Сказка господня. ч. 16. о справедливости

Парамон Перегрин
О СПРАВЕДЛИВОСТИ

  Итак, о чем пойдет речь? Чаще всего разговоры о справедливости можно услышать где-нибудь в распивочной:
- Скажи, Вася, есть на свете справедливость?
- Нет, - обыкновенно отвечает собеседник, - нет на свете справедливости!
- Правильно! – Восклицает вопрошающий и тут же подливает водочки в стаканы. На том, как правило, все и заканчивается. Не мировые проблемы их сейчас волнуют, а, как правило:
- задержка жалованья и отношение к своей персоне начальства и родственников;
- удорожание продукции ликеро-водочных заводов со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- несправедливая отправка в вытрезвитель, имевшая место в прошлый четверг, и так далее.
  Но мы-то с вами не таковы, нам надо выяснить нечто большее. Объять необъятное, понять, что же за чертовщина происходит на белом свете, почему жизнь так коротка и дается всего один раз, почему долго длится зима и так быстро проходит весна, и вообще… а ума-то не хватает, потому что мудрость не предоставляется нам свыше от рождения: ее еще и выработать надо, сопя и пыхтя, штудируя разные науки и вникая в премудрости бытия. А попробуй тут, разберись! Не успеешь выучить, как следует одну конституцию, глядь, – уже другую нам нарисовали, а там и третью. Правила дорожного движения, кстати, тоже не в меру часто меняются, и даже учебники истории умудряются менять содержание чуть ли не каждый год. Разве это справедливо, товарищи?! Нам ведь нужны стабильные, если не сказать, вечные, правила игры, истины, которые нельзя поколебать даже двенадцатибальным землетрясением. Что есть истина? – спросил как-то Христос, и никто не сумел тогда ответить, хотя попытки предпринимались неоднократно. И все же попытаемся еще раз ответить на этот несерьезный вопрос. На самом деле истин – море, как и видов справедливости: социальной, классовой, корпоративной, наконец. Справедливо ли, - спрашиваем мы, - что некто глуп, подл и лжив, а живет, как у Христа за пазухой, денег у него – как у дурака махорки, а то и властью обладает – зачастую самой высшей. Как же тогда воспринимать высказывание, что всякая власть – от Бога? Но это так, к слову. Читал я как-то рассуждение одного умника о том, что все беды на Земле происходят именно как раз из-за попыток установить, наконец, справедливость: одна партия (класс, личность) все время ее добивается, а другие, соответственно, мешают, как могут. Ну, возникают всякого рода конфликты, коллизии -–глядишь, кое-кому и перепадет по шее, часто – ни за что. И он тогда делает парадоксальный вывод: истина не в справедливости, а как раз в смирении. Дескать, пусть все остается, как есть, и не наше это собачье дело. Сиди, как говорится, да получай назначенное содержание. Вот так хватил! А кое-кого это, между прочим, очень даже устраивает.
- Все верно, - соглашаются такие прохвосты, - так оно и есть. На все воля божья, таковы законы природы и нечего тут рассуждать. Я начальник – ты дурак! А всякие попытки изменить существующее положение не только заведомо обречены на провал (куда, мол, тебе, гунявому, против Бога лезть!), но и крайне безответственны, грешны, можно сказать. Ну, что тут возразить? Мне, например, все время кажется (креститься надо, возразите вы), что лучше было бы, если бы низшие по разуму не покушались на вышестоящих в этой иерархии, и вообще, чтобы крокодилы да акулы не смели пожирать млекопитающих. Нечего вредить эволюционному процессу, сукины дети! И дуракам у власти делать нечего. Пусть курят или нюхают свою махорку, которой у них всегда в избытке. Я бы даже не постеснялся дать такое определение справедливости:
- Справедливость – это такое состояние общества или природы, а лучше всего – мироздания, когда все по-честному, без дураков и лживых схем, придуманных негодяями из числа правящего класса для тех, кто оказался ниже положением или ростом.
По-моему, все просто. Нечего делать из мухи слона и делать вид, будто глупость имеет право править бал мудрецов. А что, разве не так? Представляю, как на меня сейчас ополчатся великие полчища дебилов и мерзавцев: а нам-то как быть? Всем на лесоповал, что ли? Ограничиться казенным пайком и не сметь отбивать пайку у соседа? Дудки, уважаемый! Пусть Бог и обидел нас талантом делать что-то полезное для общества или, хотя бы, той же природы, зато хваткой и наглостью не обделил. Так не обделил, что беда, да и только!
Я же, между прочим, не требую немедленного установления общественного строя, где всем – поровну, ибо прекрасно понимаю, что вот как раз именно это и есть величайшая несправедливость. Так и до буддизма недолго докатиться, где мухи объявляются равными слонам. Нет уж, извините: слоны, особенно прирученные – крайне мудрые и полезные создания, всегда готовые придти на помощь человеку и способные сделать неизмеримо больше своего хозяина. А чертовы насекомые?! Хоть век их, как говорится, не будь, ничуть не пожалею! Ну, исключая пчел и шмелей… да и тех  отучить кусаться не мешало бы, честное слово. Вам нужны комары? А оводы, москиты? Даже Пушкин понимал, что именно эти твари способны испортить любое, в том числе и красное, лето. Уверяю вас, что тюлени и моржи также не нуждаются в услугах "санитаров" из числа белых акул, а антилопы-гну – в крокодилах. Да и белым медведям (не говоря уже о бурых) незачем увлекаться каннибализмом. Зря их экологи жалеют: будь моя воля – всех бы на мех (жесткий вариант), либо в зоопарки (либеральный, гуманный проект). Рассуждение о том, что их и так мало осталось, меня решительно не волнует. Нет их – и не надо. Сами возьмем (да уже, похоже, и взяли) роль хищников, регулирующих численность копытных и рыб. Нам конкуренты не нужны, да еще и в людоедском обличии. У нас что, своих извергов мало из числа двуногих приматов?! С ними-то никак не можем управиться, а тут еще, некстати, тигры, львы да аллигаторы, не говоря уже о гигантских кальмарах и варанах острова Коммодо. Пусть не отвлекают от наших внутривидовых проблем.
   С этой точки зрения, правда, не имеют права на существование океанские штормы, катастрофические землетрясения, эксплозивные  (взрывные) извержения вулканов, а они все равно были, есть и будут. Но уж это, как говорится, не нашего ума дело. Сверху знают, зачем все это нам дано. За грехи, наверное. Другой разговор, что такие ужасы были на нашей старушке Земле задолго до нас, да и после нас будут происходить, как ни в чем ни бывало. Но это, надо полагать, связано с греховностью наших предшественников и господ из светлого завтра. Насчет прошлого –это уж как пить дай. Взять, к примеру, тех же динозавров. Звери! Зверюги! Один разбой был у них на уме (если там был хоть какой-нибудь ум). А акулы? Крокодилы, трилобиты? Та еще публика, должен вам доложить! А уж что касается вирусов, микробов да насекомых… смею вас уверить, они и миллиарды лет тому назад не были ангелами, скорее – свиньями в квадрате. Нет, в прошлом нечего искать святых или коммунистов. Да и относительно будущего имеются некоторые сомнения… в общем, было, есть и будет за что посылать на биосферу Земли всякого рода казни египетские. Если это так – то вот она, справедливость, в самых что ни на есть высших формах, заверенная высшими инстанциями и оформленная в виде некоей инструкции (или серии инструкций, называемых табу: то нельзя, это нельзя… а то еще пожалеете)! В общем, нынче вся справедливость у Бога, который пользуется этим совершенным инструментом по своему божественному усмотрению. Снизу, с Земли, это выглядит так:
- Согрешил – получил! Замыслил недоброе – получил! А, коли какую-нибудь совсем выдающуюся пакость сотворил, – уж не обижайся, если твой род, а то и народ постигнет участь пушных зверей.
  Схема, надо сказать, вполне логичная, эффективная, осечек давать не должна. Наверное, благодаря ее существованию мы и живем до сих пор, иначе давно бы нас всех Всевышний в распыл пустил бы. А в рамках этих процедур он довольствуется, как сказал Салтыков-Щедрин,  малыми злодеяниями,  сводя тем самым количество жертв к минимуму. Он ведь очень добрый, Бог-то. Мог ведь и бритвой, а он все больше увещеваниями. Дескать, покайтесь, сукины дети, пока не поздно! А то  хуже будет…
- Ну, если это все так, - решил я, - дам-ка сдачи товарищу Пушкину, чтоб ему неповадно было. Кстати, куда это он запропастился? Гоголем переоделся, что ли? Или под стол нырнул? Ладно, за неимением обидчика дадим сдачи первому попавшемуся.
И надо же было так случиться, что первым мне повстречался Хомяк, бредущий по направлению к курилке.
- Жив, курилка! – Радостно воскликнул я. – Значит, способен испытывать горечь унижения! Так испытай же ее снова и снова, черт побери!
  Но не тут-то было. Старик как раз собирался опробовать на ком-нибудь новый ятаган (тот самый, с автографом самого Аллаха), подаренный ему недавно Господом. А тут – ваш покорный слуга под руку подвернулся! Вот шайтан! Какая удача! И пришлось мне из охотника превратиться в дичь. Долго мы бегали вокруг круглого стола, а он все не кончался, все закруглялся и закруглялся. Хомяк в сердцах метнул в меня поленом, но не попал, а только Герцена прибил. Тут на него бросились российские либералы всех мастей, горя желанием отомстить за поверженного на пол учителя. К ним присоединились некоторые  христиане, искренне ненавидящие мусульманскую догму, а также кое-кто из исламистов прошлого, учуявших в старике предателя великого дела Пророка. Так что не пришлось мне кого-то бить. Все за меня сделали другие. Вот так, чужими руками, я восстановил (или установил, не все ли вам теперь равно) справедливость в одном отдельно взятом случае. Так держать, товарищ! Если дело так и дальше пойдет – чувствую, настанет наконец-то царство правды и доброты. Для этого всего-то надо вовремя дать по зубам кому следует, а следует, вообще-то, очень и очень многим. Имя им – легион! А если еще остаться при этом в стороне, перепоручив столь деликатное дело профессионалам… вы представляете, какие широкие и светлые горизонты развернутся перед нами?!
  Но в этот момент счастье почему-то отвернулось от меня. На охоту вышел сумеречный Лев Николаевич Толстой, воодушевленный результатами поединка с самим Азазеллом. Не терпелось старику доказать обществу, что все тогда было не случайно. Хомяка бить было не интересно, – он и так валялся на полу под столом колодой, потирая ушибленные места и сдавленно ругаясь на двунадесяти языках. Полиглот! Так вот, искал он зверя покрупнее и покруче. И тут – я. Как он меня огреет костылем!
- Смотрите все, - торжествующе воскликнул великий прозаик, - не боюсь я ни Азазелла, ни его дружков! Как я ему лихо врезал, а?
Все сдержанно промолчали: кое-кто (вернее, большинство присутствующих) сообразил, что добром все это не может закончиться. Так оно и произошло.
- Марш на улицу! Проветритесь, черт бы вас побрал! – Вопил вышедший из себя Дух, размахивая бревном. – Накурили тут, хоть топор вешай! Да еще так и норовят драку затеять! Распушу, бубну выбью!
- Пожалел бы ты их, старина, - заступился я за высокое собрание, морщась от боли, причиненной моей шее костылем великого писателя. – Они же тут не при чем, это матерый человечище опять озорует!
- Он у меня добалуется, - озадаченно пробормотал Азазелл, которому вовсе не хотелось Геростратовой славы. – Честное слово, я им когда-нибудь займусь… ладно, забудем этот мрачный эпизод! Прошу всех вернуться к столу! Радуйтесь тому, что вы есть – пусть и не на своей любимой Земле, пусть и в виде бесплотных теней, а все-таки – мыслите, значит – хоть как-то, а существуете. Пусть с вами нет Бога, но есть же мы (он кивнул на нас с Гризли и Хомяком, не забыв, впрочем, потаскать старика за чалму), есть же справедливость! Разве это не так? Или вы не поняли еще, почему, будучи низвергнутыми в самую крайнюю точку Пекла, вы тут чаек-кофеек распиваете, об умном рассуждаете, а котлы да казаны с кипящим маслом давно забыли о вашем существовании? Да все потому, что я велик и справедлив! Я…
Тут прогремел гром, и в каптерке, сразу же расширившейся до объема Вселенной, возник Господь. Он предостерегающе поднял десницу – мол, не надо оваций, товарищи, - отвесил заговорившемуся дьяволу подзатыльник и вкрадчиво произнес елейным голосом:
- Все скучаете? Надоели вам чаепития, чай? И кофеек уже в горло не лезет? Все на свете познав и изведав, захотелось вам вдруг адских мук? Захотелось судьбы людоедов? Мол, так ново, свежо так… а вдруг  ничего в этом страшного нет и можно жить и в кипящей смоле? Эх, товарищи! Прямо, как дети! Хватит Ваньку валять на столе! И довольно чесать языками – ведь от бога даны языки! Все бранитесь…  а сами-то, сами! Так нельзя, господа старики.
После этого более чем странного вступления Господь неожиданно  предложил всем закурить, и пригласил всех к столу.
- У меня имеются некоторые соображения относительно вашего дальнейшего статуса, - взял он быка за рога. – Думается, что данная каптерка имеется все права на автономию вплоть до отделения от того странного учреждения, к которому приписана. В самом деле, – еще вопрос, где  же Рай: там, где со святыми упокой, или тут, где собрано все лучшее, оригинальное, что мне удалось создать за все время существования человечества. Честно говоря, не нравятся мне очень и очень многие святые, особенно – великомученики. Не люблю я фанатиков, пусть даже работающих во славу Божию.  Скучный это народ, упертый и неумный, с ними и поговорить-то не о чем. Все бы им в рай поскорее проскочить, а остальное их не очень-то и интересует. Зато интересует вас, не так ли?
Собрание дружно зааплодировало. Бог и его подопечные прекрасно понимали друг друга с полуслова.
- Можно на базе каптерки домны номер восемь создать, например, республику, - рассуждал вслух Господь, - пусть даже демократическую, хотя терпеть не могу демократов, особенно рыночников и либералов от экономики. Лучше бы, конечно, диктатуру – разума и закона, конечно же, не божьего. Только власти попов тут не хватало! Президентом будет, конечно же, Азазелл, потому что ему нет альтернативы. Так или не так?
- Так, Господи! – дружно закричали гении и примкнувшие к ним мы с Хомяком и Гризли. -  Где второго такого найдешь, верно ты молвил!
- Но выборы провести все равно придется, - продолжал Всевышний, - причем с обязательным соблюдением всех принятых процедур. Кандидатов должно быть не менее семи, они обязаны собрать не менее ста тысяч подписей в свою поддержку, пройти регистрацию в каптерском Изберкоме… кстати, кого бы нам назначить в комиссию? Кто прославился своей неподкупностью, честностью, можно сказать?
   Собравшиеся только переглянулись: фанатиков, одержимой идеей, тут было не так уж и много. От денег, почестей и чинов отказываться во все времена не было принято, да никто особенно и не отказывался. Неподкупными можно было условно считать разве что Робеспьера, Кампанеллу да Савонаролу, ну еще пророка Самуила, прославившегося своей жестокостью, да его тут, как на грех, не водилось сроду. Какой из него гений?! Впрочем, если хорошенько подумать, были, были люди в наше время. Взять, хотя бы, все того же Владимира Ильича, Юрия Владимировича, товарища Дзержинского, народовольцев – всех и не перечислить. Чем не избирательная комиссия, черт побери? Правда, в большинстве своем  они не отличались набожностью, можно сказать – как раз наоборот. Как-то отнесется к подобным предложениям Бог? – думали мы. К нашему удивлению, Всевышний, прочитав наши убогие мыслишки, не стал возражать. Более того, он не преминул прочитать нам лекцию на тему "Атеизм всегда был ближе к Богу, чем церковь".
- Вы что, забыли? – Угрожающе начал он. – Смотрите, как бы сейчас Вурдалака с Самуилом не вызвал, они бы вас от склероза быстро вылечили. Я уже имел честь неоднократно заявлять вам, курицыным детям, что показная набожность  - совсем не то, о чем мечтали классики марксизма. Наоборот – лицемерие никогда мною особенно не поощрялось, а в лучшем случае терпелось, а чаще каралось по всей строгости божьего революционного закона. Убогость клерикальных взглядов и представлений об окружающем нас мире со всей очевидностью была продемонстрирована честному народу в течение более чем тысячелетнего периода господства средневековых отношений, насквозь пронизанных церковной ортодоксией. И что же? Кому принесли счастье все эти причастия, костры инквизиции, литургии и кровавые расправы с еретиками да иноверцами? Думаете, мне? Вот уж нет! Смотреть было противно. Приходилось воздействовать на ситуацию подручными средствами. Почитайте на досуге историческую литературу, посмотрите, чем кончило большинство самых одиозных мракобесов. Я не сторонник эксцессов, но иногда все же приходилось… то ли дело атеисты-просветители – смотреть приятно. Сами знаете, как отношусь к глупости и невежеству. Просвещение, научно-технический прогресс – совсем иное дело. Жаль, не имею морального права раскрутить его на всю катушку, – плохо кончится, истинно говорю. Поубиваете вы все друг друга усовершенствованными орудиями, на этом "прогресс" и закончится. Приходится несколько тормозить в ожидании, когда уровень вашего менталитета будет соответствовать возможностям технического развития общества. Уловили? Вижу, что уловили. Следовательно, назначайте в комиссию самых достойных, невзирая на их верования и политические убеждения. Только товарищей с нетрадиционной сексуальной ориентацией туда включать не надо, прошу вас. Тут я консерватор, и вам посоветовал то же самое. Ну, еще извергов, садистов и изуверов… впрочем, здесь их, как будто бы, не было, и нет, – все в котлах парятся. Верно я говорю, Азазелл?
   Дух вскочил и радостно закивал – все он, голубчики, находятся там, где положено! Из-за них мне даже выговоры от Сатаны были - за жестокое обращение с узниками-грешниками…
- Это еще не все, - продолжал Бог, - будущая республика должна иметь перспективу, смысл своего существования и развития. Поработайте над концепцией, товарищи Кампанелла, Томас Мор и Владимир Ильич – у вас это здорово получалось в свое время. И, само собой, над конституцией. Без нее республика  - одно название, сами знаете. Только не вздумайте списать ее с основного документа какого-нибудь Гондураса или Россиянии. Головы всем поотрываю, истинно говорю! И название республике следует придумать соответствующее – что-то вроде Каптеркиной Утопии, города адского Солнца, или еще позаковыристей. Не мне вас учить, кто тут гении – вы или я?
Вопрос был не без подвоха: а кто  самый гениальный, если не сам Бог? Никаких "или"! Все хороши, но он, конечно же, вне конкуренции.
- Не подхалимничайте даже в мыслях, - строго оборвал наши рассуждения Бог, - я про себя и так все знаю и вывожу свою персону как бы за рамки обсуждения. Как бы то ни было, но девизом, начертанных на знаменах будущей республики, должна быть Справедливость с большой буквы. Свободу, равенство и братство мы уже проходили во Франции в конце 18 века, а чем все кончилось – известно. Так что прошу приступить к ответственному эксперименту. Время пошло, счетчик включен.
   Где-то в небесах затикал божественный метроном, отмеряя драгоценные секунды. Сколько их нам дано? Один Бог знает… а он, ничего больше не прибавив, помахал нам десницей и исчез, покинул Ад. Оставалось лишь подчиниться его указаниям и действовать по справедливости. Мы еще наломаем дров, перебьем фарфоровой посуды не на один миллион!