Эквилибриум

Кузнецова Ирина
"Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным".
Лукреций

Человеческие чувства - в таких простых словах заложен огромный, глубочайший смысл. Я осознала это в полной мере, когда посмотрела фильм "Эквилибриум".
Вообще-то в первый раз, и то мимоходом, я увидела его года три назад, но особого внимания не обратила. И вот, не так давно, я наткнулась на рекламу этого фильма по телевизору. Решила пересмотреть.
Во мне перевернулось в с ё.

Для начала, чтобы было понятнее, я скажу, о чём рассказывает фильм.
Согласно сюжету, действие происходит в недалеком будущем, в вымышленном городе Либрия. Практически весь мир лежит в руинах после завершения третьей мировой войны. Причиной всех человеческих проблем объявляются эмоции как разрушительная сила, способная погубить человечество. С целью их подавления начинается массовое производство препарата «Прозиум», который подавляет человеческие эмоции. Также принимается решение уничтожить все произведения искусства, оставшиеся в мире, и всё, что способно вызывать эмоции. Однако люди, несогласные с данным мнением и отказывающиеся принимать прозиум, начали устраивать массовые побеги в незаселенные пустоши, которые остались после военных действий третьей мировой, а также скрывать многочисленные картины и книги от уничтожения. Для подавления сопротивления была создана организация «Тетра-Грамматон», в задачи которой входит поиск так называемых «эмоциональных преступников» — людей, прекративших приём прозиума.

Главный герой по имени Джон Престон занимает пост Клерика Грамматона первого класса. Его напарник Эррол Партридж совершает «преступление категории указ 991» (эмоциональное преступление). Престону приходится собственноручно казнить сослуживца. Перед смертью Эррол читает стихотворение:
Но я — бедняк и у меня лишь грёзы;
Я простираю грёзы под ноги тебе;
Ступай легко, мои ты топчешь грёзы.
Эти слова что-то меняют в Престоне. Он вспоминает свою жену, которую казнили (кремировали) за то, что она испытывала эмоции. Последними её слова были: "Помни меня!". В Либрии всех преступников сжигали заживо.

В дальнейшем в Джоне всё больше пробуждаются чувства. Он случайно разбивает ампулу с прозиумом (препарат, подавляющий эмоции и обязательный к приёму для каждого жителя Либрии), человеческая сущность берёт верх над препаратом и позднее он переходит на сторону Сопротивления, которым руководит некий таинственный человек под именем или псевдонимом «Юрген». Лидер Сопротивления предлагает Престону убить Вождя (Отца), что станет сигналом ко всеобщему восстанию против режима Тетраграмматона.

Тем временем Престон влюбляется в подсудимую Мэри О’Брайн. После её казни он не в силах удержаться от слёз, и Престона арестовывает его напарник Брандт. Брандт ведет Престона к вице-канцлеру Дюпонту, однако Престону удается убедить Дюпонта в своей невиновности. Затем Престон и повстанцы из сопротивления предпринимают провокацию с целью получить возможность Престону встретиться с Вождем. Для этого Престон арестовывает предводителей сопротивления. Как и было обещано, Престона начинают готовить ко встрече с Вождем, но не пройдя тест на Детекторе, Престон неожиданно узнаёт, что его просто использовали для разоблачения Сопротивления, что Вождь давно умер, а реальная власть принадлежит вице-канцлеру Дюпонту и клике Клериков Грамматона, которые давно совершили эмоциональное преступление.

Престон устраивает настоящее побоище, в ходе которого расправляется с ними. В Либрии происходит революция. Повстанцы массово расстреливают оставшихся солдат Тетраграмматона и взрывают фабрики прозиума, тем самым прекращая его производство и потребление.

Этот фильм знаменателен уже одним своим сюжетом. Спецэффекты - необычные, захватывающие, оригинальные. Но всё же главное достоинство "Эквилибриума" - это с м ы с л.

Люди, лишённые чувств, - уже не люди.

Эта идея лежит в основе всего фильма.
Во благо людей создаётся препарат, лишающий эмоций, а значит, согласно идеологии консулата, люди перестанут разрушать и начнут строить. Не будет войн, не будет разорения. Люди будут жить в мире и согласии.
Но ради этого им придётся отказаться и от самых лучших и светлых чувств - любви, радости, счастья. Это оправданная жертва, которая приведёт к расцвету цивилизации.

Весь фильм доказывает нам обратное.

Ничего в этом мире не стоит того, чтобы отказаться от чувств. Люди, которые это сделали, построили империю. И она развалилась оттого, чтоб была построена на искусственной основе, не на природной. Ведь чувства заложены в нас природой, а значит, всё противоестественное ей будет нести хаос и разрушение в конечном счёте.
Империя, основанная на беспрекословном подчинении людей, достигаемое с помощью лишения их чувственной стороны, рушится в одно мгновение, как карточный домик. Нет в мире ничего сильнее человеческих эмоций, и любой, даже самый мощный корабль власти над ними, неизменно разобьётся об их грозные скалы.
Без чувств человек будет руководствоваться только разумом. Разум без проявления чувств есть ложь.

Весь фильм, во многом благодаря блистательной игре главного героя (Кристиан Бэйл), показывает нам развитие Престона от бесчеловечного служителя закона до предводителя революции и освободителя государства. То, как актёр показал возрождение чувств, заслуживает "Оскара".
Когда Престон просыпается и,сдирая плёнку с окна, видит восходящее солнце сквозь пелену косого дождя, заливающее своим золотом город, он начинает новую жизнь. Он начинает ч у в с т в о в а т ь. Признаюсь, я в этот момент просто замерла, надеясь, что потом, в ванной, он не сделает укол. Мои надежды оправдались.
Престон начинает постигать мир о с я з а т е л ь н о. Он дотрагивается до железных перил, передвигает вещи на столе, осматривает комнату на пустоши, рассматривает стеклянный шар с Эйфелевой башней...И слышит музыку. Людвиг Ван Бетховен, девятая симфония. И когда этот ранее бесчеловечный мужчина плачет в полуосвещённой комнате, плачет от это новой ему музыки, вдруг осознаёшь, насколько это всё дорого на самом деле... Музыка, которую нельзя слушать, вообразите себе. Что бы стало, если бы у вас её отняли, вероломно, беспощадно? Что бы в ы делали, если бы в а м запретили чувствовать?
Представьте, что в ы бы никогда не улыбнулись потому, что в а м действительно весело. Никогда бы не заплакали. Никогда бы не засмеялись. Никогда бы не поцеловали любимого человека из любви к нему.
Представили?
Что в ы чувствуете сейчас?

Лично я была в растерянности...И глубоко потрясена.

Престон познаёт и настоящую дружбу и преданность, когда спасает щенка от жестокого расстрела. Когда он хладнокровно убивает человек 20, которые хотели уничтожить собаку (ну и его заодно), а потом берёт с нежностью на руки щенка, вдруг понимаешь, как измучен человек отсутствием эмоций, готовый подарить столько тепла маленькому преданному существу.

Он познаёт любовь: осознаёт, насколько любит своих детей и Мэри, которую не успевает спасти. И на смену светлым эмоциям приходят боль, отчаяние, горе. Они помогают ему восстать против существующих порядков.

Тем не менее, только укротив свои чувства он сможет победить тиранизм. И это - ещё одна из идей фильма. Чувства должны находиться под контролем, иначе они могу стать бедствием...

Очень сильный конец у этого фильма. В лучах восходящего солнца Престон стоит на вершине главного здания города, сжимая в руках красную ленточку - его единственную связь с погибшей Мэри. На его губах впервые появляется едва заметная улыбка...

Есть фильмы, которые меняют нас. "Эквилибриум" - один из таких фильмов. Он изменил меня. я стала по-другому смотреть на мир. После просмотра фильма я случайно наткнулась на одно стихотворение, и именно им мне бы хотелось закончить:

И мед покажется горше соли,
Слеза - полыни степной не слаще.
И я не знаю сильнее боли,
Чем быть живым среди многих спящих...