С тех пор, как существует общество людей, постоянными его спутниками
стали две основные задачи: первая – прокормить и одеть себя, и вторая –
воспитать человека. Каждое время по-своему решало эти задачи. Сегодня
же их решение приобрело особое значение. Оставим в стороне хлеб насущ-
ный и поговорим о воспитании.
Никто не будет спорить с тем, что по-настоящему воспитание, формиро-
вание характера человека происходит с младенчества до лет десяти-двенад-
цати. Когда же человек достиг комсомольского возраста, о воспитании его
говорить уже поздно. И только не надо себя обманывать и тешить надежда-
ми, что если очень постараться, то можно всё же что-то изменить, попра-
вить. Можно пробудить, но не изменить. Если в душе у подростка действи-
тельно что-то есть, то иногда обстоятельства, ситуации в жизни помогают
этому чему-то воскреснуть, распрямиться и круто изменить жизнь человека,
преобразить его удивительно. Человека в 13-15 лет нужно уже принимать
таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами. Дело воспитания те-
перь перешло в его собственные руки. Каким он будет в двадцать лет и да-
лее, зависит только от него, а точнее, от всего того, что заложено в первые
годы.
Всего три-четыре года в жизни ребёнка школа может иметь какое-то за-
метное влияние на его воспитание, несколько начальных классов. Для шко-
лы это самый ответственный период. Однако эти годы омрачены тяжелой
тучей отчуждения между семьёй и школой. Кто должен заниматься воспи-
танием ребёнка прежде всего и отвечать за воспитание: семья или школа?
В школе за грехи в воспитании детей винят семью, в семье – школу. Поди
разберись. Все усилия школьного воспитания, говорят учителя, идут нас-
марку, стоит только ребёнку вернуться в семью; и мы всё же школа, задача
наша – давать знания, а не трепать нервы с оболтусами.
Взаимоотношения семьи и школы никогда не были простыми. Но они
иными и быть не могут, пока существует такое нелепое деление во взглядах
на воспитание, на ответственность. Ведь ребёнок один, в единственном чис-
ле, он не школьный в школе и не домашний дома, он человек. Чтобы пре-
одолеть сложность отношений семья-школа, родителям и учителям важно
определиться, что они хотят, каким они желают видеть человека, объеди-
ниться для достижения поставленной цели. И в этом как раз заключается
особое значение проблемы воспитания сегодня. Кроме того, здесь требует-
ся нечто более существенное, а именно, условия. Но об этом чуть ниже.
Новые времена предъявляют к человеку новые требования. Главное требо-
вание к человеку нынешнего времени, особенно у нас в Союзе, можно опре-
делить одним словом – культура. Культура в самом широком смысле слова,
культура во всём: в работе, в отдыхе, в быту, в отношении к природе, во вза-
имоотношениях с людьми и прочее. Бескультурье – наш бич, от него сегод-
ня мы более всего страдаем. У нас есть всё, что позволило бы двинуть раз-
витие общества вперёд быстрыми темпами: люди, ресурсы, желание, но чер-
товски мало культуры. И лишь умелое, правильно поставленное воспитание
и обучение в органичной связи между собой способны восполнить её недос-
таток, её страшный дефицит.
Основы культуры закладываются с первых шагов ребёнка, закладываются
в семье. Именно родители или те, кто был с ним в первые годы жизни, ока-
зывают решающее влияние на характер будущего взрослого человека. В
воспитании важно всё, и ребёнка воспитывает не только кто, но и что. Чело-
века формируют условия жизни, людское окружение и их отношения, при-
рода, занятия. Справедливо, стало быть, говорить о воспитании не прямо, а
через: воспитание через человека или людей, через природу, через искус-
ство, через игру, через творчество и т.д. И если мы хотим вырастить гармо-
нично развитую творческую личность, высококультурного человека, то для
начала мы должны иметь гармоничные условия, культурную среду. Без них
такой человек, при всём нашем желании, невозможен. А о том, что подоб-
ное реально, говорит сама история. Помните тех людей, которых ещё при
жизни называли людьми из будущего?! Эти люди как звёзды, они вспыхи-
вали, отгорев, гасли, но свет их идёт к нам сквозь века. Им в детские го-
ды посчастливилось расти в той благодатной среде, которая сохранила их
самобытный талант и помогла ему развиться. Современное же воспитание
и обучение только губят индивидуальность, самобытность маленького чело-
века, не дают ей в полной мере проявить себя и раскрыться. Виной тому -
погоня за хорошими показателями в дисциплине и в обучении, заорганизо-
ванность и формализм в школе, а в семье – недостаточная компетентность
родителей в вопросах воспитания, общий низкий культурный уровень семьи,
упавший авторитет родителей. Откуда же быть культурной среде, когда вос-
питатель по большей части сам недостаточно воспитан, недостаточно куль-
турен?
Главная трудность воспитания человека через человека заключается в том,
что решающим в воспитании является пример, и только он. Воспитатели же
в лице родителей, учителей, взрослых сводят по существу процесс воспи-
тания к словам, к поощрениям и наказаниям. Воспитатели не всегда оказы-
ваются на высоте требований, их слова и поступки часто расходятся. Они
порой забывают, что ребёнок – существо мыслящее, очень чувствительное
к фальши и вполне способное различить её.
В идеале воспитание должно происходить естественно, органично, как бы
само собой, так, чтобы даже дети не замечали этого воспитывающего влия-
ния, и само слово “воспитание” не произносилось вообще. Сама повсе-
дневная жизнь детей, организация этой жизни обязаны явиться базой их
становления.
Всё хорошее на этом свете идёт от уважения к человеку. Ведь по сути
культура человека есть не что иное, как способность уважать – уважать лю-
дей, их труд, природу, т.е. бережно и внимательно относиться ко всему, что
окружает человека. Даже брошенная на пол спичка или бумажка уже есть
показатель неуважения к человеку, его труду. Но беда в том, что мы прояв-
ляем порой акты неуважения неосознанно, не задумываясь об этом. При-
смотритесь, как выходя из автобусов, из рук бывших пассажиров прямо
листопадом валятся под ноги использованные проездные талоны. Куль-
турного, воспитанного человека и отличает то, что он никогда не забывает
о других людях, ни о тех, кто рядом, ни о тех, кто далеко. И смысл вос-
питания как раз заключается в привитии человеку способности уважать,
постоянно помнить о других, считаться с ними.
В некоторых школах Союза появилась практика создания смешанных воз-
растных групп учащихся. Это очень хорошее начинание. Здесь как бы созда-
ётся эффект многодетной семьи. Члены такой школьной семьи, тесно обща-
ясь между собой в труде, в отдыхе, взаимно влияют друг на друга, происхо-
дит коллективное самовоспитание, возникают привязанности и даже лю-
бовь. Любовь в воспитании человека – сила великая! Давно замечено: по-на-
стоящему мы научаемся только от тех, кого любим.
А воспитание человека через красоту! Разве менее мощный фактор?!
И всё же, всё же я снова возвращаюсь к условиям, к культурной среде,
ибо это главное. Гармоничных условий и такой среды для всестороннего
развития детей ни в семье, ни в школе у нас пока нет и при теперешнем
положении быть не может. Почему? А потому что существует всё та же
пресловутая противоположность между городом и деревней. Именно она яв-
ляется препятствием на пути создания гармоничных условий формирова-
ния человека, его нормального воспитания и в школе, и вне школы. Путь
к школе будущего лежит через низведение противоположности «город-де-
ревня», через создание новой формы расселения с новыми видами посе-
лений, включающими всё необходимое для здоровой и полноценной жизни
людей, гармоничного воспитания человека. Основой новой формы расселе-
ния явится развитая транспортная сеть на базе нового вида транспорта, что
позволит населению вести подвижный образ жизни, более активный, изу-
чать и познавать этот большой мир не только по телевизору и книгам,
но и воочию. Однако подобная тема требует отдельного разговора, а пока
остановимся.
Что же мы имеем сегодня, какие условия и среду? Возьмём крайности: пе-
реполненные сверх меры учениками школы в центре большого города и
маленькая неукомплектованная сельская школа. Каждый разберёт, в чём
различия этих школ и каковы там условия. Могут ли здесь условия воспи-
тания и обучения считаться хотя бы даже нормальными? Нет и нет! Отор-
ванность городских детей от постоянного общения с природой, от чистого
воздуха и тишины, от посильной работы на земле и с животными, от забот
о них, от шумных игр и забав на просторах полей, от красивых ландшаф-
тов, от открытого звёздного неба, от восходов и закатов и т.д. – эта отор-
ванность делает их просто-напросто душевно и физически неполноценны-
ми. В подобной оторванности кроются корни многих бед с подростками, и
здесь наша вина, вина в том, что мы этого не понимаем и не хотим пони-
мать. Человек – дитя природы, отгородив его от природы, мы убиваем в
нём человека. Вызывающее поведение подростков, акты вандализма и жес-
токости с их стороны есть своеобразный протест против условий жизни,
навязываемых городом, против невозможности уединиться, побыть наеди-
не с природой, против суеты, шума, давки, против унижения очередей, про-
тив всевозможных требований дома, в школе, на улице, разумных и нера-
зумных. Город – искусственная среда обитания, созданная человеком, но
среда, чуждая ему как существу природному. Города – плод экономичес-
кого, политического и социального развития общества, но никак не резуль-
тат духовной и физической потребности человека. И всё, что есть сегодня
в нашей жизни неприятного, гнусного, вредного, тяжелого, связано с го-
родом, порождено им. И путь человечества в будущее лежит через расста-
вание с городами как местом жительства, и у нас в стране, и всюду. Но го-
рода как исторические и культурные памятники будут сохранены. Они
станут местом постоянных всевозможных форумов, фестивалей, олимпи-
ад, особых торжеств, а также «живой» натурой для изучения истории ци-
вилизации.
Возьмём другую крайность: сельская школа, сельская жизнь детей и мо-
лодёжи. И снова оторванность, отчуждённость, но уже от большого мира,
от возможностей познания. Радио, кино, телевидение не только не ослабля-
ют эту отчуждённость от мира, но даже усиливают её. В деревне, находя-
щейся в десяти километрах от большого города, заметна та же оторванность
от цивилизации, что и в деревне за сотни вёрст. А каково чувствуют се-
бя в деревне молодые люди, разместившись все на одной скамейке? Да,
природа рядом, чистый воздух, тишина, простор, восходы и закаты, но по-
чему же так тоскует сердце?! Большие возможности, широкий выбор про-
фессий, широкий выбор общения со сверстниками, любовь, какую пока-
зывают в кино, – для них всё там, в городе, и город тянет, как тянет но-
вый, неведомый ещё мир.
О качестве воспитания и образования в городской и в сельской школе го-
ворить и сравнивать их трудно, т.к. здесь всё определяется учителем, его
мастерством и подготовкой. И в крупной городской школе может работать
учитель весьма посредственный, а в сельской – выдающийся. Что касается
человеческого фактора в педагогике – учителя, то тут школы в равном по-
ложении, но что касается технических, материальных возможностей и усло-
вий – различие разительное. И всё же каждая из них по-своему ограничен-
на, в обеих нет и быть не может необходимых условий для действительно
всестороннего развития человека. Ограниченная школа и личность форми-
рует ограниченную, ущербную. Большинство же несчастий в обществе лю-
дей идёт, как известно, от человеческой огрниченности, его душевной, ин-
теллектуальной неразвитости, здесь корни преступности, пьянства, нарко-
мании, безнравственности, всяких чрезмерностей. Лишь слияние всего по-
ложительного этих школ и условий жизни вне школ дадут нам ту школу и
те условия, о которых мы мечтаем. Но опять же повторяю: существование
новой школы и гармоничных условий немыслимо без уничтожения проти-
воположности между городом и деревней, сегодняшней формы расселения,
это основополагающее требование. И здесь нельзя увиливать, умышлен-
но не замечать очевидных причин наших хронических неудач на ниве вос-
питания и образования. Нынешняя так называемая перестройка школы об-
речена буксовать бесконечно до тех пор, пока мы не научимся говорить
правду, не перестанем обманывать себя, научимся трезво оценивать поло-
жение вещей.
Можно много рассуждать о принципах новой школы будущего, которую
мы надеемся увидеть ещё наяву, но сегодня о ней следует сказать уже
наверняка, что это будет не просто школа, скроенная по старому образцу,
где «набивают» ученика знаниями, а станет поистине мастерской, где бу-
дет создаваться новый человек, «прекрасный мыслями, лицом и одеждой».
Порукой тому – развернувшееся в последние годы в Союзе движение стро-
ительства молодёжных жилищных комлексов (МЖК). В МЖК совершен-
но чётко проглядываются черты будущего. Это новая форма поселений,
новый быт, новая социальная среда, новые условия, это целый социальный
организм, живой, развивающийся. Придёт время, когда МЖК, наконец, пе-
реступят городскую черту, выйдут на просторы лесов и полей, когда их
соединят путепроводы бесшумно летящих магнитопланов, и новая, ком-
мунистическая форма расселения станет реальностью. С нею же преобразит-
ся мир и человек.
Октябрь 1988 г.