Эссе Для кого Смешарики?

Инна Димитрова
                Эссе «Для кого «Смешарики»?

Марк Твен написал своего «Тома Сойера» не для детей, а для взрослых. Так же и шведская писательница Астрид Лингрен своего Карлсона сочиняла для людей своего возраста. Почему же их переместили в детскую литературу? Не всем взрослым понятно в силу их сильного закрепления в своих стереотипах? Или соприкосновение с детством настолько откладывает отпечаток, что всё воспринимается через призму детского мировосприятия, которое, по большому счёту, чуждо взрослым…
Поскольку увлечённость детьми мультиками  позволяет и родителям приобщаться к детским  интересам, так и мне приходилось поневоле ознакомляться со многими из современных образцов мультипликационного творчества… И на их фоне приятным исключением стали «Смешарики».
После каждого просмотра очередной серии мультика «Смешарики» остаётся смутное грустное ощущение от несовершенства мира или… всего лишь от нашего представления об этом мире?
А сколько интересных идей и глубоких наблюдений можно почерпнуть из  вроде внешне незамысловатых сюжетов! Что уж тут говорить – каждый видит лишь то, что позволяет себе увидеть…

Что лучше – быть бесконечно преданным идее (например, науке) или же бросится в настоящее неизведанное, открывая в себе мир и cебя в настоящем мире, не соответствующем представлениям кого бы то ни было?  Серия «Не может быть» -  Лосяш, как представитель науки, отметает всё, что не укладывается в стандартную систему представлений науки, а потому лишает себя удивительных тайн, которые окружают нас… В итоге он не может справиться с вопиющей разницей окружающего и представления науки о нём и вырубает этот «сорняк», который излучал ночью сильный свет и звуковые волны, похожие на музыку венских классиков, создавая у наблюдателей ощущения счастья. Копатыч говорит, что сорняки не научны, но что это за наука, если что-то она принимает, а остальное отвергает? И Лосяш грустно включает запись мелодии, которую излучал этот «сорняк», поскольку понимает, что по уму этого не может быть (не укладывается в привычную картину мира), но душа жаждет гармонии и истины, не удовлетворяясь безжизненными ограниченными научными представлениями на мир…

В серии «Реалист» Лосяш стал спорить с Кар-Карычем на счёт реальности и её отражении  в картине, требуя от Кар-Карыча, чтобы тот рисовал всё, что есть, а не только то, что хочется. На что крылатый художник ответил, что  он нарисовал свою реальность, а ты рисуй сам как хочешь, в итоге Лосяш в перфекционистском порыве соблюдения полной реальности стал освещать дом, гамак, кусты и от замыкания всё сгорело. Таким образом, даже Лосяш не смог отразить ту реальность, поскольку она изменилась от его воздействий  и все предъявления Кар-Карычу нового шедевра привели лишь к смеху – ведь чрезмерное желание соответствовать видимому реализму легко может привести к печальным последствиям и полному изменению этой самой видимой реальности! «Какой удар под дых от реальности!»

Лосяш часто твердит «Это не научно» (например, в серии «Метеорология») сначала всё спорил с Кар-Карычем, который тут же разогнал дождь (хотя  должен был идти по научным результатам ещё 48 часов) с помощью шаманского бубна, а потом сам стал  записывать за Кар-Карычем к какому богу  (Лунному Ворону или Огненному Зайцу) обращаться и в какой руке держать бубен. Ведь метеорология – точная наука, но на 50%, а шаманизм не точная наука, но зато абсолютно действенный.

 А какой мир на самом деле? Научный взгляд – это одно, а настоящий мир – другое! Вот и Крош с Ёжиком решили доплыть до края моря, чтобы доказать, что Земля не круглая, а стоит на слонах и китах – серия «Край Земли».  «Так не может быть, потому что так НЕ ИНТЕРЕСНО!» - заявил Крош, и вот так случилось, что они доплыли и увидели край и как сливается вода за этот край, но фотоаппарат упал за борт лодки и как докажешь остальным смешарикам? «Нам не поверят!» - сказал Крош. А почему, если они сами видели, а потому, что в обществе существует определённая парадигма (взгляд, который не докажешь абсолютно, а потому остаётся лишь принимать на веру) и все без поиска доказательств  просто воспринимают её как данность. Это называется картина мира, заменяемая сам мир.

Эта же картина мира даёт о себе знать в серии «Большие гонки». Мы на всё смотрим через привычные представления и стереотипы. И даже когда Нюша с Барашем смогла выиграть гонки, поскольку только они доехали без проблем до финиша, а все остальные разбились, то просто не заметила кубка на финише, посчитав, что все остальные просто не дождались самого тихоходного устройства во главе с Нюшей и Барашем. И лишь те, кто изначально были настроены на победу, но разбили свой гоночный автомобиль и были подвезены Нюшей, Крош и Ёжик, спрыгнули с велосипеда и, добежав до финальной ленточки, получили вожделенный кубок победителей.

 Бараш в «Смешариках» - поэт, но в серии  «Марафонец»он стал бегать чтобы «переключить внимание» по совету Совуньи. Все думали, что это преходяще и после кучи километров он напишет кучу стихов, но оказалось, что Бараш стал олимпийским чемпионом, а стихи стали для него стали лишь заполнением перерывов между бегом. Вот так и оказывается, что занимаешься всю жизнь вроде бы любимым делом, а тут оказывается, что это не твоё призвание. Не стоит бояться изменить свою жизнь, поскольку новый опыт дарит новые возможности и раскрывает новые стороны личности и души. Хотя и вызывает непонимание или недоумение у окружающих, у которых сложилось определённое представление о вас сообразно своему опыту и своим представлениям… Тогда и возникает вопрос – что же мы такое и стоит ли поддерживать мнение у окружающих о нас или свежим ветром нестись по простору бескрайней жизни в радости и с интересом?

Время подумать о вечном… а нужно разгребать мусор… Как же хочется не убираться!  И Лосяш с Пином решили создать прибор, который сам бы всё убирал, а им можно было спокойно созерцать природу и думать о вечном в серии «Пылесос» - но, видно, Лосяш был явным перфекционистом  и намудрил с программой, и в итоге пылесос стал сосать сам себя и взорвался, а грязи и мусора, соответственно, стало гораздо больше… Вот и получается, что легче убрать всё руками, чем доверять всё технике, а потом сильно от этого страдать, убирая ещё юольше. К чему и идёт современная цивилизация… Разве не повод задуматься?

Раз попробовав жомолиственное дерево, уже невозможно оторвать беднягу… Но Лосяш заинтересовался – что это за дерево и если бы оно не было не вкусным, то его не стали бы запрещать… И попробовал… В итоге он пристрастился, гадость ужасная, но отказаться невозможно. Не напоминает ли всё это кофе или сигареты? И сколько таких привязчивых и мерзостных наркотиков в современной жизни?

Как часто вы ощущали на себе тиски «правильно» или «так нужно»? И Смешарики порой страдают от этого – например, Нюша  в серии «Путь в приличное общество» любит свистеть, а Лосяш ест много при чтении, но табу «свистеть – не будет денег» или «в приличном обществе не свистят» в устах Совуньи звучит как приговор. Но как избавиться от вредной привычки? Два года не смеяться совсем, как Совунья, прежде громко смеявшаяся?  Постоянно себя наказывать за очередной позыв так или иначе? И Нюша решила не «заморачиваться» и насвистеться вcласть, что похвально, поскольку сдерживание и подавление своих желаний, эмоций не приводит ни к чему хорошему (если это не вредит другим), а развиваются как психические, так и физические отклонения от здоровья…

Может ли герой быть одновременно и причиной несчастья, то есть злодеем? По идее нет, но в жизни не так всё однозначно! В серии про водные процедуры сам Крош стал причиной внезапного наводнения, принёсшего большие хлопоты нескольким смешарикам, но  в то же время помог всем остальным спастись от утопления. Конечно, его стали хвалить и превозносить, но Ёжик просто сбегал и остановил «водные процедуры», что и собирался сделать сразу после купания, но тогда Крош отмахнулся как от ерунды, которая в итоге обернулась бедствием. Конечно, поступок Кроша похвален, но он всего лишь исправил то, что натворил. Героизм ли это?