Азбука хорошего тона 2. юнг

Андрей Козлов Кослоп
Архетип архетипов Карла Юнга

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года  в Кесвиле в Швейцарии.   
Имя Юнга прочно ассоциируется с понятием «психология», так же как и имя Фрейда. В определенном смысле Юнг и был последователем Фрейда. Послекдователем в том лишь смысле, что как и австрийский психиатр Юнг занимался научным исследованием психики (внутреннего мира человека или «души»). Но в самом знаковом относительно Фрейда пункте Юнг с ним радикально разошелся.

НЕ СЕКСОМ ЕДИНЫМ

Фрейд возлагает на Юнга большие надежды, думая, что тот будет развивать психоанализ.   Фрейд считал, что религию должна вытеснить наука, Юнг же считал,  «что «религия может быть  заменена только религией».
Другое различие позиция относительно природы «либидо», ключевого понятия в психоанализе.  Для Юнга либидо – психическая энергия вообще, лишь в отдельных случаях она выступает как сексуальное влечение.
Фрейд обращался к своему младшему коллеге:
«Мой дорогой Юнг, обещайте мне, что вы никогда не откажетесь от сексуальной теории. Это превыше всего. Понимаете, мы должны сделать из неё догму, неприступный  бастион».
«Бастион - против кого?»
«Против потока черной грязи оккультизма».
Юнг считал сексуальную теорию Фрейда «оккультной», по его мнению это была «недоказанная гипотеза».

МИФ, РЕЛИГИЯ, МИСТИКА 

Не так что между позиция Фрейда и Юнга, спор науки с религией. Напротив, Юнг считал, что его взгляд на психику глубоко научен, а так называемое «логическое мышление» частный случай научного видения:   
«Современное человечество оказалось в опасном отрыве от жизненной почвы, так как у него слишком развито логическое мышление».
Религия же на его взгляд не антинаучный институт, а некий неизбежный механизм внутренней организации человека и социума:
«Если бы даже все мировые традиции оказались сметены каким-то одним порывом, тем не менее вся мифология и вся история религии с новым поколением начались бы заново».
Западный рационализм (включающий также и ментальность Фрейда) на его взгляд
Есть «экстремальный случай экстравертности: в ней сила, власть связываются со знаниями» . Интровертированное мышление (ненаправленное, интуитивное) по Юнгу «направлено в глубь человека и представляет собой набор образов, а не понятий».
Мифы по Юнгу выражают коллективное бессознательное. Массы всегда живут мифами. Неизвестное во внутреннем мире – бессознательное. Когда это бессознательное распространялось повсюду в равное мере оно становится «коолективным». Казалось, что для Юнга это было не просто теория. Однажды у него было видение чудовищного потока, накрывшего пространство между Англией и Россией. Среди лета Европу окутал в этом видении арктический холод. Скоро началась первая мировая война.
Мифы, как заметил ученый, описывают человеческие конфликты.
Обобщенные принципы таких мифов Юнг называл архетипами. И он чувствовал, что эти архетипы не сводятся просто к структуре психики, работы головного мозга. Он говорил: «На слишком глубокой глубине психика – это мир вообще».
Подобно древнекитайской философии Юнг разделял душу-психику на Аниму (Инь) и Анимус(Ян).
Анимус  спонтанное и непреднамеренное стремление. Анимус – хочет различать и постигать. Анимус  - рассудок, рацио.
Анима  чувственное образование, оказывающее влияние на рассудок. Анима стремится соединять и объединять. Анима – архетип жизни.

ПСИХОТИПЫ
Основная работа Юнга «Психологические типы». Он признавался:
«Вся моя жизнь была подчинена одной идее и вела к одной цели: разгадать тайну личности».
Из 700 страниц труда 400 страниц посвящены описанию философских систем Индии, Китая, Японии, классической античности, гностиков, Средневековья, Реформации, Возрождения, барокко и Просвещения, воззрений Гёте, Канта, Ницше, Шопенгауэра и Вагнера.
И по изучению этого наследия, Юнг предлагает своё описание структуры личности.
Впервую очередь он выделяет дихотомию  «Интроверсия-экстраверсия».Мышление направляется либо внутрь, либо во вне. И по своим функциям сознание имеет четыре модуса.
Мышление и оппонирующее ему Чувство. Ощущение и оппонирующая ему Интуиция. Эти четыре функции Юнг размещал на окружности: Интуиция- Мышление-Ощущение-Чувство-Интуиция.
Ощущение  констатирует наличие чего либо.
Мышление устанавливает, что это собой представляет.
Чувство позволяет определить приятно это или нет.
Интуиция позволяет увидеть откуда это появляется.
То есть, хотя Юнг сетовал на рационализм европейского ума, сам пытается выстраивать логически строгую картину устройство психики.
Личность-персона у Юнга – это не сам человек (как мы полагаем в обыденности), персона – то, о чем он сам и другие люди говорят, что это и есть он. Персона – маска, личина. Если Персона доминирует, она подавляет индивидуальность, тогда человек не отличает себя от Персоны, играет навязанную роль.
Индивидуация  - процесс постижения согласования разных функции психики, реализация того, что есть персона.  Но то, что остается неподвластным конгтролю, Юнг называет комплексами. Они бывают двух видов:
• комплексы, возникшие в ходе жизни человека, при его социализации;
• Комплексы, унаследованные генетически – архетипы. (Urbilder)
«Я» ,занимающееся всей этой работой психики, образуется из двух способностей:
Я-стабильности и я-гибкости.
И Персона и Я-сознание созревают в 35-40 лет. Для многих со становлением Я психическая жизнь заканчивается. Юнг предлагает эту «жизнь» не останавливать.
Личность собственно и есть интеграция в той или иной степени свойств, функций сознания, природы Персоны и «Я-сознания». Дезинтеграция приводит, например, к шизофрении. Не развитость  внутриличностных связей, создает, например, аутизм. Все эти и другие отклонения в психике позволяют изучать и понимать устройство психики души.

КРУГ, МАНДАЛА, ВРЕМЯ

Особый интерес проявлял Юнг к распространееному на востоке мистическому объекту – Мандале. Мандала – это символический круг, который используется для психорегуляции.
К этой мандале-кругу сознание прибегает в ситуациях запутанности. Мандала-круг служит своеобразным архетипом (первичной смысловой шкалой), упорядочивающей схемой, где перекрестье нитей, разбегающееся неопределенное целое воссоединяется.
«Психика – необозримо сложно и характеризуется неограниченным многообразием, и его невозможно охватить с помощью одной лишь психологии влечений», - Юнг не хотел ограничивать своё познавтельный поиск построением некой теории.
«Когда стоит человеку выйти за рамки религии, в которой он был рожден, - как только религия перестает охватывать его жизнь во всей полноте, - душа становится фактором по своему собственному праву, с нею уже не обойтись привычными мерами. По этой причине мы имеем сегодня психологию, основанную на опыте, а не на догмах веры и не на постулатах какой-нибудь философской системы».
То есть, он пытается описать технологию принципов гуманитарной науки. Где важен не только подсчет, логическая выверенность, но и непосредственное осознаниеизучаемого:
«Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу».
Мандала, круг, цикл, гороскоп, календарь. Юнг не пропускает близость этих феноменов. Очевидно, что наука о душе проистекает из наблюдений древних астрологов, распределявших «типы душ» по кругу.

ПСИХОТИПОЛОГИЯ ДО и ПОСЛЕ  ЮНГА

Литовский психолог Аушра Аугустинавичюте  получила известность, созданием так называемой «соционики», которая представляет собой  «азбуку» из 16 психотипов.
Этим психотипам Ашура Аугустнавичьюте дала имена исторических и литературных персонажей: Дон  Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Гамлет, Шукшин, Жуков, Есенин, Дж.  Лондон, Т.Драйзер, Наполеон, Бальзак, Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен.
  Психотипы литовской ученой произошли от удвоения психотипов Юнга. То есть оппонирующие пары Рациональность-Иррациональность,  Экстраверсия-Интроверсия, Сенсорика-Интуиция,  Этика-Логика,  перемножаясь друг на друга (2х2х2х2) дали 16 типов.
Система соционики получила популярность как игровое психологическое исследование. Соционика показывает как определить «свой» психотип  и как этот психотип корреспондирует с другими типами: дополнение, полудополнение, полная пртивоположность, миражность, зеркальность, конфликт, ревизия, ревизуемость, активация, тождество итак далее, так что получается логически и даже математиченская выстроенная система, проиллюстрированная таблицами.
Комменаторы соционики подсказывают, что терминологии применяемая в системе отличается от принятых ассоциаций терминов: например, в оппозиции находятся понятия Логика и Этика. В данной системе эти понятия имею особый психотипитический смысл.
Сам интерес к системе со стороны непрофессиональных и духовно-эзотерических групп указывает на её не вполне научный характер. Тем не менее, это интересный опыт систематизации.

СОЦИОНИКА И ГОРОСКОП

Психологические принципы соционика очень напоминают астрологические характеристики. При этом не совпадает с психотипами восточного гороскопа по кратности. Но если соотнести шкалу Юнга со шкалой восточного гороскопа, то общее сходство обнаруживаются.
«Интуиция» соответствует Быку,
«Этика»  - Тигру и Коту,
«Экстраверсия» – Дракону,
«Рациональность» – Змее и Лошади,
«Сенсорика» – Овце,
«Логика» –  Обезьяне и Петуху,
«Интроверсия» – Собаке,
«Иррациональность»  - Кабану и Крысе.
Что является причиной образования системы психотипов, каков принцип классификации,  ни Юнг, ни Агустинавичьюте не объясняют.
Логика китайского гороскопа подсказывает что «пситхотипы» ничто иное как шкала, описывающая ассимектричные живые системы. Эта шкала может на личность накладывать не единожды. У человека может быть стилевой психотип, идеологический психотип, тактический психотип. Психотипнуюя шкалу можно наложить на возрастную сетку, на «реку истории». Психотипная шкала может быть наложена на глобус ойкумены, и стало быть, личность может отражать менталитет местности. Юнговская традиция абстрагируется от всего объема личностых показателей и отождествляет измерительную шкалу с типом личности.
Восточный же гороскоп подсказывает и логику образования классификации. Круг психотипов образованы известной на востоке триадой модусов гуг (тамас- -саттва-раджас). Сами же модусы суть формы психофизиологического поведения.

САТТВА ( благость, белое) рефлексия, когнитивность
РАДЖАС (страсть, красное) возбуждение, энергия
ТАМАС (невежество, черное) торможение, спонтанность

Китайские гороскопические звери не символы, а метафоры, эпитеты психотипов. Повадки и свойства животных действительно рисуют то или иное психический тип. Приведенная ниже таблица приводит соответствие знаков гороскопа психологическим свойствам и акцентам физиологической деятельности мозга.

№ * знак * психологическое свойство * торможение * рефлексия * возбуждение
1  * БЫК упорство *  70% 15% 15%
2  * ТИГР решительность * 60% 30% 10%
3  * КОТ спокойствие * 49% 49% 2%
4  * ДРАКОН наблюдательность * 30% 60% 10%
5  * ЗМЕ Я справедливость * 15% 70% 15%
6  * ЛОШАДЬ коммуникабельность * 10% 60% 30%
7  * ОВЦА рациональность * 2% 49% 49%
8  * ОБЕЗЬЯНА изобретательность * 10%  30% 60%
9  * ПЕТУХ энергичность * 15% 15% 70%
10 * СОБАКА целеустремленность * 30% 10% 60%
11 * КАБАН сосредоточенность * 49% 2% 49%
12 * КРЫСА смелость * 60% 10% 30%

Восточная психология, как видим, использовала тернарные структуры, а юнгианцы ради математизирования своих теорий предпочли бинарные структуры.  Но тернарная структура восточной психологии является не случайной, не просто традиционной. Она позволяет точнее прочитывать объекты  с асимметричной (качественно изменяющейся) семантикой.  Более акцентуированными являются нечетные знаки, они образованы одним качеством: например БЫК – это торможение, а ОВЦА – минус-торможение. Четные знаки имеют дополнительный определитель: например ОБЕЗЬЯНА и СОБАКА одинаково выражены как энергичные, возбужденные психотипы, но ОБЕЗЬЯНА более рефлективна, а  СОБАКА обладает более выраженным торможением.
Настоящая статья написана автором за две недели до возраста 52 года 4 месяца, имеющего психотипический индекс ЗМЕЯ-ЗМЕЯ-ЗМЕЯ (тройная рефлективность). Таким образом, нам по гороскопическим причинам удалось увидеть архетипную структуру самих архетипов Юнга и его последователей.