Азбука хорошего тона 2. эко умберто

Андрей Козлов Кослоп
УМБЕРТО ЭКО. ЭЛИТА + МАССКУЛЬТУРА

Когда российский культуролог Вадим Руднев рассуждает о свойствах современной или точнее пост-современной культуры, он как раз приведит пример Умберто Эко, в творчестве которого совместились две крайности элитарное и массовая культура.
Интеллектуалы
Эко – тот, кто без сомнения принадлежит к европейской интеллектуальной элите. Так что, когда во Франции Миттеран устроил конференцию, где интеллектуалам предлагалось указать выходы из кризиса, Эко там появился среди прочих, но выступление его оказалось самым коротким:
«Интеллигенция не должна справляться с кризисами, интеллигенция должна устраивать кризисы».
Сразу-то и непонятно. Околоинтеллектуальное общество почесало затылок. Но Эко не шутил. Просто тут-то и оказалась зарытой собака. Общество находится в некой иллюзии относительно науки и назначения интеллектуалов.
Интеллигент должен устраивать даже «своим», инте для Короткое выступление.
Кризисы интеллигент должен устраивать «своим». На одном из партийных съездов он как-то заявил: «Нужно критиковать единомышленников, даже под угрозой расстрела». Таков радикальный взгляд Умберто Эко на интеллектуала. Интеллектуал -  наблюдатель и резонер. Ещё одно назначение – кроме  суровой критики – просвещенная популяризация.
Обыденное понимание интеллектуала как «пролетария умственного труда» Эко не подходит. Он раскрывает для этого природу «интеллектуальной функции». Эта функция - новаторство в сочетании с критикой и самокритикой. Можно сказать, что Гитлер проводил интеллектуальную работу, сочиняя «Майн кампф»… Но это лишь креативность спящего разума, способности к самокритике Гитлер как раз и не демонстрировал.
Дух дышит где хочет. Зрелость культуры в способности принимать инакое.  Эко цитирует своего итальянского коллегу Магриса: «Плюрализм – соль жизни, демократии и культуры – не являет собой серию миров, замкнутых друг в друге, не знающих друг о друге. Он состоит во встрече миров. В диалоге миров, в сравнении миров с мирами».
Политический бомонд раздражается, когда интеллигенция функционирует последовательно. Правые обвиняют в том, что она разменивается, выходя на политическое ристалище, а левые требуют (вспомним Ленина с его «партийностью в литературе») подчиниться принципу классовости. Но Эко приводит формулу Норберто Боббио: «Можно быть беспристрастным не придерживаясь нейтралитета». Интеллектуал не обязан быть «партийным», но также и не обязан быть «беспартийным».
Просто в любом состоянии его, интеллигента, задача – «сеять сомнения, а не охотиться за истинами». Политолог или рекламщик в понимании Эко не является вовсе «интеллигентом». Ведь ни один рекламщик не отважится признать, что его порошок стирает хуже конкурентного…
Эко отрывает функцию интеллигента от прикладной поденщины, но вместе с тем интеллектуализм для Эко – вовсе не «башня из слоновой кости». Он действительно смотрит на интеллект прагматично. Потому-что «невежество» - проблема проблем.
«Мир глобализован, но размеры невежества в нем такие жуткие».
В 1844 году с изобретение азбуки Морзэ закончилась «Гуттеннбергова галактика».
Современный мир уже является электронной галактикой.  - «галактикой Маркони». Казалось бы, наступила эра света. Но наступила-то эпоха масс культуры.
«New age» и СМИ
Эко присматривается к тому факту, что в наше просвещенное время люди во что только не верят. Верят Дену Брауну, верят даже … в добросовестность СМИ. Эко афористично оценивает это явлеие: «Те кто больше не верят в Бога, верят во все подряд».
Разоблачители эзотерических «уток» и фальшивок делают наглядно и аргументировано. Казалось бы, приемы «магов» разоблачены, но колдуны (в нашем контексте – экстрасенсы и целители) собирают много большую аудиторию. Трезвый научный взгляд сдвинут на периферию.
Самый же неприятный из «магов» современного мира - это не астрологи с прорицателями, а СМИ, к которым у Эко две претензии: СМИ (особенно ТВ) размывают этическое и дают искаженное представление о науке.
«У меня рождается чувство,- читаем мы в книге Эко «Полный назад!», - что один из главных абсурдов массового общества, общества, основанного на засилье прессы, телевидения и Интернета, - это добровольный отказ от privacy». 
Люди приходят на ток-шоу, сплетничают, сами охотно соглашаются быть  предметом сплетни. Причем, это становится признаком высокого общественного статуса: «Телевизионный недоумок становится эталоном жизни».
Конфиденциальность (придя в противоречие с интересами СМИ)  перестала быть ценностью. Общество стало инфантильным, теперь снова надо воспитывать представление о сдержанности по отношению к себе и к другим.
СМИ также как и «нью-эйдж» не различают науку от технологии. И тем самым запутывают публику. «Технология – это когда предлагается все и сразу. А наука движется постепенно».
Магия означает веру, будто можно перескочить в быстром темпе с причины в результат, опустив промежуточный процесс.
«Технология также из кожи вон лезет, чтобы затушевать порядок причин и следствий, сделать вид, что причин не существует, что все вершится само собой, волшебно… СМИ живописует науку как такую вот магию».
Новое в итальянской политике
Италия времен «деспотизма» Берлускони заставила Эко заняться расшифровкой кодов современной политики. Тут он увидел нечто «новое» и «опасное», которое он называет или «неполноценной демократией», или «медийным деспотизмом», или «популизмом», «который через голову парламента тщится установить плебисцитарную и прямую связь харизматического лидера с толпой». 
Берлускони получил контроль над шестью основными телеканалами – и всего-то. Никто же не поведет кампанию против собственного владельца. Этот медийный деспотизм с приличным лицом, вроде бы, «позволяющий говорить все», опаснее по мнению Эко «приснопамятного каудильо».
«Я имею ввиду правительство, основанное на популистской демагогии, усиленное одной-единственной частной кампанией, заботящейся о собственных приватных интересах. Незнакомый до сих пор новый вариант, по крайней мере в европейской политике. Эта новая сила коварнее и технически оснащеннее, нежели любая из популистских элит и диктатур Третьего мира».
Технологии, при помощи которых берлускониизм пришел к власти, по наблюдениям Эко, воспроизводят «пра-коммунистические» практики левых 68 года, только теперь их оседлала партия капиталистов. Эко печально и иронично резюмирует: «Вперед, товарищи!».
Левые в Италии, на Западе и у Эко  – это скорее демократические силы. Но и эти вменяемые западные социал-демократические левые, также интеллектуально неадекватны, они по сей день толкуют о «мифическом рабочем классе», по-прежнему надеются на «идейность» масс. 

ПРО ЛОТМАНА ЧИТАТЬ ТУТ:
http://www.proza.ru/2010/11/17/440