Воспитать человека

Борис Гуляев-Бегом
      С тех пор, как существует общество людей, постоянными его спутниками
стали  две  основные  задачи: первая – прокормить  и  одеть себя,  и  вторая –
воспитать  человека. Каждое  время  по-своему  решало  эти  задачи. Сегодня
же  их  решение  приобрело особое значение. Оставим в стороне хлеб насущ-
ный  и  поговорим о воспитании.
      Никто не будет спорить  с  тем, что по-настоящему воспитание, формиро-
вание характера  человека  происходит с младенчества до лет десяти-двенад-
цати. Когда  же  человек  достиг  комсомольского возраста, о воспитании его
говорить уже поздно. И только  не  надо себя обманывать и тешить надежда-
ми, что  если  очень  постараться, то можно всё же  что-то  изменить,  попра-
вить. Можно пробудить,  но не изменить. Если  в  душе у подростка действи-
тельно что-то есть,  то  иногда  обстоятельства, ситуации  в  жизни помогают
этому чему-то воскреснуть, распрямиться и  круто изменить жизнь человека,
преобразить  его  удивительно. Человека  в  13-15  лет нужно уже принимать
таким, какой он есть, со всеми  плюсами  и  минусами. Дело  воспитания  те-
перь перешло в его собственные руки. Каким он  будет в  двадцать лет  и  да-
лее, зависит  только от  него, а  точнее, от  всего того, что заложено в первые
годы.
      Всего три-четыре года в жизни  ребёнка  школа может иметь какое-то за-
метное влияние на его воспитание, несколько начальных  классов. Для  шко-
лы  это самый ответственный  период. Однако  эти  годы  омрачены тяжелой
тучей  отчуждения  между семьёй  и  школой. Кто должен заниматься воспи-
танием  ребёнка  прежде  всего и отвечать за воспитание: семья  или  школа?
В школе за  грехи  в  воспитании  детей  винят семью, в семье – школу. Поди
разберись. Все  усилия  школьного воспитания,  говорят  учителя,  идут  нас-
марку, стоит  только ребёнку вернуться в семью; и мы всё же  школа,  задача
наша – давать знания, а не трепать нервы с оболтусами.
      Взаимоотношения  семьи и школы  никогда  не  были простыми.  Но они
иными и быть не могут, пока существует  такое нелепое деление во взглядах
на воспитание, на ответственность. Ведь  ребёнок один, в единственном чис-
ле, он не школьный  в  школе  и  не домашний дома, он человек. Чтобы  пре-
одолеть сложность  отношений  семья-школа, родителям  и  учителям  важно
определиться,  что они  хотят,  каким  они  желают  видеть человека, объеди-
ниться  для  достижения  поставленной  цели. И в этом  как  раз  заключается
особое значение  проблемы  воспитания  сегодня. Кроме того, здесь требует-
ся  нечто более  существенное, а именно, условия. Но об этом  чуть  ниже.
     Новые времена предъявляют к человеку новые требования. Главное требо-
вание к человеку  нынешнего времени, особенно у нас в Союзе, можно опре-
делить одним словом – культура. Культура в самом  широком  смысле слова,
культура во всём: в работе, в отдыхе, в быту, в отношении к природе, во вза-
имоотношениях с людьми и прочее. Бескультурье – наш бич, от  него  сегод-
ня мы  более всего страдаем. У нас есть всё, что  позволило бы  двинуть  раз-
витие общества вперёд быстрыми темпами: люди, ресурсы, желание, но чер-
товски мало культуры. И лишь умелое, правильно поставленное  воспитание
и обучение в органичной  связи между собой способны восполнить её недос-
таток, её страшный дефицит.
      Основы культуры закладываются с первых шагов ребёнка, закладываются
в семье. Именно родители или те, кто был с ним в  первые  годы  жизни, ока-
зывают   решающее  влияние  на  характер будущего  взрослого  человека.  В 
воспитании важно всё,  и ребёнка воспитывает не только кто, но и что. Чело-
века формируют  условия жизни, людское окружение  и  их отношения, при-
рода, занятия. Справедливо, стало быть,  говорить о воспитании  не  прямо, а
через: воспитание  через  человека  или  людей, через  природу, через  искус-
ство, через игру, через творчество  и  т.д. И если  мы хотим вырастить гармо-
нично  развитую  творческую личность, высококультурного человека, то для
начала мы должны иметь гармоничные  условия, культурную среду. Без  них
такой  человек,  при всём  нашем  желании,  невозможен. А о том, что подоб-
ное реально, говорит сама  история. Помните  тех  людей,  которых  ещё  при
жизни называли людьми из будущего?! Эти  люди  как  звёзды,  они вспыхи-
вали, отгорев, гасли, но свет  их  идёт  к  нам  сквозь  века. Им  в  детские го-
ды посчастливилось расти в той  благодатной  среде,  которая  сохранила  их
самобытный талант  и  помогла  ему  развиться. Современное же воспитание
и обучение только губят  индивидуальность, самобытность маленького чело-
века, не дают ей в  полной  мере  проявить себя  и  раскрыться. Виной  тому -
погоня за хорошими показателями  в  дисциплине и в обучении,  заорганизо-
ванность и формализм в  школе, а  в  семье – недостаточная  компетентность
родителей в вопросах воспитания, общий низкий культурный уровень семьи,
упавший авторитет родителей. Откуда же быть культурной среде, когда вос-
питатель по большей  части сам  недостаточно воспитан, недостаточно куль-
турен?
     Главная трудность воспитания человека через человека заключается в том,
что решающим в воспитании является  пример, и только он. Воспитатели же
в лице родителей,  учителей,  взрослых  сводят   по существу процесс воспи-
тания к словам, к  поощрениям  и  наказаниям. Воспитатели не всегда оказы-
ваются  на  высоте требований, их  слова  и  поступки  часто расходятся. Они
порой  забывают,  что ребёнок – существо мыслящее,  очень  чувствительное 
к  фальши  и  вполне  способное  различить её.
      В идеале воспитание должно происходить естественно, органично, как бы
само собой, так,  чтобы  даже  дети не замечали этого воспитывающего влия-
ния,  и   само слово  “воспитание”   не  произносилось  вообще.  Сама  повсе-
дневная  жизнь  детей, организация  этой  жизни  обязаны  явиться  базой  их
становления.
      Всё хорошее на  этом  свете  идёт от уважения  к  человеку. Ведь по сути
культура человека есть не что иное, как способность уважать –  уважать  лю-
дей, их труд, природу,  т.е. бережно и внимательно относиться  ко всему, что
окружает человека. Даже брошенная  на  пол спичка  или  бумажка  уже есть
показатель неуважения к человеку, его  труду. Но беда в  том, что мы  прояв-
ляем  порой  акты  неуважения  неосознанно,  не задумываясь об  этом.  При-
смотритесь, как выходя  из  автобусов,   из  рук  бывших   пассажиров  прямо
листопадом   валятся   под   ноги  использованные  проездные  талоны. Куль-
турного, воспитанного человека  и  отличает то, что он  никогда  не забывает
о  других  людях,  ни  о  тех,  кто рядом,  ни  о  тех,  кто далеко. И смысл вос-
питания  как  раз  заключается  в  привитии  человеку  способности  уважать,
постоянно помнить о других, считаться с ними.
      В некоторых школах Союза появилась практика создания смешанных воз-
растных групп учащихся. Это очень хорошее начинание. Здесь как бы созда-
ётся эффект многодетной семьи. Члены  такой  школьной семьи, тесно обща-
ясь между собой в труде, в отдыхе,  взаимно влияют  друг на друга, происхо-
дит  коллективное  самовоспитание,  возникают  привязанности  и  даже  лю-
бовь. Любовь в воспитании человека – сила великая! Давно замечено: по-на-
стоящему  мы  научаемся  только  от  тех,  кого  любим.
      А  воспитание  человека  через  красоту! Разве  менее  мощный  фактор?!
      И всё же, всё же я снова возвращаюсь  к  условиям,  к  культурной  среде,
ибо это  главное. Гармоничных  условий  и  такой  среды  для  всестороннего
развития детей  ни в семье, ни  в  школе  у  нас пока  нет  и  при  теперешнем
положении  быть  не  может. Почему? А  потому  что  существует  всё  та  же
пресловутая противоположность между городом и деревней. Именно она яв-
ляется  препятствием  на  пути  создания  гармоничных  условий формирова-
ния  человека, его нормального  воспитания  и  в  школе,  и  вне школы. Путь
к  школе будущего лежит  через  низведение  противоположности «город-де-
ревня»,  через  создание новой  формы  расселения  с  новыми  видами  посе-
лений, включающими  всё  необходимое для здоровой и полноценной жизни
людей,  гармоничного воспитания  человека. Основой новой формы расселе-
ния явится развитая  транспортная сеть на базе нового вида  транспорта,  что
позволит  населению вести  подвижный  образ  жизни, более активный,  изу-
чать  и  познавать  этот  большой  мир   не   только по  телевизору  и  книгам,
но и воочию. Однако  подобная  тема  требует  отдельного разговора, а  пока
остановимся.
     Что же мы имеем сегодня, какие условия и среду? Возьмём крайности: пе-
реполненные  сверх  меры  учениками  школы  в  центре большого города   и
маленькая  неукомплектованная  сельская  школа.  Каждый  разберёт,  в  чём
различия этих школ  и  каковы  там условия. Могут  ли  здесь условия воспи-
тания  и  обучения считаться  хотя бы  даже  нормальными? Нет и нет! Отор-
ванность  городских  детей  от  постоянного общения с природой, от чистого
воздуха  и  тишины, от  посильной  работы на земле и с животными, от забот
о них, от  шумных  игр и забав  на  просторах  полей, от красивых  ландшаф-
тов, от открытого звёздного неба, от  восходов  и  закатов  и  т.д. –  эта  отор-
ванность делает  их  просто-напросто душевно и  физически  неполноценны-
ми. В  подобной оторванности  кроются  корни  многих бед с подростками, и
здесь  наша  вина,  вина  в  том, что  мы  этого не понимаем и не хотим пони-
мать. Человек – дитя  природы,  отгородив  его  от  природы,  мы  убиваем  в
нём человека. Вызывающее  поведение  подростков, акты  вандализма и жес-
токости  с  их стороны  есть  своеобразный  протест  против  условий  жизни,
навязываемых  городом, против  невозможности  уединиться, побыть  наеди-
не с природой,  против  суеты, шума, давки, против унижения очередей, про-
тив  всевозможных  требований  дома, в школе,  на улице, разумных  и  нера-
зумных. Город –  искусственная  среда  обитания,  созданная  человеком,   но
среда, чуждая  ему  как  существу  природному.  Города – плод  экономичес-
кого, политического и социального развития  общества,  но никак  не резуль-
тат  духовной  и  физической  потребности  человека. И всё, что есть сегодня
в  нашей  жизни  неприятного,  гнусного, вредного,  тяжелого,  связано с  го-
родом,  порождено  им. И  путь человечества  в будущее лежит через расста-
вание с городами  как местом жительства, и  у  нас  в стране, и всюду. Но го-
рода   как   исторические  и  культурные  памятники  будут  сохранены.  Они
станут  местом  постоянных  всевозможных  форумов,  фестивалей,  олимпи-
ад, особых  торжеств, а  также «живой» натурой  для  изучения  истории  ци-
вилизации.
      Возьмём другую крайность: сельская школа, сельская жизнь детей  и  мо-
лодёжи. И снова оторванность,  отчуждённость,  но  уже от  большого  мира,
от  возможностей  познания. Радио, кино, телевидение не только не ослабля-
ют  эту  отчуждённость от  мира, но  даже  усиливают её.  В деревне, находя-
щейся в десяти километрах от большого города, заметна  та же оторванность
от  цивилизации, что  и  в  деревне за  сотни  вёрст.  А каково  чувствуют  се-
бя  в  деревне  молодые люди,  разместившись  все  на  одной  скамейке?  Да, 
природа  рядом, чистый воздух, тишина, простор, восходы  и  закаты, но  по-
чему же  так  тоскует  сердце?! Большие возможности,  широкий  выбор про-
фессий,  широкий  выбор  общения  со  сверстниками,  любовь,  какую  пока-
зывают  в  кино, –  для  них всё там, в городе,  и  город  тянет,  как  тянет  но-
вый,  неведомый  ещё  мир.
      О качестве воспитания и образования в городской и в сельской школе го-
ворить  и  сравнивать  их  трудно,  т.к. здесь  всё определяется  учителем, его
мастерством  и  подготовкой. И в  крупной городской школе может работать
учитель весьма  посредственный, а  в  сельской – выдающийся. Что  касается
человеческого фактора  в  педагогике – учителя, то тут  школы  в  равном по-
ложении, но что касается  технических, материальных возможностей и усло-
вий – различие  разительное. И всё же каждая  из  них  по-своему ограничен-
на, в обеих  нет  и  быть  не  может необходимых условий для действительно
всестороннего развития  человека. Ограниченная  школа  и  личность форми-
рует ограниченную, ущербную. Большинство же несчастий  в  обществе  лю-
дей  идёт, как  известно, от  человеческой  огрниченности, его душевной, ин-
теллектуальной  неразвитости, здесь корни  преступности,  пьянства,  нарко-
мании, безнравственности,  всяких  чрезмерностей. Лишь слияние  всего  по-
ложительного этих  школ  и условий жизни вне школ дадут  нам  ту  школу и
те  условия, о которых   мы  мечтаем. Но опять же  повторяю: существование
новой школы  и  гармоничных  условий немыслимо без уничтожения  проти-
воположности  между  городом и деревней, сегодняшней формы расселения,
это  основополагающее  требование.  И  здесь  нельзя  увиливать,  умышлен-
но не замечать очевидных  причин  наших  хронических  неудач на ниве вос-
питания и образования. Нынешняя  так  называемая  перестройка  школы об-
речена буксовать  бесконечно  до  тех  пор,  пока  мы  не  научимся  говорить
правду, не перестанем  обманывать  себя,  научимся  трезво  оценивать поло-
жение вещей.
      Можно много рассуждать о принципах новой школы  будущего, которую
мы  надеемся  увидеть  ещё  наяву,  но  сегодня  о  ней  следует  сказать   уже
наверняка, что это  будет  не  просто  школа, скроенная  по  старому образцу,
где «набивают» ученика  знаниями, а  станет  поистине  мастерской,  где  бу-
дет создаваться новый человек, «прекрасный  мыслями, лицом  и  одеждой».
Порукой  тому – развернувшееся  в  последние годы в Союзе движение стро-
ительства  молодёжных  жилищных  комлексов (МЖК).  В  МЖК  совершен-
но  чётко  проглядываются  черты  будущего.  Это  новая  форма  поселений,
новый быт,  новая  социальная  среда, новые условия, это целый социальный
организм, живой, развивающийся. Придёт время,  когда  МЖК,  наконец, пе-
реступят  городскую  черту, выйдут  на  просторы  лесов  и  полей,  когда  их
соединят  путепроводы   бесшумно  летящих  магнитопланов,  и  новая,  ком-
мунистическая форма расселения станет реальностью. С нею же преобразит-
ся  мир  и  человек.


      Октябрь 1988 г.