Кто раскачивает лодку

Роман Янушевский
Роман Янушевский,
"Вести-2", еженедельное приложение к газете "Вести"
18 ноября 2010 г.

Ситуация в Лоде становится только хуже. Незаконное строительство, преступность, наркотики, бездействие властей. Побывав здесь на днях, я не заметил больших перемен. Только в Пардес-Шнире домов прибавилось. Здесь начали строить что-то монументальное - похоже, новую мечеть...

О Лоде постоянно говорят и пишут. Город давно живет без мэра, снятого решением МВД, и управляется специальной комиссией. Эта гноящаяся рана находится в центре страны, рядом с международным аэропортом, в двенадцати минутах езды на поезде из Тель-Авива. Ситуация не улучшается. Министр внутренней безопасности Ицхак Ааронович недавно пообещал, что возьмется за Лод всерьез и рассматривает это как свое личное дело. Как всегда, красноречив Биньямин Нетаниягу.

- Мы приложим все усилия для того, чтобы Лод стал привлекательным для новых жителей, молодых пар и туристов, - заявил премьер-министр. - Первой обязанностью правительства перед гражданами является обеспечение личной безопасности. Мы не допустим того, чтобы город в самом сердце страны превратился в Дикий Запад. Только всеобъемлющая программа способна спасти его, и я убежден, что совместные усилия, предпринимаемые несколькими министерствами в сфере экономики, жилья, инфраструктуры, социального обеспечения, безопасности приведут к переменам.

А пока…


Забытые государством

Хаим Кравец, житель микрорайона Ганей-Авив, искренне болеет за город. По его мнению, в МВД вовсе не заинтересованы в том, чтобы в Лоде рано или поздно появился мэр. И сейчас, по его словам, город парализован отсутствием власти.

- В чем это выражается?

- Государство отстранилось от исполнения своих обязанностей абсолютно во всех сферах. У меня как гражданина нет никаких точек соприкосновения с властью. Мне хотелось бы знать, чем занимаются 800 работников муниципалитета после того, как отбивают карточки и начинают рабочий день. Граждане пишут в муниципалитет письма с жалобами и вопросами, но их обращения игнорируются, на телефонные звонки никто не отвечает. А внутрь вас никто не пустит - кругом охрана, появившаяся с тех пор, как в десяти метрах от мэрии посреди бела дня расстреляли в упор человека. Дело в том, что обеспечение всех городских услуг было доверено частным фирмам. Воду поставляет одна компания, арнону мы платим другой.

Спрашивается - для чего тогда нужно кормить сотни чиновников, если от них нет толку? Мы скоро дойдем до того, что откажемся платить налоги и начнем организовывать самостоятельные властные структуры. Приведу парадоксальный случай: я получил штраф за парковку в неположенном месте, хотя никто не видел в городе дорожных инспекторов. Удивило меня то, что платить его нужно было частному предприятию, чей офис располагается в... промышленной зоне Хайфы - чтобы нельзя было добраться! Когда обратился в муниципалитет как гражданин, исправно платящий налоги, и попытался узнать, кто именно, с кем и почему подписал подобный договор, меня даже не пустили на порог.


Радикальный ислам на пороге

- Меня волнует стремительно разворачивающийся здесь процесс исламизации, - говорит другой житель города, Менди Сафади. Он - помощник заместителя министра развития Негева и Галилеи Аюба Кары. - Последние пятнадцать лет мы наблюдаем, как укрепляются исламисты. Это уже не шейх Раад Салах, глава Северного крыла Исламского движения. Появилась новая группа, члены которой периодически отправляются в Индию на «обучение», а оттуда попадают в Афганистан и Пакистан, где их следы теряются на шесть-семь месяцев.

- Это ведь те места, где находятся тренировочные лагеря «Аль-Каеды»?

- Именно так. Вернувшись после «обучения» в Лод, они одеваются иначе - похоже на талибов. Женщины полностью скрывают лицо и даже на руки надевают перчатки - становятся черными с ног до головы. Черный - это цвет ненависти.

- Кто они?

- Возможно, это «спящие ячейки», которые будут задействованы в нужный момент, как в Европе, а пока дожидаются своего часа. Отряды армии ислама. С тех пор как они появились в Лоде, тут изменились порядки, но об этом молчит пресса и боятся упоминать власти. Но город медленно, но верно превращается в вотчину «Талибана», и это происходит через дорогу от нас. Даже убийства для «защиты чести семьи» приобрели иной характер. Раньше это происходило в двух ситуациях - если в брачную ночь жених обнаруживал, что его невеста не девственна, и отправлял ее домой, родственники могли убить ее во имя спасения репутации семьи. Также они поступали иногда, если женщина из их семьи изменяла мужу. Сейчас эта дикость прогрессирует. Депутат кнессета Роберт Тивьяев не поверил, узнав от меня, что молодую мусульманку убил отец за то, что она «слишком много разговаривала по телефону».  Это уже беспредел!

- Кто эти люди, ступившие на путь радикального ислама? Представители бедуинских кланов, бывшие палестинские информаторы ШАБАКа?

- И те, и другие. Но среди информаторов это явление особенно набирает скорость. Оказавшись в ситуации, когда семьи предателей бойкотируют соплеменники, второе и третье поколение - дети и внуки - стремятся к сближению с арабской общиной. Они начинают отрицать «преступления» отцов, и так их легче обрабатывать исламистам.

- Что особенно опасно в сложившейся ситуации?

- Полная потеря моральных ориентиров. Кроме того, поселившиеся в Лоде бедуинские кланы, бывшие информаторы ШАБАКа и палестинские нелегалы превращают город в деревню, понижая его статус.

- Как это происходит?

- Арабы-мусульмане предпочитают деревню городу. Попав в Лод, они сохраняют деревенский менталитет. Лод - единственный город в центре страны, где считается нормальным содержать овец, выращивать верблюдов, ездить на лошадях по улице. Они приносят бедуинский племенной уклад, к которому привыкли, - те же убийства во имя чести семьи.

- Как появилась проблема незаконного жилья в городе?

- 90 процентов арабского жилья в Лоде - незаконно. Оно построено без разрешений, не вписывается в генеральный план застройки города. Муниципалитету запрещено предоставлять им услуги. Тогда они подключаются к коммуникациям по-пиратски. Судите сами - чтобы узаконить жилье, потребуется уплатить налог на недвижимость и муниципальный налог. Зачем платить 10-12 тысяч государству, когда никто не угрожает выселением?

- А где власть?

- Илан Харари (глава комиссии по управлению Лодом) - прекрасный человек, с богатым военным прошлым. Но он не способен решать подобные вопросы. Согласившись прийти сюда, он понятия не имел, на что решился. Есть арабская поговорка: "В брачную ночь следует убить кошку, чтобы показать, кто в доме хозяин". А Харари попытался все решить по-хорошему. Его первой ошибкой было то, что он никого в муниципалитете не уволил. И вот сложилась ситуация, когда Харари понятия не имеет, чем занимаются даже главы отделов муниципалитета!

- А есть гарантия, что авгиевы конюшни сможет вычистить новый мэр, который рано или поздно придет ему на смену?

- Поэтому я говорю - нельзя поддерживать на будущих выборах людей, побывавших у местной кормушки. Все они несут долю ответственности за происходящее и продолжат старое. Здесь нужны новые лидеры, не запачкавшие себя коррупцией и знакомые с проблемами Лода изнутри.


Министерский отчет

Я обратился к министру внутренней безопасности Ицхаку Аароновичу.

- После серии убийств в Лоде нам показывали по телевизору силы МАГАВа и полиции, решительно берущие ситуацию в городе под свой контроль. Но как только телевизионщики уехали, эти подразделения были выведены. Долго еще в Лоде будет торжествовать криминал?

- Была произведена передислокация: один взвод пограничных войск выведен, вместо него введен ЯСАМ (особое подразделение МАГАВ, занимающееся антитеррористической деятельностью. - Р. Я.). Я хочу напомнить главное - пограничники были введены в Лод после серии жесточайших убийств. Но в восьми случаях из девяти речь идет о "защите семейной чести". В нормальном обществе супруги либо договариваются, либо разводятся. Поэтому одним введением МАГАВа эту проблему не решить - она требует решения на ином уровне, начиная с образования. И подчеркиваю - даже понимая, что лежит в основе этих убийств, мы ни в коем случае не спускаем дело на тормозах. Любое убийство для нас - грубейшее нарушение закона.

Мы приняли ряд мер. Во-первых, ввели дополнительные подразделения в город. Во-вторых, в ближайшее время в десяти городах стартует проект муниципальной полиции, и Лод получит ее автоматически в отличие от других мест. В-третьих, я распорядился о выделении 45 миллионов шекелей на установку сети видеокамер, которые появятся в потенциально опасных точках - на перекрестках, в парках. Ситуация будет контролироваться в режиме реального времени.

- Когда программа "Город без насилия" вступит в действие?

- Сейчас проводится исследование, которое завершится примерно через месяц. Затем выберут подрядчика, проведут разметки. Мне говорят, что реализация программы займет три-четыре месяца.

- Существуют серьезные опасения, что одним выделением средств город не спасти. Неизвестно, насколько эффективно сработают работники муниципалитета, уже показавшие свою несостоятельность.

- За распределение финансовых средств, как и за реализацию конкретных проектов, отвечают министерства, а не муниципалитет, так что опасения беспочвенны.

- Когда в микрорайоне Ганей-Авив появится нормальное отделение полиции?

- Здесь наблюдается сокращение уровня преступности, и на данный момент нецелесообразно открывать отделение. Мы не можем себе позволить открыть отделения в каждом районе Лода. Есть центральное отделение, к которому относилось сто полицейских. Я распорядился о его укреплении - теперь здесь 150 сотрудников. В Ганей-Авиве есть полицейский участок. В нем постоянно находятся два сотрудника, один из них русскоязычный, проживающий в квартале и знакомый со всеми проблемами. Мы встречались с местными жителями - они довольны их работой.

- В Лоде давно нет мэра, городом управляет назначаемая комиссия, и жители потеряли надежду на изменение ситуации. Как государство может укрепить свое присутствие?

- После увеличения штата полиции в Лоде это серьезная сила. Мы загоним преступность в приемлемые рамки и уже занимаемся этим. Почти все "каспоматы" наркоторговцев ликвидированы, после каждого убийства немедленно заводится уголовное дело. Мы устанавливаем власть закона, и Лод в ближайшие год-два станет совершенно другим городом. Что касается незаконного строительства, то в Израиле есть города, где ситуация сложнее, чем в Лоде.

- Но как решается эта проблема в Лоде?

- Мы выдаем ордера на снос домов, которые были возведены в обход законодательства.

- Но речь идет о районах, как, например, Пардес-Шнир. Вы же не снесете полгорода…

- Это задача муниципалитета и министерства внутренних дел, которые займутся разработкой программы легализации незаконного жилья. Наша задача - бороться с преступностью. И мы занимаемся всем тем, что выходит за рамки закона.


Правительственная программа

Эксперты отдела координации и контроля в министерстве главы правительства разработали программу изменения ситуации в Лоде. Правительство выделило на нее 160 миллионов шекелей.

Глава отдела министерства Михаль Франк рассказывает:

- Нас волнуют вопросы безопасности, высокий уровень преступности, административные нарушения. Лод в этом плане не исключение, но здесь сложилась своя, уникальная ситуация. В городе проживает смешанное население. По статистике, 30 процентов - арабы, 70 процентов - евреи. Есть и нелегалы, количество которых неизвестно. Здесь также немало новых репатриантов, а для их приема и абсорбции необходимо создание особых условий. И это при том, что существуют проблемы с планированием и распределением бюджета.

За последние десять лет в Лоде сменились пять мэров, две назначаемые комиссии, но ничто не помогает. К 2006 году у муниципалитета образовался долг 190 миллионов шекелей, который сковал муниципальные власти по рукам и ногам, но затем была задействована оздоровительная программа, сократившая минус до 60 миллионов шекелей. Ситуация в городе требует развития инфраструктуры. Здесь постепенно оказались запущены такие сферы, как образование, культура, спорт.

У города большие потребности, но власти не справляются. Отсюда - беспрецедентно высокий уровень преступности. По статистике, количество особо тяжких преступлений, совершенных за период с 2006 по 2009 год, увеличилось на 15 процентов, в то время как в восьми крупнейших городах страны, наоборот, наблюдается сокращение на восемь процентов. Другими словами, разница составляет 23 процента! В Лоде только с начала 2010 года произошло восемь убийств. Это в десять раз больше, чем в целом по стране. А вооруженных ограблений в два раза больше. Сочетание этих факторов привело к пониманию того, что необходимо искать комплексное решение. Вне всякой связи с тем, кто возглавляет город, эти проблемы на муниципальном уровне неразрешимы.

- Кто инициировал разработку плана?

- Премьер-министр назначил меня и гендиректора министерства ответственными за разработку проекта. Он подчеркнул, что требуется системное решение. Поэтому мы задействовали сразу несколько министерств - каждое отвечает за свою сферу. Для проведения необходимых преобразований Лоду предоставлен статус "города национального предпочтения". Это позволило выделить дополнительные ресурсы.

- Каковы основные положения программы?

- Программа уделяет внимание четырем аспектам. В первую очередь, это повышение личной безопасности и снижение уровня преступности, особенно числа особо тяжких преступлений. Затем - укрепление исполнительной власти в городе, предоставление ей дополнительных возможностей для проведения изменений. В-третьих, привлечение в город сильных слоев населения. В-четвертых, создание инфраструктуры, соответствующей потребностям города, и борьба с незаконным строительством. Для повышения уровня безопасности силы правопорядка две недели назад провели акцию по изъятию незаконного оружия у населения. Проект введения муниципальной полиции будет задействован в Лоде в первую очередь, а штат полиции уже увеличен. Будут установлены видеокамеры, что позволит экстренно реагировать на события и собирать необходимые доказательства.

- Что с незаконным строительством?

- В первую очередь мы займемся повышением уровня жизни, инвестированием в развитие районов, чтобы люди почувствовали перемены. Построим дороги, школы, детские сады, клубы, спортзалы, установим фонари на темных улицах. Жители уже начинают понимать, что соблюдать законы выгодно. Те, кто захочет легализовать дом, заплатить налоги и жить спокойно, мы будем поощрять. Остальные получат ордеры на снос.

После этого важный этап – исполнение. Будут привлечены полиция, подразделения МАГАВ. По плану "пинуй-бинуй" будут возведены новые районы, в которые намечено привлечь экономически крепкое население. В частности, принято решение о строительстве 500 квартир в центре города, а также о возведении микрорайона Ганей-Авив "бет", который будет заселен выходцами из силовых структур. На юго-западе Лода появится  квартал Ахи-Семех. Северная промзона Лода будет расширена, что создаст рабочие места для местных жителей и дополнительный источник поступлений в городскую казну. Помимо этого, будет расширена и улучшена транспортная система. Львиная доля средств - 90 миллионов шекелей - пойдут именно на развитие транспортной и прочей инфраструктуры. Параллельно в городе будет отреставрирован исторический центр, что привлечет туристов.

- Но ведь одного строительства недостаточно…

- Вопросам образования будет уделяться больше внимания. В частности, намечены программы неформального образования среди арабской молодежи, развитие культуры, спорта, создание кружков и секций. Если молодежь занята, криминальные наклонности сокращаются.

- Каков срок действия программы?

- Она рассчитана на три года и должна привести к расцвету города.


Вместо эпилога

Только на протяжении последнего десятилетия правительство несколько раз бралось за решение проблем Лода, а воз и ныне там. Тем не менее, впервые принимается национальная программа, предусматривающая системный подход в решении задач.

Премьер-министр больше не полагается на избранное или назначенное руководство города, он распределил тяжесть забот среди министров. Нетаниягу пообещал собирать их раз в месяц-полтора и выслушивать доклады об изменениях ситуации в Лоде. Теперь это его личный проект.

Что ж, запомним: Биньямин Нетаниягу и Ицхак Аронович пообещали превратить Лод в образцовый город. Через три года посмотрим...