Гордыня - мать всех пороков!

Ольга Савва
Кто-то считает: достаточно иметь Бога в душе, не задумываясь особенно, что он имеет в виду, так как к самой вере такое представление не имеет никакого отношения. Оно и понятно. Люди, рождающиеся на Земле, имеют разные точки зрения на все и вся. Их суждения зависят от уровня общего развития и восприятия мира.

«Вера – дело добровольное, - рассуждает иерей Василий Вольский, настоятель Свято-Троицкой церкви, - и нельзя заставить человека насильно верить в Бога! Доказывать кому-то, что Бог есть – бесполезно, а вот рассказывать о Боге надо… Приди, соприкоснись и увидь истинную веру в Бога». И еще. «Православие – есть кратчайший путь к Богу!», - убежден отец Василий.

Главный из смертных грехов

- Почему считается, что гордыня – это самый большой грех?

- Так считает православная аскетика (наука о спасении). Потому что отец этого греха дьявол – некогда самый светлый ангел, захотевший стать равным Богу. Ведь Бог не насилует нашу свободу, предлагая выбор. В этом и заключается высшая Его любовь. Затем этим грехом был соблазнен и Адам. Змей-искуситель пообещал человеку, что если он съест запретный плод, то станет Богом. В ангельском и человеческом мирах первый грех – гордыня. Святые отцы называют этот грех матерью всех пороков, «семенем сатаны».

- Каких именно? 

- Всех… Возгордившись, человек впадает сразу во все грехи! На вопрос, как распознать в себе гордость, лучше всех на этот вопрос отвечают святые. Так, Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет: «Чтобы понять и ощутить его, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воли. Если в тебе рождается мысль – не исправить, прежде всего, ошибку, допущенную другими, а неудовольствие, гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если малейшие неуспехи в твоих делах тебя печалят и наводят скуку и тягость, так что и мысль о промысле Божием, участвующем в наших делах, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия у других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних тебе грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны скромные замечания о твоих недостатков, а похвалы о небывалых достоинствах для тебя приятны и восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко…»

- Что можно добавить еще для распознания в себе гордости?

- Об этом опять же, говорит архиепископ Нижегородский Иаков: «…разве только то, что, когда на человека нападает страх…» Страх – это тоже проявление гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Гордая душа – есть раба страха. Уповая на себя, она боится слабого звука твари или самих теней».
Образ крайней гордости состоит и в том, что человек ради славы лицемерно показывает те добродетели, которых в нем нет.

- Если обобщить сказанное, какие сопутствующие гордыне грехи можно назвать?

- Лицемерие, тщеславие, превозношение, самомнение, зависть, осуждение, властолюбие и т.п. Крайнее состояние – бесовское обольщение. Самое страшное состояние и самое большое несчастье для человека в земной жизни – прелесть.

- Прелесть?! Не понятно! В русском языке слово имеет положительный оттенок, например, прелестное дитя.

- Да. Но в святоотеческой письменности это слово имеет крайне отрицательное значение…
Это слово часто употребляется в словосочетании «прелесть бесовская». Пре/лесть/ – высшая степень лжи. Обладая таким качеством,  человек попадает под влияние демонических сил. По мнению святых отцов, первая степень прелести – это мнение или самомнение, по-другому его еще называют «дмение», отсюда произошло слово «надменный». Человек складывает о себе мнение: о достоинствах, заслугах, наградах и т.д. Причем, гордыня и тщеславие – сильнейшие страсти, которые не могут распознать в себе не только упорно отказывающиеся от Бога, веры, хождения в храм, но и добродетельные люди. Почему?
 
Ведь даже у человека, творящего добрые дела, помогающего бедным, несчастным, нуждающимся, может возникнуть гордыня, так как после содеянного появляется чувство удовлетворения, к которому обычно примешивается тщеславие: «Вот какой я хороший, какой замечательный!!!»

Эти страсти, повторюсь, распространяются одинаково на верующих и не верующих. Так, творящий молитвы, может в душе хвалить себя за то, что занимается богоугодным делом…
Тщеславие – очень тонкое чувство, которое закрадывается или появляется в душе. Человек приписывает все достоинства себе, закрывая собой Бога и забывая о том, что без Божией помощи мы и минуту прожить не можем.

Не делай добра, не будет и зла?

- Благими намерениями вымощена дорога в ад! Изречение лишь подтверждает, что не все то, что мы считаем добрым, на самом деле таковым является. Что ж тогда, не совершать вообще добрых дел? 
      
- Добрые дела совершать нужно, но как сказал Христос: «Делай так, чтобы левая рука не знала, что делает правая»

- Иначе сказать, делай добрые дела, не задумываясь?

- Задумываться надо, так как нет добродетели без рассуждения. Совершай все поступки во славу Божию. Смысл добрых дел обращен к Богу, а не к нашей славе.
 
- Есть еще одно изречение: «Не делай добра, не будет и зла!»

- В этой пословице есть доля правды. Оно верно в том смысле, что ни одно доброе дело не обходится без испытания или искушения. Любому делу оно либо предшествует, либо приходит после свершения дела. Потому что враг человеческий не дремлет.

Примеров в жизни очень много... За добрые дела можно поплатиться и жизнью. Но в данном случае будет спасена душа убиенного человека! Глубокий смысл заключен в том, что человеческая жизнь оценивается с точки зрения вечности, а не по земным меркам.
    
Если вернуться к гордыне, то люди в миру не чувствуют ее, считая, что такого греха у них просто нет!

- Возможно это отголоски воспитания, когда с детства внушают, что человек – кузнец своего счастья, повелитель мира?

- Да. Ты должен быть лучше всех: учиться, добиваться успехов и неважно какими средствами, быть красивее, быстрее и т.д. Таким образом, гордыня взращивается с самого рождения. Соревновательность, состязательность и т.д. А вот святой Тихон Задонский говорил, что жизнь христианина проходит не от победы к победе, а от падения к падению.
Видимо, если Господь попускает падение, то таким образом лечит от гордыни. У человека появляется смирение, приходит понимание того, что он не лучше других. Это своего рода страховка от совершения более тяжких и грубых грехов. 
Замечу, что гордыней обладают в большей степени те люди, которые не знают себя!

- А Вы знаете себя? Согласитесь, что очень трудно знать о себе все или знать себя?

- В полной мере, наверное, не знаю, ведь познание себя – это дело всей жизни. Если человек живет по заповедям Божиим, причем во всех обстоятельствах жизни (ведь вера – это верность Богу!), то он застрахован от каких-либо больших падений.

Заповеди даны нам для того, чтобы мы гармонично жили в мире с Богом, со своей душой, с другими людьми!