Четырехполярный мир

Андрей Козлов Кослоп
               
             ПРОСТРАНСТВО. ВРЕМЯ. ЛИЧНОСТЬ.

 1. ФИЛОСОФИЯ ГЕОГРАФИИ.
 2. РОЗА ВЕТРОВ.               
 3. РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
 4. ИСТОРИОСОФСКАЯ СХЕМА
 5. ИДЕОЛОГИЯ=ЗНАНИЕ=РЕЛИГИЯ=…=ЛИЧНОСТЬ


               1.ФИЛОСОФИЯ ГЕОГРАФИИ
    Так называемая «сакральная география», ставшая одной из основ геополитических подходов, учит, что стороны света содержат, привлекают разную ментальность, определяют специфику поведения и духовности мира, расположенного в соответствии со сторонами света. Север доминирует над югом. Восток доминирует над Западом. Ось Север-Юг – морально-волевая, ось воздействия. Ось Восток-Запад – идейно-интеллектуальная, ось влияния. С Востока приходит свет, с Севера приходит закон и власть «белого царя». Похожее «сакральное» отношение к сторонам света обнаруживается в ведических текстах. Буквально: «Север – йога, Восток –гьяна, Юг – сиддхи, Восток – бхакти». Йога – волевое сосредоточение, регулярная практика. Гьяна – техническое знание, информация-эрудиция. Сиддхи – мистическое совершенство, магия-фетишизм. Бхакти – эмоционально-эстеическое переживание, духовная медитация. В переводе в социальную сферу получится, что Дальний Восток соответствует варне брахманов (интеллект), Евразийский Север – варне кшатриев (воины-управленцы, охрана порядка), Северо-атлантический Запад – варне вайшьев (торговля, экономика), Индия, расположенная на юге Евразийского континета – варне шудр (личное профессиональное мастерство, исполнительство).
     Современная геополитика использует этот четырех-частный подход как вспомогательный, а в основу положило антитезу атлантического мира Моря и континентального мира Суши, нарушая тем самым научную стройность и строгость. Так по крайней мере это представляется на основе популярных изложений геополитических идей. Мы сочли четырех-частный культурологический (или культурософский) подход заслуживающим внимания, так как иллюстрации к законам «Север-Юг», «Восток-Запад» легко всплывают в памяти. Афины побеждают Спарту. Москва побеждает крымцев. Американский Север побеждает рабовладельческий Юг. Колонии европейских Империй находятся на юге. То же, что Восток есть Исток мудрости, культур, традиций и цивилизаций, практически является штампом-поговоркой «Ex orienta lux».
Мы решили проследить эти оппозиции на материале реальных культур. Конечно, по общим курсивным моментам, «в первом чтении». Что бы задача была посильной, мы решили взять не всё многообразие мировых культур, а выборку. То есть, мы остановились на четырех культурах, за которыми лежат известные цивилизационные традиции. Это романо-германский Запад, Индия, Дальний Восток, Россия-Евразия. Первые три выделяются учеными-гуманитарами как три особых цивилизационных очага вполне единодушно, особенно, когда это касается изучения именно древних культурных парадигм. Между четырьмя «избранными», конечно, есть переходы, внутри и на переферии сохраняются оазисные культуры с некими самобытными свойствами. Но принципиально это не должно повлиять на те выводы, которые у нас получились после сопоставления четырёх «главных направлений». 
Далее мы построим наш текст следующим образом. Мы задаем вопрос-тему и смотрим каким образом эта тема представлена в каждой из следующих традиций в последовательности: Дальний Восток (Китай, Япония), Запад (Европа, США), Юг (Индия), Север (Россия-Евразия). Для удобства в скобках будем помещать аббревитатуру (В), (З), (Ю), (С). Образно говоря, мы усадили четыре мировые «культурные парадигмы» за круглый стол и задали им 25 вопросов. Мы даем четыре кратких ключевых ответа и затем их поясняем.         

 1. Как представляется в Вашей традиции высшая точка, Абсолют, Эгрегор? В: Истина, З: Спаситель, Ю: Прекрасное,  С: Могущественный Владыка.
Под Абсолютом, конечно же, подразумевается чаще всего Бог, но китайцы, например, говоря о Высшем, о Дао, отмечают, что «явленное Дао не есть истинное Дао». Их дальневосточный Абсолют не оформляется в виде существа или даже физического закона (абсолютное не может быть  в конечной низменно-ограниченной форме), они вечно уходят от ответа, предлагая медитацию на иррациональном, как технику углубления в искомое. Западное отношение к Богу прагматично, Бог либо Спаситель, либо помощник. Его ждут как защитника-мессию, он покровительствует человеку, или как Олимпийские боги появляется в самой безвыходной ситуации «Deus ex mahina”. Индуистский Бог прекрасен и ослепителен. Вишну ли, Кришна ли, Индра ли, Брахма или Шива. Их Бог всегда выразителен и оснащен рядом конкретных атрибутов. У Кришны флейта, желтые одежды, павлинье перо, фиолетовая кожа, гирлянды из цветов и т.д., у Шивы – трезубец, три полосы на лбу, змея на шее, гирлянда из черепов, темная кожа, пепел, шкура, у всех занимающих позицию “эгрегора” существ есть свита, помощники. Северная традиция, находящаяся в оппозиции к Индийской, напротив, проста, сурова и лаконична. Бог – Владыка, Царь Небесный. Он – могущественен, ему надо подчиниться. Он носитель высшей воли. Собственно в этом и состоит северный Абсолют – “Божья воля”.   

2. Каким своим качеством Бог-Абсолют воздействует на человека?
В: способностью вызывать экзальтированное измененное состояние,
З: гениальностью,
Ю: главенством над другими многочисленными аватарами,
С: способностью быть собеседником, являться в пламенном послании. 
Китайско-японский «Бог» не называется, он вне слов, поэтому Истина-Дао туманно и неясно, Дао раскроется после просветления-сатори, Оно – неуловимая гармония тонко сбалансированной икебанэ, вкус чая в изысканной умиротворяющей церемонии. Западный Бог притягивает своих адептов тем, что он может удивительные вещи. Ходить по воде, воскрешать мертвых. Его святые мощи, святые иконы исцеляют. Олимпийские боги дают огонь, помогают в битве, покровительствуют предпринимательству, музы вдохновляют, ангелы-хранители обрегают. Южный Бог-Абсолют увенчивает пантеон многочисленных аватар и полубогов. Кого писание объявляет высшим, тот «бог» и оказывается поклоняемым, тот и наиболее воздействует. До сих пор брахманы Бенареса ежедневно собираются, чтобы спорить со ссылками на ведические тексты, кто является Верховным Вишну или Шива. Итак, на юге «воздействет» свидетельство священного текста. На Севере действует пламеная, искренняя речь, русский волхв или старец дружен с «небом». Русский человек с Богом очень запросто, хотя «Без Бога не до порога», но «но Бог-то Бог, а будь сам не плох», «на Бога надейся а сам не плошай». Это не атеизм, как полагал В.Белинский, это дружеская фамильярность. Не формализованная религиозная практика, а уникальный опыт вещего юродивого-святого важен и ценен для Севера.       

3. С чем традиция обращается к Богу?
В: с вопросом о разгадке бытия,
З: с просьбой «Дай!»,
Ю: с гимном «Какой ты красивый»,
С: с ожиданием указания «Что я должен делать?».
Чань-дзен – культивирует просветление, изменение сознания. Китайский пейзаж с реками, горами, домиком среди деревьев и облаками – буддийская икона. Китайский монах – ученик, осваивающий истину, через некую практику. На Западе просят: «Дай, помоги, спаси, защити!». Help! Это ведущий смысл обращения к Нему. Юг Бога воспевает в торжественных гимнах Вед и в мантрах. Восхищается его изумительным, ослепительным, если без затей, то вычурно ярким и пестрым, внешним видом Божества. Кришна означает «всепривлекающий». Юг обращается с тем, чтобы восхититься. Север – холодно, по-солдатски спрашивает: «Что делать?». Индийский Арджуна тоже вполне по-северному спрашивает Кришну: «В чем же мой долг?». И тот вполне по-северному отвечает: «Оставь все эти религии, следуй Мне и сражайся». Но традиция собственно Индии восхищается Арджуной и Кришной и велит повторять этот стих «Бхагавад-гиты» по сту раз на дню на санскрите: «Сарва дхарма паритьяджа мам экам шаранам враджа». Фетишистский юг за столпотворением тьмы деталей не может выделить смысл. Северянин готов ради Него совершить любые подвиги. Скажи слово, отдай приказ.          

 4. Каков язык, образующий специфику Вашей традиции?
В: иероглифика,
З: математика,
Ю: санскрит,
С: русский язык.
Иероглифическое письмо читается иным полушарием мозга нежели фонетическое. Языком западного рационально-научного мировоззрения является так или иначе логика и математика. Но Восток в отличие от Запада не может быть сведен к одному принципу вроде «созерцательности» или «неподвижности». Специфика Индийской культуры санкритский язык с его «гиперграмматикой», гиперлексикой и множеством древних писаний. Санскрит – значит «очищенный», литературно-нормированный сверхъязык. Он «вечен» в том смысле, что по своей «конструкции» не имеет какой-либо необходимости в развитии. На Севере нет древнего носителя традиции, вроде трудов Платона, Библии, Корана, И-Цзина, Дао-де-Цзина, Вед. Русские сказки были записаны фольклористами в 19 веке, примерно та же самая ситуация и с другими российскими «древностями». Если как в сказке про муми-тролей санскрит засунуть в волшебный горшок, из которого всегда выходит нечто прямо противоположное, то из санскрита получится по нашей гипотезе живой русский язык. Но исторически скоре всего происходило обратное – санскрит явился «обюжнением» древнего прославянского языка пришельцев с Севера. 

5. Какова общая символика культурной парадигмы? 
В: черное становится белым,
З: черное не есть белое,
Ю: черное есть белое,
С: отсутствует символика.
      Эту символику для характеристики древних цивилизаций мы встречаем в известной книге Е.Завадской «Восток на Западе». Черное становиться белым – это символ «Ян-Инь». А не есть Не-А – это формальная логика античных греков. Черное есть белое – это тождество Шивы и Махавишну, постулируемое Пуранами. «Шримад-Бхагаватам» отвечает на все вопросы. Можно дополнить, что на каждый вопрос есть все ответы. Верховный и Вишну, и Кришна, и Шива, и в то же время каждый из них «ниже» другого, и вместе с тем, они ещё и тождественны. Кроме многообразного, тысячеполюсного индуизма в Индии есть сикхи, джайны, буддисты, мусульмане и христиане, коммунисты. Махатма Ганди призвал их всех мыслить себя индийцами и жить единой семьей, как это делали и «великие моголы» Бабур и Акбар. Северной, евразийской символики Завадская не предлагает.

6. Каков тип метаязыка культуры? 
В: мягкий,
З: жесткий,
Ю: жестко-мягкий,
С: неопределен.
В своей книге «Вероятностная модель языка» В.В.Налимов дает характеристики типам парагматических метаязыков. Язык математики – жесткий. Язык дзена – мягкий. Язык санскритских текстов – жестко-мягкий. Язык Севера Налимов не упоминает и характеристики ему не дает. Таким образом, налицо тенденция «пропускания» евразийской традиции. Вспомним Федора Тютчева: «Умом Россию не понять».       

 7. Как можно типологизировать культуру в «марксистких» терминах?
В: патриархальная восточная деспотия,
З: капитализм,
Ю: феодализм,
С: социализм.
      Конечно, это лишь аналогия, просто сопоставление, ассоциация. 
      
8. Каково в культуре отношение к личности?
      В: личность находится в маргинальной сфере, почти вне культуры - у «простого китайца»,
      З: личность «есть», но ранжируется доходом и положением,
      Ю: личность – смиренный, маленький, послушный, преданный слуга,
      С: широкая великая личность увековечивается в памяти, личность только всё и держит.
     Эстетизированное самоубийство харакири, поедание мозга из головы живой обезьяны, камикадзе, разрывание кошки дзенским учителем, как просветляющий коан, при котором ученики обретают сатори, а кошка становится Буддой, это возможно в традиции, где личность – лишь сумма мастерства и психологического опыта. Даже в кино для простого народа Добро побеждает Зло, потому что обладает более высокой техникой кунфу. Западная личность – это стремление и возможность заработать много денег. Великая Богатырская Личность Юга описана в писаниях типа Махабхарты. Конкретный же человек юга должен быть смиренным, скромным и послушным. Тогда на него прольется милость. Причем это его служение должно быть энтузиастичным и разнообразным. К Богу, Абсолюту личность приходит по лесенке снизу. Личность - слуга слуги слуги слуги… Север уважает дерзкую самостоятельную смелую личность, даже если человек не богат, не очень образован и не чересчур талантлив, даже если он - иностранец, иноверец, преступник, он получает уважение в обществе, если заявил о своей широте, размахе, решительности. Под личностью на Севере как раз и понимается попирание традиции: языческой - как Владимир, царсистской - как Разин и Пугачев, руссистско-православной - как Петр, всего сословного экономического и идеологического уклада - как Ленин, советской идеологии - как Ельцин.
      

 9. Каков доминирующий метод познания?
        В: медитация,
        З: рациональная логика,
        Ю: обращение к каноническому архиву,
        С: «диалог», обсуждение-разговор. 
     Мудрец традиции Дао вовсе не формальный-логик, там другие методы. Сидячая медитация, размышление над загадкой учителя, созерцание живописи или калиграфического текста, медитация над поэтической миниатюрой хокку и прочая «внутренняя алхимия» – это ничто иное как дальневосточная гносеология, это их метод познания отличный от других и диаметрально противоположный западной Science. С Западным мы хорошо знакомы по геометрии, Гегелю, Марксу. В очищенном виде западная гносеология это софистика, схоластика. Югу не нужно наблюдение оскверняющего пейзажа Иллюзии-Майи, а формальная логика для него болезненая умственная спекуляция, оскверненние «тонкой» Майей. Югу нужна лишь ссылка на Ведический текст, следование указанию ведического гуру и т.п. Юг аргументирует: «И это также верно, как то что йоги из ртути выплавляют золото". Аргумент не к очевидному или логически ясному, а к указанному в писании. Северная гносеология не совпадает ни с одной первых трех. Советский ученый-лингвист Н.И.Женкин исследуя речь, заключает, что предложение является псевдовысказыванием, если не ясно кто, кому и зачем это утверждение передает. Этот же пафос речи-диалога присутствует у другого советского ученого М.Бахтина. Мысль, понимание, познание совершаются в диалоге, в фестивале общения, в фамильярном разговорном дискурсе. Он родил целое направление «бахтинологию», которое рассматривало феномен этой им замеченной «другости».      
       
10. Каково традиционное амплуа учителя?
        В: совершенно мудрый,
        З: магистр, дипломированный специалист,
        Ю: гуру, буквально: утяжеленный знаниями, знаток писаний, священник,
        С: учитель, ученый, любой передатчик ценного опыта.
      Дальневосточный учитель – мастер экстракласса, он знает, может, он гроссмейстер. У него есть пояс того или иного цвета, который он получил за реальную победу. Западный учитель подтвержден в своей квалификации дипломом. Он одобрен и посвящен. Что касается реальной мудрости, то он и не стесняется того, что он знает, что он ничего не знает. Он обладает информацией в ряде областей, может воспроизвести ряд полезных топиков, очень компетентный, но очень узкий специалист. Он предлагает вам выучить то, что он вам рассказал, экзаменует и выдает вам диплом-аттестат. Южный учитель знает истории и афоризмы из писаний, он знает ритуал и прочие внешние правила, также как и правила, позволяющие делать исключения. Ученики являются не курсантами, а его вечными слугами. Достижения ученика полностью исходят от учителя. Он становится центральной фигурой в жизни ученика, так как связывает ученика с Абсолютом. Северному учителю не обязательно быть святым или демонстрировать феноменальные способности, у него, конечно, как правило, есть диплом, но это редко играет какую-то особую решающую роль. Учителей у северянина много. Северная традиция и сам учитель призывает ученика его превзойти. Пушкин превосходи Державина. Ленин Плеханова. Учителей Лобачесвкого, Менделеева или Циолковского мы даже и не знаем.   

11. Ваш взгляд на происхождение мира и человека? 
В: разворачивание первопринципов,
З: естественный отбор, эволюция,
Ю: существо нисходит как аватара либо вращается верх-вниз по кругу самсары, либо постепенно или быстро возвращается в самый высший мир, человек разделен на истинное духовное, на тонкое телесное и на грубое телесное, духовный человек двояк: он и остается вечно в духовном мире и в то же время, оскверняясь телесным путешествует-эволюционирует в материальном мире,
С: человек происходит от родителей, Бог – первопредок-дедушка. 
Дао совершенно, но невыразимо. Ян-Инь, светлое и темное, мужское и женское – первопринципы. Далее появляются Небо и Земля, между ними Человек. Абстрактно-творческое разворачивается в конкретно-исполняющееся. Западный подход не удовлетворяется схемами, он реконструирует имманентное развитие человеского вида из предшествующего. Тоже самое с атомом и с вселенной. Запад сооружает  наглядную музейную экспозицию. Человек происходит от обезьяны. Та из микроба. Вселенная взрывается из ничего. Постепенно, эволюционно мир совершенствуется. Бог – виновник первотолчка, создатель законов (которые открыли Ньютон, Дарвин и проч). Ведическая эволюция представляет существо как аватару, которая нисходит, а потом либо вращается в телесном мире по замкнутой ленте «Мёбиуса» самсаре, либо постепенно или очень быстро возвращается в самый высший мир. Человек в мире Вед разделен на истинного человека-душу, на тонко телесно, на грубо телесное, духовный человек двояк: он и остается вечно в духовном мире и в то же время оказывается в океане мира материальной майи. Северный человек происходит от родителей. Бог – его предок. Концепции происхождения, творения, реинкарнации и т.п. севрной ментальности интересны, но она не удовлетворяется их абстрактностью. Реальное бессмертие, как у Федорова, реальное видение прошлых рождений. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - это северный евразийский менталитет.

12. Какой доминирующий метод социальной организации?
В: психотренинг,
З: дисциплина, внешний порядок,
Ю: конкретно-определенный избыточный космогонический алгоритм,
С: мягкий набор лаконичных космогонических метафор.
Обучая этикету практик, гармонии успокаивающих церемоний, китайский или японский социум организуется. Западу для этого служит Закон и Дисциплина. Рычаг этой дисциплины в материальной заинтересованности, позитивной или негативной, кнут или доллар. Юг организуется Дхармой-Законом, по-простому религией, набожностью любого толка. Следуй любой дхарме, но следуй, чем лучше, тем лучше. Мать Тереза – индийская святая. Это позволяет консолидировать социум. Северный евразиец приходит в движение, садится на свою «птицу-тройку», когда он вдохновлен, когда он вовлечен в великое, настоящее, справедливое, ясное и имеющее мировой значение.      

13. Как представлен в традиции глава государства?
В: мудрец,
З: авантюрист, сделавший головокружительную карьеру,
Ю: купающийся в роскоши набоб,
С: император-победитель, собиратель земель.
У китайцев царь – мудрец. Посмотрите на Мао. «Чтобы плавать надо плавать», «Конфуций был не прав». Цитаты, изречения, стихи. Мао - философ. То же и Дэн-сяо-пин. Европейцы, даже лидеры «Яблока», восхищаются мудростью Дэна. Запад осчастливливает мир великими узурпаторами, авантюристами: Цезарь, Наполеон, Гитлер. Западный монарх-президент – герой-триумфатор, вокруг него  скандал, он – автор хитрых интриг. Южный султан, падишах, раджа купается в роскоши, его носят на носилках, множество слуг, умопомрачительные дворцы. Северный лидер – аскетичен. Хрущов – не стеснялся в выражениях. Сталин ночевал в своем кабинете в верхней одежде. Ленин носил потертый пиджак, гонял чаи с ходаками. Николай Первый спал на земле, как простой солдат. Александр Первый по легенде под именем простого мужика ушел в Сибирь. Петр плотничал. Князь Владимир пировал со своими дружинниками. 
 
     14. Какова функция литературы в традиции?
      В: медитативный коан-загадка для философского упражнения,
      З: демократически-коммерческие тексты с разработанной системой эстетических эффектов, жанров, тропов,
      Ю: нагромаждающаяся яркая многообразная конголомирирующая космогония, сложносюжетный лиро-эпос,
      С: так или иначе злободневные «партийно»-политические тексты, непременно использующие тезаурус (лексический запас+ неологизмы) современного языка.
      Японские хокку. Прыгнула лягушка. По ноге пробежал крабик. Всё, стих окончен. Что это такое? Это задерка сознания. Остановись и задумайся о самом главном, беспафосно, для себя, посувствуй истину, расслабься. Но это не чистое искусство русской поэзии. То появляется всё-таки как реакции на паранйю официоза. Мандельштам пишет медитативно. Да, но стихов о Сталине, которые написал Мандельштам, Басё никогда бы не написал. Театр Шекспира – это демократический театр. На спектакли ходила публика и платила за вход. На западе существует разработанная техника литературы. Система жанров, изучены и систематизированы тропы, придумываются новые эффекты. Западное искусство вместе с литературой конвеерно. Западная литература хорошо сделана, зализана, она остросюжетна или выпендрёжна, больше развлекательна, чем поучительна. А если используется морализм, то это будет сентиментализм. Всякий «изм» важен как способный производить эффект. Южная эстетика помещает литературу и искусство в нише для развлечения, актер и писатель Индии принадлежит касте ремесленников-развлекателей. Миссия пророка, «колокола на башне вечевой» ему не позволяется. Она для ведантиствов-брахманов. Естественно и литература, и кино – это сфера для досуга, где ничего нарушающего как-либо морально-религиозную схему, никакого философского или мировоззренческого движения. Литература для шудр, шудрам не нужно знание. Яркий примитивный боевик, с любовью, песнями, танцами, ни психологизма, ни реализма. Добро побеждает Зло – голый миф. Северная евразийская литература непременно находится в злободневном, как бы выразился Ленин, «партийном» поле. Во времена Рабле, Шекспира, Сервантеса Россия жила практически устным преданием и летописями, даже Жития Святых были опубликованы лишь в начале 18 века при Петре. Пушкин, создавший в России литературу «европейского типа», всё-таки писал ни что-то «вроде Вальтера Скотта», как советовал Николай, а что-то вроде политизированного «Бориса Годунова». В России литература - ни вещь для продажи, ни потеха для народа, ни диковиная икебана. «Поэт в России – больше, чем поэт».         

15. Что является «осязаемым» материальным носителем Вашей идеологии?
В: китайская иероглифическая культура + символы вроде знака Ян-Инь и 64 гексаграмм,
З: античная философия Платона, Аристотеля, надстроенные над ними тексты авраамистских религий и т.д.,
Ю: ведические санскритские тексты (четыре веды, 108 упанишад, Пураны, Махабхарата, Рамаяна, Веданта),
С: русскоязычное население.
Что обуславливает различие культур? Говорить вообще можно как угодно и что угодно. Поэтому важно обнаружить какой-то конкретный носитель. Ведическая традиция сама утверждает, что она зиждется на Ведах. На шастрах, утверждениях ведических текстов, на гуру, которые эти тексты озвучивают, на саддху-святых, которые этим наставлениям строго следуют. Запад тоже имеет традицию, она не такая застывшая как индийские Веды, но формально-логическая традиция античной философии продолжает быть её основанием. Рацио – «веда» Запада. Китай с его иероглификой и символикой – имеет свой специфический образно-символический носитель. Если санскритские священные тексты и особые учителя-гуру, их озвучивающие, являются носителями идеологии Индии, то, что является идеологией Белой Индии, России-Евразии? Получается, что живой русский язык, как литературный, так и разговорный, и люди умеющие доходчиво на этом языке говорить. Это ещё достаточно аморфно, но уже конкретней, чем у Тютчева.       

16. Каков тонкий обобщенно-принципиальный носитель идеологии?
В: символика образов типа Ян-Инь,
З: логика,
Ю: слушание ведических санскритских текстов,
С: русская речь. 

      17. Каков тип Вашей религии-традиции?
В: медитационный,
З: прагматичный,
Ю: фетишистский,
С: гражданственный.
      Религиозная практика стран Дальнего Востока – медитационно-эстетическая. Западная практика – рационально-прагматична. Индийская религиозная – практика конкретно-фетишистская: четкая система регулирующих принципов, предписаний, запретов, правил и проч. Стандарт может повышаться до бесконечности. Северная религия носит гражданственный характер. То есть, религией  севрян-евразийцев являются не язычество Велеса и Перуна, ни Православие, ни Большевизм, а любовь к родине Руси. Где у индусов виртуальная небесная Вайкунтха, касающаяся незримо Индии в определенных местах-дхамах, там у русских Святая Русь, блокированная глумливыми агрессорами.          

18. Какова архитектоника религиозного мифа в традиции?
В: гармонизированная композиция,
З: отбор, демонизация старого, ассортимент,
Ю: конгломирирование, архив,
С: собирание идеологических парадигм под свое знамя (С).
      Китай с Японией организовывает свои миры по принципу гармонической, уровновешенной композиции. Запад действет методом отбора. Он стерилизует,
невелирует  культуру, демонизирует сбрасываемое, а то что остается представляет в ассортименте: вот вам католицизм, вот вам протестантские конфессии, вот псевдопротестанские, вот неверующие философы. Выбирай. Но в сущности разницы между западной религие и западным атеизмом нет. Борьба между материализмом, идеализмом, прагматизмом, кажущаяся столь важным решением «основного вопоса» о первичности носит тот же характер «ассортимента». Выбирай, что по душе. Но строго говоря, никакой разницы между материализмом, идеализмом и прагматизмом нет. Идеалист – обощает конкретно материальное. Тоже делает и «материалист». И всё это западное усреднение, оквадрачивание, «оцифровка» имеют место не из-за каких-то особенных хромосом западных людей, это происходит из торгашески-товарного характера цивилизации. Западная техника - это прежде всего товар.
      Культура Юга – архив. Творцы ведической традиции постарались сохранить всё. Всех богов, полубогов, царей, всё философские школы, язык со множеством его слов и грамматических форм, обряды, ритуалы, кулинарные, медицинские рецепты, сложную физическую гимнастику. Это и проблема Индии. Всё сохраняется. Ничто нельзя нарушить. Англичане едва пресекли обычай сати, самосожжение вдов. Отсюда и проблема каст, каждая социальный нюанс опредмечивается и существует как жесткая традиция. В ведической традиции постоянно происходят внутренние «восстания», то Будда, то Кришна, то Нанак, то Чайтанья. Они сбрасыают Веды. Упанишады предостерегают, что цветистый язык Вед ядовит и тащит человека в низы ада. Кришна говорит, что Веды – лужица, и они не нужны, когда есть Океан истины. 
Но так или иначе, и те и даже последователи Будды, отринувшего Веды, вновь возвращаются в традицию множества текстов и ритуалов. Вычленение главного, выделение смысла – это свойство Севера. Культура Севера – объединение. Объединение – не символическое, не теоретическое, не эстетическое. Север берет на себя ответственность реально и поднимает знамя объединения: Россия принимает западное христианство, вступает в клуб европейских монархов, беря невест из западных дворов, участвует в разгроме Наполеона, вступает в Антанту, объявляет «мировую Революцию», создает Совет Безопасности в ООН, выдвигает теорию «мирного сосуществования», «разрядки», «нового мышления», «многополюсного мира». Запад тоже провозглашает себя центром, но он мухлюет, он просто делает бизнес, он - просто большая офф-шорная зона, остров разбойников, они не правят миром, они его терроризируют. Он, Запад, и не особенно-то это скрывает, откровенничая в своих идеях относительно «золотого миллиарда» и проч.            

 19. Как традиция раскрывает духовную перспективу, как человек вовлекается в культуру?
В: через участие в церемонии,
З: через вовлечение в орден-клуб,
Ю: через прохождение самскар (очистительных обрядов),
С: через присутствие на празднике. 
      Дальний Восток вводит человека в свою духолвность через церемонию. Эта церемония эстетически, психологически изменяет, настраивает, напрягает или наоборот расслабляет, растягивает человека. Запад вовлекает адепта через вовлечение в орден-клуб, где неофит получает посвящение. Там тоже бывает обряд, но он не несёт эстетической функции, главное, что теперь человек становится принадлежащим кругу избранных, теперь он будет подниматься по ступеням. Индийские церемонии-обряды не эстетические и не посвященческие, это очистительные самскары. Брахманическая инициация – тоже самскара, тоже очищение.
Родился самскара, женился самскара, зашел в храм, поклонился божествам, побрызгал воду на ладони, искупался в священной реке – всё самскары.
     Северный евразиец входит в свою культуру через праздник. Новогодняя Ёлка, День рождения, Первомайская демнострация, День города, митинг, дискотека, сабантуй, пасха и так далее. Главное не эстеическое содержание, главное впечатление, ощущение соборности, «я – часть этого мощного праздничного целого». Хороводы, карагоды, «свадьба с топоньем и свистом» - то есть, в культуру россиянин вовлекается непосредственно: «Вот – я, вот - мой народ, мы вместе».       

20. Какая форма духовного воздействия в культуре оказывается наиболее эффективной? 
В: неожиданное, шок,
З: диплом-звание,
Ю: амулет-фетиш,
С: сильное впечатление.
      Чаньский учитель вызывает у обучаемых им монахов шок. Гармония пейзажной живописи, ритм каллиграфического письма на свитке передают неуловимое настроение, неожиданная простота, превосходящая всё, что позволяет техника. Учитель-мастер восхищает. Это действует. На Западе студент получает диплом бакалавра, титул, звание, ученая степень, обладание премией, верхнее положение в рейтинговой колонке, членство в элитарном клубе. Это притягивает и встраивает человека в культуру. Индия затягивает человек в культуру через многочисленные фетиши и амулеты. Защитные ковачи, священные бусы, священная глина, краска для женщины, благовония, алтарь с обрядом, исполняемым специальными параферналиями: посуда для предложения пищи божествам, веер из павлиньих перьев, опахало из хвоста яка, кувшинчики для воды, собственно божества, наряжающиеся несколькими сменами одежд. В медицине – аюрведические лекарства, терапия драгоценными и полудрагоценными камнями, священные камни-шилы. Для оформления внутреннего интерьера – благоприятные знаки. В кулинарии всевозможные многочисленные специи от черной соли до питательного серебра. Масла для натирания кожи. Для жизни, в крайнем случае для паломничества существуют многочисленные очень знаменитые священные тиртхи. Самая большая драгоценность - пыль с лотосных стоп святого.
     Северянину нужно само вечатление. Даже чудеса хилеров и экстрасенсов, а не только диплом или какой-то фетиш, перестают на него действовать, если исчезает впечатление. Поэтому поэзия, кино, война, политическая и революционная борьба могут быть для него религией. И поскольку родной уголок, есенинские ли березки, серая ли пятиэтажная школа, для него точка, нагруженная эмоциональными воспоминаниями, то это и является его культурой, его религией, его окном в Божественное.    

      21. Каково религиозное ощущение?
В: просветление,
З: ощущение избранности,
Ю: второе рождение,
С: вострог, энтузиастичность.
У японцев – сатори, просветление-озарение. Для западных людей религиозное чувство – ощущение избранности. Вот только мы, баптисты, свидетели Иеговы, вот мы спасемся. Индуист после брахманского посвящение получает второе рождение. Гуру дает ученику предписания-саддхану, и человек становится другим. Северянин, охваченный религиозным чувством, испытывает вросторг и энтузиазм, он действует, побеждает, совершает подвиги.         

22. Какова универсальная консолидирующая модель, предлагаемая Вашей традицией?
В: композиционно-эстетический баланс, дизайн,
З: мировой рынок, коммуникационные сети и т.д.,
Ю: мифологически-культурный архив, доказывающий ведический генезис человеческой культуры,
С: принятие решений «миром», «весью», «кругом».
      Восток предлагает миру объедениться через дизайн, через баланс. Запад внедряет рынок, Индия напоминает миру о его генезисе из Ведической арийской культуры, Евразия предлагает миру сесть в казачий круг и решить всё миром.         

23. Какова болезнь Вашей цивилизационной парадигмы?
В: герметизм, изоляционизм,
З: торгашество, бездуховный прагматизм,
Ю: утяжеленность, обрядовая перегруженность,
С: подражательность, забвение своей собственной миссии. 
      
24. Какую имперскую модель исповедует Ваша традиция?
В: виртуально-изолированную,
З: завоевание, закабаление, «золотой миллиард»,
Ю: символически-генетическую,
С: освободительно-защитнеческую, космистскую.
      Дальний Восток создает внутреннее ощущение империи. Северная Корея через своё чучхе имеет империю в себе, в половине маленького полуострова. Китай называл и называет себя Срединной страной, Поднебесной. Запад колонизует, эксплуатирует слаборазвитые страны, называя это империей. У юга империя в предании, в прошлом, в мифе, без претензий на что-то большее. Россия – защитница: Шипка, Вторая Мировая, Куба, Вьетнам. Российская империя присоеденила большинство своих соседей по их собственному желанию. Итак, свет – с Востока, чудеса – с Юга, технологии – с Запада, защита – с Севера.      
      
                2.РОЗА ВЕТРОВ
     Соотносить мировые цивилизации, культуры государств и этносов с учетом сторон света. Это делалось с древности. Но как раскроить реально лежащую перед нами географическую карту? Где поставить «розу ветров», чтобы поделить ойкумену на те четыре зоны? Где граница этих зон? Мы решили поставить на карту такую «розу ветров». В определенном смысле достаточно решить квадратуру старого света или даже уже Евразийского континента, чтобы задача была решена в принципе. Евразия колыбель цивилизации. Определившись с её материнскими цивилизациями-суперэтносами, мы определимся с остальным миром.
      59 меридиан и 45 параллель. Почему точка равновесия оказывается здесь? Во-первых, конечно же, такая точка должна быть где-то в глубине, в сердце Евразийского острова. Во-вторых, она должна быть границей Севера и Юга. Мы взяли математическую середину между экватором и северным полюсом – 45 параллель. Она же должна быть границей между Востоком и Западом. Тут математической середины нет. Мы обратили внимание на 59 меридиан, который является границей Европы и Азии на Севере континента – Уральские горы. Это не только условная граница, но и вполне геофизическая, Урал – водораздел. Южнее на этом меридиане находится Аральское море, граница Ирана с Афганистаном и Пакистаном.
       Итак, «сердцевинная» роза размещена на Аральском море. Противоположная ей точка-воронка  находится на северо-западе США близ Портленда. Это фронтальная и обратная точки. Боковые точки (в 90 градусах по параллели в сторону) находятся в Атлантике и на Южных Курилах. Какая из этих двух является «розой», а какая «воронкой»? «По смыслу», наверное, Атлантическая точка – вторая очаговая «роза». Таким образом, на глобусе два активных, «геометрически» равноценных центра: Аральский и Атлантический. Как мы видим, они вполне могут быть названы полюсом «Моря» и полюсом «Суши», но прибрежный «римленд» тут ни при чем. Далее, если между мирами этих двух полюсов-роз провести математическую границу, то она пройдет как раз по границе славянских государств (Старой Югославии, Чехии, Польши) и романо-германских государств, за исключением нейтральной Австрии, которая половинится этой границей, а в Западном полушарии граница идет как раз по западной оконечности Аляски, окунающейся в Беренгов пролив. Мир поделен в соответствии с геометрической логикой.
       Если из Аральской точки теперь уже на земной плоскости отложить лучи под углом 45 градусов (нам надо разграничить четыре зоны), то земной шар поделится на четыре лепестка. Северный, южный, восточный и западный. Они произрастают из Аральской точки и сходятся у Портленда. Между противоположными лепестками обнаруживается асимметричная гармония. Восточный и Западный являются ассиметричными, но составляют зеркальную гармонию друг относительно друга. Содержание же их обнаруживает «ян-инь» оппозицию. В западном лепестке Море внутри Суши, среди Земли, береговая линия чрезвычайно изрезана. В восточном лепестке Море и Суша рядом, береговая линия изрезана гораздо меньше. Северный и южный лепестки – симметричны сами по себе, но южный больше северного в 7-8 раз. Северный представляет собой ледовитый океан, окаймленный кольцом Суши с небольшими проливами да небольшим Норвежским морем. В центре южного лепестка Антарктида, вокруг океаны и носки континентов. Северный – холоден, там Урал, Мурманск, Архангельск, Тюмень, Норильск, Аляска, Северно-Западная Канада, Вонкувер, Сиэтл. Южный – горяч, там Индия, Иран, Юго-восточная Африка, побережье Таиланда, Новая Гвинея, Австаралия, Южная Америка, Юго-запад США.
      Конечно, роза ветров в зависимости от ситуации может «плавать». Если Север развивается интенсивнее, чем Юг, роза поднимается к Северу, если бурное развитие даёт Восток – двигаются туда. Но значительные отклонения, наверное, могли бы происходить при глобальных природных катастрофах. Например, таких как движение ледника или потоп. Оба явления определенно имели место в прошлом. Ледник покрывал севрную Евразию, так что сохранились даже вмерзшие в почву мамонты. Был и потоп. На месте Западно-Сибирской низменности было море, Каспий и Арал были соеденены с Черным морем. Это означает, что древняя «роза ветров» могла располагаться где-то на 30-ой параллели на Севере Пакистана или Индии, так что таким образом на севере Индии как раз и могли оказаться северные пассионарии, создавшие Ведическую цивилизацию. Это объясняет родство руского и индо-иранского языков. Это объясняет, почему великие цивилизации возникли там, где ныне могут  быть лишь «развивающиеся» страны. Ледник ушел, Юг снова стал Югом.        Если через очаговые и воронковые точки провести плоскости, то они образуют пирамиду, которая вписывает в себя шар Земли. Вершина этой пирамиды находится над Северным полюсом и очень напоминает легендарную гору Меру.      
     Итак, современная Россия распологается на северном лепестке, на северной части восточного лепестка, в корневище северной части западного лепестка, и в совсем небольшом кусочке южной части западного лепестка (Северный Кавказ и Южная часть Краснодарского и Ставрополького краев). Распад СССР привел, например, к тому что в сопоставлении с положением Москвы в Союзе, российская Москва стала менее «центральной», она стала более западной и менее южной. Но это уже сфера практического применения вышеизложенных идей…                3.РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
     «Русская идеология» является северной цивилизационной идеологией. Не оазисной, вроде идеологии чукчей, эскимосов, цыган, басков, папуасов, бантустантских зулусов, аборигенов или джунглевых и резервационных индейцев.
Эта цивилизационная ментальность отлична от цивилизационных парадигм рационально-логического Запада, иероглифического Востока или кастового индуистского Юга. В соответствии с законами «сакральной географии» эта северная парадигма должна быть волевой, управленческой, царской.   
В результате наших изысканий мы обнаружили, что носителем, матрицей северной цивилизационной парадигмы оказался русский язык и народ, пользующийся этим языком. Таким образом, выдвигается «новый» взгляд на русский язык. Это не просто «великий и могучий» язык, член семьи славянских языков, группы индоевропейских языков. Русский язык даже не самый гибкий и богатый литературный язык, как на это указывал лингвист Н.С.Трубецкой. Это парадигма противополжная санскритско-ведической системе, но также не сопадающая ни с логико-математической парадигмой Запада, ни с символико-медитационной парадигмой «Китая». Русский язык – не национальный язык. Поэтому так бунтуют прибалтийские и западноукраинские националисты. Западническая ориентация вызывает их протест против «языка оккупантов». Русский язык – язык-оккупант. От него невозможно избавиться, как нельзя избавиться от умения прибавлять и умножать или отличать черное от белого, холодное от горячего. В самой любви к своим языкам у латышей и украинцев сказывается то, что эти языки очень близкие диалекты русского. Они увлеклись (как собственно и сами русские) математичной товарностью Запада, но ценным для них остается язык. Ценность их диалектов в том, что они хранят и оттеняют словесные ценности, которые способны своими возможностями обогощать и оживлять русскую словесность. Украинский и латышский это их разговорные, домашние языки. Английский или немецкий не смогут стать их родным, домашним языком, а цивилизационными языками они не являются. Алгебра западной культуры (логика, деньги, техника, конситуция) – эффективны, но «северная алгебра» ещё эффективней.
И Рацио Запада, и Ян-Инь Востока, и Санскрит Юга – лишь практики без живой веселой северной воли, исходящей из реальной нутряной, а не «практикуемой» любви и дружбы. Платон, Аристотель, Гегель, Маркс, авраамистские писания вроде Библии ошибаются, отвечающие на все вопросы Веды ошибаются, и Конфуций и Лао-Цзы, оба были не правы. Парадигма же Живого Русского Слова стагнирует, лишь когда перестает быть самой собой, а сама же по себе в принципе является имманентной Богу и Абсолюту без всяких оговорок. Северная «модель» не отвергает другие модели, она, как бы выразился Л.Н.Гумилев, «комплементарна» к ним. Она принимает, использует их, но для северянина science Запада, практика кун-фу, эрудиция богатого мудростью Юга и т.п. - инструменты, в основе же – простая «народная» родственно-соседская аура.
      Разберем несколько «культовых» лингвистических образцов, рисующих праисторию предмета. Поразмышляем над этимологией этнонимов «русь», «венед», «славяне», «казаки», «арии». Этимология позволяет углубится в доисторические, дописьменные эпохи. Если при этом не нарушать современных лингвистических законов, не впадать паранаучное этимологизирование «как угодными» способами, то результат получит «благословение» науки, которая в наше время обладает большими  полномочиями.
      «Русь-рось» возводят то к реке Рось, то к финскому племени «рус», то к варягам, непонятно почему названным россами, и непонятно почему и как инициировавших славян быстро и повсеместно своим именем. Иногда возводят к «тотемной» рыжей рыси. Иногда к русому, рыжему цвету восточных словян. Но как-то это всё неопределено висит. «Рос», на наш взгляд, может происходить от известного глагольного корня «рос-рост». «Росы» – поросль, вместе выросшие. Ещё интересней этимология из корня «род-рожд». «Род» известен также как славянское божество. Род и рожаницы. Род в прямом смысле означает «родню», «родственников». Естественно наши предки были роднёй, и отличая себя от чужаков, говорили: «Мы род, родня». Названия человека образуется при помощи суффикса «-ец», например: урал-ец, динамов-ец. Таким образом, «род» – «родец». Такую ситуацию мы видим в слове «единородец». В множественном числе - «родцы», нагромождение согласных и аффриката в полном согласии с лингвистическими законами упрощаются. «Т» оглушается сливается с «ц» («тс»), «тс» по модели «курица-куриса» превращается в «с», получается «росы». То есть: «Они – чужие, а мы свои, росы». Так что называя себя русскими, мы продолжаем поклоняться в известной мере «языческому» Роду.
      «Венеды» – одно из названий древних словян. «Вене» – современное название русских у финнов и эстонцев. Это «вене» присутствует в Вене, Венеции. Вятичи-вентичи («ен» носовое превращается в русской фонетической ситуации в «я») – тоже «вене». Не исключено, что и «венгры» тоже получили свое название отсюда. «Вене» – от венок, венец. «Вене» – значит, стало быть, царственный. «Венок» – корона.    
     «Славяне». Существует этимология этого слова, как «селе-вене», венеды-переселенцы. Есть от «слово», и «слава». Оба слова несут семантику «речи». Термин «славие» означает религиозность. Неисключено, что термин «славяне» поздний и означает примерно то же, что «православие».             
     «Казаки». Вокруг этого слова тоже много мистики. Но простое решение от глагола «казити» (протыкать) кажется очень ясным. Отсюда же «коза», названная так из-за протыкающих рогов. «Казак» – вооруженный воин. Копейщик, лучник, стрелок, казак.
     «Арий-ариец». В русском языке такого слова нет. Начальное «а» вообще в русском языке невозможно. «Яблоко», а у них «Апл», «Абол» или «Апельсин». У нас вместо «арий» – «ярый». Арии повсюду оставили следы. Ирландия. Иран, Ирак. Арии в Индии означают высшие касты. «Ярый», «яростный» - означает активный, страстный, воинственный смелый. «Ярыжка» – полицейский чин. «Ярый» – также означает светлый, белый, яркий. «Ярило» – солнечный, весенний бог. Тоже и с индийским «арием», он благородный, светлый, белый, высший. Но «ар» в русском языке в безударном положении могло трансформироваться в «ор». Есть корень «ор» с семантикой большого и высокого. «Орёл» – большая, высоко летающая птица (царственная птица). Глагол «орати» означает «пахать», буквальный этимологический смысл «взрыхлять», «поднимать землю». На санскрите «ароха» значит «подъем». От «орати» происходит существительное «орало» (плуг). Не имеющее удовлетворительного этимологического объяснения топоним «Урал» может тоже возведен к глаголному корню «ора». «Орати» – неопределенная форма, а причастие мужского рода «орал», то есть, поднятие, возвышенность, горная страна. Тюркское население помогает дать древнему название неясную огласовку «урал» вместо «орал». Находящийся по «Уралом» «Арал» подтверждает нашу версию. У древних греков «ор» – гора, холм, бугор, хребет. «Урал» – древнее «русское» (индо-европейское) название, со значением «поднятая земля». На современный лад «Урал» означает «оралый», «поднятый». Таким образом, слово «Урал» этимологически родственно русским словам «орало», «орел», «ярый», «яр», «яркий» и известному индо-европейскому термину «арий». С учетом того, что в русском языке наблюдается чередование оро/а-ра, то древнее название Волги «Ра», слово «рай» также оказываются в этимологической парадигме топонима «Урал».               
     В большей степени, чем этимология, подтверждает нашу концепцию русской культурной парадигмы тексты русских классиков. Прежде всего, это конечно же, Пушкин. Он дал живому русскому слову форму литературы, дал русским их любимое оружие, и получил положение, несравнимое ни с одним из русских святых. И слава его не меркнет. Цари и Сама Церковь померкла, Ленин, Сталин померкли. А Пушкин – нет. Его признают все своим: и православные , и коммунисты, и демократы (и даже африканцы). «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы». Посмотрите его «Памятник», «Клеветникам России». Кто бог Пушкина? Задайте тот же вопрос относительно стихотворения Лермонтова «Родина» или некрасовского «сила в ней скажется несокрушимая». Родина, Россия, Поэт, Русская Речь – культовая тема русских школьных христоматий. Это узловые темы русской поэзии. «Стихи о советском паспорте» Маяковского - это не стихи о коммунизме, это стихи о патриотизме. Блоковские «Скифы» говорят о том же, что и мы на 99%. Откройте Блока, перечтите «Скифов». Ниже мы приводим несколько текстов, которые ещё раз демонстрируют нашу идею: «Любовь к России и русскому языку – это главная и очень возвышеная  религия России». Есенин, тот прямо, почти по-хулигански пишет: «Если крикнет рать святая: Брось ты Русь, живи в раю. Я скажу: Не надо рая, дайте родину мою».

ЛОМОНОСОВ М.В. «РУССКАЯ ГРАММАТИКА». 1755.
     Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским  с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он росийсскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверьх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в российском слове упражнение о том совершенно уверяет. Сильное красноречие Цицероново, великолепная Виргилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественые свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искуству приписывать долженствуем. Кто отчасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лутче сказать, едва пределы имеющее море.

ТУРГЕНЕВ И.С. «РУССКИЙ ЯЗЫК». 1882.
  Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

ФЕТ А.А. СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 1887.

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
  Священный прах своих сынов.

Они и под землей отвагой прежней дышат…
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
  Но лишь молитвенно молчат.

Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, на надпись – всё боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
  И дед со внуком, и отец.

Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно…

ХЛЕБНИКОВ В. 1908-1910.
Мы желаем звездам тыкать,
Мы устали звездам выкать
Мы узнали сладость рыкать.
Будьте грозны, как Остраница,
Платов и Бакланов.
Полно вам кланяться
Роже басурманов.
Пусть кричат вожаки,
Плюньте им в зеньки!
Будьте в вере крепки,
Как Морозеньки.
О, уподобьтесь Святославу,-
Врагам сказал: «Иду на вы!»
Померкнувшую славу
Творите, северные львы.
С толпою прадедов за нами
Ермак и Ослябя.
Вейся, вейся, русское знамя,
Веди через сушу и через хляби!
Туда, где дух отчизны вымер
И где неверия пустыня.
Идите грозно, как Владимир
Или с дружиною Добрыня.


БУНИН И. «РОДИНЕ». 1891.
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

БУНИН И. 1915.
Молчат гробницы, муми и кости, -
  Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
  Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
  Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
  Наш дар бессмертный – речь.

 
       
 4. ИСТОРИОСОФСКАЯ СХЕМА.
   Схема или шкала так или иначе применяется, чтобы канву исторических событий привести в некий порядок, показать закономерности. Древняя мифологическая шкала – золотой век, серебряный, бронзовый, железный. Европейская наука даёт свои схемы: первобытность, античность, средние века, возрождение, новое время. Или: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и в перспективе коммунистическая формация.
   Эти схемы подразумевают наличие законов относительно того, как одна историческая идейно-политическая тенденция сменяет другую. Как мы замечаем регулярность в смене времен года, так и исторические эпохи меняют свои цвета по некому ритму.
    «Марксистская» схема, которой до сих пор пользуются историки, построена в традиции «так называемого» западного материализма. Но «материализм» не единственная парадигма. Спор о «первичности» и выигрыш в ту или иную сторону, видимо, восходят с средневековой западной схоластической традиции. Что первично «идея», «материя» или просто «прагматический интерес»? Русские философы П.Флоренский, С.Булгаков, А.Лосев практически выдвигали парадигму первичности языка, или точнее, имени. Явление и имя в свете из взглядов не дробятся и всегда остаются одним целеым. Физическое (материальное) и абстрактное (идеальное) являются частными случаями имени. Таким образом, материалистическое обоснование тех или иных схем – не более, чем трюк, аппелирующий к «материалистическому» или «идеалистическому» сознанию. Мы выстроили нашу схему из наблюдений за историческими фактами, освободив себя от обязанности «подтасовывать» под схему исторического развития «социально-экономический материал», которого относительно древней и средневековой истории, строго говоря, нет.
    Итак, сначала общество развивается вне государства на возможностях естественной родственно-соседской общины. Веды, описывая четыре больших эпохи-юги, видимо, обрисовывают стадии именно такого периода. Идеология первой стадии «Сатья-Юги» – медитационная, индивидуальная йога, что-то вроде ведовства, знахарства. Идеология следующей стадии «трета-юги» – коллективные жертвенные обряды ягьи, у восточных славян что-то вроде хороводов, языческих празднеств и игрищ. Следующая «Двапара-юга» прибегает к храмовому поклонению, на Руси – этому соответствует этап появления городов, как кремлей вокруг святилищ и храмов. Скандинавы древности называли Русь «Гардарики», страной городов. Для четвертой стадии Веды рекомендуют «катху» (беседа, речь) и «киртан» (пение), на Руси в соответствии с этим появляются баяны, гусляры, сказители, скоморохи.
     Где-то на рубеже летописной истории появляется новая идеологическая и политическая особенность. Начинается новый виток. Появляется дружина. Но дружина методами язычества не может достаточно эффективно сплотить народ в государство, поэтому появляется передовая византийская идеология – христианство (988г.). На этом втором этапе, христианство и язычество сосуществуют. Со времен Сергия Радонежского и особенно на рубеже 15-16 веков Церковь становится рупором объединения Руси под эгидой русского православного царя. «Москва – Третий Рим». В конце 17 века, после реформ Никона, особенно с реформами Петра, государственно-державная идея проявляется в откровенной форме и даже подминает саму церковь. Институт «государства» забирает у общины воинскую функцию в полной мере, оформляется структура чиновничества и так далее.
     Второй виток в основном завершен, и начинает проявляться третий виток. Условно его можно начинать с Радищева. Обычно его называют «революционным». Но существенным моментом здесь является требование экономической организации. Ранее речь шла о политических, военных реформах, экономика же жила своей «естественной» жизнью. Теперь начинаются подвижки уже в той области, куда раньше «надстройка» не совалась. Коллегия горных заводов при Петре, проекты реформ Сперанского, декабристы, антикрепостники, гуманизм русской литературы. Таким образом проходил первый «внутренний» этап третьего витка. Второй этап можно отсчитывать с отмены Крепостного права, когда от слов «экономисты» перешли к делу, которое завершили в 1917-1922-м годах. Призошла окончательная победа «экономистов» (в том смысле, что предшествующая им элита вообще почти не вмешивалась в экономику, она только брала подать, оброк, учреждала барщину) в следующую эпоху. Назовем этот этап «Архипелагом», потому что методы хозяйствования были ещё очень неустойчивыми, грубыми, «сталинскими». С 1956 года начинается последняя – четвертая стадия «экономического» витка. Назовем его «номенклатурой». Управление экономикой использует самые разнообразные, профилактические и прочие методы. Управление эффективно. Но в середине 80-х годов начинает расти новый тренд.
Народу начинает надоедать помыкание и практически полное отсутствие инициативы в какой-либо области: культурной, политической, экономической и проч. Община начинает рушиться до основания. Успехи номенклатуры вызвали стагнацию. Горбачевская эпоха в общих чертах провозгласила право народа не быть заложником рутинной общинной текучки. Ельцинская эпоха грубо осуществила разборку прежней государственно-экономической системы. Новая пост-ельцинская эпоха именует себя «государственничеством». Логический смысл ожидает от этой эпохи того, что широкая народная поддержка, демократизм поднимутся с уровня провозглашения, грубой имитации и станут реальными ингридиентами власти. За ней маячит «имперская» фаза, которая в отличие от волевого и не вполне внятного «государственничества» будет следовать ясной идеологии. Завершив своё «огосударствеление», своё «цивилизационное» рождение, Россия сначала должна повлиять на перестройку Земного Шара, а потом «всем миром» войти в область «сверхкультуры».

  ИСТОРИОСОФСКАЯ СХЕМА
    Развитие в «общинной» фазе: Знахарство. Хоровод. Гардарики. Баяны.
    Развитие в «государственной» фазе: Дружина. Византийство. «Третий Рим». Великая Держава.
    Развитие в «экономической» фазе: Гуманизм. Революция. Архипелаг.  Номенклатура.
    Развитие в «демократической» фазе: Перестройка. Реформаторы. Государственники. Империалисты.
    Сверхкультура

     5. ИДЕОЛОГИЯ=ЗНАНИЕ=РЕЛИГИЯ=…=ЛИЧНОСТЬ
     Всеединство и соборность, мы предлагаем реализовывать, как интеграцию дифференцируемых форм знания. Мировоззрение без Идеологии оказывается мечтательностью. Мировоззрение – это знание. Нельзя свести его к чему-то одному: к философии, науке, истории или художественной культуре. Знание – всё знание.
Религию, как этот термин бытует в современном обиходе, мы предлагаем рассматривать как архив-музей. Религия объективно - память о том, что некогда было живым знанием, работающим мировоззрением.
Идеология-мировоззрение должно быть живым. «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов».
Идеология – религия сегодняшнего дня.
Советская культура была религией. Не просто походила на религию, а была ею. Сейчас её постигла та же судьба, что и её предшественников. Она ушла в архив. Она - веха, ориентир для того идейного настоящего, которое мы можем строить сейчас.
Большевиков вроде Карчагина жгла вера, религиозный энтузиазм, они шли за высоким идеалом. И в известном смысле осуществляли его. Краткий курс ВКПб, стихи комсомольских поэтов, революционные и военные песни, портреты вождей, - чем это не религиозная атрибутика. Прием в пионеры, комсомол, партию – чем не крещение?   
      Идеология – тогда идеология, когда совпадает с «мифологией» народа. Иначе «идеология» – лишь «интеллигенщина». Идеология – «святое дело». Без него «идеологи» - книжные черви, «священники» - продавцы сувениров.
      «Мифология» народа – то же, что и личность. Дух-идея начинает работать, «всё круша на своем пути», когда
   Мировоззрение есть
Идеология государства+
   Наука+
   Философия+
   История+
   Искусство+
   Учет древнего предания (которое является и языческим, и православным, и советским)+ 
   Потребность-воля личности (личностей).
   Личность – не индивидуализм. Личность – конечно же, во всех вариантах индивидуальность. Тут нет проблемы и нет никакого выбора. Если личность имеет перспективу участия в «деле» большого социального целого, страны, народа, империи, тогда личность «живет», осуществляется. Если личность сбрасывается, она маргинализуется, уходит в секту, в экстремистскую группу. В конечном счете, может вообще десоциализироваться, изолироваться даже от мелкой группы. В этом направлении «от империи, от целого» и происходят аномалии, вроде наркомании, преступности и проч. Живая «идеология=религия» питает и вдохновляет личность. Вне таковой человек испытывает эмоциональный дефицит, ищет «чего-то» и нарывается на эрзацы и суррогаты.   
     Итак, «Мир как Россия». Потому что Россия – космична.
     «Евразия» – термин «западнический». Почему индо-европейская семья языков? Почему не русско-славянская? Европейские, иранские, индийские языки – диалекты русского. Они результат движение русов-ариев. Русы – причина, индо-иранцы, романо-германцы, балто-славяне – следствие. Угрофинны и тюрки составляют вместе с «индо-европейцами» бореальную языковую семью. Грамматика, строй языка разный, но корневой базис один и тот же. Есть ещё ностратическая теория, которая расширяет эту сферу родства индо-европейцев на семитский юг.
      Восток - пожелтевшая Россия. Юг - почерневшая Русь. За этим немало исторических фактов. Русский – больше, чем мелкий «партизан», забывший свою этногенетическую историю, забывший себя «поскребсти» и увидеть татарина, черемиса, грузина или негра. Русский – прилагательное. «Русский» - тот, кто принадлежит каким-то образом «Руси». «Перевернуть мир» – это русский миф. Личность опирается на то, что имеет, стремится не ограничиваться какой-то «идеологией», которая только ослабляет волю. Она готова искать и концентрировать ресурсы, «продолжать», даже когда видимых причин для грядущей победы нет. Северянин побеждает не расчетом финансиста, не искусной техникой, наработанной  тренировками, но «волей к победе». «Упорство и труд всё перетрут». Поисковая активность. Всегдашняя ориентация на победу и чемпионство. Дерзость относительно внешних правил. Беспричинная бодрость духа. Личность, бунтующая против её уравнивания, даже против муштры обучения, против самой религии, потому что «любовь и дружба», прямое взаимоотношение личностей и есть подлинная русская религия. Русь – не мир функций, технологий и механизмов, не мир чудес и реликвий, не мир изысканных композиций. Это мир личностей, родственников, друзей, любимых, знакомых и близких.
     Таков наш научный взгляд на то, чем является «менталитет» народа России-Евразии, его так называемая «национальная идея».      
      
   ПОСЛЕСЛОВИЕ
Спустя несколько лет, мы скорректировали идею четерех-полярности. Более точно, говорить о шестиполярном мире. Но идея ШЕСТИПОЛЯРНОСТИ вытекали из идей настоящего очерка. Четырехполярность следовала за языковым штампом 4-х сторон света, который возник из плоскостного представления о земном мире. Мы давно знаем, что земля шарообразна. Есть Север, есть Юг (это миры 6 и 1), срединное цивилизационное кольцо делится на миры 2, 3, 4, 5.  Мир 1 – традиционалистский мир консервативной общины, повторяюшей то, что есть в первозданном синкретизме, иногда такой менталитет называют бредовым. Миры 2-5 возникают после распада древнего синкретизма. 2-ой мир – эстетический (Китай etc), образный. 3-ий – метафизический, философско-религиозный, это мир писаний (Индия, Персия, Междуречье, Ближний Восток). 4-ый мир – научно-теоретический, логический мир аналитического знания (это античный мир, средиземноморье, Европа).5-ый мир – прагматический, технологический, правовой (Северная Америка). 6-ой мир – исторического, каталогизирующего, собирающего знания, мир общинности, социализма, космизма ( Россия-Евразия). Во 2-5 мирах функции правополушарная и левополушарная (образное и логическое) по-разному комбинируются. «Катай» - образ-образ. «Средне-Ближний Восток» - логика-образ. «Европа» - логика-логика. «Америка» -  образ – логика. Но начальный синкретизм и поздний синтез дают другие формы ментальности, так что полярностей шесть.