно! Берешь, к примеру, наши потроха, солишь их, перчишь, мажешь томатной пастой – и получаешь потроха неаполитанские. Никто и не заметит подмены.
- А пичетки – это что?
- Не пичетки, а чипетки. Разводишь муку водой, делаешь из теста шарики и бросаешь их в суп – вот тебе и чипетки. Да он сам не знает, что из чего делается. Главное не тушуйся и лепи, что в голову придет, да поэкзотичнее – это действует на мужское воображение.
Вечеринка задалась с самого начала. Стол ломился: были тут и мясо, тушеное якобы по-суздальски, и якобы гусь по-фламандски, рагу из раков по-карпатски, неаполитанские потроха и гуляш по-альфельдски с чипетками. Женщины постарались на славу, но и Лёша не ударил в грязь лицом – разорился-таки бедняга на французское шампанское и итальянское Амаретто.
Нефертя держалась важно. Лёша сначала робел, боязливо на нее поглядывал и помалкивал. Раиска пришла ему на помощь:
- Лёша, ты расскажи Нефертити Ивановне о себе, о детстве и юности, о своей трудовой биографии.
Лёша оживился, заговорил и увлекся. Раиска тюкала под столом подругу ногой, и та восторженно вскрикивала:
- Ну надо же!
- Ах! Какой вы молодец!
- С ума сойти, как интересно!
Пенсионер растаял - эта женщина, кажется, оценила его по достоинству. И он в долгу не остался:
- А вы очень милая, Нефертити Ивановна, - сказал он игриво.
Нефертя засияла. Раиска увидела, что процесс пошел, и поспешила удалиться:
- Извините, я вас на время покину. У меня еще остался большой список мужчин, которых нужно обзвонить и поздравить с праздником, а то обидятся.
Она ушла, и не вернулась. И за нею никто не пришел.
Что там было дальше, Раиска не знает, но с тех пор каждый день ее нос обоняет умопомрачительный запах жареной картошки, распространяющийся из-за соседской двери.
– Наверное, готовит ему гарнир к неаполитанским потрохам, - хихикает Раиска.
- Смешно, не смешно, а подругу мы, считай, потеряли, - заметила я.
- Ненадолго, - уверила Раиска.
- Почему ты так думаешь?
- А что тут думать? Наша Нефертюша женщина умная, с широкими интересами, книги мудрые читает, в театр ходит, на выставки. А Лёша прост, как отрезок прямой. Он только футболом интересуется да фильмы про бандитов смотрит. С ним и поговорить-то не о чем.
- А вот Нефертя, наверное, так не считает.
- Так это пока она под любовным наркозом ходит. Видела амуров со стрелами? По последним научным данным, в кончиках этих стрел наркотик спрятан. В кого такая стрела попадает, у того сладкие глюки начинаются: и видит он вместо серого воробья распустившего хвост павлина, и слышит вместо карканья вороны трели соловья. А кончится наркоз, все встанет на свои места, и Нефертя вернется.
Так и случилось. Но Лёшу старушки в беде не бросили – жарят ему теперь картошку по очереди.