От ремонта примусов... до великих открытий

Гавриил Иваниченко
Через дорогу от нашего дома, на противоположной стороне улицы во дворе стоял большой деревянный сарай. На улицу выходили дверь и окно. У бабушки часто ломался примус, или вдруг протекала старая кастрюля. И тогда она брала их и отправлялась в этот сарай. В нем была мастерская дяди Семена, который был мастер на все руки – чинил всем соседям за небольшую плату предметы домашнего обихода. Этим и жил. Иногда его спрашивали: «Почему не пойдешь на завод?» «А кто будет чинить ваши кастрюли и примуса? На заводе не интересно клепать из года в год одни и те же гайки и болты. Работаю сам – делаю что хочу»,- отвечал Сергей. Местное начальство кое-как его терпело и разрешало работать в этой мастерской, в которой   все было завалено утюгами, примусами, старыми самоварами и другими предметами, нуждавшимися в ремонте. Я увязывался за бабушкой, когда она шла к дяде Семену. Для меня это был праздник. Дядя Семен был среднего возраста худощавый седой армянин с добрым взглядом. Он все время что-то паял, сверлил, лудил, колотил молотком. Он разрешал мне стоять в 2 – 3 шагах от него и смотреть на его работу. Жена Семена – Валентина  ему постоянно помогала. Я с интересом наблюдал их работу. А дядя Семен приговаривал: «Смотри! Учись! Когда-нибудь пригодится». Шел 1936-37 год…

Прошло 15 лет … Был 1952 год. Мы с отцом шли по улицам Краснодара. Вот и старый дом, в котором я когда-то жил с бабушкой. Никого из родственников в нем давно уже нет, да и не все уцелели за эти годы… Мы с отцом поравнялись со старым сараем напротив дома. «Помнишь дядю Семена?» - спросил меня отец. «Это же знаменитый Кирлиан!!! Он сделал великое открытие – «Эффект Кирлиана»! Давно я его не видел!» Мы зашли. Мастерская завалена кастрюлями, примусами, разными электроприборами. Дядя Семен все так же паял, чинил. Он радостно нас встретил. Оказывается, отец часто заходил к нему и раньше. Они дружили с давних пор.
«Посмотрите, что мне удалось сделать!» - воскликнул Семен. «Вот – срываем лист с дерева, кладем на фотобумагу, применяем мой прибор, проявляем!» Он ушел в фотолабораторию в этом же сарае, и через несколько минут вернулся с готовой фотографией. «Вот, посмотрите – это видно излучение энергии устьиц листа, других его частей! Вот видны устьица!» Мы были в восторге. Семен долго объяснял нам принцип «Эффекта Кирлиана».
«Это невероятное изобретение! Ты же показывал это ученым, в научном институте?» - воскликнул отец. «Да, конечно!» - сказал Семен. «И что они?» «Запатентовали как «Эффект Кирлиана». Я изобрел это вместе с женой Валентиной, она помогала! А теперь создан Институт, изучающий «Эффект Кирлиана». Они пишут кандидатские, докторские диссертации об этом эффекте в медицине и биологии!»
«А тебе хоть кандидатскую присвоили?» «Нет! Сказали, что у меня среднее техническое образование. Был бы диплом инженера – другое дело… Многие стали кандидатами, докторами наук на этом. А мне – авторское свидетельство». Жаль было Семена – великого народного умельца, изобретателя, Плоды его изобретения использовали другие, а его оттерли в сторону. Мы иногда навещали Семена. Он все так же неутомимо продолжал в сарае разрабатывать свои изобретения.

Прошло 30 лет. Был 1982 год. Я давно стал врачом. Защитил кандидатскую диссертацию.  Преподавал в медицинском университете. Мой коллега – Рубен Сергеевич Степанов, заканчивал докторскую диссертацию на тему о заболеваниях желудка. Я работал по сходной теме. Рубен – старый хирург, прошёл войну. Он - хороший человек, всегда давал молодым хороший совет. И вот в беседе с ним оказалось, что главным звеном в его диссертации является «Эффект Кирлиана» при заболеваниях желудка. Вспомнили Семена. Он 4 года как умер. Оказалось, что Рубен и Семен давно дружили. Я рассказал о своих встречах в старой мастерской в детстве. Мы сожалели, что Семена, по сути, обошли лавры славы за это великое  открытие…
 
И вот 2006 год. Иду по улице Карасунской, которой вернули старинное название (взамен Свердлова - палача казачества). Знакомый дом. Напротив – сарай – мастерская, окно и дверь которой заколочены досками. Рядом огромный котлован – строят новую многоэтажку. Прошел по улице через пару месяцев. Многоэтажку уже заканчивают. Экскаватором грузят в самосвал обломки лаборатории Кирлиана – вывозят на свалку.
Ноябрь 2010 года. Огромное административное здание, рядом на месте мастерской Кирлиана - автостоянка за железным кованым забором. И ни малейших намёков о том, что на этом месте в лаборатории-сарае сделаны когда-то великие открытия. 

В Интернете имеются материалы о научной деятельности  Кирлиане.
В 1937 году он разработал технологию изготовления искусственных алмазов, написал об этом Сталину. Скоро к изобретателю пришли сотрудники Народного Комиссариата Внутренних Дел, которые изъяли полученные кристаллы и документацию экспериментов. Кирлиан сделал много и других открытий. 
Он с женой Валентиной открыл в 1939 году «Эффект Кирлиана»  и, наконец, в 1949 г.  им выдали Авторское свидетельство № 106401.  Изобретение тут же было засекречено...
В 1987г. в ЮНЕСКО зарегистрирован Международный Союз Медицинской и Прикладной Биоэлектрографии (International Union of Medical and Applied Bioelectrography), который объединил ученых, исследующих информационно-энергетическое поле человека на основе «Эффекта Кирлиана». В 2000 году на конгрессе этого Союза в Бразилии его президентом был избран профессор К.Г.Коротков из С.-Петербурга, Россия.
Эффект Кирлиана считается доказательством существования ауры вокруг живых объектов.
С.Д.Кирлиан  был гениальным изобретателем-самоучкой, и это не помешало ему сделать гениальные открытия.