Про НЛП

Валерий Сергиенко
Основатели НЛП, математик по профессии и ученик Фредерика Пёрлза - Ричард Бендлер и присоединившийся к нему позже Джон Гриндер (лингвист), исследуя мастерство самых ярких представителей от психотерапии того времени - Пёрлза, Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир, поставили перед собой задачу понять и объяснить секрет успеха этих людей, исключая возможность магического, сверхестественного влияния.

И хотя, по своей сути, эта задача сродни попыткам объяснить жизнь разобрав организм по косточкам, а потом снова собрать так, чтобы всё заработало - тем не менее, усилия, направленные на повышение эффективности психотерапии не были напрасны.

Можно сказать, что НЛП - это некий новый, свежий взгляд на процесс психотерапии. Энелперы постарались выделить главное, ключи - то что действительно "работает" и то, что можно реально зафиксировать в работе. Однако, вряд ли НЛП действительно голая "оцифрованная" модель. В ней как и в любом живом человеческом взаимодействии присутствует компонент жизни, лежащий за пределами моделирования. НЛП - это хотя и мастерство, но имеющее открытый выход на уровень искусства.

История возникновения НЛП не лишена авантюризма и чисто коммерческих расчётов, спекуляций (например, мнимая простота применения техник и технологий, броское название). Система популяризации и продаж программ НЛП - построена с использованием действующих идей самого НЛП. Да, действительно данные инструменты стали широко использоваться и в рекламе и в прямых продажах, поскольку, это всё таки, в первую очередь коммуникативная технология в основе которой построение успешного взаимодействия с другим человеком, контакта.

Другое дело, с какой целью устанавливается контакт? Но это уже другой вопрос. И, в данном случае, как представитель помогающий профессии, я буду говорить и рассматривать контакт как средство оказания помощи другому человеку, в том, чтобы при необходимости расширить его представления о себе и о том, что его окружает. О своих возможностях и способностях, о том как измениться и изменить жизнь с тем, чтобы прийти в согласие с собой и миром.
Зачем нужен контакт? И нужен ли он клиенту? Да, он нужен любому человеку с той или иной целью. Получить поддержку, оценку, понимание и самое главное, человек нуждается в доверительных отношениях. У человека есть потребность в том, чтобы доверяли ему и, чтобы он сам мог доверять кому то. После установления контакта (раппорта), клиент получает возможность расширить психологическое пространство своего "Я" за счёт, особой профессиональной позиции психолога-психотерапевта.

Образно говоря, клиент приходит к психологу с какой-то проблемой, находясь у неё внутри и потому не имея возможности что-либо с ней совершить. Используя ресурс психолога (специально подготовленного "другого"), у него появляется возможностьь выйти за пределы своей проблемы, так, чтобы она оказалась внутри нашего, пусть даже совместного "Я". Нельзя вытащить самого себя за волосы, нужно стать чем-то большим, нельзя отремонтировать, скажем, машину, будучи этой же машиной. Нужно стать чем-то большим, как то измениться относительно того состояния которое было.

НЛП-терапия начинается с того, что мы определяем уровень проблемы. Всего уровней пять:
-окружение
-поведение
-способности, возможности
-убеждения, ценности
-уровень идентичности.

Это так называемая пирамида логических уровней Дилтса.

Единственное, на что мы не можем повлиять - это уровень окружения. Это за рамками нашей компетенции. Мы не можем влиять на приятеля Васю или Петю... Их здесь с нами нет.
Чем выше в пирамиде уровень, тем труднее там что то изменить. Есть проблемы которые лежат на уровне, скажем, поведения. Да, разумеется, эту проблему можно решить изменив саму личность, но по затратам это будет в сто раз сложнее... Потому что поведенческая проблема лежит на поверхности. Её порой можно решить за 20 минут.

Мы работаем от запроса и поэтому мы разграничиваем уровень запроса. Мы различаем как клиент понимает себя, своё окружение, своё поведение.
Для того, чтобы нужному уровню проблемы применять нужный уровень техники.

Итак, в центре - ядро личности, то что позволяет нам посмотрев в зеркало сказать, что это - Я.  Уровень сущности или идентичности. Кто я? Что я? Зачем я? Где я?
Это некая структура наличие которой можно предположить, и, наверное, она реально существует. Это набор убеждений относительно себя, настолько глубоких, что они почти не проявляются в обычной жизни.
Человек просто никогда не задумывается над тем, кем он является. Хотя, если задумается может ответить, что то вроде.. Я - человек и т.п.
Структура постоянная, почти неизменная... Она конечно меняется, с возрастом, но очень медленно и очень мало. Её можно признать за неизменную.

И вокруг этого Я - окружающий мир, окружение. Мир который меняется постоянно. Окружение меняется постоянно. И поэтому проблема комуникации (идея комуникации) в том, как это неподвижное, неделимое "Я" приспособить к постоянно меняющейся среде. Как сохранить это "Я" и как адаптировать его с точки зрения среды.

Проблема дезадаптации либо в том случае, когда структура "Я" рассыпается (безумие), либо она настолько регидна, что не может принять этого окружения. Поэтому эти проблемы где то между... Это некие ступени по которым происходит это приспособление. Чем ближе к среде граница "Я", тем эти уровни более подвижны как инструменты адаптации.

Уровень убеждений (ценностей) меняется сложно. Это либо революционный либо эволюционный путь. Человек меняет свои убеждения когда он пытается согласовать своё "Я" с внешним миром на уровне ценностей, идей, каких то взглядов интересов, оценок.

Следующий, ещё более подвижный уровень в котором проявляется предыдущий уровень - это уровень способности, возможности.
Какие из них человек находит у себя, развивает. Здесь больше участие сознательного компонента.

То есть получается, что чем ближе к периферии - тем больше сознательного компонента (за счёт дистанцирования - мои убеждения - это почти что Я сам, а вот мои способности и возможности - это отчасти нечто отдельное которое стало МОЕЙ принадлежностью).

И наконец, если человек говорит, что он что то делает не так, что то в его поведении его не устраивает - это пробелема находится на уровне поведения.
Самое интересное происходит после того как происходит коррекция поведения, так как при этом, как то может измениться наше окружение.

Но чаще всего проблема находится на уровне способностей-возможностей. Это когда человек говорит "Я не могу" или "Я не умею".

Способы решения психологических проблем в НЛП основаны на феноменах из других известных психотерапевтических школ, в частности из бихевиорально-когнитивного подхода, эриксоновского гипноза, гештальт-терапии и других. Поэтому НЛП можно отнести к интегративному направлению. Здесь используюется, оттачивается, совершенствуется то, что действительно "работает", имеет свойство обращаемости и повторяемости в различных условиях.