Елена Скородумова. Художник Анатолий Шинкарчук

Анатолий Шинкарчук
О встречах, изменяющих судьбу А. Костырко,Анатолий Шинкарчук
Елена Скородумова.
Украинскому языку и литературе в школе нас обучал Олексій Андрійович Костирко. Высокий,статный, спокойный человек. Не думаю, что кто-нибудь из выпускников тех лет забыл его коронную фразу: «Ось зараз я тобі двійочку поставлю…» - потому, что никогда и никому этот человек не ставил «двійочку». Не хотелось ему. Вместо того он читал нам вслух – стихи, а иногда и прозу. Авторы были знакомые, из школьной программы. А вот стихов таких в той программе и в помине не было. Дело было в хрущевскую оттепель. Мы были детьми – стихи слушали, учителя любили, но мало знали о нем. До сих пор помню его голос – глубокий, проникновенный. Читал не по-актерски – тогда это тоже было редкостью, удивляло и нравилось. Стихи звучали органично и искренне, ложились прямо в душу.
Теперь понимаю, как нам повезло – гораздо больше, чем многим нашим ровесникам «по русифікованих містах». С его уроков мы ушли с новым знанием: существует живой и прекрасный украинский язык, не похожий на тот, что мы слышим из харьковских телевизоров. Есть настоящая украинская литература, поэзия, а не только тот осмеянный «трактор», который « в полі дир-дир-дир…», да мало ли еще что. Существует родная земля. Она смотрит на тебя, говорит с тобой, любит тебя и не хочет ставить тебе «двійочку».
Помню, как меня удивляло, что добрый Олексій Андрійович никогда не шутил и почти не улыбался. Причины не знаю. Не знаю, откуда ему известны были тогда поразительной красоты стихи Максима Рильського, написанные еще до страшного для поэта 1931 года. А может, думал наш учитель о судьбе Павла Тичини – искалеченного правившим режимом украинского Блока… Много у нас страниц родной истории, способных вылечить человека от желания улыбаться.
Важно, что нам своей печали учитель передавать не стал. Считал, видно, неправильным, чтобы ребенок начинал жизнь с огорчения. Но отдал нам свое чувство красоты и любви. И сделал это в переломный момент, когда решается – будет у человека Родина, или проживет он жизнь «манкуртом».
Гуманитарным предметам тесно в школьной программе, времени было совсем мало. То, что сумел и успел дать нам Олексій Андрійович, я бы сравнила с системой координат, а еще – с канвой украинского рушника, которая так облегчает вышивку.
Вечная память Олексію Андрійовичу! Из его рук получили мы чудесный рушник украинской культуры, прямо как в знаменитой песне. Со мной он уже почти полвека: и слезу сотрет, и жизнь украсит.
А жизнь пролетала быстро. В ней было много хорошего, хотя и без слез не обходилось. И однажды эта жизнь перевернулась. Случается такое в истории, особенно - нашей,отечественной… Вот и с нами случилось. Сначала выживали, каждый в одиночку, и этот процесс тоже мало времени оставлял на «гуманитарные предметы». Потом попытались объединиться, и почти сумели это сделать, но с первой попытки не вышло – страшные страницы истории в качестве фундамента объединения не сработали. Прав был наш школьный учитель: скорбь и гнев отнимают силы, не это нужно в самом начале пути – ребенку, да и стране, как оказалось.
А что же нужно? Думаю, в первую очередь - все тот же рушник из известной всем бессмертной песни. Так думают многие, а кто поспособней – вкладывают всю душу в возвращение и развитие культуры свого народа. Вот хотя бы Олег Скрипка и его фестиваль «Країна мрій»…, хороших примеров много.
Возмущает меня, когда называют национализмом нормальную любовь человека к родной земле. Или считают такие чувства смешной патетикой, экзальтацией. На самом деле это не
вопрос патетики, это вопрос выживания. На каком-то его этапе человек понимает, что единственными истинами оказались так называемые «прописные», а Бог – есть.
Но понимает человек и другое: как много зла вокруг, как велики утраты и как малы утешительные призы. Независимо от личной успешности, такие мысли рано или поздно овладевают душой и лишают ее сил. Вольтер в таких случаях советовал «возделывать свой сад». Программа хорошая, но какая-то неполная. В ней не хватает радости.Улыбаться не хочется, как не хотелось этого доброму Олексію Андрійовичу. Вот стоит взрослый человек, смотрит на себя в зеркало, смотрит вокруг и думает: «Ничего себе итог…» Переломный момент, когда решается - будет еще человек счастлив, или проживет он остаток дней Унылым Садовником…
Вот на таком этапе мне снова повезло: когда моей жизни угрожало превращение в «существование», в нее вдруг вошли удивительные картины. Их автор Анатолій Антонович Шинкарчук, наш современник, украинский художник-самоучка, живущий в Приднестровье.
Первыми я увидела его акварели. Необычные своей выразительностью, они органично сочетали художественную условность с точностью передачи физического ощущения. Акварели рассказывали о дожде, и это завораживало, с ними не хотелось расставаться, хотелось слушать этот дождь, чувствовать запах мокрой листвы… А следующая серия работ была уже о рассвете - нежные краски зари оживляли камни, а туман двигался, в нем плыли и взлетали эти камни, деревья… кружились птицы - нравилось неописуемо, и что-то напоминало..."Ласкавих ліній і негострих фарб шукає серце…», «щось мигтить, просвічується, сниться…» - ну конечно же, это было созвучно лирике молодого Рильського! А дальше его поэзия просто хлынула потоком: в картинах взошло солнце, и осветило родную землю, всю в садах - то цветущих, то плодоносящих… « Поглянувши на цвіт, що вкруг цвіте, Чи яблуко зірвавши золоте, чи вільну пісню чуючи над полем…», «Ці пагорби легкі, ці дерева могучі…», «Україно моя, чисті хвилі ланів, променисті міста, голубінь легкокрила…» (К слову, надеюсь когда-нибудь увидеть переиздание лирики Максима Рильського 1918-29гг , иллюстрированное репродукциями картин Шинкарчука - какой это был бы восхитительный и совершенный подарок!)
Картины все сыпались, словно из рога изобилия! Кроме пейзажей, тут были работы о судьбе человека, о семейном счастье, о любви и взаимопонимании всего живущего…
А живопись Шинкарчука оказалась еще интереснее, чем акварели. Удивительное было
впечатление: эти переливающиеся мазки, как разноцветные пчелы - они то разлетались в стороны, то объединялись в рой, словно разлетевшийся вдребезги мир прямо на глазах снова обретал форму и смысл. Возникала поражающая красотой картина жизни, и я бы не назвала ее пасторалью. Потому что нет ничего слащавого в щемящих силуэтах пожилых сельских женщин, или церквей, совсем недавно вернувших себе кресты. Тут человеческое
тепло и любовь. И искренность, - ее я тоже не называла бы детской. (Это ведь беда наша: взрослая искренность сейчас так редко бывает светлой, что мы ее уже узнавать разучились, «детской» воспринимаем).
«І гнеться дерево від плоду» - так, словами поэта можна сказать об этом художнике.
В его картинах не сказка, а реальность и мечта. Будущее и вечность, а не привет из прошлого. И народный украинский юмор, вместо тоскливой академичной дидактики – та самая улыбка, которая служит лучшим мостиком между сердцами людей. Не зря эти картины так органично сочетаются в роликах с искренними мелодиями самых разных народов – глубокая национальность творчества Шинкарчука легко вписывается во всемирные поиски смысла и красоты, находит там свое достойное место. А разнообразие тем и выразительных средств не нарушает художественного единства – индивидуальность автора узнаваема в каждой его работе.
Казалось понятным, отчего эти картины мне так нравятся. Любимое направление в искусстве - импрессионизм, один из самых теплых жанров - наив, горячо любимая тема -
родная земля, а теперь все это впервые мне встретилось вместе, в творчестве одного художника. И было чувство родства, словно встретила человека, который задавал себе те же вопросы, но, в отличие от меня, нашел на них ответ.
Было очевидным – автору «літається», словно «ластівкам» из знаменитого стихотворения Рильського, и это изумляло: как, каким образом? Сейчас – «літається»? В контексте нашего абсурда?
Ответ оказался простым и впечатляющим: Анатолій Шинкарчук - искренне и глубоко верующий человек, а его творчество проникнуто православием. Его картины говорят с тобой и убеждают: недостаточно понять, что существует Бог – нужно сделать шаг вперед и принять церковь. Потому, что топчущийся на месте человек никуда не придет. Эти мои слова странно читать людям, вынесшим свою веру из детства. Но они понятны многим моим
ровесникам-технарям, которым всю жизнь было комфортнее в материалистической системе взглядов, но которых жизнь убедила в существовании Бога. Им шагнуть к церкви непросто, но этот шаг исцеляет, а значит – будет сделан. И не только ради жизни вечной, но и ради сегодняшнего душевного благополучия. Нужно принять церковь, и тогда будут силы улыбаться и жить продуктивно.
Вот так я снова получила чудесный рушник, на этот раз он совсем особого рода – из тех, какими обрамляют иконы. Совсем скоро у нас должен родиться внук, поэтому в нашем доме,
построенном еще моим прадедом, сейчас ремонт. Он в той фазе, когда все сдвинуто со своих мест, сразу не найдешь того, что ищешь – и чем-то напоминает ситуацию в стране: вот знаешь, что со временем все станет хорошо, но пока смотреть по сторонам страшновато. Твердо знаю одно: репродукции чьих картин украсят наши обновленные стены. Хочу, чтобы у нашего внука как можно раньше состоялась встреча с Родиной и православием – встреча, определяющая судьбу.