И туалеты никак

Сергей Мехреньгин
Из сборника "Любовь по пятницам".


Посвящается Всемирному Дню туалетов.

   Биде, биде, биде...
   Французский шарм, либеральная ценность, жизнь с удобствами.
   Туалеты-люкс, туалеты-концепт и... туалеты – никак.
   В смысле – нечем. Со свечой ищи, с прожектором шарь, но бумаги в данном общественном месте – не сыщешь.
   О биде уже не говорим, это как бы из другой жизни, почти с другой планеты.

   ...Провинция. Глубинка. Заглянем-ка, господа-товарищи, в местечко с горделивым статусом районный центр. Назовём его, к примеру, Любытино.
   Вот новое здание Сбербанка. Неподалёку от него восстановленный храм величественно красуется на берегу реки. А на флагштоках возле районной Администрации развеваются флаги.
   Картина, достойная кисти живописца!   
   Солидно. Пристойно. По всем внешним признакам.
   Но... что это?..
   Междугородний рейсовый автобус, следующий по новгородчине в Санкт-Петербург (!), останавливается на местной автостанции. И тут, совсем неподалёку от флагов любытинской Администрации кочующий народ спешит заглянуть в туалет – один из тех, традиционных, которых народная молва обычно причисляет к «удобствам во дворе».
   А туда, в «удобства», только заглянуть и можно, если не стошнит от одного взгляда на оные. Поэтому пассажиры, кому особо невтерпёж, призвав свои разведспособности, свою нужду в других местах справляют – несколько позади формального отхожего места.
 
   Но этого мало!
   Взгляните: куда это продвинутая ребятня, дымя сигаретками, наперегонки из школы бежит? Да прямиком, без билетов – на уличное шоу транзитных пассажиров. Там, позади формального "М/Ж". Оно как раз в разгаре.
   Вот где риэлити, столичным шоу-бизнесом не охваченное!
   В некотором смысле и правда – мало что меняется, господа-товарищи. Там, где тропа от иностранных башмаков не остывает, там – «пажалста, всё для вас».
   Сойди чуть с тропы той отшлифованной в сторону, так – «накося, выкуси». Они, мол, привыкшие, им и положено. А вас тут по-прежнему "не стояло".
   Они, конечно, иностранцы. А мы? По-прежнему – засланцы?..
   Не отсюда ли, не из таких ли мест, как Любытино, ширится признание: далеко нам до Европы, нам роднее – Азиопа? И добавим: с грязной .опой.
   Предвижу, господа-товарищи, вы скажете на это: мол, налицо и с тыла – самодостаточность местной власти. Наверное, так, не без этого. А, между прочим, описанные «удобства» всего-то в 300-х км от «культурной» столицы и немногим более от столицы белокаменной…
 
   Но провинция не знает границ. По крайней мере, у нас. И черты наших с вами провинциальных нравов мы легко находим под сводами столичных дворцов, стадионов и прочих массово посещаемых мест.
   Вот друг-поэт строкой о том же:
          «И долго вас искать не надо,
          Вы в мегаполисах видны –
          Провинциалы Ленинграда,
          Провинциалы из Москвы...» (с)
   ...Большой Кремлёвский Дворец. Ну, оч-чень почтен-ное собрание. И дискуссия очень важная: вступать России в ВТО или не стОит?
   Приходишь в туалет, и сразу становится ясно: не стОит. С грязной .опой - не стОит.
   Да потому что и там, в Кремле – бумаги нет! И не надо ехать в провинцию, от туалетной безысходности слёзы лить, если и в Кремле – нечем.
   Переносимся в «культурную» столицу.
   Юбилей знатно справили, помним, как отгремел. И внешние приличия соблюдены, и гости довольны. Словом, знай наших, с невских берегов!
   Но загляните в кузницы культурных кадров вскоре после юбилея – мало не покажется. Да-да, всё та же проблема, господа-товарищи, всё та же...
   И будут ли нас уважать в мире, если при всех наших видимых достижениях и внушительном количестве доморощенных олигархов, повсеместно, по-прежнему – «нечем»?..
   И что нам до Всемирного Дня туалетов!
 
   ...Один мой знакомый до пенсионных лет в науке подвизался, а в новейшей истории – во славу спортивной молодости – начал по «культурной» столице курьером бегать, пакеты по офисам разносить.
   В разных местах побывал, многое повидал – хоть книжки пиши. Как сказал бы классик эстрадного пулемётного каламбура, – «в театр осталось сходить». Для всей полноты представления о жизни.
   Так вот, и экс-научный курьер, играя словами, об отхожих местах нашей неповторимой действительности как-то, при случае вспомнил. Ведь не может не поражать: даже в издательстве, что выпускает солидный журнал в глянцевой обложке, печатая его в своей же типографии, – всё та же бумажная безнадёга, если курьеру, либо ещё лицу какому, по принадлежности значения не имеет, в «нули» заглянуть случится.
   Между тем, отгадать, на каких престижных иномарках хозяева заведения ездят, к бабке ходить не надо – вон они, у подъезда теснятся, почти копытом бьют от стронга своего могучего. И приличие внешнее соблюдено, не извольте сомневаться. Но на поддержание приличия внутреннего у бедных новых русских всё не достаёт, сколь по сусекам ни скреби.
   Не хотят они понять, господа наши новые, что и простой печатник, и курьер залётный (в данном случае – с учёной степенью курьер!) вправе рассчитывать на достойную жизнь и условия быта, более человеку подходящие.
   Не создаёшь таких условий – себя позором покрываешь, на какой бы раскрутой иномарке ни ездил, в каком бы персональном «концепте» ни сидел.

   ...Да, не все у нас – кандидаты научные, а уж тем более – доктора. Но картин непристойных в нашем «культурном» городе – в изобилии, независимо от своего статуса наблюдать можно. Как сказанул бы в сердцах один мой бывший начальник, такое – «сквозь и рядом».
   То, что рядом, сомнения нет – на каждом шагу, без стеснения. И то, что сквозь – тоже. Потому что, сколько ни ставь, к примеру, кабинки биотуалетов, возле станций метро или в каких иных местах, иные наши сограждане всё одно – по старинке, «в лопухи», да в подворотню. То-есть, рядом с собаками, сквозь землю и асфальт своё жидкое с нетерпением сливают. То есть, по-собачьи.
   О подъездах общего доступа уже и не говорим. На их дверях, без сомнения "М/Ж" можно написать, ошибки не будет. И без противогаза туда не всем войти по силам.
   На пиво-тоники денег находим, а на кабинку отдельную, чтобы по-человечески нужду справить, – жалко. «Лопухи» нам роднее, «лопушистая» жизнь – тоже. По-собачьи, по-кошачьи. По-человечески – себя не помня.
   И пусть театр начинается с вешалки – не все в этой жизни туда попадают. А вот салфетки на столах и то, что касается выше обозначенных мест общего пользования, – от этого нам, господа-товарищи, никуда не деться. Если мы, конечно, хотим положительно отличаться от постояльцев скотного двора. Времена меняются, но правила приличия – никто не отменял.
   А то ведь обидно! За самих себя, знаете ли, обидно. Ведь так хочется, чтобы и столица культурная – без кавычек, и страна Великая – тоже без них.
   ...И не надо лишних слов о биде! Без биде обидно...
 
---------------------------------
* Впервые было опубликовано на сайте kozma.ru

Фото - с сайта rils.ru, с доработкой автором текста.