Сталинград

Николай Стародымов
ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ
Малоизвестные страницы величайшего сражения Второй мировой войны
Николай СТАРОДЫМОВ
Сколько уже сказано, сколько написано о грандиозной битве на Волге, развернувшейся летом 1942 – зимой 1943 годов! А тема по-прежнему остается неисчерпаемой!
Общеизвестно, что Сталинградская битва началась после катастрофы, постигшей Красную армию под Харьковом. В сторону Волги устремились соединения группы армий «Б», которой командовал генерал Максимилиан фон Вейхс.  На направлении главного удара наступала 6-я армия генерала Фридриха Паулюса. Противостояли им войска Сталинградского фронта. О том, насколько тяжелым было положение фронта, говорит хотя бы тот факт, что за три месяца оборонительных боев здесь сменилось три командующих!
Наступавшие гитлеровские войска по численности личного состава и в техническом обеспечении по всем показателям превосходили нас. Особенно это соотношение было контрастным в авиации – люфтваффе могли поднять в воздух в три раза больше машин, чем «сталинские соколы». В условиях открытых степных просторов это обстоятельство давало   вермахту грандиозное преимущество.
И все же… В противостояние армий привмешивался немаловажный фактор – психологический. За минувший год Красная армия научилась воевать, она сорвала гитлеровский план «молниеносной войны», она нанесла противнику поражение под Москвой. Да, мы отступали, да, мы терпели поражения. Поражения – но не разгром! Мы отступали, но не бежали. И в этом было коренное отличие от событий годичной давности.
И еще. Эвакуированные на Восток промышленные предприятия работали все более эффективно, военное производство давало фронту все больше продукции. В войска поступали новые образцы техники и вооружения. В окопы приходило пополнение, прошедшее какую-никакую военную подготовку, такого положения, когда бреши в линии фронта латались наспех сформированными плохо вооруженными неопытными бойцами, уже не было.
Несколько цифр. В 1942 году промышленность выпустила 24.668 танков, что в 3,7 раза больше, чем в 41-м. Германия за тот же период произвела лишь 9300 бронированных машин, при этом надо учесть, что половина из выпускаемых советских танков была Т-34, которые по основным боевым показателям превосходили немецкие. А в январе 1943 года танковый парк Красной армии увеличился по сравнению с предвоенным в 4,5 раза.  В тяжелейшем 42-м было произведено 3237 реактивных «катюш». За год почти вдвое увеличился выпуск орудий и пулеметов, втрое – 120-мм минометов. И еще. Выпуск промышленной продукции в 1942 по сравнению с 1940 годом возрос: на Урале в 5 раз, в Западной Сибири в 27 раз, в Поволжье в 9 раз… Думается, и этих фактов достаточно.
И все же немцы в тот момент на Сталинградском направлении были еще сильнее. Основной удар 170-тысячной группировки пришелся на 62-ю советскую армию, насчитывающую 50 тысяч человек. 23 августа гитлеровцы  вышли к Волге севернее и южнее города. Это стало единственным конечным пунктом, который был достигнут во исполнение плана «Барбаросса». Сегодня военные историки заносят в число ошибок Гитлера то, что он начал штурм Сталинграда, втравив свои наиболее боеспособные войска в жесточайшие уличные бои, которые, в конечном итоге, их и перемололи. Впрочем, чего ж я так? Не уличные бои как таковые, а мужество и беззаветная отвага наших дедов в тяжелейших условиях, своей кровью загасили наступательный порыв лучших на тот момент ударных группировок врага. С июля по ноябрь гитлеровцы в этом сражении потеряли 700 тысяч человек, наши потери были вполне сопоставимы с этим чудовищным числом потерь – около 644 тысяч человек.
Сталину много чего можно поставить в вину. Но нельзя отказать ему и в ряде качеств, без которых немыслим выдающийся государственный деятель. В данный момент речь идет о том, что Сталин умел делать выводы из собственных ошибок. Отдавая приказ о том, чтобы город его имени отстоять любой ценой, он допускал, что город может пасть.  И принял соответствующие меры.
Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для Советского Союза. В те годы основным источником нефти для страны являлся Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, являлась Волга. Потерять контроль над рекой означало бы лишить двигатели топлива, промышленность сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла… Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград и Баку.
В этих условиях Сталин принял решение заблаговременно создать стратегический запас нефти севернее Сталинграда. С этой целью вдоль Волги и ее левых притоков попросту перегораживали овраги и балки дамбами и перекачивали в эти «резервуары» доставляемое танкерами жидкое углеводородное сырье (такие хранилища называли просто – «нефтеямы»). 
Параллельно было принято решение о строительстве железной дороги вдоль восточного берега Волги. Это случилось еще летом, когда, казалось бы, фронт от Сталинграда был очень и очень далеко.
Следует отметить, что еще осенью 1941 года едва не были расформированы железнодорожные войска. Их существование отстоял начальник Управления военных сообщений генерал-лейтенант Иван Ковалев, который не побоялся противопоставить свою точку зрения самому Мехлису – и Сталин принял его сторону. Теперь железнодорожные войска ох как пригодились! Готовые рельсовые секции доставляли с начавшего строиться БАМа, воины-железнодорожники и мобилизованные рабочие укладывали их вручную – техники не хватало. Темпы строительства были небывалыми – до 10 км в сутки. И в результате титанической работы уже к осени по новой ветке пошли эшелоны. На север они везли нефть, а из центральных и восточных районов страны – пополнение, технику, оружие.
И это еще не все! Ведь нефть нужно было доставить из Баку! Русская смекалка не подвела и тут. Цистерны с нефтью попросту спускали в море, где их вплавь (нефть ведь легче, чем вода!) буксировали к портам Махачкалы и Красноводска.
Уникальное по техническому исполнению сооружение создали наши умельцы в районе Астрахани. Чтобы железнодорожные эшелоны могли преодолевать широченную Волгу, в ее низовьях был построен наплавной мост. Впрочем, что значит «построен», что значит «мост»?.. Сцепили между собой баржи, проложили по ним рельсы – и поезда пошли. Под тяжестью локомотивов и вагонов баржи проседали, «нитка» прогибалась под напором течения… В этих условиях как от воинов-мостовиков, так и от железнодорожных бригад требовалось высочайшее мастерство. И мост жил, выполнял свои функции!
Окружение и ход уничтожения группировки Паулюса в нашей литературе описаны довольно подробно. Однако нелишне было бы акцентировать внимание на том, насколько изменилось за полгода соотношение сил на Сталинградском направлении. По численности войск и количеству самолетов был примерный паритет – превосходство Красной армии было незначительным. Зато по артиллерии мы превосходили врага в полтора раза, по танкам более чем в два. За это – низкий поклон тылу!
23 ноября кольцо вокруг группировки Паулюса замкнулось. Не вызывает сомнения факт, что поначалу никто из гитлеровского руководства не мог предвидеть размера катастрофы. Паулюс получил команду продолжать штурм Сталинграда, а на прорыв кольца были брошены танковые группировки генералов Германа Гота и Эриха фон Манштейна – операция носила названия «Зимняя гроза» и «Удар грома» и началась она 12 декабря. Однако столь громкие названия не помогли – танковые клинья увязли, не дойдя полусотни километров до окруженных. Причиной стал следующий этап советского наступления – в сторону Ростова-на-Дону. Если бы задачу-максимум удалось выполнить, в «котле» оказались бы и войска, рвавшиеся к бакинской нефти, что сделало бы для Германии катастрофу еще более страшной. Советское наступление удалось остановить ударом во фланг танковыми дивизиями Манштейна, однако и о вызволении из окружения группировки Паулюса речи уже не шло. 22 декабря Гитлер приказал операцию прекратить. С Северного Кавказа спешно отводились войска, еще вчера рвавшиеся к Каспию и установившие флаг со свастикой на вершине седого Эльбруса. Окруженные теперь были попросту обречены.
И вновь цифры и факты. Пунктуальные немцы 8 декабря скрупулезно определили паек для попавших в окружение войск. Список подробно перечислял причитающееся солдату довольствие: 200 граммов хлеба, 120 граммов свежего мяса – и так вплоть до трех сигарет или одной сигары в сутки. Однако уже к 26-му запасы окруженных закончились. Обеспечение группировки всем необходимым было возложено на люфтваффе и лично на Геринга. Однако гитлеровская авиация уже не имела подавляющего преимущества в небе. Вмешивался и погодный фактор. В результате из 300 тонн грузов в «котел» попадало только 95! Причем, далеко не весь этот груз был столь уж необходим голодным и завшивевшим солдатам вермахта. На прорвавшихся в «котел» «юнкерсах» доставлялись подворотнички, кровельный толь; а как-то на двух «транспортниках» привезли четыре тонны майорана и перца!.. В результате уже 17 декабря появились первые доклады о смертях от голода. В землянках обозленные солдаты вешали фотографии Геринга с вырезанной из газеты фразой: «Со снабжением дела будут идти все лучше!». В доставляемых из «котла» письмах, осевших в закромах цензуры, сквозит полная безысходность. В них отчаявшиеся солдаты кощунствуют против Бога, освобождают от клятв любимых женщин, ругают Гитлера и генералов, рассказывают о счастье, которое испытывали, найдя замерзшую лошадь…
О военном и политическом значении Сталинградской битвы сказано и написано немало. Напомним о некоторых фактах буквально в нескольких словах. Всего в Сталинградской битве гитлеровцы и их союзники потеряли полтора миллиона человек – четвертую часть всего личного состава, воевавшего на Восточном фронте. В советском плену оказалось 108 тысяч военнослужащих, среди которых 2,5 тысячи офицеров и 24 генерала. По немецким данным в 1956 году в Германию вернулось только 6 тысяч участников Сталинградской битвы. Непоправимый урон понесли люфтваффе – по официальным данным немецких историков было потеряно 495 самолетов (в частности, был уничтожен каждый второй транспортный самолет), убито или пропали без вести около 1000 летчиков и 7223 наземного персонала. По советским данным гитлеровцы потеряли до двух тысяч танков и три тысячи самолетов. Наши потери, опять же, по советским данным, составили 1,1 миллион человек, 4341 танк, 2769 самолетов. Впрочем, оговоримся сразу: скорее всего, реальные потери отличаются и от тех данных, и от других. Просто констатируем: потери были ужасающими с обеих сторон.
Что касается самого Сталинграда, то он являл собой сплошные руины. Из 600 тысяч человек, которые тут проживали к лету 1942 года, погибли, были расстреляны гитлеровцами и угнаны в рабство более 110 тысяч (немецкие данные). Эвакуировано  на левый берег 120 тысяч (советские данные). В городе к моменту окончания сражения осталось около 30 тысяч мирных граждан. Подводит математика? Логика подсказывает, что число уцелевших сталинградцев примерно верно, число эвакуированных тоже – какой-никакой учет их велся, хотя бы по количеству сутодач и примерной вместимости  плавсредств. Следовательно, лукавят гитлеровские источники – более полумиллиона мирных людей стали жертвами этой бойни только в самом городе. Остается добавить, что от 42 тысяч домов в городе остались только фундаменты.
18 февраля в берлинском Спортпаласте состоялась встреча министра пропаганды Рейха Геббельса с общественностью. Именно там впервые прозвучало выражение «тотальная война». Речь Геббельса была встречена такой овацией, что министр записал в своем дневнике о восторге своих сограждан: «Вот он, час идиотов!». Получив такую поддержку народа, в  армию начинают призывать 15-летних мальчишек. В Германии закрываются рестораны, гостиницы, торговые и промышленные предприятия, на которых производятся предметы роскоши – все высвободившиеся руки направляются на оборонные предприятия или в маршевые роты. Это была еще не агония – только первые предвестники ее.
…Впереди еще была кровавая мясорубка под Курском. И все же именно от Сталинграда война покатилась на Запад.
Вечная слава вам, сталинградцы!